Проблемные ситуации на уроках биологии_ Байбаева Любовь Юрьевна_ Иркутск_ МБОУ г.Иркутска СОШ№35
Проблемные ситуации на уроках биологии
Мы с раннего детства всегда и всем задаем вопросы ,и ждем на них ответы. Все вопросы от чего? Как? и почему? сопровождают нас постоянно до самых последних дней нашей жизни. Мы не устаем их задавать себе друзьям и науке . Жизнь бежит вперед , совершаются новые открытия и появляются новые технологии и в суете современной жизни мы просто не успеваем за всем новым . Итак двигаясь вперед мы ищем ответы на наши вопросы.
У маленького ребенка познающего мир, количество вопросов просто зашкаливает. Его не устраивают простые ответы. Ему нужны доказательства . И мы не всегда ему можем их привести . А что школа, она давала точные знания это так, а это вот это эдак и ни как по другому. И снова у ребенка возникает вопрос. А почему это так а не по не по-другому. Еще во времена наших родителей им в помощь в 1957 году на киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» вышел первый выпуск киножурнала Хочу всё знать и его с великим удовольствием смотрели и ждали следующего выпуска все от мало до велика. Он помогал всем, давал ответы и призывал к новым познаниям. Журнал просуществовал до 2010 года . А далее что? Исчезли вопросы или нет ни чего нового, к чему призываем детей?. Где детские познавательные программы по телевидению на основных каналах? Что демонстрирует центральное телевидение для детей. . Осталось только кабельное телевидение и там программы где можно найти «Как это сделано», по географии и по биологии . А у каждого ли ребенка есть кабельное телевидение. Остается только школа.
Меняется время, меняются и подходы в образовании .Мы перешли на новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют простые вопросы . Им подавай сложные с заковырками и подводными камнями, чем сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все действует в природе и чем я могу помочь. Ребенок и подросток не просто констатирует факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий . Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.
Биология и экология, краеведение и география и многие другие, вот поля деятельности для нас учителей. Здесь дети познают себя и окружающий их мир. И наша задача на своих уроках дать поля деятельности для ученика для его открытия самостоятельно решения задач которые его волнуют и тревожить. Сделать урок не констатации фактов, а его самостоятельного вывода и приятия своей значимости в природе. И здесь большая роль отводится учителю, который должен подобрать материал для своего урока так чтобы ребенок сам захотел погрузиться в поиски знаний, осознавая, что это касается его самого и его семью лично. Приведу пример. У меня был урок в 5 классе по теме роль бактерий в природе и жизни человека. Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку. Всели бактерии вредные или есть полезные и нужны ли бактерии на планете. Вопрос простой вроде открой книгу и получишь ответ . И вот возникла идея поиграть с ребятами я им предложила следующий вариант . К нам в школу обратились учащиеся соседних школ с просьбой подписать письмо. В письме они просят нас, присоединится к ним, чтобы уничтожить, все бактерии на планете, так как они ей наносят не поправимый вред. Ребятам было дано задание подготовить доказательства подписывать или нет письмо. Хочу отметить Что такого результата я не получала очень давно . Следующему уроку где мы рассматривали тему Роль бактерий на планете просто не хватало времени . Каждый ребенок хотел высказать свое мнение и привести примеры из своего опыта. Ребята сами сделали верные выводы и мы написали свой ответ учащимся из соседних школ. Урок прошел на ура. После этого я чаще стала использовать проблемные вопросы на уроках. Проблемные вопросы можно сделать из любого простого вопроса. Так на уроках ботаники использую вопрос Почему на планете очень мала цветов с красной окраской. По зоологии в теме Птицы используем вопрос загадку. Зимой во дворе встретились два ученика Вася и Коля. Коля нес пакет с пшена, булкой белого хлеба, горохом, овсяными хлопьями , А Вася с фундуком. салом и семенами конопли . У Васи и Коли на балконе есть по кормушки к Васи синицы прилетают ,а к Коли нет, только воробьи и голуби. . Чтобы ты им ответил и почему. Эта загадка заставляет ребят не просто использовать данные в задачи, но и все знания по особенностям строения птиц, их образа жизни, энергетической ценности продуктов и её использование в процессе питания в условиях зимы. Урок получается очень поучительным, так как ребята часто кладут в кормушке не те продукты, которые требует природа, зачастую вызывая гибель голубей от переедания особенно в зимнее время.
