ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Программа «Робототехника» имеет техническую направленность. Программа рассчитана на 1 год обучения и дает объем технических и естественно - научных знаний, которыми вполне может овладеть современный школьник, ориентированный на научно-техническое и/или технологическое направление дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств на базе конструкторов LEGO и Arduino.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящий момент в России развиваются нано - технологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Не зря 2021 год в России назван годом «Науки и технологий». Робототехнические устройства интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это новый этап в развитии общества, поэтому очевидно, что он требует своевременного образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного использования соответствующих устройств и технологий, профессиональной ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса. Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи: профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере робототехники и формирование адекватного способа мышления.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что в её основе лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся. Готовность к творчеству формируется на основе таких качеств как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память и др.
Цель программы: формирование творческих и научно-технических компетенций обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему практико-ориентированных групповых занятий и самостоятельной деятельности обучающихся по созданию робототехнических устройств, решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
Обучающие:
· Обучить первоначальным знаниям о конструкции робототехнических устройств;
· познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы LEGO и Arduino.
· развить навыки программирования в современной среде программирования углубить знания, повысить мотивацию к обучению путем практического интегрированного применения знаний, полученных в различных образовательных областях (математика, информатика и др.);
· развить интерес к научно-техническому, инженерноконструкторскому творчеству, сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования, развить творческие способности учащихся.
· Обучить правилам безопасной работы.
Развивающие:
· Сформировать и развить креативность, гибкость и самостоятельность мышления на основе игровых образовательных и воспитательных технологий;
· Сформировать и развить навыки проектирования и конструирования;
· Создать оптимальное мотивационное пространство для детского творчества.
Воспитательные:
· Развить коммуникативные навыки;
· Сформировать навыки коллективной работы;
· Воспитать толерантное мышление.
Планируемые результаты освоения учебного предмета с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися
Личностные:
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
- сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями, такими как инженер-механик, конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике;
- навыки взаимо- и самооценки, навыки рефлексии.
Предметные:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- знать принципы действия электронных и электромеханических элементов;
- понимать назначение элементов, их функцию;
- владеть основами разработки алгоритмов и составления программ управления роботом;
- знать правила соединения деталей в единую электрическую цепь;
- понимать написанный программный код управления устройством, вносить незначительные изменения, не затрагивающие структуру программы (например, значения констант) переменных;
- проводить настройку и отладку конструкции робота;
- записывать отлаженный программный код на плату Arduino, наблюдать и анализировать результат работы;
- проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.
Метапредметные:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 – 13 лет - это начало переходного возраста, поэтому в этот период нужно быть с ребенком максимально внимательным, осторожным и толерантным. Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание лидерства. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и поощрений. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить их. Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень важен. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно использовать в работе с детьми.
Организация работы как с продуктами LEGO Education так и с Arduino базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.
Объем программы и режим занятий:
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 5 до 15 человек. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с перерывом 10-15 мин. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Формы и методы организации образовательного процесса:
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной, а также беседы, игры, консультации, дискуссии, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Формы контроля:
Во время проведения курса предполагается текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, творческие работы, проблемные (ситуативные) задачи, практические работы, контрольные вопросы и т. д.
Планируемые результаты:
При проведении итоговой аттестации в форме проектной работы задание ориентировано на индивидуальное исполнение. Защита итогового проекта проходит в форме представления обучающимися технического задания на проект, работающего кода, ответов на вопросы преподавателя, обсуждения с учащимися достоинств и недостатков проекта.
Тематическое планирование:
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся: 12-13 лет
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. Вводный инструктаж по ТБ работы за компьютером |
2 |
2 |
|
|
2 |
Введение в робототехнику. Первичные сведения о роботах. История развития робототехники. |
2 |
2 |
|
|
3 |
Изучение среды управления и программирования |
10 |
8 |
2 |
|
4 |
Конструирование роботов Lego и Arduino |
18 |
6 |
12 |
|
5 |
Сборка роботов для проведения экспериментов |
20 |
4 |
16 |
|
6 |
Создание индивидуальных и групповых проектов. |
14 |
|
14 |
|
7 |
Итоговое занятие. Защита проектов. |
2 |
|
3 |
|
|
ИТОГО: |
68 |
|
|
|
Содержание программы:
Введение (2ч). Введение. Учащиеся знакомятся с программой и планом работы, а также техникой безопасности при выполнении практических работ за компьютером. Основы безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1 (2ч).
