Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «Искусство кулинарии»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «Искусство кулинарии»

Оценка 4.7
docx
01.02.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности детского объединения   «Искусство кулинарии»
искусство кулинарии 2020.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г.Ворсма

 

 

 

 

Рассмотрена и принята на

Заседании педагогического совета МБОУ СШ № 1  г.Ворсма

Протокол от 28.08.2020  г. № 1

Утверждаю

Директор МБОУ СШ № 1

г.Ворсма

_______________И.В.Аверин

«___»_________________2020 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной  направленности

детского объединения

 «Искусство кулинарии»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 10-16  лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: 

Зинякова Надежда Александровна,

 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ворсма,

2020 г.

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018 г.)

- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление гл. сан. врача РФ от 04.07.2014)

- СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

- Устав МБОУ СШ № 1 г. Ворсма, а также с учётом психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся и их образовательных потребностей.

Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой человек. Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто узнает помимо рецептуры и техники приготовления еще и историю происхождения блюд и традиций. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Умение хорошо, то есть правильно, вкусно, быстро и экономно готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.

Актуальность программы «Искусство кулинарии» в том, что у учащихся появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний дома. В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы он умел правильно организовать и подготовить праздничный стол. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, если они в детстве научаться проводить торжества, то, становятся взрослыми, смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Занятия позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У учащихся формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их эстетического оформления.

 

Новизной данной   программы является то,  что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности, традиции, народные обычаи, старинные обрядовые блюда.

Учащиеся не просто узнают рецепты приготовления различных блюд, но и узнают истоки происхождения кулинарных традиций. У учащихся целенаправленно формируются определенного объема знания и представления о практической полезности профессии «Повар, кондитер».Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Главный показатель реализации программы – личностный рост каждого ученика, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

Адресат программы. Набор детей осуществляется на добровольных началах, по желанию ребёнка, без учёта степени подготовленности и наличия способности к приготовлению пищи. Программа рассчитана на детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста от 10 до 16 лет.

Цель: создание создание условий для изучения истории возникновения различных блюд и традиций в кулинарии, а также   овладение знаниями, умениями, навыками проводить торжества, семейные мероприятия, традиционные праздники, быть гостеприимными хозяевами.      

 

Задачи:

Предметные:

§  Познакомить с основными инструментами, оборудованием для приготовления пищи

§  Познакомить с особенностями кулинарной обработки различных продуктов технологического процесса и процесса труда;

§  Познакомить с подбором  инструментов, приспособлений и оборудования           с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов.

Метапредметные:

  • Развивать умение творчески подходить к приготовлению пищи, составлению меню,  сервировки стола.
  • Развивать умение осмысливать технологию приготовления блюд, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

 

Личностные:

  • Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об искусстве приготовления пищи,  истоков происхождения кулинарных традиций.
  • Способствовать созданию условий для развития познавательной активности в области кулинарии.

Объем и срок освоения, режим занятий.

 Срок реализации программы: 1 год ,объем:  68 часов в  год,   Занятия проходят 1 раз  в неделю  по 2 занятия продолжительностью 40 минут с перерывом 20 мин.

Формы проведения занятий.

Основной формой обучения являются занятия в устной и практической  формах, предназначена для детей в возрасте с 10 до 16 лет и Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика. 

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

Теоретические занятия  Практические работы  Индивидуальная работа 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся имеют представления:

§  Об основных инструментах, оборудовании для приготовления пищи

§  об особенностях кулинарной обработки различных продуктов технологического процесса и процесса труда;

§  О подборе инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов.

Метапредметные:

У обучающихся развиты   

  • умения творчески подходить к приготовлению пищи, составлению меню,  сервировки стола.
  • У обучающихся развиты    умения осмысливать технологию приготовления блюд, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

Личностные:

§  Обучающиеся знают   об искусстве приготовления пищи, истокахпроисхождения кулинарных традиций. 

§  У обучающихся развита познавательная активность в области кулинарии.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Выявление недостатков, ошибок и успехов в ходе работы учащихся происходит в виде текущего контроля. Контроль осуществляется систематически через проведение устного опроса учащихся, контрольных заданий (Приложение 1)и фиксируется в журнале учета работы педагога дополнительного образования.