В разделе экология у меня есть прекрасные задачи, которые можно использовать и на уроках в разных разделах биологии. Первая задача помогает не только решить. Но использовать в своей практике те или иные растения.
Двое учеников ходили на поле и собирали коллекцию лекарственных растений. Один из них в корзине другого заметил такие растения как: ландыш майский, атропа – белладонна, ласточкина трава и сказал, что в корзину его друга попали ядовитые растения и предложил их выбросить Прав ли он или нет и почему? Работа над такими задачами я использую методику ромашки, которую широко применяю на своих уроках Рекомендую следующую инструкцию и алгоритм действий
Решая задачу, назовите основную проблему поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску Объясните при защите устно .Почему вам была предложена данная задача?
Запишите ваши предложения по использованию этих растений в медицине, ответ оформите -на белом фоне ромашки. Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды. Во время работы создайте макет грядки лекарственные растения в саду со своими предложениями по созданию лекарственной грядке обратитесь в совет школы, для разбивки такого макета- грядки в школе.
Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества. Используя данную методику у ребят расширяется их кругозор, они чувствуют свою причастность к событиям происходящим вокруг их в природе и вырабатываются навыки сохранения их здоровья и охраны окружающей среды Еще один пример из работы по охране и благоустройства нашего города и природы в нем.
В нашем микрорайоне все знают ,что вдоль магистрали и около некоторых домов высажено озеленение в виде хвойных растений- Лиственница. Стоит отметить, что лиственница вдоль магистрали находится в угнетенном состоянии. А другие вдоль домов прекрасно себя чувствуют. Назовите причин угнетения растений. Что случилось с этими растениями?
Решая задачу, назовите главную проблему, поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску. В чем вы видите основные причины угнетения растений?
Запишите ваши предложения по сохранению жизни лиственниц вдоль дороги, ответ оформите -на белом фоне ромашки. Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды. После занятия создайте листовку по сохранению лиственницы со своими предложениями, развести их в общественных местах в городе и передайте в экологический центр города. и обсудите данную проблему с учащимися соседних школ.
Работая над данной задачей, ребятам необходимо было обратится к разным литературным источникам . Ученики и не предполагали, что решение задачи будет не простым. Они с трудом дошли до решение задачи .Главной причиной у них был транспорт. И они ни как не задумывались над таким благородным действием дворников , которые спасают населения города от гололёда. Дворники, постоянно посыпая тротуары солевой смесью, и сами не предполагают, что губят наших главных защитников и созидателей природы. И как соль попадает на газоны, вызывает засоления почв. А что и говорить ,о постоянной уборка травы и листвы. С одной стороны это очистка города от мусора, а с другой это не достаток питания и плодородия почв вокруг растений на газонах. Они уже в 5 классе хорошо усвоили роль бактерий.
В зимнее время особенно часто прибегаем к такой задачи как наши местные растения. Особенно речь идет о наших ягодах и простудных заболеваниях в зимний период. Эта задача позволяет ребятам очень наглядно обратить свое внимание на здоровый образ жизни. Вот эта задача.
На симпозиуме врачей был поднят вопрос ,как бороться с простудными заболеваниями без лекарственных препаратов. Многие предлагали использовать такие лекарственные ягоды как клюква и брусника. Спор стоял долго, какая ягода более эффективнее?. Вам следует ответить на этот вопрос. Запишите ваши предложения по использованию этих ягод для лечения людей, создайте рекомендации по приготовлению лекарственного напитка и порекомендуйте его в школьной столовой и в младших классах школы. Эта задача всегда решается с большим интересом. В работу дома привлекаются родители , которые также ищут информацию и проделывают с детьми путь исследователей. Данная работа по применению проблемных ситуаций на моих уроках позволяет глубокому и осмысленному изучению, преподаваемому мною предметам. В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные .которые часто помогают ребятам в совместном поиске тех или иных решений. Работа на уроках становится более активной и познавательной. Интерес к предмету возрастает. Значит я нашла решение как увлечь почемучек. И дать им возможность получить ответы на все их зачем и почему.
Говоря о необходимости решения проблемных ситуациях на уроке, я бы свою работу закончила словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
О, сколько
нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
(А.С. Пушкин)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.