Введение в робототехнику. Первичные сведения о роботах. История робототехники от глубокой древности до наших дней. Идея создания роботов. Что такое робот. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Виды современных роботов. Знакомство с набором Lego Mindstorms и Arduino. Основные элементы, основные приёмы соединения и конструирования. Конструирование первого робота, применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов.
Раздел 3 (10ч). Изучение среды управления и программирования. Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. Изучение блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель. Создание простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на заданный угол, движение по кругу.
Раздел 4 (18ч). Конструирование роботов Lego и Arduino. Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino. Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Lego и Ардуино. Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. Редуктор. Тестирование моторов и датчиков. Управление моторами. Состояние моторов. Встроенный датчик оборотов. Синхронизация моторов. Режим импульсной модуляции. Зеркальное направление. Датчики. Настройка моторов и датчиков. Тип датчиков.
Раздел 5 (20ч). Сборка роботов для проведения экспериментов. Создание действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров.
Раздел 6 (14ч). Создание индивидуальных и групповых проектов. Разработка проекта. Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта в группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом.
Раздел 7 (2ч). Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Форма проведения |
Дата |
Введение (2ч) |
|||
1 |
Введение. |
Беседа |
|
2 |
Вводный инструктаж по ТБ работы за компьютером. |
Беседа |
|
Введение в робототехнику (2ч) |
|||
3 |
Первичные сведения о роботах |
Теоретическое занятие |
|
4 |
История робототехники от глубокой древности до наших дней. |
Теоретическое занятие |
|
Изучение среды управления и программирования (10ч) |
|||
5 |
Знакомство с Arduino. Виды и назначение программного обеспечения |
Теоретическое занятие |
|
6 |
Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. |
Теоретическое занятие |
|
7 |
Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. |
Теоретическое занятие |
|
8 |
Микроконтроллер Arduino; применение Arduino; основные комплектующие для схем с Arduino (провода, светодиоды, резисторы, пьезоэлемет, кнопки и т. д.); состав платы Arduino |
Теоретическое занятие |
|
9 |
Основы программирования в Tinkercad для Arduino Онлайн-сервис Tinkercad, возможности Tinkercad, принципы работы в Tinkercad. |
Теоретическое занятие |
|
10 |
Создание первой схемы в Tinkercad |
Практическое занятие |
|
11 |
Написание программы для Arduino |
Практическое занятие |
|
12 |
Написание программы для Arduino |
Практическое занятие |
|
13 |
Написание программы для Arduino |
Практическое занятие |
|
14 |
Создание простейших линейных программ на Lego. Среда программирования для Ардуино (IDE Arduino). |
Практическое занятие |
|
Конструирование роботов Lego и Arduino (18ч) |
|||
15 |
Конструирование робота |
Теоретическое занятие |
|
16 |
Знакомство с Arduino. Основные комплектующие |
Теоретическое занятие |
|
17 |
Структура и состав Arduino. История Arduino. Основные электронные компоненты |
Теоретическое занятие |
|
18 |
Программирование робота |
Теоретическое занятие |
|
19 |
Основы программирования в Tinkercad для Arduino |
Теоретическое занятие |
|
20 |
Обзор датчиков, модулей и исполнительных механизмов. Для разработчика Arduino |
Теоретическое занятие |
|
21 |
Тестирование моторов и датчиков |
Практическое занятие |
|
22 |
Создание первой электронной схемы в TinkerCad |
Практическое занятие |
|
23 |
Мигающий светодиод |
Практическое занятие |
|
24 |
Сборка и программирование схемы «Мигающий светодиод» |
Практическое занятие |
|
25 |
Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino |
Практическое занятие |
|
26 |
Программирование трёхцветного светодиода. RGB-светодиод |
Практическое занятие |
|
27 |
Кнопка - датчик нажатия. Подключение кнопки к Arduino |
Практическое занятие |
|
28 |
Управление сервоприводом при помощи Arduino |
Практическое занятие |
|
29 |
Лабораторная работа № 1. Первые шаги в Tinkercad |
Практическое занятие |
|
30 |
Лабораторная работа № 2. Написание программы для Arduino |
Практическое занятие |
|
31 |
Лабораторная работа № 3. Кнопка – датчик нажатия |
Практическое занятие |
|
32 |
Лабораторная работа № 4. Управление сервоприводом |
Практическое занятие |
|
Сборка роботов и создание действующей модели (20ч) |
|||
33 |
Знакомство со средой VEXcode VR. Тест по теме «Робот. Базовые понятия». Повторение. |
Теоретическое занятие |
|
34 |
