ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Чистый голос»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Чистый голос»

Оценка 4.8
docx
музыка
Взрослым
10.02.2021
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Чистый голос»
Программа Чистый голос.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

Принята на заседании                                        Утверждаю:      

 методического совета                                         Врио директора

МОБУ ДО ДДТ «Радуга»                                   МОБУ ДО ДДТ «Радуга»                       

от «___»______20 ____г.                                     _______  Бикмухаметова Р.С.           

Протокол №______                                             «____»_______20__г.                                                              

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Чистый голос»

 

 

 

 

 

 

Возраст детей: 7-16 лет 

Срок реализации: 3 года

 

 

 

Автор-составитель:

Трофимова Жанна Александровна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

2020 год


Пояснительная записка

Образовательная  программа «Чистый голос» кружкового объединения «Непоседы», является модифицированной художественной направленности, разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д. Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей».

Данная программа

по направленности является художественной, так как направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления;

по целевому назначению является общеразвивающей, так как обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в области моделирования, конструирования и технологии изготовления швейных изделий;

по содержанию и видам деятельности является профильной, так как содержит одну образовательную область;

по степени авторства является модифицированной(адаптированной), так как разработана на основе типовой рабочей программы кружка «Швейное дело» автор Мурашкина Д.К. и изменена с учетом собственного видения предмета;

по уровню освоения является общекультурной, так как  предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в швейном деле, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности;

по сроку реализации является долгосрочной, рассчитана на три года;

по особенностям развития является общей, так как ориентирована на широкий контингент кружковцев;

по уровню освоения является базовой, так как направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом кружкового объединения.

Срок реализации  программы – 3 года. Возраст детей 7–16 лет.

Актуальность программы

Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Голос», «Битва хоров» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Кроме того, пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа дополнительного образования детей «Чистый голос».

Новизна программы

Программа  разработана   для  обучающихся, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств  воспитания детей. Знакомство с вокальным искусством повышает интерес к музыке вообще, вокал способствует развитию многих положительных качеств, помогает застенчивости, скованности, расширяет кругозор, воспитывает волю, чувство товарищества, ответственности перед коллективом, стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления. В процессе занятий вокалом ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.

Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вокал имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает одно из ведущих мест в музыкальной культуре. Необходимо создавать доброжелательную атмосферу, позволяющую ребенку развиваться творчески, открывать возможности, расширять культуру кругозора.

Для обучения необходимо:

- наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма;

- здоровый голосовой аппарат.

Перед началом обучения педагог должен проверить:

- диапазон голоса;

- музыкально-вокальные данные;

-исполнение вокального произведения (народная песня, произведение современного композитора);

- чтение стихотворения, басни, прозы;

- хореографические данные (станцевать любой танец).

Педагогическая целесообразность программы

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ педагога.

3.Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6.Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого обучающегося.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа обучения вокалу ставит своей целью дать возможность обучающимся  получить основы вокального и музыкального образования.

Занятия призваны развивать у обучающихся:

- общий культурный и музыкальный уровень;

- основные певческие навыки;

- устойчивое дыхание на опоре;

- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

- высокую вокальную позицию и точное интонирование;

- дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию.

Цель программы – формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с приёмами сольного и ансамблевого пения;

-  познакомить с приёмами использования при пении мягкой атаки звука;

- познакомить обучающихся с народной песней, произведениями советских и современных композиторах;

- познакомить с приемами художественной выразительности исполнения, работы над словом, раскрытия художественного содержания, выявления стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, вхождением в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью);

- ознакомить с техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- ознакомить с азами  сценического движения,  

- познакомить с правилами  работы с микрофоном;

-познакомить с сельскохозяйственными профессиями через музыкальные произведения.

Развивающие:

- развивать гармонический и мелодический слух;

- совершенствовать речевой аппарат;

- развивать вокальный слух;

-  развивать певческое дыхание;

- развивать преодоление мышечных зажимов;

- развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развивать гибкость и подвижность мягкого нёба;

- расширить диапазон голоса;

- развивать умение держаться на сцене;

-развивать у обучающихся элементарные представления о сельскохозяйственной деятельности человека при помощи песен и музыкальных игр.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус обучающихся;  

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- воспитать чувство ансамбля;

-способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

 -воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность ;

 -воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Занятия в вокальном кружковом объединении способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда обучающиеся вокального кружкового объединения принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа «Чистый голос» предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Образовательная программа кружкового объединения «Непоседы» примерно раскрывает содержание занятий, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. В программу включены музыкальные произведения на сельскохозяйственную тематику, с помощью которых обучающиеся познакомятся с сельскохозяйственными профессиями. В  репертуар обучающихся введены песни патриотической направленности, прославляющие сельскохозяйственную культуру, родное село.

