Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности по физической культуре « Шахматы и шашки » Возраст обучающихся 7-15лет
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности по физической культуре « Шахматы и шашки » Возраст обучающихся 7-15лет

Оценка 4.8
docx
26.06.2020
Дополнительная   общеобразовательная     общеразвивающая     программа  спортивной  направленности    по  физической  культуре « Шахматы и шашки  » Возраст  обучающихся  7-15лет
шашки,шахматы.docx

 

 

МКОУ   «  НАСЛЕДНИЦКАЯ  СОШ  ИМЕНИ  ВОИНА  -  ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА  ВИКТОРА  СВЕЖЕНЦЕВА»

 

                                    Утверждаю

Директор__________/Новикова  В.А./

______________________

 

 

 

 

Дополнительная   общеобразовательная     общеразвивающая     программа  спортивной  направленности    по  физической  культуре « Шахматы и шашки  »

Возраст  обучающихся  7-15лет

 

 

 

Нормативный  срок  усвоения  программы  -1  год

 

  Автор:  Воровщиков  А.М.,учитель  физкультуры

2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану:

в год: 51   ч  (год)  1,5   в  неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

1.    Федеральный    закон    Российской    Федерации   от    29    декабря    2012     года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

2.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 

3.      Специальной обучающей и методической литературы по игре в шахматы и шашки

 

В      соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями современной системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию развивающих предметов.

 

Направленность программы «Шашки и шахматы» - физкультурно – спортивная. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

 

В  процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях упражнениями шашечной и шахматной игры. Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся. Благодаря физкультурно - спортивной направленности программы, учащиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в школьных ,районных и окружных соревнованиях по шашкам и шахматам.

 

Актуальность:

 

Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей школьного возраста В. Гришина, методических пособий «Увлекательная математика» А. Г. Гайштута, книге А. Карпова «Учитесь шахматам», «Энциклопедический учебник шахматной игры» М. Таля, Н. Журавлёва, Барского Ю.П., Герцензона Б.П.» Приключения на шашечной доске» и др.

 

Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, самодеятельные театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

 

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

 

- Проявление индивидуальных способностей занимающихся в непредвиденных комбинациях; - Обучение основам стратегии игры в шашки


Изучение преимущества в разных положениях;

-   Воспитание творческих способностей занимающихся.

 

Необходимо научить занимающихся трезво оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед.

 

Воспитывать нравственные и эстетические качества у занимающихся.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной

программы – 8-12лет

 

Дополнительная образовательная программа по шашкам рассчитана на 1 год. Техника упражнений игры по шашкам включает в себя проявление индивидуальных способностей занимающихся как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях. Следовательно, на занятиях большое внимание будет уделяться:

 

1.         Анализу коротких партий – ловушек;

2.         Изучение простых комбинаций;

3.         Изучению правил игры в шашки;

4.         Изучение основ дебюта;

5.         Изучение основ эндшпиля.

Количество детей: минимум 12 человек

 

Формы работы:

 

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по шашкам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям.

 

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

 

Методическое        обеспечение         дополнительной         образовательной        программы.

 

Занятия по шашкам начинаются после окончания уроков, исходя из этого необходимо тщательно подбирать упражнения для первой (подготовительной) части урока. Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной работе, в этой части урока, я буду включать легкодозируемые, короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений, проводимые живо и весело. Это

 

объяснение         и          изучение         различных          ходов          и         простых          комбинаций.

 

В    первой половине основной части урока решаются задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части урока изучаются и совершенствуются владения

 

основами        игры        в         шашки,         изучаются         основы         дебюта         и         эндшпиля.

 

В   заключительной части урока постепенно снижается умственная нагрузка и подводятся итоги проделанной работы. Необходимо указать на основные ошибки занимающихся и похвалить некоторых способных учеников.

 

Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; Задачи: развитие внимания и мотивации школьника;

-образного мышления;

организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

включение учащихся в разностороннюю деятельность;

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;


воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 

Календарный учебный график

Количество учебных недель: 34

Количество часов - 51 часов – учебный год (1.5часа в неделю).

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1.5 часа

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы рассчитаны на 1год Итоги работы кружка определяются по результатам шашечно-шахматных турниров в

 

конце II учебной четверти(I половина января) и в конце III учебной четверти (I половина апреля).

