Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мои эко-привычки»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мои эко-привычки»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология
6 кл—11 кл
21.04.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Мои эко-привычки»
Мои Эко-привычки.docx

ЛоготипГосударственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Областной Центр дополнительного образования детей»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педсовета ГБУДО «Областной центр дополнительного образования детей»

Протокол № 5 от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора

ГБУДО «Областной центр дополнительного образования детей»

________________О.С. Растегняева

№ __________ от_______________

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Мои эко-привычки»

 

Возраст обучающихся: 6-11лет

Срок реализации: 1 месяц

Год разработки Программы: 2022 г.

 

 

 

 

Автор-составитель:
Низамова Т.Р., педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2022 г.


 

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы». 3

1.1 Пояснительная записка. 3

1.2 Цель и задачи программы.. 6

1.3. Содержание программы.. 7

1.4. Планируемые результаты. 10

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». 11

2.1. Календарный учебный график. 11

2.2. Учебный план. 11

2.3. Условия реализации программы. 11

2.4. Формы аттестации. 13

2.5. Оценочные материалы.. 13

2.6. Методические материалы. 17

2.7. Список литературы. 19

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Приложение 2. Оценочные материалы

 


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Указы Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 года № 474 «О приоритетных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»  и от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

Паспорт национального проекта «Образование»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам естественнонаучной направленности.

Уровень освоения содержания образования – стартовый.

 

 

 

 

Актуальность программы.

В современном мире вопросы экологии напрямую связаны с окружающей средой и здоровьем человека. Человек напрямую зависит от состояния окружающей среды и это волнует не только ученых, но обычных людей. Очень важно сформировать привычки, которые помогут сохранить окружающую среду.

Особенностью программы. Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает обучение в творческом формате. В программе собраны актуальные и важные темы. Обучающиеся не только получают полезную информацию о сохранении окружающей среды и экологических проблемах, но и  выражают свои чувства и эмоции в творчестве.

Программа направлена на сохранение, восстановление и обновление форм жизни, ресурсов и экологии Земли.

На занятиях используются методические материалы интерактивного формата. Обучающиеся знакомятся с видеоматериалами онлайн – уроков, выполняют интерактивные задания на портале «Экокласс».

Данная форма работы помогает формированию навыков заботы о природе в разных сферах: сбережение воды и энергии, раздельный сбор отходов, новые технологии для экологии, «зеленые» профессии будущего и другое.

Выполнение практических заданий, участие в экспериментах и практической природоохранной деятельности способствует развитию творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к  сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина Российской Федерации.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 6 до 11 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся.

Возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей 6-8 лет.

Период познания мира человеческих отношений, творчества и нового этапа в жизни — обучение в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности. Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Возрастные особенности 9 - 10 лет.

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Возрастные особенности 10-11 лет.

В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка.

 

Объем программы: 16 ч.

Форма обучения: очная с использованием дистанционных технологий.

Методы обучения:

Словесные: беседа, изложение, анализ и др.

Наглядные: показ педагогом методов и приемов, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.

Практические: лабораторная работа, практическое задание и др.

Частично-поисковый.

Исследовательский.

Проектный.

Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.

Формы проведения занятий: наблюдение, лабораторная работа практическое занятие, интерактивные экскурсии. Задания по программе построены с учётом интересов, возможностей и предпочтений обучающихся.

Срок освоения программы: 1 месяц.

Режим занятий. По программе занятия планируются 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного учебного занятия – 40 минут, согласно локальным нормативным актам учреждения.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 15 человек.

Изменение режима работы и смещение образовательной нагрузки возможно во время проведения мероприятий.

 

1.2 Цель и задачи программы

 

Цель: формирование знаний, навыков и умений в самостоятельной экспериментальной и творческой деятельности, развитие экологической культуры и здорового образа жизни.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

1)       Изучить основные понятия в области экологии;

2)        Сформировать навыки рационального использования природных ресурсов.

Личностные:

1) Сформировать активность, организаторские способности;

2) Сформировать коммуникативные    навыки, коллективизм;

3)Сформировать ответственность,  самостоятельность, дисциплинированность;

4) Сформировать креативность, склонность к самостоятельному творчеству,  исследовательско-проектной деятельности;

5) Сформировать самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

6) Сформировать нравственно-этическая ориентацию;

7) Сформировывать смыслообразование.