Данная программа является адаптированной для детей с ОВЗ: слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, так как созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность для детей с ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование.

Организационные условия реализации программы

Возраст детей 7-16 лет.  Разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружковом объединении. Дети разделены на три группы. 

Особенности набора детей: в объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный, приветствуется наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в кружковом объединении. 

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 140 часов.

Количество часов в неделю –  4    часа.

Периодичность занятий в неделю –  2  раза.

Продолжительность занятия – 45  минут

Перерыв между занятиями – 10-15 минут

Отдых детей в перерыве между занятиями организует педагог. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.

Наполняемость группы.

10-15 человек.

Место проведения занятий.

1.Кабинет для занятий;

2.Актовый зал;

Успехи реализации программы возможны:

- если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

- если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

-  если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные  ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

-музыкальные инструменты;

- фортепиано;

- бумбокс;

- ноутбук;

- компакт-диски.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Цель:

-заложить основы вокально-исполнительской деятельности;

Задачи:

-сформирование начальных навыков вокального исполнительства;

- формирование певческой установки;

- формирование навыков певческого дыхания;

-формирование начальных навыков певческой артикуляции;

- формирование навыков интонационно устойчивого пения;

-ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и 
основные правила работы с ним.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение в предмет.

Знакомство с голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

3

7

10

Опрос

2

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

3

12

15

Тестирование

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

4

21

25

Выступление

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

5

15

20

Хоровое пение

5

Элементы сценической хореографии.

2

8

10

Наблюдение

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

15

20

Выступление

7

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

5

35

40

Концерт

 

Итого

27

113

140

 

 

 

Планируемый результат первого года обучения:

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

- владение некоторыми основами музыкальной грамоты, использование голосового аппарата;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять  несложные элементы двухголосия – подголоски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

           (второй год обучения)

Цель:

-расширение параметров вокального исполнительства (расширение
певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всем диапазоне);

Задачи:

-развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
-развитие навыков певческой артикуляции;

-работа над высокой певческой позицией;

-сглаживание переходных звуков;

-формирование ощущения головного и грудного резонирования;

-развитие навыков звуковедения: пение на легато, нон легато, стаккато;

-развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки,
ведущей к форсировке;

-работа над выразительностью сценического образа, передаваемого
через мимику, жесты, пластику движений;

- работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

2

8

10

Опрос

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

5

10

15

Выступление

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

5

10

15

Тестирование

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

2

8

10

Наблюдение

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

5

10

15

Хоровое пение

6

Элементы сценической хореографии.

2

8

10

Наблюдение

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

8

22

30

Выступление

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

5

30

35

Концерт

 

Итого

34

106

140

 

 

Планируемый результат второго года обучения:

- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности

- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(третий год обучения)

Цель:

-расширение параметров сольного вокального эстрадного исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей обучающихся); 

Задачи:

- развитие певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

- развитие навыков певческой артикуляции(формирование свободы и 
подвижности артикуляционного аппарата);

- развитие тембровых возможностей голоса;

- развитие динамических возможностей голоса;

- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

- работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом

Использование певческих навыков.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

2

8

10

Опрос

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

6

14

20

Выступление

3

Знакомство с произведениями

Различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Знакомство с многоголосным пением.

Освоение исполнения бэк-вокал.

2

18

20

Тестирование

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

3

13

16

Наблюдение

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

2

18

20

Хоровое пение

6

Элементы сценической  хореографии.

2

2

4

Наблюдение

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

15

20

Выступление

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

4

26

30

Концерт

 

Итого

26

114

140

 

 

Планируемый результат третьего года обучения:

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;

- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

-участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной деятельности;

- исполнять двухголосные произведения;

- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации

Содержание программы

1.             Введение, знакомство с голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Работа над певческой установкой и дыханием.(10ч.)

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

2.             Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. (15ч.)

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

3.             Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (25 ч.)

Необходимо учить детей пользоваться звуко-усилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

4.             Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.(20ч.)

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

5.             Элементы сценической хореографии, формирование сценической культуры. Формирование чувства ансамбля.(10 ч.)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

6.             Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Работа с фонограммой. (20ч.)

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звуковой усилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

7.             Подготовка и проведение праздников. Концертная  деятельность.(40 ч.)

Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального объединения.

Методические условия реализации программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружковом объединении могут быть различными.

Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые (мелкогрупповые).

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

Словесные: объяснение, рассказ, беседа.