 

По участию и результатам соревнований разного уровня.

 

В   конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для умственного самосовершенствования, знания правил соревнований по шашкам, навыки простейшего судейства. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся принимать участие в школьных, районных и окружных соревнованиях.

 

 

Содержание программы

Учебно-тематический план по шашкам.

 

№п/п

Разделы и темы

Лекция

Практика

Итого

 

 

 

 

 

1.

История развития

1

-

4

 

организации турниров

 

 

 

2.

Правила игры и

2

2

4

 

соревнований. Нотация.

 

 

 

3.

Первоначальные понятия

2

1

3

4.

Тактика игры

1

2

5

5.

Стратегия игры

1

4

5

6.

Эндшпиль

1

2

3

7.

Дебют

1

2

3

8.

Конкурсы

-

3

3

9.

Сеансы одновременной игры

-

4

4

10.

Всего

9

25

34

 

Учебно-тематический план по шахматам.

 

№п/п

Разделы и темы

Лекция

Практика

Итого

 

 

 

 

 

1.

История развития

1

-

1

 

организации турниров

 

 

 

2.

Правила игры и

2

1

3

 

соревнований. Нотация.

 

 

 

3.

Первоначальные понятия

2

1

3

4.

Тактика игры

1

1

2

5.

Стратегия игры

1

1

2

6.

Эндшпиль

1

1

2

7.

Дебют

1

1

2

8.

Конкурсы

-

1

1

9.

Сеансы одновременной игры

-

1

1

10.

Всего

9

8

           17


Итого по шашкам и шахматам    51 час

 

Содержание программы по шашкам.

 

1.Древность русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное значение шашек Классификационная система

 

2.Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение.

Виды шашечных соревнований, правила их проведения.

 

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

 

3.Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки ,значение связок, размеров, понятие оппозиции,

темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов.

 

Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.

 

4.Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки , «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары .Красота комбинаций.

 

Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

 

5.Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями.

 

6.  Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Треугольник А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки против двух и более.

 

Практика. Разбор и развертывание с партнерами характерных

тематических позиций.

 

7.Основные задачи дебюта, «игра Петрова», «игра Филиппова», «обратно-городская партия» , «перекресток», «игра Бодянского». Какие шашки развивались в дебюте?

 

Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Тематические игры с разбором сыгранных партий.

8.Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

9.Конкурсы, игры.

 

Содержание программы по шахматам.

 

1.Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных соревнований.

 

2.Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.

 

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений.

Расстановка фигур.

 

3.Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.

 

Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами.


4.Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей.

 

Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.

 

5.Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур ,выбор плана централизация.

 

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

 

6.Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами.

 

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

7.Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

 

8.  Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором сыгранных партий.

 

9.Конкурсы.

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

 

я контролировать свои

действия;

 

-образного мышления и логики.

 

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 

1.  Регулятивные УУД:

 

 

 

 

оценку деятельности класса на занятиях.

 

образовательных достижений (учебных успехов).

 

утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

 

2.  Познавательные УУД:

 

жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

совместной

работы всего класса.

 

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

3.  Коммуникативные УУД:

 

я  о правилах общения и поведения в школе, на улице,

дома и следовать им.

 

этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются


следующие знания и умения: к концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

 

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Условия реализации программы

Материально – методическое обеспечение.

 

-  столы и стулья для учащихся;

-  достаточное количество шашечных и шахматных досок;

-  учебные пособия по шашкам и шахматам;

-  диски для работы на компьютере.

 

Формы аттестации

Формы  отслеживания   и   фиксации   образовательных   результатов:    грамота,

 

протокол соревнований, фото.

Формы      предъявления       и       демонстрации      образовательных       результатов:

соревнование.

 

Методические материалы

особенности организации образовательного процесса:

очно

 

методы        обучения:         (словесный,         наглядный        практический;         объяснительно-

иллюстративный), и воспитания (упражнение, стимулирование.);

формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная;

 

формы организации учебного занятия: беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, соревнование.

 

педагогические технологии технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология.

 

Список литературы

 

1.  Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 2009 г.

 

2.  В. Зак, Я. Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 2008 г.

 

3.  Каплунов Я. Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2008 г.

