Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир слов»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир слов»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
1 кл
16.02.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир слов»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир слов»
Удивительный мир слов.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Героя Социалистического Труда Александра Ивановича Максакова»

г. Балаково Саратовской области

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора по учебно-воспитательной  работе

МАОУ СОШ №18

_________ /Пузакова С.В.

Протокол № 1

31 августа  2023г.

 

Рассмотрено и принято

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 31   августа 2023г.

 

 

 

 

Утверждено

Директор

МАОУ СОШ №18

__________ /Фимина О.В.

Приказ № 279

от 31  августа  2023г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Удивительный мир слов»

 

 

 

 

Направленность: общеинтеллектуальная

Возраст обучающихся: 7,5 – 8 лет

Форма обучения: очная

Срок реализации: 1 год

 

 

Составитель:

Печенкина Марина Владимировна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Балаково 2023-24 г.

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной программе «Удивительный мир слов»

Педагог дополнительного

образования:

Печенкина М.В.

Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир слов» имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для детей 7,5 - 8 лет.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Срок реализации программы 1 год, недельная нагрузка - 1 час, 25 ч в год во 2 классе.

Во 2 классе  осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без оценки их в баллах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир слов»

 

1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

Страница

1.1

Пояснительная записка

 3

1.2

Цель и задачи программы

 4

1.3

Планируемые результаты

 5

1.4

Содержание программы

 7

1.5

Формы аттестации

 10

2

Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1

Методическое обеспечение

  11

2.2

Условия реализации программы

  14

2.3

Календарно – тематическое планирование

  15

2.4

Оценочные материалы

  16

2.5

Список литературы

  17


1    Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

·         Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).

·         Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

·         Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

·         СанПин 2.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

·         Устав МОУ ВМР «СОШ № 3 г. Вольска»

 

Уровень освоения программы: базовый.

Направленность программы: общеинтеллектуальная

Новизна     дополнительной     общеразвивающей     программы: Организация занятий основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Актуальность программы. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные   занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Отличительная особенность.

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; " Начальная школа XIX века»; Вентана-Граф, Москва, 2011г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Курс «Удивительный мир слов» рассчитан для учащихся 7-10 лет и призван помочь в углублении знаний по русскому языку.

Педагогическая целесообразность. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть ―волшебство знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к удивительному миру слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания.

Адресат программы. Данная программа ориентирована на младший школьный возраст (7,5 -8 лет). Состав группы 20 человек.

Возрастные особенности. Для детей данного возраста характерно понимание иерархических отношений, умение выделять части и целое, более развитое образное мышление, способность мысленно расположить предметы по размеру и иным характеристикам. Кроме того, анализ, синтез, понимание принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность

учитывать две и более переменных при оценке отличают этих детей. Их ведущая деятельность - учебная. Они подвижны, любознательны, впечатлительны, обладают конкретным мышлением и подражательностью. Однако стоит обратить внимание на их неумение долго концентрировать свое внимание, на чем-либо.

В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Особенности поведения детей

         высокий уровень активности

         стремление к общению вне семьи

         стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

         понимание различий пола

         стремление получить время на самостоятельные занятия ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.

Объем программы:  25 часов.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 занятия продолжительностью 40 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цели:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

--расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи программы:

Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитать потребности в творческом самовыражении;

- воспитать эстетическое отношение к окружающему миру;

- познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;

- воспитать ответственность и дисциплинированность;

- совершенствовать экологическое воспитание учащихся;

- сформировать активную жизненную позицию.

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-- развить у учащихся устойчивость внимания и наблюдательность;

-- развить наглядно-образное и пространственное мышление;

-- развить аналитические способности (умения слушать и анализировать);

-- развить различные виды внимания и памяти;

-- содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.);

-- развить базовые музыкальные способности (чувство ритма, музыкальная память).

-- развивать смекалку и сообразительность;

-- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

1.3. Планируемые результаты.

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  • решать практические задачи по формированию навыков грамотного письма и развитию речи;
  • расширять языковую эрудицию, активизировать интерес к языку и речевому творчеству.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Решать практические и учебные задачи:

пользоваться словарями;

использовать алфавит при работе со словарём.

