Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Оценка 5

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Оценка 5
Занимательные материалы +2
docx
биология +1
6 кл—11 кл
12.03.2019
Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Использование логических задач на уроках биологии и экологии .Их значение для развития универсальных навыков учащихся. Умение логически мыслить и анализировать ситуацию. Находить решения, неординарные подходы.Развитие кругозора ученика. Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний.
проблемные ситуации на уроках биологии.docx
Проблемные   ситуации   на   уроках   биологии_   Байбаева   Любовь   Юрьевна_   Иркутск_ МБОУ г.Иркутска СОШ№35 Проблемные ситуации на уроках биологии Мы с раннего детства всегда и всем задаем вопросы ,и ждем на них ответы. Все вопросы от чего?  Как? и почему? сопровождают нас постоянно до самых последних дней нашей жизни. Мы не устаем их задавать себе друзьям и науке . Жизнь бежит вперед , совершаются   новые   открытия   и   появляются   новые   технологии   и   в   суете   современной жизни мы просто не успеваем за всем новым .  Итак двигаясь вперед мы ищем ответы на наши вопросы.  У маленького ребенка познающего  мир, количество вопросов просто зашкаливает. Его не устраивают простые ответы. Ему нужны доказательства . И мы не всегда ему можем их привести . А что школа, она давала точные знания это так,  а это вот это  эдак и ни как по другому.   И снова у ребенка возникает вопрос.  А почему это так а не по не по­другому. Еще   во   времена   наших   родителей   им   в   помощь   в   1957   году   на   киностудии   научно­ популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» вышел первый выпуск киножурнала Хочу всё знать  и его с великим удовольствием смотрели и ждали следующего выпуска все от мало до велика. Он помогал всем, давал ответы и призывал к новым познаниям. Журнал просуществовал до 2010 года . А далее что? Исчезли вопросы или нет ни чего  нового, к чему   призываем   детей?.     Где   детские   познавательные   программы   по   телевидению     на основных каналах?  Что демонстрирует  центральное  телевидение  для детей.  . Осталось только кабельное телевидение и там программы где можно найти «Как это сделано», по географии и по биологии . А у каждого ли ребенка есть кабельное телевидение. Остается только школа. Меняется   время,   меняются   и   подходы   в   образовании   .Мы   перешли   на   новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют простые   вопросы   .   Им   подавай   сложные   с   заковырками   и   подводными   камнями,   чем сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все действует в природе и чем я могу помочь. Ребенок и подросток не просто констатирует факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий . Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.    Биология   и   экология,   краеведение   и   география   и   многие   другие,     вот   поля деятельности для нас учителей. Здесь дети познают себя и окружающий их мир. И наша задача   на   своих   уроках   дать   поля   деятельности   для   ученика   для   его   открытия самостоятельно     решения   задач   которые   его   волнуют   и   тревожить.   Сделать   урок   не констатации   фактов,   а   его   самостоятельного   вывода   и   приятия   своей   значимости   в природе. И здесь большая роль отводится учителю, который должен подобрать материал для своего урока так чтобы ребенок сам захотел погрузиться в поиски знаний, осознавая, что это касается его самого и его семью лично. Приведу пример. У меня был урок в 5 классе по теме роль бактерий в природе и жизни человека. Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку. Всели бактерии вредные или есть полезные и нужны ли бактерии на планете. Вопрос простой вроде открой книгу и получишь ответ .  И вот возникла идея  поиграть с ребятами  я им предложила следующий вариант   .   К   нам   в   школу   обратились   учащиеся   соседних   школ   с   просьбой   подписать письмо. В письме они просят  нас, присоединится к ним, чтобы уничтожить, все бактерии на планете, так как они ей наносят не поправимый вред.   Ребятам было дано задание подготовить   доказательства   подписывать   или   нет   письмо.   Хочу   отметить   Что   такого результата я не получала очень давно . Следующему уроку где мы рассматривали тему Роль бактерий на планете просто не хватало времени . Каждый ребенок хотел высказать свое мнение и привести примеры из своего опыта. Ребята сами сделали верные выводы и мы написали свой ответ учащимся из соседних школ. Урок прошел на ура.  После этого я чаще   стала   использовать   проблемные   вопросы   на   уроках.   Проблемные   вопросы   можно сделать из любого простого вопроса. Так на уроках ботаники использую вопрос Почему на планете очень мала цветов с красной окраской.   По зоологии в теме Птицы используем вопрос загадку.   Зимой во дворе встретились два ученика Вася и Коля.  Коля нес пакет с пшена, булкой белого хлеба, горохом, овсяными хлопьями , А Вася с фундуком.  салом и семенами   конопли   .   У   Васи   и   Коли   на   балконе   есть   по   кормушки   к   Васи   синицы прилетают ,а к Коли нет, только воробьи и голуби.  . Чтобы ты им ответил и почему.  Эта загадка заставляет ребят   не просто использовать данные в задачи, но и все знания по особенностям   строения птиц, их образа жизни, энергетической ценности продуктов и её использование в процессе питания в условиях зимы. Урок получается очень поучительным, так   как   ребята   часто   кладут   в   кормушке   не   те   продукты,   которые     требует   природа, зачастую вызывая гибель голубей от переедания особенно в зимнее  время.  