Исполнительные механизмы конструкторов VEX |
Теоретическое занятие |
|
35 |
Программируемый контроллёр (Математические и логические операторы, блоки вывода информации в окно вывода, блоки трансмиссии) |
Теоретическое занятие |
|
36 |
Основные блоки (Блоки управления, блоки переменных, блоки датчиков) |
Теоретическое занятие |
|
37 |
Датчик местоположения, направление движения (Местоположение VR-робота. Скрипт проекта с датчиком место- положения) |
Практическое занятие |
|
38 |
Датчики цвета (Датчики цвета и их направление. Игровое поле «Дисковый лабиринт) |
Практическое занятие |
|
39 |
Датчик расстояния (Датчик расстояния. Простой лабиринт. Динамический лабиринт) |
Практическое занятие |
|
40 |
Управление магнитом. Сбор фишек (Блоки группы «Магнит». Игровое поле «Перемещение фишек») |
Практическое занятие |
|
41 |
Первые программы на языке Python, основные операторы |
Практическое занятие |
|
42 |
Написание простых программ на языке программирования Python |
Практическое занятие |
|
43 |
Знакомство с операторами присвоения, ввода/вывода данных Python |
Практическое занятие |
|
44 |
Разработка программ, реализующих линейные алгоритмы на языке программирования Python |
Практическое занятие |
|
45 |
Условный оператор if |
Практическое занятие |
|
46 |
Формат оператора ветвления if на языке программирования Python, разработка программ, реализующих условные алгоритмы |
Практическое занятие |
|
47 |
Циклы в языке Python |
Практическое занятие |
|
48 |
Формат оператора ветвления цикла с предусловием while, оператором цикла с параметром for на языке программирования Python, разработка программ, циклические алгоритмы |
Практическое занятие |
|
49 |
Списки в языке Python |
Практическое занятие |
|
50 |
Понятие «список» в языке программирования Python, создание списка, различные способы задания списка, вывод элементов списка на экран, основные функции по работе со списками в языке программирования Python |
Практическое занятие |
|
51 |
Работа со строками в Python |
Практическое занятие |
|
52 |
Понятие «строка» в языке программирования Python, различные способы задания строк, основные функции по работе со строками в языке программирования Python |
Практическое занятие |
|
Создание индивидуальных и групповых проектов (14ч) |
|||
53 |
Разработка проекта |
Практическое занятие |
|
54 |
Формулировка задачи на разработку проекта в группе |
|
|
55 |
Лабораторная работа 5 Создание простейших программ (скриптов) |
Практическое занятие |
|
56 |
Лабораторная работа 6 Циклы на базе платформы VEXcode VR |
Практическое занятие |
|
57 |
Лабораторная работа 7 Блок Всегда, блок Прерывания и блок Ждать пока |
Практическое занятие |
|
58 |
Разработка групповых проектов. Выбор темы. |
Практическое занятие |
|
59 |
Разработка групповых проектов |
Исследовательская деятельность |
|
60 |
Разработка групповых проектов |
Исследовательская деятельность |
|
61 |
Разработка индивидуальных проектов. Выбор темы. |
Исследовательская деятельность |
|
62 |
Разработка индивидуальных проектов |
Исследовательская деятельность |
|
63 |
Разработка индивидуальных проектов |
Исследовательская деятельность |
|
64 |
Разработка индивидуальных проектов |
Исследовательская деятельность |
|
65 |
Разработка индивидуальных проектов |
Исследовательская деятельность |
|
66 |
Разработка индивидуальных проектов |
Исследовательская деятельность |
|
Защита проектов (2ч) |
|||
67 |
Разработка презентации для защиты проекта. |
Исследовательская деятельность |
|
68 |
Представление и защита проекта. |
Исследовательская деятельность |
|
Требования к условиям реализации программы:
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических
видов продукции:
- электронные учебники;
- экранные видео лекции;
- видео ролики;
- мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии;
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Компьютерный класс и/или компьютер – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.
2. Наборы конструкторов:
- LEGOWEDO 2:0 – 2 шт.;
- LEGOMindstormsEV3 Education – 3 шт.;
- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;
- зарядное устройство для конструктора – 2 шт.
- ящик для хранения конструкторов (по объёму).
3. Мультимедийный проектор
Литература
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
7.Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»
8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
9.Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
Дополнительные Интернет - ресурсы для учащихся
1. http://metodist.lbz.ru
2. http://www.uchportal.ru
3. http://informatiky.jimdo.com/
4. http://www.proshkolu.ru/
Перечень доступных источников информации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.