Использование логических задач на уроках биологии и экологии .Их значение для развития универсальных навыков учащихся. Умение логически мыслить и анализировать ситуацию. Находить решения, неординарные подходы.Развитие кругозора ученика. Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний.
проблемные ситуации на уроках биологии.docx
Проблемные ситуации на уроках биологии_ Байбаева Любовь Юрьевна_ Иркутск_
МБОУ г.Иркутска СОШ№35
Проблемные ситуации на уроках биологии
Мы с раннего детства всегда и всем задаем вопросы ,и ждем на них ответы. Все
вопросы от чего? Как? и почему? сопровождают нас постоянно до самых последних дней
нашей жизни. Мы не устаем их задавать себе друзьям и науке . Жизнь бежит вперед ,
совершаются новые открытия и появляются новые технологии и в суете современной
жизни мы просто не успеваем за всем новым . Итак двигаясь вперед мы ищем ответы на
наши вопросы.
У маленького ребенка познающего мир, количество вопросов просто зашкаливает.
Его не устраивают простые ответы. Ему нужны доказательства . И мы не всегда ему можем
их привести . А что школа, она давала точные знания это так, а это вот это эдак и ни как
по другому. И снова у ребенка возникает вопрос. А почему это так а не по не подругому.
Еще во времена наших родителей им в помощь в 1957 году на киностудии научно
популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» вышел первый выпуск киножурнала
Хочу всё знать и его с великим удовольствием смотрели и ждали следующего выпуска все
от мало до велика. Он помогал всем, давал ответы и призывал к новым познаниям. Журнал
просуществовал до 2010 года . А далее что? Исчезли вопросы или нет ни чего нового, к
чему призываем детей?. Где детские познавательные программы по телевидению на
основных каналах? Что демонстрирует центральное телевидение для детей. . Осталось
только кабельное телевидение и там программы где можно найти «Как это сделано», по
географии и по биологии . А у каждого ли ребенка есть кабельное телевидение. Остается
только школа.
Меняется время, меняются и подходы в образовании .Мы перешли на новую
систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе
по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют
простые вопросы . Им подавай сложные с заковырками и подводными камнями, чем
сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все
действует в природе и чем я могу помочь. Ребенок и подросток не просто констатирует
факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий .
Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на
уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы
в решении той или иной задачи.
Биология и экология, краеведение и география и многие другие, вот поля
деятельности для нас учителей. Здесь дети познают себя и окружающий их мир. И наша
задача на своих уроках дать поля деятельности для ученика для его открытия
самостоятельно решения задач которые его волнуют и тревожить. Сделать урок не
констатации фактов, а его самостоятельного вывода и приятия своей значимости в
природе. И здесь большая роль отводится учителю, который должен подобрать материал для своего урока так чтобы ребенок сам захотел погрузиться в поиски знаний, осознавая,
что это касается его самого и его семью лично. Приведу пример. У меня был урок в 5
классе по теме роль бактерий в природе и жизни человека. Долго искала материал для
начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку. Всели бактерии вредные
или есть полезные и нужны ли бактерии на планете. Вопрос простой вроде открой книгу и
получишь ответ . И вот возникла идея поиграть с ребятами я им предложила следующий
вариант . К нам в школу обратились учащиеся соседних школ с просьбой подписать
письмо. В письме они просят нас, присоединится к ним, чтобы уничтожить, все бактерии
на планете, так как они ей наносят не поправимый вред. Ребятам было дано задание
подготовить доказательства подписывать или нет письмо. Хочу отметить Что такого
результата я не получала очень давно . Следующему уроку где мы рассматривали тему
Роль бактерий на планете просто не хватало времени . Каждый ребенок хотел высказать
свое мнение и привести примеры из своего опыта. Ребята сами сделали верные выводы и
мы написали свой ответ учащимся из соседних школ. Урок прошел на ура. После этого я
чаще стала использовать проблемные вопросы на уроках. Проблемные вопросы можно
сделать из любого простого вопроса. Так на уроках ботаники использую вопрос Почему на
планете очень мала цветов с красной окраской. По зоологии в теме Птицы используем
вопрос загадку. Зимой во дворе встретились два ученика Вася и Коля. Коля нес пакет с
пшена, булкой белого хлеба, горохом, овсяными хлопьями , А Вася с фундуком. салом и
семенами конопли . У Васи и Коли на балконе есть по кормушки к Васи синицы
прилетают ,а к Коли нет, только воробьи и голуби. . Чтобы ты им ответил и почему. Эта
загадка заставляет ребят не просто использовать данные в задачи, но и все знания по
особенностям строения птиц, их образа жизни, энергетической ценности продуктов и её
использование в процессе питания в условиях зимы. Урок получается очень поучительным,
так как ребята часто кладут в кормушке не те продукты, которые требует природа,
зачастую вызывая гибель голубей от переедания особенно в зимнее время.