Наглядные: использование аудио иллюстраций, демонстрация педагогом
образца исполнения.

Репродуктивные: тренировочные упражнения, демонстрация видео и аудио материалов.

Поисково-творческие: поиск репертуара, концерты, творческий отчет.

В программе так же применяются методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Стилевой метод: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у участников ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.   В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и обучающегося вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Методические пособия:

- методические пособия по вокалу;

- сборники произведений для вокальных ансамблей;

-наглядный материал для занятий;

- дидактический материал;

- портреты композиторов.

Примерный репертуарный план

 «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

 «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

 «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной

 «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой

 «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой

 «Всё ещё впереди» муз.и сл. А.Ермолов.

 «Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

 «Лети, лето» муз.и сл. Н. Осошник

 «Мы желаем счастья вам» муз.и сл. С. Намина

 «Вместе песню запоём»

 «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

 «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной.

 «Прадедушка» муз.и сл. А. Ермолов.

 «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой

 «Звёзды молчат» муз.и сл. Д. Никольский

 «Планета детства» муз.и сл. В. Цветков

 «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

 «Вороны» муз.муз. и сл. И. Орехов

 «Снова вместе» муз.и сл. В. Цветков

 «Письма» муз.и сл. К. Попов

 «Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов

 «Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан

 «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц

 «Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. ЮЭнтин

 «Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин

 «Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов

 «Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

 «Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

 «Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

 «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной

 «Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис

 «Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов

 «Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

 «Балаганчик» муз.и сл. В. Осошник

 «Лучшее слово на свете» муз.и сл. В. Цветков

 «Танго снежинок» муз.и сл. В. Осошоник

 «Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин

 «Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

 «Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной

 «Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой

 «Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

 «Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой

 «Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 «Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной

 «Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая  литература

 

I. Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»: · Одаренные дети; · Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные; · Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.

 

II. Рекомендуемая педагогическая литература

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. Багадуров В.А.,

3. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М.,

2004.

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998

7. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре

начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

8. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

9.  ОгородновД.,   «Музыкально-певческое  воспитание  детей».

10. Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,

2007.

11. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

12. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

13. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

14.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

15. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

16. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

17. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песеннымрепертуаром. –С.П., 1997.

18. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.

19.  Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

20.  Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.    — М, 2000.

21. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

 

Рекомендуемая литература для детей и родителей

1. З.И. Аникеева, Ф.М. Аникеев  Как развить певческий голос. Кишинев, “ШТИИНЦА”, 1981г.

2. В. Багадуров  «Вокальное воспитание детей», М., 1980..

3. М. Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов для постановки певческого голоса». "Музыка", Ленинградское отделение, 1978.

4. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998. 3.Н.Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка». М., Просвещение, 1968

5. З .Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

6.М. Егорычева   Упражнения для развития вокальной техники, 1980г.

7. И.Исаева «Эстрадное пение», М.,2006

8.Л.Макуорт «Самоучитель по пению», М.,2009

9. Савкова. Как сделать голос сценическим "Искусство", 1968 г.

10.В. Н. Шацкая «Детский голос». М., "Педагогика", 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Образовательная программа «Чистый голос» кружкового объединения «Непоседы», является модифицированной художественной направленности, разработана на основе типовых программ,

Пояснительная записка Образовательная программа «Чистый голос» кружкового объединения «Непоседы», является модифицированной художественной направленности, разработана на основе типовых программ,

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве,…

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве,…

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы

Развивающие: - развивать гармонический и мелодический слух; - совершенствовать речевой аппарат; - развивать вокальный слух; - развивать певческое дыхание; - развивать преодоление мышечных зажимов; -…

Развивающие: - развивать гармонический и мелодический слух; - совершенствовать речевой аппарат; - развивать вокальный слух; - развивать певческое дыхание; - развивать преодоление мышечных зажимов; -…

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда обучающиеся вокального кружкового объединения…

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда обучающиеся вокального кружкового объединения…

Организационные условия реализации программы

Организационные условия реализации программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения)

Планируемый результат первого года обучения: - наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);…

Планируемый результат первого года обучения: - наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);…

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (второй год обучения)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (второй год обучения)

Элементы сценической хореографии

Элементы сценической хореографии

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (третий год обучения)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (третий год обучения)

Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения

Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения

Содержание программы 1.

Содержание программы 1.

Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных

Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных

Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка

Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности

Вальс Победы» муз. А. Варламова,

Вальс Победы» муз. А. Варламова,

Новый год» муз. А. Варламова, сл

Новый год» муз. А. Варламова, сл

Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература

Школяр Л., Красильникова М. Критская

Школяр Л., Красильникова М. Критская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021