Результаты текущего контроля анализируются педагогом дополнительного образования по следующим уровням:

- высокий уровень;

- средний уровень;

- допустимый уровень.

Выявление уровня освоения программы и ее результативности предполагает проведение аттестации. Аттестация учащихся позволяет дать оценку эффективности применяемой методики и по необходимости внести коррективы.

Промежуточная аттестация – это выявление результативности освоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной   программы «Искусство кулинарии» по итогам обучения.

В рамках аттестации проводится оценка теоретической и практической подготовки. Форма аттестации – зачет. Теоретическая подготовка проверяется через опрос, а практическая в виде выполнения контрольного задания.

Задания для проведения промежуточной аттестации

параметров развития детей в искусстве приготовления пищи.

1. Теоретическая подготовка – Опрос:

1.      Расскажите о значении питания для жизнедеятельности организма.

2.      Назовите правила безопасности труда, санитарии и гигиены.

3.      Перечислите виды современной бытовой техники для приготовления пищи в домашних условиях.

4.      Назовите виды овощей

5.      Назовите виды круп

6.      Мясо – это

7.      Способы обработки пищевых продуктов

8.      Какие блюда из молока вы знаете

 

Критерии оценивания опроса

Высокий уровень – учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий.

Средний уровень - учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Допустимый уровень учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.

 

2. Практическая подготовка - Контрольное задание

Приготовить блюдо по желанию    

Критерии оценивания выполнения контрольного задания

Высокий уровень – творческая работа учащегося выполнена качественно в соответствии с предъявляемыми требованиями, в соответствии с техникой выполнения, самостоятельно выполняет творческую идею.

Средний уровень – творческая работа учащегося выполнена качественно, но с небольшими отклонениями от предъявляемых требований, в соответствии с техникой выполнения, отклонения от нормы не имели принципиального значения, при самостоятельной работе требовалась незначительная помощь педагога.

Допустимый уровень творческая работа учащегося выполнена некачественно с нарушением предъявляемых требований, работа выполнялась с отклонениями от техники, внесение элементов творчества в изготовление работы по образцу.

 

Протокол промежуточной аттестации

Название объединения:___________________________________________________

ФИО педагога________________________________________________________

Дата_____________________________________________

ФИ учащегося

Форма аттестации

Опрос

Контрольное задание

Результат

1

Иванова Татьяна

Зачет

высокий

средний

высокий


                                                             Учебный план

 

Курс

Количество часов

Форма аттестации

теория

практика

всего

«Искусство кулинарии»

1 год обучения

18

50

68

зачет

Итого

18

50

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  

 

Тема

Содержание

1 год обучения

Форма текущего контроля

теория

практика

теор.

прак.

итого

 

 1

Вводное занятие. Основы гигиены и санитарии. История возникновения кулинарии.

Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены.

 

2

 

2

Устный опрос

2

Основы здорового образа жизни. Основы рационального питания.

Физиология питания. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье.

Отработка навыков приготовления блюд

1

1

2

 Устный опрос

3

Витамины. Минеральные вещества и здоровье человека. Блюда из овощей и фруктов.

Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания.

 Приготовление блюд из вареных овощей

2

6

8

Контрольное задание

4

Способы обработки пищевых продуктов  

Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Отработка навыков приготовления блюд

2

6

8

 

5

  Технология приготовления

 

блюд из круп.

Составление схем приготовления вязких каш.

Отработка навыков приготовления блюд

2

 6

 8

 

6

Животные продукты питания. Приготовлению блюд из мяса и рыбы.

Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма.

Отработка навыков приготовления блюд

2

6

8

Контрольное задание

7

Молоко и молочные продукты. Блюда из яиц

Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей.

Отработка навыков приготовления блюд

2

6

 8

 

8

Национальная кухня мира. Национальная кухня разных народов

Исторические сведения о национальной кухне разных народов.

