Gрограмма
экологической направленности
«Юный эколог»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ходякова Татьяна Васильевна,
Пояснительная записка
В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем – требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у обучающихся является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века. Главное назначение данного кружка – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей ответственного отношения к природе. Особый акцент программы сделан на развитие интереса детей к познанию природы,
применение ими знаний на практике. Разнообразная деятельность в кружке дает возможность обучающимся обогатиться глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждений тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предлагает каждому обучающемуся возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности обучающихся во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры здоровья (физического и духовного), нравственности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Педагогическая целесообразность программы.
предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов обучающихся;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
Цель программы: формирование экологической культуры личности.
Задачи
Коррекционно-обучающие:
1.научить видеть и понимать красоту живой природы;
2.познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
3.сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
Коррекционно-воспитательные:
1.воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
2.воспитывать общечеловеческие качества – сочувствие, ответственность, доброту, любовь к природе.
Коррекционно-развивающие:
1.развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
2.развивать потребности общения с природой;
3.развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
4.раскрывать творческие способности, воображения и фантазии;
Сроки реализации программы – 1год. Программа составлена на 34 часа (по 1 часу 1 раз в неделю).
Формы занятий: игры, экскурсии, прогулки на природу, беседы, познавательные часы, мозговой штурм, викторина, практическая работа.
Методы обучения
Словесный (устное изложение, беседа, объяснение, рассказ ит.д.).
Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, экскурсии, природный материал).
Практический ( мозговой штурм, игры, викторина, работа с природным материалом и т.д.).
Предполагаемая результативность программы и способы их проверки:
осознание учащимися необходимости заботы о природе и выработки форм поведения;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет),
приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;
портфель ученика (результативность деятельности).
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны взаимодействия с природой, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, стремление беречь и охранять природу.
Обучающиеся должны знать-
- человек существо природное и социальное;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
Обучающиеся должны уметь:
-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и
в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями (посильное участие);
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-придерживаться
правил поведения в природе;
-применять на практике полученные знания и навыки;
-пропагандировать экологические и природоохранные знания.
Развитие
общеучебных умений и личностных качеств:
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
уметь работать в команде;
уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
уметь выбрать линию поведения.
уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;
устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;
обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Формы подведения итогов реализации программы: мониторинг экологической воспитанности.
№ темы |
Тема |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего |
1. |
Уникальный мир живой природы |
18 |
|
18 |
2. |
В гостях у природы |
|
9 |
9 |
3. |
Экология и мы, мы и творчество |
|
7 |
7 |
№занятия |
Темы занятий |
Теория |
Практика |
Сентябрь |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
Беседа «Значение природы в жизни человека» |
1 |
|
3 |
Заочное путешествие на родину комнатных растений. |
1 |
|
4 |
Акция «Больше кислорода в наш общий дом» |
|
1 |
|
Октябрь |
|
|
5 |
Игровой калейдоскоп «Заглянем в мир живой природы» |
1 |
|
6 |
Экскурсия « Разноцветная ярмарка» |
|
1 |
7 |
Изготовление поделок «И нет фантазии предела» |
|
1 |
8 |
Выставка рисунков «Краски осени» |
|
1 |
|
Ноябрь |
|
|
9 |
Беседа «Природа и здоровье человека» |
1 |
|
10 |
Красная книга Тамбовской области -презентация |
1 |
|
11 |
Игра-викторина « В гостях у Флоры» |
1 |
|
|
Декабрь |
|
|
12 |
Викторина «Птицы Тамбовской обл.» |
1 |
|
13 |
Операция «Кормушка» |
|
1 |
14 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
|
1 |
15 |
Конкурс рисунка «Зимние узоры» |
1 |
|
|
Январь |
|
|
16 |
Природа в произведениях русских поэтов, писателей и художников |
1 |
|
17 |
Экскурсия «В гостях у Зимушки-Зимы» |
|
1 |
18 |
Поле чудес «Знатоки природы» |
1 |
|
|
Февраль |
|
|
19 |
Мозговой штурм «Выскажи свое мнение, что было бы, если…..» |
1 |
|
20 |
Интеллектуальная игра « Что, где, когда» |
1 |
|
21 |
Беседа «Лес как источник здоровья человека» |
1 |
|
22 |
Презентация «Самые удивительные растения» |
1 |
|
|
Март |
|
|
23 |
Практическая работа «Посев семян цветочных культур» |
|
1 |
24 |
Фенологические наблюдения: Влияние света, воды и температуры на рост и развитие растений» |
|
1 |
25 |
Экскурсия на природу «Весна Красна» |
|
1 |
26 |
Игра «Путешествие в страну ее величества воды» |
1 |
|
|
Апрель |
|
|
27 |
«Обитатели подводного царства» -презентация |
1 |
|
28 |
Экскурсия на водоем |
|
1 |
29 |
Акция «Чистые берега» |
|
1 |
30 |
Викторина «Защитим нашу Землю» |
1 |
|
|
Май |
|
|
31 |
Акция «Посади дерево» |
|
1 |
32 |
Подготовка почвы на клумбах |
|
1 |
33 |
Высадка цветочных культур в грунт |
|
1 |
34 |
Подведение итогов работы обучающихся. |
1 |
|
Содержание изучаемого курса.
Раздел: Уникальный мир живой природы.
Тема№1.Вводное занятие. Знакомство с работой кружка.