Метапредметные:

1) Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

2)Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;

3)Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

4) Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

 

 


 

1.3. Содержание программы

Тематический план

 

Название разделов и тем

Всего

Учебные сессии

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Экология – дело каждого

2

1

1

Практическая работа

2.

Охрана природы – твоя обязанность

6

3

3

Практическая работа

3.

Бытовой мусор -глобальная проблема

2

1

1

Практическая работа

4.

Экология в нашем доме

2

1

1

Практическая работа

5.

Учимся быть здоровым 

2

1

1

Практическая работа

6.

Итоговое занятие. Вторая жизнь вещей.

2

-

2

Творческая работа

Итого:

16

7

9

 

 

Тема 1. Экология – дело каждого.

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Что такое экология? Живая и неживая природа, экологические связи.

Практика: Экологическая игра-викторина. Интерактивная экскурсия в музей.

Тема 2. Охрана природы – твоя обязанность

Теория: Виды природных ресурсов: минеральные (полезные ископаемые), энергетические, водные, биологические, земельные, агроклиматические, рекреационные. Закон «Об охране окружающей среды». Создание заповедников, национальных парков, заказников. Как я могу помочь природе?

Практика: Игра «Мои Эко-привычки». Игра «Правила поведения в заповеднике». Лабораторная работа: «Загрязнение природной воды». Растения под микроскопом.

Тема 3. Бытовой мусор – глобальная проблема

Теория: Понятие «Альтернативные источники энергии». Безотходные промышленные технологии производства. Применение современных методов утилизации бытовых отходов. Сортировка мусора.

Практика: Мастер-класс «Утилизация мусора». Послание в будущее. Викторина по решению экологических проблем.

Тема 4. Экология в нашем доме

Теория: Канцерогены – из чего состоит наш дом. Влияние домашних растений на здоровье человека. Воздух в помещении. Питьевая вода.

Практика: Лабораторная работа «Чистый воздух». Лабораторная работа «Питьевая вода». Лабораторная работа «Флористы».

Тема 5. Учимся быть здоровым

Теория: Режим дня. Правильное питание. Закаливание. Правила гигиены.

Практика: Ролевая игра «Умей сказать нет». Игра «Что выберешь ты?».

Тема 6. Итоговое занятие. Вторая жизнь вещей.

Практика: Творческая работа по созданию ежедневника из вторсырья.

 

 

 

 


 

Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Темы

Электронные ресурсы

1.

Экология – дело каждого

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11659904033248118416&from=tabbar&parent-reqid=1660724690583209-8594942670344093585-vla1-4440-vla-l7-balancer-8080-BAL-9360&text=%D1%87%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F  – Видео-лекция об экологии.

2.

Охрана природы – твоя обязанность

https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-na-temu-ohrana-prirodi-2873085.html - презентация по охране природы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/17/prezentatsiya-krasnaya-kniga-chelyabinskoy-oblasti - Красная книга Челябинской области

https://urok.1sept.ru/articles/659312?ysclid=l6xcrzremb316168210 – знакомство с клетками растений

https://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-rabota-mir-lekarstvennih-rasteniy-klass-3140326.html?ysclid=l6xctay9nr352618376 – научно-практическая работа «Мир лекарственных растений»

3.

Бытовой мусор – глобальная проблема

https://infourok.ru/master-klass-ekologicheskij-aj-stopper-sortiruem-musor-berezhem-prirodu-5415155.html?ysclid=l6xcxqk7hs685172850 – Мастер-класс «Сортируем мусор»

4.

Экология в нашем доме

https://urok.1sept.ru/articles/664687?ysclid=l6xcznfb3g383905904 – Исследование «Экология в моем доме»

https://www.youtube.com/watch?v=ri5d8USqv9Q – «Как я могу помочь планете»

5.

Учимся быть здоровым

https://www.youtube.com/watch?v=tqPX-4O34j8 – Сборник серий об экологии

6.

Итоговое занятие. Вторая жизнь вещей.

https://mk-el.ru/detskiy-ezhednevnik-svoimi-rukami/?ysclid=l6xd8ih5hf936609080 – Мастер-класс «Ежедневник своими руками»

https://plus-one.ru/manual/2021/09/13/novaya-zhizn-nenuzhnykh-veshchey?ysclid=l6xdadl2e2400683901 – Вторая жизнь вещей

 


 

1.4. Планируемые результаты

 

Образовательные (предметные):

1)       Знают основные понятия в области экологии;

2)       Владеть навыками рационального использования природных ресурсов.

