Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «__ » августа 2018_ г _________ Г.В.Голубева
Протокол № приказ от « 01 » сентября 2018 г №348
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
"Риторика"
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чехранова Яна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2018г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога
|
Чехранова Яна Сергеевна |
Вид программы
|
модифицированная |
Тип программы
|
общеразвивающая |
Образовательная область |
|
Направленность деятельности |
Социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования
|
практический |
Уровень освоения содержания
|
стартовый |
Уровень реализации Программы
|
начальное общее образование |
Формы реализации Программы
|
групповая |
Продолжительность реализации программы
|
1 год |
Не для школы, а для жизни мы учимся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования /2004 г/, Примерной программы начального общего образования по риторике и Программы начального общего образования по риторике «Детская риторика в рассказах и рисунках» под руководством Т.А.Ладыженской /"Примерные программы для начальной школы", Москва, Дрофа, 2008 г, 187 c./
Актуальность программы.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по всем разделам изучения данного предмета. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
5. По каждой теме прописаны виды познавательной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы.
Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то в резкой форме, замыкаются в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующем снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад является творчество. Замечено, что творческий процесс значительное психотерапевтическое средство. Отрицательные эмоции – всегда разрушение: рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А cтроить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций ставятся сами занятия творчеством.
Отличительные особенности программы
В структуре курса «Детская риторика» можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когдаговорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности.
В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Срок реализации программы и режим занятий
На изучение программы кружка «Риторика» в 4 классе предусмотрен 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
Курс риторики в школе – практический, так как, чтобы научить ученика эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики учащиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как беседа, вступительное и заключительное слово учителя и др.
Особое место занимают специфические приемы работы:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и др.).
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (не обязательно все на каждом уроке):
ü Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомните грустные стихи. Кто почитает?» и др.;
ü Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
ü Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимают усталость, поэтому проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить их так, чтобы они видели друг друга. Для этого можно просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник… Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик или идёт обсуждение, необходим магнитофон для записи высказываний детей. Очень результативно использование видеомагнитофона - увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи, сделать самостоятельно необходимые выводы.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Задачи курса детской риторики:
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
- Научить оценивать свою и чужую речь; - правильно и грамотно общаться; - знать виды и этапы речевой деятельности, речевые жанры; - строить правильную беседу, спор, дискуссию, ответ на уроке; - создавать тексты с учётом особенностей речевой ситуации;
|
- развивать внимание, воображение, мышление, память, речь; - развить навыки общения, коммуникативных способностей.
|
-воспитать у детей самостоятельность и аккуратность; - сплотить детский коллектив через совместные творческие дела.
|
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни
Учебный план
№ |
Тема урока |
Кол часов |
Форма аттестации, контроля |
||
всего |
теор |
прак |
Опрос, исследование видеофильм, риторические задачи; риторические игры.
|
||
1 |
Раздел ОБЩЕНИЕ |
|
|
||
1.1 |
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. |
2
|
1 |
1 |
|
1.2 |
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). |
2 |
1 |
1
|
|
1.3 |
Особенности говорения. |
1 |
1 |
|
|
1.4 |
Речевые отрезки и паузы. |
1 |
1 |
|
|
1.5 |
Успокоить, утешить словом. |
1 |
1 |
|
|
1.6 |
Утешить – помочь, утешить – поддержать. |
1 |
|
1 |
|
1.7 |
Какой я слушатель. |
1 |
1 |
|
|
1.8 |
Я – читатель. |
1 |
1 |
|
|
2. |
Раздел ТЕКСТ |
|
|
||
2.1 |
Типы текстов. |
1 |
1 |
|
Обсуждение риторический анализ устных и письменных текстов просмотр презентаций риторические задачи |
2.2 |
Яркие признаки текста. |
1 |
1 |
|
|
2.3 |
Абзацные отступы, завершающий абзац. |
1 |
1 |
|
|
2.4 |
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. |
1 |
1 |
|
|
2.5 |
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. |
1 |
1 |
|
|
2.6 |
Знаки-символы и знаки-копии. |
1 |
1 |
|
|
2.7 |
Опорные конспекты. |
1 |
1 |
|
|
2.8 |
Составляем опорный конспект. |
1 |
|
1 |
|
2.9 |
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. |
1
|
1 |
|
|
2.10 |
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). |
1 |
1 |
|
|
2.11 |
Во-первых, во-вторых, в-третьих … |
1 |
1 |
|
|
2.12 |
Вступление и заключение. |
1 |
1 |
|
|
3. |
Раздел РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ |
|
|
||
3.1 |
Словарная статья. |
2 |
1 |
1 |
Игра-соревнование |
3.2 |
Рассказ.Хочу рассказать. |
2 |
1 |
1 |
|
33 |
Служба новостей, что такое информация. |
1 |
1 |
|
|
3.4 |
Газетная информация, факты, события и отношение к ним. |
1 |
1 |
|
|
3.5 |
Информационные жанры: хроника, заметка. |
1 |
1 |
|
|
3.6 |
Подпись под фотографией. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Раздел ОБОБЩЕНИЕ |
|
|
Защита проекта
|
|
4.1 |
Говорю, пишу, читаю, слушаю. |
1 |
|
1 |
|
4.2 |
Речевые жанры. |
1 |
1 |
|
|
4.3 |
Этикетные жанры и слова вежливости. |
1 |
|
1 |
|
4.4 |
Этикетные диалоги, речевые привычки. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Подведение итогов Всего |
1 36 |
25 |
1 11 |
Содержание рабочей программы
РАЗДЕЛ 1 «ОБЩЕНИЕ»-11 часов
Тема 1.1. Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
Теория. Компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем?