Тема№2.Значение природы в жизни человека. Понятия природы, компоненты и функции природы.
Тема№3.Заочное путешествие на родину комнатных растений. Названия, отличительные признаки, особенности жизни и размещение.
Тема№4. Игровой калейдоскоп «Заглянем в мир живой природы».Знакомство с разнообразием животного мира.
Тема №5.Природа и здоровье человека. Что такое здоровье. Как природа влияет на здоровье человека. Человек-часть природы.
Тема№6.Красная книга Тамбовской области. Знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
Тема №7.В гостях у Флоры. Животные, растения, птицы и насекомые.
Тема№8.Птицы Тамбовской обл. Разновидность птиц, места обитания и их значение.
Тема №9.Природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников. Природа в стихах, прозе, живописи, художественных фотографиях.
Тема №10.Знатоки природы. Природные явления и приметы.
Тема №11.Мозговой штурм «Выскажи свое мнение, что было бы, если…..» Примеры различных ситуаций и их решение проблем.
Тема №12.Что, где, когда . Разнообразие растительного и животного мира.
Тема№13.Лес как источник здоровья человека. Значение леса для человека и природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.
Тема№14. Самые удивительные растения. Растения великаны.
Тема№15. Путешествие в страну ее величества воды. Вода, значение воды и ее охрана.
Тема№16.Обитатели подводного царства. Разнообразие обитателей, их биологические особенности. Значение для человека.
Тема№17.Защитим нашу Землю. Загадки, стихи, пословицы о природе.
Тема №18.Подведение итогов работы обучающихся.
Раздел. В гостях у природы
Тема№1 Разноцветная ярмарка. Сезонные изменения в природе осенью.
Тема№2.Покормите птиц зимой. Помощь зимующим птицам.
Тема№3.В гостях у Зимушки зимы. Понятие прекрасного. Критерии и показатели «прекрасного». Гармония компонентов природы.
Тема №4. Весна Красна. Сезонные изменения в природе весной.
Тема №5. Экскурсия на водоем. Знакомство с обитателями водоема.
Тема№6. Чистые берега. Уборка берега реки Цны от мусора.
Тема №7. Посади дерево. Озеленение пришкольной территории.
Тема №8. Подготовка почвы на клумбах. Перекопка цветника.
Тема №9. Высадка цветочных культур в грунт. Практическая работа.
Раздел: Природа и мы, мы и творчество.
Тема №1. Больше кислорода в наш общий дом. Озеленение спальных комнат.
Тема №2.И нет фантазии предела. Изготовление поделок из природного материала.
Тема№3. Краски осени. Выставка рисунков
Тема №4. Кормушка. Изготовление кормушек для зимующих птиц.
Тема №5. Зимние узоры. Конкурс рисунка.
Тема №6. Посев семян цветочных культур. Практическая работа.
Тема №7. Влияние света, воды и температуры на рост и развитие растений. Фенологические изменения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел |
Формы занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
Раздел 1. Уникальный мир природы. |
Беседа, мозговой штурм, викторина, игра. |
Словесные-беседа, объяснение, рассказ. Практические -тренинг, викторины, игры. Наглядные – показ презентаций. ИКТ. |
Разработки мероприятий, презентации тесты. Репродукции произведений художников. . |
Книги, брошюры. Компьютер. Карточки с заданиями |
Конкурс, коллективная рефлексия. Опрос. |
Раздел 2. В гостях у природы |
Экскурсии, акции.
|
Словесные – беседа, обсуждения. Наглядные – экскурсии, наблюдение. Практические-выполнение заданий. |
Реальные обьекты природы.
|
Тетради, ручки. Хоз. инвентарь. |
Коллективная рефлексия, самостоятельная работа, Оформление цветника. |
Раздел 3. Экология и мы, мы и творчество. |
Выставки, конкурсы, практическая работа. |
Словесные – беседа рассказ, обсуждения. Наглядные – показ иллюстраций, рисунков. Практические - работа с природным материалом, с рисунком. Наблюдение. |
Наглядный материал, картины, рисунки.
|
Природный материал, посадочный. Картон, коробки. Краски, карандаши, альбом. |
Коллективная рефлексия, выставка рисунков, поделок. . |
Литература
Для педагога
Мансурова,
СЕ. Здоровье человека и окружающая
среда: Элективный курс / СЕ. Мансурова, О.А. Шклярова. — М. : СПб. : Виктория
плюс, 2006.
Мурох,В.И.
Наш зеленый исцеляющий друг / В.И. Мурох, Л.И. Стекольников. — Минск :
Ураджай, 1987
Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль
Колесников С. И. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -304 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365
ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php
Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов вузов. — 5-е издание, стереотипное. — М.: Академия, 2010
Игнатьева, И.П. Конюшко, В.С. Природа служит человеку. Для детей
Браул В. Настольная книга любителя природы. Л. 1985г.
Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы – прогресс 1983г.
Верзилин Н.М. «Путешествия с домашними растениями», Л., 1980г.
Дмитриев Ю. Соседи по планете М.1981г.
Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников», Москва, 1983г.
Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 1998г.
Ремизова Г.Л. Войди в зеленый мир – М. Просвещение 1995г.
Суравегина И. Экология и мир Москва 1994г.
Чижова В.П. «Учебные тропы природы», Москва, 1989г.
Цветкова И.В. «Экология для младших школьников», Ярославль, 1997г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.