В разделе экология у меня есть прекрасные задачи, которые можно использовать и
на уроках в разных разделах биологии. Первая задача помогает не только решить. Но
использовать в своей практике те или иные растения.
Двое учеников ходили на поле и собирали коллекцию лекарственных растений.
Один из них в корзине другого заметил такие растения как: ландыш майский, атропа –
белладонна, ласточкина трава и сказал, что в корзину его друга попали ядовитые растения
и предложил их выбросить Прав ли он или нет и почему? Работа над такими задачами я
использую методику ромашки, которую широко применяю на своих уроках Рекомендую
следующую инструкцию и алгоритм действий
Решая задачу, назовите основную проблему поднятую в этой задачи и запишите её в
желтой части ромашки и вклейте её на доску Объясните при защите устно .Почему вам
была предложена данная задача?
Запишите ваши предложения по использованию этих растений в медицине, ответ
оформите на белом фоне ромашки. Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе.
Один из представителей команды защищает работу команды. Во время работы создайте макет грядки лекарственные растения в саду со своими предложениями по созданию
лекарственной грядке обратитесь в совет школы, для разбивки такого макета грядки в
школе.
Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в
классе так и для всего общества. Используя данную методику у ребят расширяется их
кругозор, они чувствуют свою причастность к событиям происходящим вокруг их в
природе и вырабатываются навыки сохранения их здоровья и охраны окружающей среды
Еще один пример из работы по охране и благоустройства нашего города и природы в нем.
В нашем микрорайоне все знают ,что вдоль магистрали и около некоторых домов
высажено озеленение в виде хвойных растений Лиственница. Стоит отметить, что
лиственница вдоль магистрали находится в угнетенном состоянии. А другие вдоль домов
прекрасно себя чувствуют. Назовите причин угнетения растений. Что случилось с этими
растениями?
Решая задачу, назовите главную проблему, поднятую в этой задачи и запишите её в
желтой части ромашки и вклейте её на доску. В чем вы видите основные причины
угнетения растений?
Запишите ваши предложения по сохранению жизни лиственниц вдоль дороги, ответ
оформите на белом фоне ромашки. Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе.
Один из представителей команды защищает работу команды. После занятия создайте
листовку по сохранению
лиственницы со своими предложениями, развести их в
общественных местах в городе и передайте в экологический центр города. и обсудите
данную проблему с учащимися соседних школ.
Работая над данной задачей, ребятам необходимо было обратится к разным
литературным источникам . Ученики и не предполагали, что решение задачи будет не
простым. Они с трудом дошли до решение задачи .Главной причиной у них был транспорт.
И они ни как не задумывались над таким благородным действием дворников , которые
спасают населения города от гололёда. Дворники, постоянно посыпая тротуары солевой
смесью, и сами не предполагают, что губят наших главных защитников и созидателей
природы. И как соль попадает на газоны, вызывает засоления почв. А что и говорить ,о
постоянной уборка травы и листвы. С одной стороны это очистка города от мусора, а с
другой это не достаток питания и плодородия почв вокруг растений на газонах. Они уже в
5 классе хорошо усвоили роль бактерий.
В зимнее время особенно часто прибегаем к такой задачи как наши местные
растения. Особенно речь идет о наших ягодах и простудных заболеваниях в зимний период.
Эта задача позволяет ребятам очень наглядно обратить свое внимание на здоровый образ
жизни. Вот эта задача.
На симпозиуме врачей был поднят вопрос ,как бороться с простудными
заболеваниями без лекарственных препаратов. Многие предлагали использовать такие
лекарственные ягоды как клюква и брусника. Спор стоял долго, какая ягода более эффективнее?. Вам следует ответить на этот вопрос. Запишите ваши предложения по
использованию этих ягод для лечения людей, создайте рекомендации по приготовлению
лекарственного напитка и порекомендуйте его в школьной столовой и в младших классах
школы. Эта задача всегда решается с большим интересом. В работу дома привлекаются
родители , которые также ищут информацию и проделывают с детьми путь исследователей.
Данная работа по применению проблемных ситуаций на моих уроках позволяет глубокому
и осмысленному изучению, преподаваемому мною предметам. В своей работе углубляют
знания не только дети ,но и их родные .которые часто помогают ребятам в совместном
поиске тех или иных решений. Работа на уроках становится более активной и
познавательной. Интерес к предмету возрастает. Значит я нашла решение как увлечь
почемучек. И дать им возможность получить ответы на все их зачем и почему.
Говоря о необходимости решения проблемных ситуациях на уроке, я бы свою
работу закончила словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг.
(А.С. Пушкин)
Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.