Личностные:

1) Сформировать активность, организаторские способности;

2) Сформировать коммуникативные    навыки, коллективизм;

3)Сформировать ответственность,  самостоятельность, дисциплинированность;

4) Сформировать креативность, склонность к самостоятельному творчеству,  исследовательско-проектной деятельности;

5) Сформировать самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

6) Сформировать нравственно-этическая ориентацию;

7) Сформировывать смыслообразование.

Метапредметные:

1) Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

2)Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;

3)Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

4) Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

 


 

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

 

Начало учебных занятий 01.04.2023 г., 01.06.2023 г.

Окончание учебных занятий: 30.04.2023 г., 30.06.2023 г.

Продолжительность учебного периода – 1 месяц.

Количество часов– 16 ч.

Продолжительность и периодичность занятий: 2 раз в неделю по 2 академических часа.

Итоговая аттестация – 20-30 апреля 2023г., 20-30 июня 2023 г. (по графику, утвержденному приказом директора).

Выходные дни: 12.06.2023 г.

Объем программы: 16 часов.

Срок освоения программы: 1 месяц.

Календарно-тематическое планирование составляется для каждой учебной группы на учебный год и используется для заполнения журнала педагога дополнительного образования (приложение 1).

 

2.2. Учебный план

Количество часов в неделю по предметам

1 год обучения

Форма промежуточной и итоговой аттестации

Эко-привычки

4 ч.

Творческая работа

Количество часов в год

16 ч.

 

Итого часов по программе

16 ч.

 

 

2.3. Условия реализации программы

1. Разработанность программы с учетом интереса и возрастных особенностей обучающихся.

2. Создание ситуации успеха.

3. Удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении.

Основные виды занятий связаны между собой и дополняют друг друга.

Принципы работы:

-          постепенность и последовательность в овладении материалом (от простого к сложному);

-          использование образного, ассоциативного мышления;

-          принцип эмоционального положительного фона обучения;

-          коллективный способ развития личности в социуме, и индивидуальный подход к каждому ребенку в работе над трудностями.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки детей и времени, необходимого для решения профессиональных задач.

 


Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование основного оборудования

Кол-во единиц

I.                   Технические средства обучения

1.              

Компьютер с монитором и комплектующими

1

2.              

Ноутбук

2

3.              

Звуковые колонки

1

4.              

Фотоаппарат

1

5.              

Лазерная указка-презентатор

1

6.              

Интерактивная панель

1

7.              

Цифровой USB-микроскоп

1

8.              

Микроскоп биологический (высокого класса)

5

9.              

Принтер/многофункциональное устройство с картриджем

1

10.          

Планшет

1

II.                Мебель

1.           

Комплект мебели

на группу

2.              

Стул учительский

1

3.           

Стол учительский 

1

4.           

Лабораторный стол

2

5.           

Шкаф для приборов лабораторный

1

6.           

Шкаф для коллекций и дидактических материалов

1

7.           

Кресло-груша среднее

5

III. Учебно-практическое  оборудование
 (учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.)  

1.

Весы аналитические электронные

1

2.

Контейнеры для сбора образцов

на группу

3.

Пипетки

на группу

4.

Покровные стёкла

на группу

5.

Предметные стёкла

на группу

6.

Пинцет анатомический

на группу

7.

Бумага фильтровальная

на группу

8.

Пробирки пластиковые

на группу

9.

Чашка Петри

на группу

IV. Расходные материалы

1.           

Акриловые краски

на группу

2.           

Гуашь

на группу

3.           

Клей ПВА

на группу

4.           

Клей момент универсальный

на группу

5.           

Клеенка

на группу

6.           

Кисть «Белка»№10, №2, №6

на группу

7.           

Цветной картон

на группу

8.           

Цветная бумага

на группу

9.           

Цветная бумага самоклеящаяся

на группу

10.       

Линейки

на группу

11.       

Карандаши цветные

на группу

12.       

Масса для лепки

на группу

13.       

Доска для лепки

на группу

14.       

Баночки – непроливайки

на группу

15.       