Отработка навыков приготовления блюд

4

20

24

Контрольное задание

9

Презентация блюд по кулинарии. Промежуточная аттестация 

Организация выставки «Парад блюд «кулинария здоровья»»

Отработка навыков приготовления блюд

 

2

2

зачет

 

Итого

 

 

19

49

68

 

 

 


Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Искусство кулинарии»

на 2019-2020,   учебный год

Занятия начинаются со 2 сентября и заканчиваются 27 мая текущего года. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Общее число учебных недель- 34. Количество часов: 68  Осенние каникулы с 28 октября по 4 ноября. Зимние каникулы с 30 декабря по 12 января. Весенние каникулы с 23 марта по 29 марта. Летние каникулы с 28 мая по 31 августа. Дополнительные каникулярные дни 2,11 мая. В каникулярный период занятия проводятся по особому расписанию.

 

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 

Всего недель/ часов

02.09-07.09

09.09-14.09

16.09-21.09

23.09-28.09

30.09-05.10

07.10-12.10

14.10-19.10

21.10-26.10

28.10-02.11

05.11-09.11

11.11-16.11

18.11-323.11

25.11-30.11

02.12-07.12

09.12-14.12

16.12-21.12

23.12-28.12

03.01-08.01

06.01-11.01

13.01-18.01

20.01-225.01

27.01-01.02

03.02-08.02

10.02-15.02

17.02-22.02

24.02-29.02

02.03-07.03

09.03-14.03

16.03-21.03

23.03-28-03

30.03-04.04

06.04-11.04

13.04-18.04

20.04-25.04

27.04-02.05

04.05-09.05

11.05-16.05

18.05-23.05

25.05-30.05

 

 1 год

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

 

34/

68

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация –                                      Каникулярный период   –

Ведение занятий по расписанию –                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Искусство кулинарии»

 

 

 

1.      Вводное занятие. Основы гигиены и санитарии. История возникновения кулинарии. Инструктаж по технике безопасности. (2ч)

 

Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.  

 

Кулинария – искусство приготовления пищи. Мировая кулинария за свою историю создала сотни тысяч блюд. Путь кулинарии от примитивного приготовления пищи в древнейшие времена до искусного - в наши дни.

 

2.             Основы здорового образа жизни. Основы рационального питания. (2ч)

Физиология питания. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье. Пути формирования здорового образа жизни. Выявление потребности человека в применении «кулинарии здоровья». Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

3. Витамины. Минеральные вещества и здоровье человека. Блюда из овощей и фруктов. (8ч.) Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище. Макро- и микроэлементы. Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение.

 

4. Способы обработки пищевых продуктов (8ч.)  Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару. Схема приготовления винегрета, салата с черносливом. Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов. Приготовление здоровой пищи из сушенных, замороженных и консервированных другими способами продуктов.

 

Технология приготовления  квашенной капусты.

 

 

5. Технология приготовления блюд из круп. (8ч.) Составление схем приготовления вязких каш. Приготовление пшенной каши с тыквой, гурьевской каша, гречневой ит.д..

 

6.  Животные продукты питания. Приготовлению блюд из мяса и рыбы. (8ч.)  Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания. Варианты приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов. Приготовление мясных и рыбных блюд. Перечень блюд: запечённое мясо с овощами, рыбная запеканка.

 

 

 

7. Молоко и молочные продукты. Блюда из яиц (8ч.)

 

 

 

 

 

 

 

Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи. Блюда из молока и молочных продуктов. Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии. Приготовление блюд из яиц (яйцо в мешочек).

 

8. Национальная кухня мира.   (24ч) Исторические сведения о национальной кухне разных народов. Изучение особенностей приготовления пищи у разных народов и связь с обрядовой национальной кухней. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд.

Кавказская кухня (хачапури).

Блюда кавказкой кухни. Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд.

 

Украинская кухня (ватрушки).

Блюда украинской кухни. Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд.

 

Пицца. Вкус Италии в вашем доме

 

История появления пиццы уходит корнями в глубь тысячелетий. Лепешка с начинкой является почти такой же древней, как вся история человечества. Независимо от места рождения подобных лепешек, на протяжении долгого времени это непритязательное блюдо считается едой итальянских бедняков. Рецепты пиццы от традиционных до оригинальных.

