Проблемные ситуации на уроках биологии
Оценка 4.9

Проблемные ситуации на уроках биологии

Оценка 4.9
Домашняя работа +5
docx
биология +1
6 кл—11 кл
12.03.2019
Проблемные ситуации на уроках биологии
Меняется время, меняются и подходы в образовании .Мы перешли на новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Им подавай сложные с заковырками и подводными камнями, чем сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все действует в природе и чем я могу помочь. Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.
проблемные ситуации на уроках биологии.docx

Проблемные ситуации на уроках биологии_ Байбаева Любовь Юрьевна_ Иркутск_ МБОУ г.Иркутска СОШ№35

 

Проблемные ситуации на уроках биологии

Мы с раннего детства всегда и всем задаем вопросы ,и ждем на них ответы. Все вопросы от чего?  Как? и почему? сопровождают нас постоянно до самых последних дней нашей жизни. Мы не устаем их задавать себе друзьям и науке . Жизнь бежит вперед , совершаются новые открытия и появляются новые технологии и в суете современной жизни мы просто не успеваем за всем новым .  Итак двигаясь вперед мы ищем ответы на наши вопросы.

 У маленького ребенка познающего  мир, количество вопросов просто зашкаливает. Его не устраивают простые ответы. Ему нужны доказательства . И мы не всегда ему можем их привести . А что школа, она давала точные знания это так,  а это вот это  эдак и ни как по другому.   И снова у ребенка возникает вопрос.  А почему это так а не по не по-другому.  Еще во времена наших родителей им в помощь в 1957 году на киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» вышел первый выпуск киножурнала Хочу всё знать  и его с великим удовольствием смотрели и ждали следующего выпуска все от мало до велика. Он помогал всем, давал ответы и призывал к новым познаниям. Журнал просуществовал до 2010 года . А далее что? Исчезли вопросы или нет ни чего  нового, к чему призываем детей?.  Где детские познавательные программы по телевидению  на основных каналах? Что демонстрирует центральное телевидение для детей. . Осталось только кабельное телевидение и там программы где можно найти «Как это сделано», по географии и по биологии . А у каждого ли ребенка есть кабельное телевидение. Остается только школа.

Меняется время, меняются и подходы в образовании .Мы перешли на новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют простые вопросы . Им подавай сложные с заковырками и подводными камнями, чем сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все действует в природе и чем я могу помочь. Ребенок и подросток не просто констатирует факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий . Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.

 Биология и экология, краеведение и география и многие другие,  вот поля деятельности для нас учителей. Здесь дети познают себя и окружающий их мир. И наша задача на своих уроках дать поля деятельности для ученика для его открытия самостоятельно  решения задач которые его волнуют и тревожить. Сделать урок не констатации фактов, а его самостоятельного вывода и приятия своей значимости в природе. И здесь большая роль отводится учителю, который должен подобрать материал для своего урока так чтобы ребенок сам захотел погрузиться в поиски знаний, осознавая, что это касается его самого и его семью лично. Приведу пример. У меня был урок в 5 классе по теме роль бактерий в природе и жизни человека. Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку. Всели бактерии вредные или есть полезные и нужны ли бактерии на планете. Вопрос простой вроде открой книгу и получишь ответ .  И вот возникла идея  поиграть с ребятами  я им предложила следующий вариант . К нам в школу обратились учащиеся соседних школ с просьбой подписать письмо. В письме они просят  нас, присоединится к ним, чтобы уничтожить, все бактерии на планете, так как они ей наносят не поправимый вред.  Ребятам было дано задание  подготовить доказательства подписывать или нет письмо. Хочу отметить Что такого результата я не получала очень давно . Следующему уроку где мы рассматривали тему Роль бактерий на планете просто не хватало времени . Каждый ребенок хотел высказать свое мнение и привести примеры из своего опыта. Ребята сами сделали верные выводы и мы написали свой ответ учащимся из соседних школ. Урок прошел на ура.  После этого я чаще стала использовать проблемные вопросы на уроках. Проблемные вопросы можно сделать из любого простого вопроса. Так на уроках ботаники использую вопрос Почему на планете очень мала цветов с красной окраской.  По зоологии в теме Птицы используем вопрос загадку.   Зимой во дворе встретились два ученика Вася и Коля.  Коля нес пакет с пшена, булкой белого хлеба, горохом, овсяными хлопьями , А Вася с фундуком.  салом и семенами конопли . У Васи и Коли на балконе есть по кормушки к Васи синицы прилетают ,а к Коли нет, только воробьи и голуби.  . Чтобы ты им ответил и почему.  Эта загадка заставляет ребят  не просто использовать данные в задачи, но и все знания по особенностям  строения птиц, их образа жизни, энергетической ценности продуктов и её использование в процессе питания в условиях зимы. Урок получается очень поучительным, так как ребята часто кладут в кормушке не те продукты, которые  требует природа, зачастую вызывая гибель голубей от переедания особенно в зимнее  время.