Линейка

на группу

16.       

Скотч двусторонний

на группу

17.       

Скотч

на группу

18.       

Клей-карандаш канцелярский

на группу

V. Средства защиты

1.

Средства защиты - рабочие перчатки, халат

на группу

 

2.4 Формы аттестации

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Текущий контроль

В течение всего учебного года (в конце раздела)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.

Творческая работа

Итоговая аттестация

В конце учебного года (обучения по программе)

Определение результатов обучения.

Творческая работа.

 

Результатом успешного освоения программы является участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях.

Формы аттестации для определения результативности освоения программы - творческая работа.

Текущий контроль проводится после изучения каждого раздела и вносится в мониторинговую карту. Форма проведения: творческая работа.

 

2.5. Оценочные материалы

Оценочные материалы текущего контроля, итоговой аттестации разрабатываются на учебный год и являются приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
(приложение 2).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

1)  портфолио обучающегося;

2)  видео- и фотоматериал с мероприятий;

3)  педагогическое наблюдение.

 

 

Критерии оценки образовательных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в рамках текущего контроля, итоговой аттестации обучающихся

Показатели

(оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

 

Образовательные результаты

 

Теоретические знания по  разделам/темам учебно-тематического плана программы

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение, тестирование,  творческая работа и др.

 

объем усвоенных знаний составляет более ½

2

 

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

3

 

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

1

Наблюдение, тестирование,  творческая работа и др.

 

объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½

2

 

овладел умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

3

 

Личностные результаты

 

Сформированность активности,

организаторских способностей

мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая

1

Наблюдение, беседа    

 

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов

2

 

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других

3

 

Сформированность коммуникативных    навыков, коллективизма

поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает

1

Наблюдение, беседа    

 

вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией

2

 

легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией 

3

 

Сформированность ответственности,  самостоятельности,

дисциплинированности

 

неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

1

Наблюдение, беседа    

 

справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии  контроля и требовательности преподавателя;

выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других

2

 

выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован,  везде соблюдает правила поведения, требует того же от других

3

 

Сформированность креативности, склонности к самостоятельному творчеству,  исследовательско-проектной деятельности

может работать в проектно-исследовательской группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но  в основном использует традиционные способы

1

Наблюдение, беседа    

может разработать свой творческий проект  с помощью педагога. Способен на творческие решения, но  в основном использует традиционные способы

2

 

высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет работы. Является разработчиком творческих проектов. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий

3

 

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая

1

Наблюдение, беседа

 

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов

2

 

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других

3

 

 

Нравственно-этическая ориентация

 

 

 

мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая

1

 

 

Наблюдение, беседа    

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов

2

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других

3

Смыслообразование

мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая

1

Наблюдение, беседа    

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов

2

активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других

3

Метапредметные  результаты

 

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом

овладел менее чем ½ объема задач, предусмотренных программой

1

Наблюдение, беседа    

 

объем усвоенных задач составляет более ½

2

 

демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период

3

 

 Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение, беседа

 

демонстрирует неполное освоение планируемых действий, но  более ½

2

 

освоил  план действий в заданных условиях

3

 

 Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий

знает, но избегает их употреблять в деятельности

1

Наблюдение, беседа

 

демонстрирует неполное освоение  заданных параметров, но  более ½

2

 

освоил  план действий в заданных условиях

3

 

2.6. Методические материалы

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

1)    технология группового обучения;

2)    технология коллективного взаимообучения;

3)    технология развивающего обучения;

4)    технология проблемного обучения;

5)    технология исследовательской деятельности;

6)    технология проектной деятельности;

7)    технология коллективной творческой деятельности;

8)    здоровьесберегающая технология.

 

Алгоритм учебного занятия.

Главная методическая цель учебного занятия при системном обучении – создание условий для проявления творческой, познавательной активности обучающихся. На занятиях решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей и направлены на развитие творческих способностей обучающихся.

Требования современного учебного занятия:

1     четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;

2     занятие должно быть проблемным и развивающим;

3     вывод делают сами обучающиеся;

4     учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;

5     планирование обратной связи;

6     добрый настрой всего учебного занятия.

Структура занятия.

Организационный момент.

Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и постановка познавательных задач).