 

Пельмени, равиоли, хинкали, манты

 

Пельмени – блюдо из теста с начинкой из мяса, рыбы, овощей или их смеси со специями. Пельмени с китайскими корнями. Свои «пельмени» у народов мира. Особый вкус сибирских пельменей. Традиций лепки «счастливого» пельменя. Равиоли – итальянские пельмешки Хинкали – это знаменитое грузинское блюдо можно условно считать пельменями. Манты – ещё одна разновидность пельменей с азиатским корням. Лепка пельменей – финальная и самая творческая часть в их изготовлении. Суп – фундамент обеда.

 

Суп — жидкое блюдо (обычно первое), распространённо во многих странах. Суп, как блюд, сложился не более 400—500 лет назад. Распространение супа связано с развитием посуды. Похлебки – жидкие блюда русской кухни. «Щи, да каша – пища наша». Рецепты наиболее распространенных жидких блюд.

9.   Презентация блюд по кулинарии Промежуточная аттестация Организация выставки «Парад блюд «кулинария здоровья»» (2ч)

 

 

 

 

 

 


Материально-техническое оснащение

Кабинет кулинарии с оборудованием: столы, стулья, доска школьная, книжный  каф, ноутбук, проектор, экран, плита электрическая с жарочным шкафом, блендер, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, чайник заварной, набор ножей, столовый сервиз, чайник,; косынки, фартуки.

 

Список литературы:

 

 

1.Русская кухня. 1000 любимых рецептов. – М.: ЭСТ – ПРЕСС КНИГА,2002.

 

Электронные ресурсы:

1.        http://kedem.ru/history/1

2.          http://techno-od.livejournal.com/36892.html

3.        https://www.russianfood.com/recipes/bytype/?fid=15

4.        https://yummybook.ru/category/nacionalnye-blyuda

5.         

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 1

 

 

Оценочные материалы

 

 

Задания для проведения промежуточной аттестации

Опрос:

1. Правила техники безопасности при приготовлении пищи.

2 Первичная обработка продуктов.

3. В чем заключается тепловая обработка продуктов?

4. Как сервировать стол к обеду?  

 

Дети, выполнившие всё правильно или допустившие 1-2 ошибки - высокий уровень; 3-4ошибки - средний уровень; более 4 ошибок - допустимый уровень.

 

Раздел программы

Задание

Вводное занятие. Основы гигиены и санитарии. История возникновения кулинарии.

Мытье посуды

Витамины. Минеральные вещества и здоровье человека. Блюда из овощей и фруктов.

Составить меню

Животные продукты питания. Приготовлению блюд из мяса и рыбы.

Приготовить блюдо по выбору

Национальная кухня мира. Национальная кухня разных народов

Приготовить блюдо по выбору

 

Высокий уровень – полностью владеет техническими навыками и умениями, самостоятельно выбирает пряжу и крючки, самостоятельно читает схемы и выполняет изделие.

Средний уровень – испытывает затруднения в применении технических навыков и умений, испытывает затруднения в выборе пряжи и крючка,  в чтении схем.  

Допустимый уровень – пользуется помощью педагога, использует не более 2-3 приемов вязания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с нормативными документами: -

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с нормативными документами: -

Цель : создание создание условий для изучения истории возникновения различных блюд и традиций в кулинарии, а также овладение знаниями, умениями, навыками проводить торжества, семейные мероприятия,…

Цель : создание создание условий для изучения истории возникновения различных блюд и традиций в кулинарии, а также овладение знаниями, умениями, навыками проводить торжества, семейные мероприятия,…

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Протокол промежуточной аттестации

Протокол промежуточной аттестации

Учебный план Курс

Учебный план Курс

Рабочая программа №

Рабочая программа №

Молоко и молочные продукты. Блюда из яиц

Молоко и молочные продукты. Блюда из яиц

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство кулинарии» на 2019-2020, учебный год

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство кулинарии» на 2019-2020, учебный год

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство кулинарии» 1

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство кулинарии» 1

Кавказская кухня (хачапури).

Кавказская кухня (хачапури).

Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение

Приложение 1 Оценочные материалы

Приложение 1 Оценочные материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021