  • Различать и сравнивать текст и не текст.
  • Находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

 эмпатия  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к культуре;

интерес к ведению диалога с автором текста;

интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  является сформированность следующих умений:

правильно писать слова;

видеть в словах опознавательные признаки;

–  находить и исправлять ошибки;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова;

создавать связные устные высказывания на ту или иную  тему.

 Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

  • осмысливать необходимость изучения русского языка, осознавать значение языка в мировой культуре и литературе;
  • гордиться богатством и красотой русского языка;
  • усваивать и формировать моральные принципы на основе содержания текстов (понятие добра, милосердия и др.).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы;
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • владеть навыками рефлексивного анализа;
  • уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались.

Общеучебные УУД:

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
  • целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
  • систематизировать и классифицировать информацию;
  • использовать различные виды моделирования.

Регулятивные УУД:

  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли с учетом жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

1.4 Содержание курса «Удивительный мир слов»

 

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

— игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв

подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки

и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые

буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для

красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по

выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

— моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа

делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение

(происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по

значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном

значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

— подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

— наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты

их использования в юмористических текстах;

— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной

речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

— самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов

1.5 Формы аттестации.

Надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль в процессе отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения аттестации обучающихся 4 раза в год.

Входная (предварительная) аттестация - это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей в сентябре.

Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода, (этапа/года обучения). Проводится в декабре и марте.

Итоговая аттестация - это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков. Проводится в мае.

Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и текущей аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: текущий контроль может проводиться на каждом занятии, после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела.

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

         контрольные задания,

         тесты,

         самостоятельные работы с выполнением проектов,

         соревнования.

Уровни освоения программного материала:

 

Низкий уровень

-   пассивен, сам выполнить задание не может
-работает по образцу с помощью педагога

-   задания выполняет простые

Средний уровень

-   активен, но при выполнении заданий требуется
помощь педагога

-   работает по образцу самостоятельно

-     задания выполняет средние,  соответствующие
требованиям программы

Высокий уровень

-    активен, сам выполняет задания

-    ответы на задания носят творческий характер

 

- задания выполняет сложные выше требований программы

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение

Формы обучения и виды занятий.

Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую.

Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством педагога.

Вторая - самостоятельную работу каждого ученика.

Третья - совместную работу всех учащихся под руководством педагога.

Многообразие форм реализуют основное содержание курса - процесс поисковой, изобретательской, конструкторской деятельности, что способствует проявлению у ребенка стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.

Для предъявления учебной информации используются как традиционные методы обучения: наглядные; словесные; практические, так и демонстрация задания исследовательского характера, самостоятельная работа, работа под руководством педагога, практические задания, комментирование выполненной работы, экспертный контроль и коррекция, план выполнения задания, карточки-консультации.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:

         соревнования;

         поощрение и порицание;

         карточки-символы успешности.

На занятиях большое внимание уделено решению изобретательских задач, так как они способствуют развитию логического мышления, и введению основных математических понятий (терминов) для того, чтобы ребенок знал и активно использовал в своей деятельности математическую терминологию, которая в дальнейшем ему пригодится.

Основная форма проведения занятий - игровая деятельность, через которую дети знакомятся с новым материалом. Основной метод при реализации данной программы: словесно-иллюстрированный, который наиболее подходит для младших школьников и даёт возможность задействовать во время занятия все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную).

Привить любовь к решению задач, научить самостоятельно выполнять задания в тетради, логически и нестандартно мыслить - вот основная задача педагога на занятиях. Также педагог должен помочь детям в полной мере проявить свои способности, развивать их творческий потенциал.

При проведении занятий целесообразно использовать различные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, преобразующую, контролирующую и поисковую.

Важное значение на занятиях уделено игровым заданиям:

         задачи на смекалку,

         различные дидактические игры,

         ребусы, загадки,

         викторины.

Целесообразно при проведении занятий использовать элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности.