Изучение нового материала (беседа, наблюдение, презентация, исследование).

Постановка проблемы.

Практическая работа.

Физкультминутка.

Обобщение занятия.

Подведение итогов работы.

В процессе проведения учебного занятия используются дидактические материалы:

1     задания, упражнения;

2     образцы;

3     презентации.

 

Образовательная платформа Moodle

С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с коронавирусной инфекцией, карантина, неблагоприятных погодных условий и т.п.), требующих отмены занятий в очной форме, занятия проводятся с использованием дистанционных образовательных технологий.

При временном переходе на дистанционное обучение основная деятельность обучающихся будет состоять в самостоятельной (с помощью родителей) работе.

 


 

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов

1. Денисова, Н. Путеводитель/ Н. Денисов – Челябинская область: Астрель 2013г.

2. Ильин, А.А. Большая энциклопедия городского выживания./ А.А. Ильин – М.: Эксмо, 2013г. – 576 с.

3.  Топография и ориентирование в туристском путешествии. // - М: ЦДЮТур МО РФ, 2010г.

4.        Клаусницер, Б. Экология городской фауны /Б. Клаусницер. – М.: Мир, 1990.

5.        Титов, Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта //Город. – 2002. - №3 – с.20-2 1.

6.        Шабанов, А.М. Карманная энциклопедия туриста / А.М. Шабанов — М.: Вече, 2014г

Список интернет-ресурсов

1. Общероссийские и международные экологические уроки. http://экокласс.рф

3. Центр развития исследовательской деятельности учащихся http://www.redu.ru/

4.Бесплатные обучающие программы по биологии: http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/

5. Вся биология: http://biology.asvu.ru/

6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

7. Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные материалы

Практическая работа № 1. «Экология – дело каждого»

Цель: познакомиться с наукой «Экология» и узнать основные понятия.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, лазерная указка-презентатор, интерактивная панель, фотоаппарат.

Ход работы

Поделиться на 2 команды и ответить на вопросы.

1. Маленькие тайны природы.

1) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

2) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

3) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

4) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

5) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

6) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов - муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)

7) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

8) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

2. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

6) Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

9) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

 

Практическая работа №2. «Охрана природы – твоя обязанность»

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, лазерная указка-презентатор, интерактивная панель, микроскоп биологический (высокого класса), цифровой USB-микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, пинцет анатомический, весы аналитические электронные, средства защиты - рабочие перчатки, халат, фотоаппарат.

Задание 1. ООПТ Челябинской области. Заполните таблицу:

Вид ООПТ

Дата организации

Расположение

Отличительные особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Какие мероприятия можно проводить в целях охраны природы? 

Создание «Красной книги»

Соблюдение правил сбора лекарственных растений.

Соблюдение правил охоты и рыболовства.

Соблюдение правил поведения в лесу.

Определите основные правила поведения на природе:

Правила для охотников:

1.                     Охота на диких животных производится по разрешениям в определенные сроки.

2.                     Охотникам- любителям разрешается за один день добыть: куликов не более 10, остальных птиц не более 7, в том числе глухарей не более 1.

3.                     Полностью запрещается охота на азиатского речного бобра, лебедей, кудрявого пеликана, черного аиста…

4.                     При стрельбе по стае птиц, табуну животных выцеливайте определенное животное и т.д.

Правила для рыболовов:

1.                     Запрещается ловить рыбу на территории государственных заказников.

2.                     Запрещается ловить рыбу в течении всего года у плотин, на нерестилищах, пляжах, рыбозимовальных ямах, в заповедных зонах, с мостов всех категорий…

3.                     Применять новые снасти лова и способы лова, не предусмотренные правилами.

4.                     Находиться на водоеме с орудиями лова, применение которых запрещено, а также со взрывчатыми веществами и отравляющими веществами.

Правила поведения в лесу:

1.                     Самый опасный враг леса – огонь. Строго соблюдайте правила противопожарной безопасности в лесу.

2.                     Не бросайте зажженных спичек и окурков.

3.                     Не оставляйте непотушенных костров и не разводите их в пожароопасных местах.

4.                     Не применяйте пыжи из легковоспламеняющихся материалов – бумаги, пакли, ваты.

5.                     Не выжигайте в лесу засохшую траву, тростник, камыш.

6.  Не ломайте и не рубите деревья и кустарники, берегите посадки леса.