Практика. Развитие умений общаться, воспитание вежливого обращения к товарищам. Работа с текстами.
Тема 1.2. Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).
Теория. Вежливые слова. Дать понятия, как улучшить общение.
Практика. Работа по заданиям книги.
Тема 1. 3. Особенности говорения.
Теория. Несловесные и словесные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест).
Тема 1.4. Речевые отрезки и паузы.
Теория. Дать представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении
Тема 1.5. Успокоить, утешить словом.
Теория. Как оказать поддержку, помощь словом.
Тема 1.6. Утешить – помочь, утешить – поддержать.
Практика. Проблемные задания. Работа по составлению диалогов.
Тема 1.7. Какой я слушатель.
Теория. Уметь обсудить свою роль.
Тема 1.8. Я – читатель.
Теория. Оценивать себя как читателя.
Раздел 2 «ТЕКСТ»-12часов
Тема 2.1. Типы текстов.
Теория. Развитие умений различать типы текстов. Работа с текстами.
Тема 2.2. Яркие признаки текста.
Теория. Развитие умений составлять текст. Работа с текстами.
Тема 2.3. Абзацные отступы, завершающий абзац.
Теория. Дать представление о начальном предложении, завершающем абзаце. Уметь делать выводы
Тема 2.4. Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
Теория. Уметь делать устные, письменные предостережения.
Тема 2.5. Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
Тема 2.6. Знаки-символы и знаки-копии.
Теория. Дать представление об информационных, запрещающих, предупреждающих знаках.
Тема 2.7. Опорные конспекты.
Теория. Дать понятие «опорный конспект», развитие умений выполнения опорного конспекта.
Тема 2.8. Составляем опорный конспект.
Практика. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.
Тема 2.9. Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка.
Теория. Описание разных стилей Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер.
Тема 2.10. Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
Теория. Вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.
Тема2 .11. Во-первых, во-вторых, в-третьих …
Теория. Рассуждение с несколькими доказательствами.
Тема 2.12. Вступление и заключение.
Теория. Факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств .
Раздел 3 «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» -8 часов
Тема 3.1. Словарная статья
Теория. Понятие « Словарная статья».
Практика. Анализировать словарную статью.
Тема 3.2. Рассказ. Хочу рассказать.
Теория. Рассказ (устный и письменный) о памятных событиях жизни.
Практика. Анализировать типичную структуру рассказа.
Тема 3.3. Служба новостей, что такое и
Тема3 .4. Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Тема 3.5. Информационные жанры: хроника, заметка.
Тема 3.6. Подпись под фотографией.
Теория. Информация о самом событии и отношение автора к событию, особенности содержания и речевого оформления информационных, информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям, хроника, информационная заметка в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресат.а
Раздел 4 «ОБОБЩЕНИЕ»-5 часов
Тема 4.1. Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Практика. Работа по алгоритму.
Тема 4.2. Речевые жанры.
Теория. Дать представление о речевых жанрах
Тема 4.3. Этикетные жанры и слова вежливости.
Практика. Уметь делать отказ, благодарность, запрет, извинение, поздравление.
Тема 4.4. Этикетные диалоги, речевые привычки.
Практика. Составление этикетных диалогов.
5. Подведение итогов 1 час
Интеллектуальный марафон.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими (наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения), получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий (целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий, научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком, таблицей), овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами.