 В разделе экология у меня есть прекрасные задачи, которые можно использовать и на уроках в разных разделах биологии. Первая задача помогает не только решить. Но использовать в своей практике те или иные растения.

Двое учеников ходили на поле и собирали коллекцию лекарственных растений. Один из них в корзине другого заметил такие растения как: ландыш майский, атропа – белладонна, ласточкина трава и сказал, что в корзину его друга попали ядовитые растения и предложил их выбросить Прав ли он или нет и почему?  Работа над такими задачами я использую методику ромашки, которую широко применяю на своих уроках  Рекомендую следующую инструкцию и  алгоритм действий

Решая задачу, назовите основную проблему поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску Объясните при защите устно .Почему вам была предложена данная задача?

 Запишите ваши предложения по использованию этих растений в медицине, ответ оформите -на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды. Во время работы создайте макет грядки лекарственные растения в саду со своими предложениями по созданию лекарственной грядке обратитесь в совет школы, для разбивки такого макета- грядки в школе.

Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества. Используя данную методику у ребят расширяется их кругозор, они чувствуют свою причастность к событиям происходящим вокруг их в природе и вырабатываются навыки сохранения их здоровья и охраны окружающей среды Еще один пример из работы по охране и благоустройства нашего города и природы в нем.

В нашем микрорайоне все знают ,что вдоль магистрали и около некоторых домов высажено озеленение в виде хвойных растений- Лиственница. Стоит отметить, что лиственница вдоль магистрали находится в угнетенном состоянии. А другие вдоль домов прекрасно себя чувствуют. Назовите причин угнетения растений. Что случилось с этими растениями?

Решая задачу, назовите главную проблему, поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску. В чем вы видите основные причины угнетения растений?

Запишите ваши предложения по сохранению жизни лиственниц вдоль дороги, ответ оформите -на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды.  После занятия создайте листовку по сохранению  лиственницы со своими предложениями, развести их в общественных местах  в городе и передайте в экологический центр  города. и обсудите данную проблему с учащимися соседних школ.

 Работая над данной задачей, ребятам необходимо было обратится к разным литературным источникам . Ученики и  не предполагали, что решение задачи будет не простым. Они с трудом дошли до решение задачи .Главной причиной у них был транспорт. И они  ни как не задумывались над таким благородным действием дворников , которые спасают населения города от гололёда.  Дворники, постоянно посыпая  тротуары солевой смесью, и сами не предполагают, что  губят наших главных защитников и созидателей природы. И как соль попадает на газоны, вызывает  засоления почв. А что и  говорить ,о постоянной уборка травы и листвы. С одной стороны это очистка города от мусора, а с другой это не достаток питания и плодородия почв вокруг растений на  газонах. Они уже в 5 классе хорошо усвоили роль бактерий.

В зимнее время особенно часто прибегаем к такой задачи как наши местные растения. Особенно речь идет о наших ягодах и простудных заболеваниях в зимний период. Эта задача позволяет ребятам очень наглядно обратить свое внимание на здоровый образ жизни. Вот эта задача.

На симпозиуме врачей был поднят вопрос ,как бороться с простудными заболеваниями без лекарственных препаратов. Многие предлагали использовать такие лекарственные ягоды как клюква и брусника. Спор стоял долго,  какая ягода более эффективнее?. Вам следует ответить на этот вопрос.  Запишите ваши предложения по использованию этих ягод для лечения людей, создайте рекомендации по приготовлению лекарственного напитка и порекомендуйте его в школьной столовой и в младших классах  школы. Эта задача всегда решается с большим интересом. В работу дома привлекаются родители , которые также ищут информацию и проделывают с детьми путь исследователей. Данная работа по применению проблемных ситуаций на моих уроках позволяет глубокому и осмысленному изучению, преподаваемому мною предметам. В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные .которые часто помогают ребятам в совместном поиске тех или иных решений. Работа на уроках становится более активной и познавательной. Интерес к предмету возрастает. Значит я нашла решение как увлечь почемучек. И дать им возможность получить ответы на все их зачем и почему.

 Говоря о необходимости  решения проблемных ситуациях на уроке, я бы свою работу закончила словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

 О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
                     (А.С. Пушкин)

 

                                                                            


 

Проблемные ситуации на уроках биологии_

Проблемные ситуации на уроках биологии_

Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку

Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку

Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества

Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества

В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные

В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019