4.  Р. Нежметдинов «Шахматы», Казань, 2010 г.


Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия кружка

Время проведения

 

п.п.

 

 

 

 

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение. ТБ на занятиях. Древность русских шашек.

 

 

 

 

Культурное значение шашек.

 

 

 

2

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце.

 

 

 

 

Великие люди и шахматы.

 

 

 

3

Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её

 

 

 

 

значение.

 

 

 

4

Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам.

 

 

 

 

Правила турнирного поведения.

 

 

 

5

Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и

 

 

 

 

усвоение правил.

 

 

 

6

Практика по шахматам. Расстановка фигур.

 

 

 

7

Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий.

 

 

 

 

Шашечная партия. Три стадии партии.

 

 

 

8

Практика по шахматам. Запись партий. Отдельные

 

 

 

 

положения.

 

 

 

9

Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки.

 

 

 

10

Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила

 

 

 

 

дамки. Расчёт ходов.

 

 

 

11

Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах.

 

 

 

 

Относительная ценность фигур.

 

 

 

12

Понятие о оппозиции. Маневры. Разбор тематических

 

 

 

 

позиций. Упражнения на расчёт ходов.

 

 

 

13

Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми

 

 

 

 

фигурами.

 

 

 

14

Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми

фигурами.

 

 

 

15

Мат в один ход. Задачи. Мат ферзём. Практика выполнения

 

 

 

 

вечного мата.

 

 

 

16

Практика на освоение маневров, темпах, расчётах.

 

 

 

17

Мат лёгкими фигурами .(Практика)

 

 

 

18

Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов.

 

 

 

19

Понятие о тактике и комбинацию

 

 

 

20

Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки»

 

 

 

21

Двойной шах, завлечение, отвлечение.

 

 

 

22

Конкурс –подвижная игра «Самый ,самый…»

 

 

 

23

Разбор тематических позиций в шашках

 

 

 

24

Практика выполнения двойного удара. Гамбит.

 

 

 

25

Нахождение дебютных ловушек в шашках.

 

 

 

26

Шахматы .Сочетание идей.(практика)

 

 

 

27

Шашки. «роздых» «самообложение»

 

 

 

28

Скрытое нападение.(скрытый шах)

 

 

 

29

Значение центральных полей доски. Захват полей.

 

 

 

30

План игры шашек. Овладение полями.

 

 

 

31

Определение стратегии шахмат.

 

 

 

32

Выбор плана. Центральные поля.

 

 

 

33

Ценность времени и пространства

 

 

 


34                  Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте.

 

35

Борьба одной шашки против двух.

36

Шахматы практика. Построение защиты .План игры.

37

Практика шашки. Три дамки против одной. «Треугольник

 

Петрова»

38

Шахматы. Построение плана нападения.

39

Правило оппозиции в шашках.

40

Эндшпиль. Роль короля в эндшпиле.

41

Практика шашки. «Кол» «Отыгрыш»

42

Правило квадрата.Король и пешка против короля.

43

Шашки (теория) Основные задачи дебюта.Городская партия

 

.Перекресток.

44

Практика эндшпиля в шахматах.Мат в 1,2,3 хода.Задачи –

 

миниатюры.

45

Дебюты в шашках. «Игра Петрова» «Игра Бодянского»

46

Этюды.Задачи-миниатюры. Мат в 4 хода. Мат ферзём.

47

«Обратно-городская партия» 7 видов дебютов.

48

Мат тяжелыми и лёгкими фигурами.

49

Шахматы. Определение дебюта.Детский мат. Испанская

 

 

партия .вариант№1

 

50

Итоговые занятия

 

51

Итоговые занятия

 

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2402172/fcc8120d-bf8e-462c-baa2-94a1e7bbd80c/orig


 

МКОУ « НАСЛЕДНИЦКАЯ

МКОУ « НАСЛЕДНИЦКАЯ

Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1

Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1

Изучение преимущества в разных положениях; -

Изучение преимущества в разных положениях; -

Календарный учебный график Количество учебных недель: 34

Календарный учебный график Количество учебных недель: 34

Итого по шашкам и шахматам 51 час

Итого по шашкам и шахматам 51 час

Понятие о тактике и комбинации

Понятие о тактике и комбинации

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте

Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2020