Игра - движущая сила учебного процесса, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки.

Дидактическая игра является формой усвоения знаний, способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. В данную программу включены не только математические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. Народные загадки, задачи-смекалки, являются ценным средством для занятий.

Приёмы: игры, упражнения, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.

Основой организации образовательного процесса являются следующие педагогические технологии.

 

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

 

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

 

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

 

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

В основе методов проектов лежат развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

 

Технология использования в

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений

 

обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение     и    неограниченное     обогащение содержания            образования,            использование интегрированных   курсов,   доступ   в   ИНТЕРНЕТ. Применение ИКТ:

•     способствует повышению качества образовательного процесса;

•     ускоряет   передачу знаний   и накопленного технологического опыта    человечества    от поколения к поколению;

•     позволяет ребенку успешнее адоптироваться к, окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Здоровьесберегающие технологии

Использование     данных     технологий     позволяют равномерно во время урока распределять различные виды       заданий,       чередовать  мыслительную деятельность   с физминутками,  определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

2.2    Условия реализации программы

2.2.1  Материально-техническая база

•    Программа  реализуется   в   специализированном  кабинете.   Кабинет обеспечен соответствующей мебелью:

 рабочим столом,

 стульями, шкафами для хранения материалов и творческих работ,

 компьютером,

 мультимедийным проектором,

 столом для педагога. Дети  приступают  к  работе  после  проведения  инструктажа по  ТБ какими либо инструментами или приспособлениями.

 

•     Освещение помещения - согласно нормам, соблюдение санитарно-
гигиенических условий (проветривание, влажная уборка).

2.2.2       Кадровое    обеспечение:    педагог    дополнительного    образования,
имеющий педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку.

2.2.3   Программно-методическое обеспечение:

•  , методическая и учебная литература, справочный материал;

         наглядные материалы: модели готовых изделий, макеты; презентации, видео мастер-классы, презентация по технике безопасности

         раздаточные  материалы:   схемы,  шаблоны,  карточки  с  заданиями.

 

2.3 Календарно-тематическое планирование  курса «Удивительный мир слов»     

Тема занятия

Количество часов

Вид контроля

План

Факт

1класс

 

 

 

1         

Мир полон звуков (3ч)  

Звуки вокруг нас.

 

1

текущий

06.10.2023

 

2         

Фабрика речи.

 

1

текущий

13.10.2023

 

3         

Трудности словесного ударения

1

текущий

20.10.2023

 

4         

Азбука, прошедшая сквозь века (3 ч)

 

Буквы старые и новые.

 

1

текущий

10.11.2023

 

5         

Страницы древних книг.

 

1

текущий

17.11.2023

 

6         

Живая и весёлая буква алфавита.

 

1

проект

24.11.2023

 

7         

Всему название дано (3 ч)

 

Имена, имена, имена…

 

1

проект

01.12.2023

 

8         

Увлекательные истории о самых простых вещах.

 

1

текущий

08.12.2023

 

9         

Словари — сокровищница языка.

1

текущий

15.12.2023

 

10     

Как делаются слова (6 ч)

 

Слова «готовые» и «сделанные».

 

1

текущий

22.12.2023

27.12.2023

 

11     

Есть ли «родители» у слов?

 

1

текущий

12.01.2024

 

12     

Внимание, корень!

1

текущий

19.01.2024

 

13     

Такие разные суффиксы.

 

1

текущий

26.01.2024

 

14     

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

 

1

текущий

02.02.2024

 

15     

Что нам стоит слово построить?

1

проект

09.02.2024

 

16     

Секреты правильной речи (11 ч)

Словарное богатство русского языка.

 

1

текущий

01.03.2024

 

17     

Вместе и врозь

 

1

текущий

15.03.2024

 

18     

Выбираем точное слово.

 

1

текущий

22.03.2024

 

19     

Одно или много?

 

1

текущий

05.04.2024

 

20     

Когда у слов много общего?

 

 

1

текущий

12.04.2024

 

21     

Когда значения спорят?

 

1

текущий

19.04.2024

 

22     

Слова одинаковые, но разные.