7. Вы пришли в лес в гости. Не нарушайте привычную жизнь лесных обитателей и.т.д.

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

- Зарисуете в тетради клетки кожицы лука. Сделайте вывод. Ответ. Кожица лука состоит из клеток, которые плотно прилегают одна к другой.

Задание 2. Рассматривание клеток томата (арбуза, яблока).

1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза, яблока) отделите препаровальной иглой маленький кусочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой в капле воды и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло?

Ответ. Цвет клеток мякоти арбуза красный, яблока – желтый. Капля воды изменяет свой цвет, потому что она поступает клеточный сок, содержащийся в вакуолях.

3. Сделайте вывод.

Ответ. Живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие – это поры, через них происходит связь между клетками.

 

 

Практическая работа №3. «Бытовой мусор – глобальная проблема»

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, лазерная указка-презентатор, интерактивная панель, фотоаппарат.

 

1) Игра «Сортировка мусора». На подставке размещены контейнеры для мусора (для бумаги, стекла, пластика). На столе расположены картинки с изображением мусора. Дети должны определить материал, из которого изготовлена ненужная вещь. Затем назвать ее и положить в соответствующий контейнер.

 

2)Викторина по экологии:

1. Из чего состоит атмосфера? А) Воды; Б) Воздуха; В) Минералов, почвы.

2. В какой стране появились первые бумажные деньги? А) Индия Б) Греция В) Китай Г) Иран

3. Укажите эмблему Всемирного фонда дикой природы? А) Кенгуру Б) Фламинго В) Панда Г) Эму

4. Почему растения не замерзают под снегом? А) Снег греет растения; Б) Снег защищает от ветра; В) Снег сохраняет тепло.

5. Самый маленький океан? А) Тихий; Б) Северный Ледовитый; В) Индийский.

6. Галактика – это? А) Солнце и вращающиеся вокруг него планеты; Б) Несколько звёзд; В) Гигантское скопление звёзд.

7. Солнце - это? А) Планета Б) Звезда В) Созвездие

8. Вращение Земли вокруг своей оси происходит…? А) С запада на восток; Б) С севера на юг; В) С востока на запад.

9. Кто является первым человеком, ступившим на Луну? А) Ю. А. Гагарин Б) Нил Армстронг В) А. А. Леонов

10. Как называется наука об организмах в окружающей их среде? А) Экология Б) Биология В) Ботаника

 

Практическая работа №4. «Экология в нашем доме»

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, лазерная указка-презентатор, интерактивная панель, фотоаппарат, пробы пресной воды.

Оценка качества воды в кабинете.

Определение температуры воды. Опустить водный термометр в воду, только что взятую из водопровода, на пять минут. Не вынимая термометра, определить температуру воды. 

Исследование цветности воды.

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде, от жёлтой до коричневой. Оксид железа (III) окрашивает воду в жёлто – бурый и бурые цвета, глинистые примеси – в жёлтоватый цвет. Цвет воды может быть связан со сточными водами или органическими веществами.

В прозрачную стеклянный стакан налить 10мл. исследуемой воды и сравнить с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Рассмотреть её на свету, определить цвет.

Исследование мутности воды.  Взболтать воду и налить её в пробирку, чтобы высота воды была равна 10 см., рассмотреть воду на свету, определить уровень мутности. 

Определение запаха воды. 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу. Накрывают притертой пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 60°С на водяной бане и также оценивают запах. Интенсивность запаха воды определяют при 20 и 600С и оценивают по пятибалльной системе согласно требованиям таблицы. Запах питьевой воды не должен превышать 2 балла. 

Определение содержания хлорид – ионов. В склянку налить10 мл анализируемой воды и начать измерения с помощью переносной лаборатории «Практикум».

Определение водородного показателя воды (рН).

В природных водах рН колеблется в пределах от 6,5 до 9,5. норма – 6,5–8,5; если рН воды ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на её загрязнение.

Отобрать пробу воды. Смочить индикаторную бумагу в исследуемой воде и цвет её сравнить со стандартной бумажной цветной индикаторной шкалой. Время выдержки бумаги в воде около 20 секунд.

Практическая работа №5. «Учимся быть здоровым».

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, лазерная указка-презентатор, интерактивная панель, фотоаппарат.