В разделе экология у меня есть прекрасные задачи, которые можно использовать и на уроках  в  разных  разделах  биологии.  Первая  задача  помогает  не только  решить.  Но использовать в своей практике те или иные растения.  Двое   учеников   ходили   на   поле   и   собирали   коллекцию   лекарственных   растений. Один из них в корзине другого заметил такие растения как: ландыш майский, атропа – белладонна, ласточкина трава и сказал, что в корзину его друга попали ядовитые растения и предложил их выбросить Прав ли он или нет и почему?  Работа над такими задачами я использую методику ромашки, которую широко применяю на своих уроках   Рекомендую следующую инструкцию и  алгоритм действий Решая задачу, назовите основную проблему поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску Объясните при защите устно .Почему вам была предложена данная задача?   Запишите ваши предложения по использованию этих растений в медицине, ответ оформите ­на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды. Во время работы создайте макет   грядки   лекарственные   растения   в   саду   со   своими   предложениями   по   созданию лекарственной грядке обратитесь в совет школы, для разбивки такого макета­ грядки в школе.  Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества. Используя данную методику у ребят расширяется их кругозор,   они   чувствуют   свою   причастность   к   событиям   происходящим   вокруг   их   в природе и вырабатываются навыки сохранения их здоровья и охраны окружающей среды Еще один пример из работы по охране и благоустройства нашего города и природы в нем. В нашем микрорайоне все знают ,что вдоль магистрали и около некоторых домов высажено   озеленение   в   виде   хвойных   растений­   Лиственница.   Стоит   отметить,   что лиственница вдоль магистрали находится в угнетенном состоянии. А другие вдоль домов прекрасно себя чувствуют. Назовите причин угнетения растений. Что случилось с этими растениями? Решая задачу, назовите главную проблему, поднятую в этой задачи и запишите её в желтой   части   ромашки   и   вклейте   её   на   доску.   В   чем   вы   видите   основные   причины угнетения растений? Запишите ваши предложения по сохранению жизни лиственниц вдоль дороги, ответ оформите ­на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один   из   представителей   команды   защищает   работу   команды.     После   занятия   создайте листовку   по   сохранению     лиственницы   со   своими   предложениями,   развести   их   в общественных местах   в городе и передайте в экологический центр   города. и обсудите данную проблему с учащимися соседних школ.   Работая   над   данной   задачей,   ребятам   необходимо   было   обратится   к   разным литературным источникам . Ученики и   не предполагали, что решение задачи будет не простым. Они с трудом дошли до решение задачи .Главной причиной у них был транспорт. И они   ни как не задумывались над таким благородным действием дворников , которые спасают населения города от гололёда.  Дворники, постоянно посыпая  тротуары солевой смесью, и сами не предполагают, что   губят наших главных защитников  и созидателей природы. И как соль попадает на газоны, вызывает  засоления почв. А что и  говорить ,о постоянной уборка травы и листвы. С одной стороны это очистка города от мусора, а с другой это не достаток питания и плодородия почв вокруг растений на  газонах. Они уже в 5 классе хорошо усвоили роль бактерий.  В   зимнее   время   особенно   часто   прибегаем   к   такой   задачи   как   наши   местные растения. Особенно речь идет о наших ягодах и простудных заболеваниях в зимний период. Эта задача позволяет ребятам очень наглядно обратить свое внимание на здоровый образ жизни. Вот эта задача. На   симпозиуме   врачей   был   поднят   вопрос   ,как   бороться   с   простудными заболеваниями   без   лекарственных   препаратов.   Многие   предлагали   использовать   такие лекарственные   ягоды   как   клюква   и   брусника.   Спор   стоял   долго,     какая   ягода   более эффективнее?. Вам следует ответить на этот вопрос.   Запишите ваши предложения по использованию этих ягод для лечения людей, создайте рекомендации по приготовлению лекарственного напитка и порекомендуйте его в школьной столовой и в младших классах школы. Эта задача всегда решается с большим интересом. В работу дома привлекаются родители , которые также ищут информацию и проделывают с детьми путь исследователей. Данная работа по применению проблемных ситуаций на моих уроках позволяет глубокому и осмысленному изучению, преподаваемому мною предметам. В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные .которые часто помогают ребятам в совместном поиске   тех   или   иных   решений.   Работа   на   уроках   становится   более   активной   и познавательной.   Интерес   к   предмету   возрастает.   Значит   я   нашла   решение   как   увлечь почемучек. И дать им возможность получить ответы на все их зачем и почему.    Говоря о необходимости   решения проблемных ситуациях на уроке, я бы свою работу закончила словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина  О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт ­ сын ошибок трудных, И гений ­ парадоксов друг.                      (А.С. Пушкин)

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии

Проблемные ситуации на уроках биологии и экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019