МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No1» СЕЛА НОВОСЫСОЕВКА ЯКОВЛЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ№1
с. Новосысоевка
___________Н.Ю.Смелая
31 августа 2022 г.
МЕДИАЦЕНТР
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Срок реализации программы – 1 год
Скопина Екатерина
Петровна,
педагог-организатор
Арнст Оксана Олеговна,
учитель английского языка
с.
Новосысоевка
2022 год
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что 21 век – век информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не только научить подростка вычленять из любого источника информации ту, которая будет для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать то, что будет полезно ему и окружающим. Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений в использовании интернет-технологий. Работа в школьном медиацентре позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста. Работа над страничкой школы в социальных сетях позволит сконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую информацию для учащихся и учителей школы.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу – это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер.
Адресат программы: обучающиеся 12-17 лет, проявляющие интерес к журналистике и публицистике.
Формы организаций и режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю (136 часов в год).
Формы проведения занятий:
Лекция, вебинар, презентация, экскурсия, самостоятельная работа, работа в подгруппах, работа в парах, публичное выступление, практическая работа, игровая деятельность, тестирование, круглый стол, беседа.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание и развитие единого информационного пространства школы.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра – одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видео оператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
1.3. Содержание программы
1. Вводное занятие (2 ч). Знакомство с понятиями «СМИ», «МЕДИАЦЕНТР», основами ведения странички школы в социальной сети В Контакте. Распределение обязанностей и ролей участников медиацентра.
2. Источники информации (10 ч). Знакомство с понятием «источник информации». Анализ источников средств массовой информации. Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав.
3. Обзор программ для создания контента (4 ч). Обзор бесплатных версий программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др.
4. Разработка контент-плана (20 ч). Анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления плюсов и минусов организации интернет-пространства. Определение своего вектора работы медиацентра. Разработка постоянных рубрик для социальных сетей, обоснование необходимости и полезности каждой из рубрик для учащихся и педагогов школы.
5. Создание своих источников информации (50 ч). Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке репортажа.
6. Жанровое разнообразие СМИ (30 ч). Апробация своих навыков в написании текстов постов различных жанров и различной тематики. Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной странички.
7. Отбор видеоконтента в Интернете (15 ч). Просмотр фильмов и видеоматериалов для постоянных рубрик. Обсуждение просмотренного на «круглом столе».
8. Подведение итогов работы медиацентра за год (5 ч). Анализ просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. Создание плана работы медиацентра на следующий учебный год.
Учебный план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
Виды деятельности учащихся на занятии |
1. |
Вводное занятие (2 ч) |
1 |
1 |
Диалоговая форма работы, лекционное слово учителя, работа в парах. |
Источники информации (10 ч) |
||||
2. |
Знакомство с понятием «источник информации». (3 ч) |
1 |
2 |
Конспектирование лекции учителя, работа в группах, эвристическая беседа. |
3. |
Анализ источников средств массовой информации. (4 ч) |
1 |
3 |
Конспектирование лекции учителя, работа в группах |
4. |
Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав. (3 ч) |
1 |
2 |
Диалоговая форма работы, работа с правовыми документами |
Обзор программ для создания контента (4 ч). |
||||
5. |
Обзор бесплатных версий программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др. (4 ч) |
1 |
3 |
Работа с гаджетами по изучению программ, помогающих организовать работу школьного медиацентра |
Разработка контент-плана (20 ч). |
||||
6. |
Анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления плюсов и минусов организации интернет-пространства. (4 ч) |
1 |
3 |
Анализ школьных страниц ВКонтакте, обобщение, систематизации и представление полученных данных |
7. |
Разработка постоянных рубрик для школьной страницы. (16 ч) |
4 |
12 |
Диалоговая форма работы, мозговой штурм, эвристическая беседа, работа в группе, индивидуальная работа |
Создание своих источников информации (50 ч.) |
||||
8. |
Критерии отбора новостей. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. (8 ч) |
2 |
6 |
Конспектирование лекции учителя, «мозговой штурм», работа в группе |
9. |
Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке репортажа. (4 ч) |
1 |
3 |
Конспектирование лекции учителя, работа в парах |
10. |
Репортажи. Вёрстка нового выпуска. (4 ч) |
1 |
3 |
Конспектирование лекции учителя, работа с компьютером, гаджетами |
11. |
Запись выпусков новостей. (34 ч) |
8 |
26 |
Создание сценариев для видеороликов, запись и монтаж репортажей |
Жанровое разнообразие СМИ (30 ч). |
||||
12. |
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной странички. (30 ч) |
7 |
23 |
Лекционное слово учителя, апробация своих навыков в написании текстов постов различных жанров и различной тематики. |
Отбор видеоконтента в Интернете (15 ч). |
||||
13. |
Обзор разных типов видеофайлов, их плюсы и минусы, возможности использования на школьной страничке (4 ч) |
1 |
3 |
Эвристическая беседа, «мозговой штурм», работа в группе |
14. |
Просмотр фильмов и видеоматериалов для постоянных рубрик. Обсуждение просмотренного на «круглом столе». (11 ч)
|
3 |
8 |
Самостоятельный просмотр видеоматериала, отобранного заранее, обсуждение в группе |
Подведение итогов работы медиацентра за год (5 ч). |
||||
15. |
Анализ просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. (4 ч)
|
1 |
3 |
Работа в группе, индивидуальная работа, дискуссия |
16. |
Создание плана работы медиацентра на следующий учебный год. (1 ч) |
0, 5 ч |
0, 5 ч |
Дискуссия, работа в группе |
1.4. Планируемые результаты:
1. Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
2. Регулятивные УУД:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- Прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
3. Познавательные УУД:
- умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;
- умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;
- умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
4. Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников.
РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
1 |
Компьютер – 2 шт |
2 |
Проектор – 1 шт |
3 |
Интерактивная доска – 1 шт |
4 |
Колонки звуковые – 1 шт |
5 |
Видеокамера |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
|
1 |
Видеоматериалы |
2 |
Рабочие программы (Vegas, Photoshop, Microsoft office) |
3 |
Мультимедийные презентации на электронных носителях |
2.2. Оценочные материалы и формы контроля
В ходе реализации программы оценка ее эффективности существляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
2.3. Методическое обеспечение программы
Электронные учебники и электронные учебные пособия |
Методическая литература |
Программы Movavi Photo Editor, Vegas, Photoshop, Picture Manager, Paint.Net и др. |
Учебно-наглядные пособия |
Инструкции по технике безопасности |
Таблицы, схемы, фотоматериалы |
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики |
2.4. Календарный учебный график
1 полугодие – 05.11.2022 – 30.12.2022
2 полугодие – 13.11.2022 -
Начало учебных занятий – понедельник, 15:00 в кабинете инициатив.
Возраст детей – 12-17 лет
Режим занятий – 2 раза в неделю
Продолжительность занятий – 2 часа.
Годовая учебная нагрузка – 136 часов.
Допускается изменение в расписании, форм и место проведения занятий.
2.5. Календарный план воспитательной работы
Название мероприятия |
Время проведения |
Объём
|
Открытый мастер-класс для учителей
|
Ноябрь
|
1 час |
Новогодний марафон
|
Декабрь
|
2ч |
Мастер-класс для учащихся из других школ |
Март 2ч |
|
Открытое занятие в 5 классах |
Май
|
1ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М., Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
4. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video.
6. — M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
7. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
8. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.