Ролевая игра «Умей сказать нет».

Выходят двое обучающихся. Они разыгрывают сценку предложении попробовать сигареты. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные внимательно следят за диалогом и решают, кто победил в словесной дуэли.

Итоговое занятие «Вторая жизнь вещей»

У многих школьников и студентов, во время обучения, остается большое количестве пустых листов в тетради, по окончанию семестра или года. И часто бывает такое, что такие тетради лежат долгое время или оправляются в макулатуру с чистыми не использованными листами в конце.

Оборудование: картон толстый и цветной, ткань (либо фетр), листы бумаги, клей момент, декор (по желанию и на свое усмотрение), пуговица, дырокол, кольца металлические (можно использовать атласную ленту).

Ход работы:

1. Подготовить рабочее место.

2. Подготовить листы, для этого необходимо срезать все неровности с края;

3. Приступить к изготовлению обложки;

Из картона и ткани:

- Вырезать из картона две части, переднюю и заднюю; 

- Проделываем две дырки дыроколом; 

- Каркас обложки готов. Теперь готовим два кусочка ткани, который больше на 15–20 мм, чем обложка. 

- Кладем на готовую ткань каркас обложки 

- И на расстоянии около 3–5 мм от края наносим клей – можно использовать млей момент. 

- Проклеиваем к картону в начале длинную сторону. Теперь наша задача – сделать аккуратные уголки. 

- Сторона с тканью – это лицевая сторона. 

- Во внутреннею сторону, на сове усмотрение можно приклеить цветной картон, либо пришить мягкий фетр. С помощью фетра можно изготовить еще и кармашки во внутренне части нашего ежедневника. 

- Еще не обходимо забывать, что после того, как мы обложки обвернули ткань нам нужно проделать дырочки в них, чтобы можно было продеть металлическое кольцо либо атласную ленту. Вот и готова обложка для ежедневника, осталось только вставить листы.

Примерный результат:


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной

Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Актуальность программы. В современном мире вопросы экологии напрямую связаны с окружающей средой и здоровьем человека

Актуальность программы. В современном мире вопросы экологии напрямую связаны с окружающей средой и здоровьем человека

Возрастные особенности 10-11 лет

Возрастные особенности 10-11 лет

Личностные: 1) Сформировать активность, организаторские способности; 2)

Личностные: 1) Сформировать активность, организаторские способности; 2)

Содержание программы Тематический план

Содержание программы Тематический план

Теория: Канцерогены – из чего состоит наш дом

Теория: Канцерогены – из чего состоит наш дом

Электронные образовательные ресурсы № п/п

Электронные образовательные ресурсы № п/п

Планируемые результаты Образовательные (предметные): 1)

Планируемые результаты Образовательные (предметные): 1)

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2

Материально-техническое обеспечение № п/п

Материально-техническое обеспечение № п/п

Карандаши цветные на группу 2

Карандаши цветные на группу 2

Показатели (оцениваемые параметры)

Показатели (оцениваемые параметры)

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца

Нравственно-этическая ориентация мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание

Нравственно-этическая ориентация мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание

Методические материалы Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга

Методические материалы Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга

Образовательная платформа Moodle

Образовательная платформа Moodle

Список литературы Список литературы для педагогов 1

Список литературы Список литературы для педагогов 1

ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочные материалы

ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочные материалы

Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки

Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки

Охотникам- любителям разрешается за один день добыть: куликов не более 10, остальных птиц не более 7, в том числе глухарей не более 1

Охотникам- любителям разрешается за один день добыть: куликов не более 10, остальных птиц не более 7, в том числе глухарей не более 1

Ответ. Цвет клеток мякоти арбуза красный, яблока – желтый

Ответ. Цвет клеток мякоти арбуза красный, яблока – желтый

Викторина по экологии: 1. Из чего состоит атмосфера?

Викторина по экологии: 1. Из чего состоит атмосфера?

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде, от…

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде, от…

Оборудование: картон толстый и цветной, ткань (либо фетр), листы бумаги, клей момент, декор (по желанию и на свое усмотрение), пуговица, дырокол, кольца металлические (можно использовать…

Оборудование: картон толстый и цветной, ткань (либо фетр), листы бумаги, клей момент, декор (по желанию и на свое усмотрение), пуговица, дырокол, кольца металлические (можно использовать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023