Использование программы «Риторика» позволит достичь следующих результатов:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Ø осознание роли речи в жизни людей; Ø оценивание некоторых высказываний людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; Ø объясние некоторых правил вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
|
ü соблюдение некоторых правил вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; ü умение высказываться на заданную тему; ü ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; ü самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; ü учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; ü делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
|
Ø Сформировать умение различать устное и письменное общение; Ø различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; Ø анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; распознавать и вести этикетный диалог; Ø отличать текст от набора предложений, записанных как текст; Ø находить по абзацным отступам смысловые части текста; Ø выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; Ø осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; Ø выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; Ø сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; Ø сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
|
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
· Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Итоговый:
- публичные выступления ребёнка;
- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
- решение риторических задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения учителя во внеурочное время)
· Самооценка и самоконтроль определение учеником границ
своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
· Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
· Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения на уроках риторики, относятся:
· цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
· компьютеры (желательно, с выходом в Интернет)
· проектор
· интерактивная доска и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
Þ анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
Þ редактирование (взаиморедактирование);
Þ создание текста, его коллективное обсуждение;
Þ создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
Þ создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
· классных газет и журналов (компьютер);
· фотоальбомов (фотоаппарат);
· DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения
Учебная литература для учителя
№ |
Автор, год издания |
Название пособий |
Вид пособия |
1 |
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г |
“Детская риторика. В рассказах и рисунках” |
Учебник для 4 класса |
2 |
Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г |
“Уроки риторики в школе» |
Книга для учителя |
3. |
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. |
Сборник программ |
|
4. |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
5. |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
6. |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ |
Автор, год издания |
Название пособий |
Вид пособия |
1 |
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2011 г |
“Детская риторика. В рассказах и рисунках” |
Учебник для 4 класса в 2-х частях. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «__» августа 2018г _________ Г.В.Голубева
Протокол №___ приказ от «__ » сентября 2018г №__
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Риторика»
Педагог Чехранова Я.С.
Количество часов: всего 36; в неделю 1 час
Учебный график составлен на основе рабочей программы, утвержденной на заседании Методического совета протокол №__ от ________2018г.
г. Жердевка, 2018г
Календарный учебный график
№ |
Дата |
Время |
Форма занятий |
|
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|
|
Раздел 1 «ОБЩЕНИЕ» |
|
|||
1-2 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
2 |
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
|
МБОУ «Жердевская СОШ» |
опрос, тренировочное упражнение практическая работа |
3-4 |
|
|
рассказ-беседа, самостоятельная работа, игра |
2 |
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм, риторические задачи; риторические игры.
|
5 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Особенности говорения |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Просмотр презентаций риторические игры.
|
6 |
|
|
рассказ, тренировочное упражнение |
1 |
Речевые отрезки и паузы |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм, риторические задачи;
|
7 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Успокоить, утешить словом. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение– риторический анализ устных и письменных текстов;
|
8 |
|
|
рассказ-беседа, игра тренировочное упражнение |
1 |
Утешить – помочь, утешить – поддержать. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм, риторические задачи; риторические игры.
|
9 |
|
|
игра тренировочное упражнение |
1 |
Какой я слушатель |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение риторические задачи;
|
10 |
|
|
игра тренировочное упражнение |
1 |
Я – читатель |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
риторические задачи |
|
|
|
|
Раздел 2 «ТЕКСТ» |
|
||
11 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Типы текстов |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
риторические игры |
12 |
|
|
самостоятельная работа тренировочное упражнение |
1 |
Яркие признаки текста. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение риторические задачи; риторические игры |
13 |
|
|
игра тренировочное упражнение |
1 |
Абзацные отступы, завершающий абзац.
|
МБОУ «Жердевская СОШ» |
риторические игры |
14 |
|
|
тренировочное упражнение |
1 |
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение– риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи |
15 |
|
|
рассказ-беседа, самостоятельная работа игра |
1 |
Знаки вокруг нас, дорожные знаки |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение– риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи |
16 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Знаки-символы и знаки-копии. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Просмотр презентаций риторические задачи |
17 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Опорные конспекты |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Просмотр презентаций риторические задачи |
18 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Составляем опорный конспект |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
риторические задачи; риторические игры.
|
19 |
|
|
рассказ-беседа, игра |
1 |
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
риторические задачи |
20 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение, риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи |
21 |
|
|
рассказ тренировочное упражнение |
1 |
Во-первых, во-вторых, в-третьих … |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
анализ устных и письменных текстов;
|
22 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Вступление и заключение. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение; риторические задачи |
|
|
|
|
Раздел 3 «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» |
|||
23 24 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
2 |
Словарная статья |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение,; риторические задачи |
25 26 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
2 |
Рассказ. Хочу рассказать. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение,риторический анализ устных и письменных текстов;
|
27 |
|
|
рассказ-беседа, игра |
1 |
Служба новостей, что такое информация. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Просмотр презентаций риторические задачи |
28 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Газетная информация, факты, события и отношение к ним. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение риторические задачи; риторические игры |
29 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Информационные жанры: хроника, заметка. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Просмотр презентаций риторические задачи |
30 |
|
|
рассказ-беседа, самостоятельная работа |
1 |
Подпись под фотографией. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение риторические задачи; риторические игры |
|
|
|
|
Раздел 4 «ОБОБЩЕНИЕ» |
|||
31 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Говорю, пишу, читаю, слушаю. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение; риторические игры |
32 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Речевые жанры. |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение риторические задачи;
|
33 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
1 |
Этикетные жанры и слова вежливости |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
обсуждение риторические задачи;
|
34 35 |
|
|
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
2 |
Этикетные диалоги, речевые привычки.
|
МБОУ «Жердевская СОШ» |
видеофильм обсуждение риторические задачи; риторические игры |
36 |
|
|
игра |
1 |
Подведение итогов |
МБОУ «Жердевская СОШ» |
Интеллектуальный марафон |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.