 

1

текущий

26.04.2024

 

23     

Местные жители» и «иностранцы».

1

текущий

03.05.2024

 

24     

Как рождаются фразеологизмы?

 

 

1

текущий

17.05.2024

 

25     

Выбор фразеологизма в речи.

 

1

проект

24.05.2024

 

 

2.4 Оценочные материалы

По итогам реализации внеурочного курса «Удивительный мир слов» обучающиеся представляют проекты на темы:

1. «Живая буква алфавита»

2. «Моё имя»

3. «Как конфеты получают свои названия».

4. «Эти удивительные фразеологизмы»

Требования к оформлению проекта

            Структура работы. Работа должна содержать: введение, основную часть, заключение, список литературы и ссылки на сайты, приложения (могут и отсутствовать), оглавление. Введение должно включать формулировку проблемы, отражать актуальность и новизну темы, определение целей и задач, краткий обзор используемой литературы, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решении проблемы. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную автором, а именно, описание основных фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение методов, обоснование выбранного варианта решения. Основная часть делится на главы. В заключении кратко формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований). В список литературы заносятся публикации, исследования и источники, используемые автором. Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, таблицы, фотографии и. т. п.), которые должны быть связаны с содержанием. Оглавление может быть расположено как после титульного листа, так и в конце работы. В него должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, название приложений) и соответствующие номера страниц.

Оформление работы: на листах формата А4, без исправлений, шрифт 20 Тimes New Roman – 12, интервал – 1, поля: нижнее и верхнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Страницы должны быть пронумерованы. Работа с приложениями скрепляется с титульным листом (пластиковые файлы или скоросшиватели). Титульный лист содержит: название организации, название проекта и его вид (информационный, практико-ориентированный или исследовательский); сведения об авторе (ФИО, класс, ОУ) и научном руководителе (ФИО, место работы, должность, учёная степень

2.5 Список литературы

Литература:

1.      Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.      Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.      Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.      Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.      Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.      Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.      Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.      Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.      Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10.  Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11.  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12.  Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13.  Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14.  Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15.  Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16.  Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17.  Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.  Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение, 2001.

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени

АННОТАЦИЯ к дополнительной общеобразовательной программе «Удивительный мир слов»

АННОТАЦИЯ к дополнительной общеобразовательной программе «Удивительный мир слов»

Структура дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир слов» 1

Структура дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир слов» 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Комплекс основных характеристик программы 1

Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

Воспитывающие: - воспитать потребности в творческом самовыражении; - воспитать эстетическое отношение к окружающему миру; - познакомить учащихся с основами здорового образа жизни; - воспитать ответственность…

Воспитывающие: - воспитать потребности в творческом самовыражении; - воспитать эстетическое отношение к окружающему миру; - познакомить учащихся с основами здорового образа жизни; - воспитать ответственность…

Метапредметным и результатам и являетс я формировани е универсальны х учебны х действи й (УУД)

Метапредметным и результатам и являетс я формировани е универсальны х учебны х действи й (УУД)

Общеучебные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации; пользоваться энциклопедическим справочным материалом; целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;…

Общеучебные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации; пользоваться энциклопедическим справочным материалом; целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;…

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения): — разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; — игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; —…

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения): — разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; — игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; —…

Практическая и игровая деятельность: — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в…

Практическая и игровая деятельность: — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в…

Как конфеты получают свои названия»

Как конфеты получают свои названия»

В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль в процессе отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, беседа, фронтальный опрос,…

В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль в процессе отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, беседа, фронтальный опрос,…

Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую

Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую

Приёмы: игры, упражнения, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу

Приёмы: игры, упражнения, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу

Исследовательские методы в обучении

Исследовательские методы в обучении

Дети приступают к работе после проведения инструктажа по

Дети приступают к работе после проведения инструктажа по

Как делаются слова (6 ч) Слова «готовые» и «сделанные»

Как делаются слова (6 ч) Слова «готовые» и «сделанные»

Выбор фразеологизма в речи. 1 проект 24

Выбор фразеологизма в речи. 1 проект 24

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024