Пояснительная записка.
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем: Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
Педагогическая целесообразность. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои действия.
Отличительные особенности программы: Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложностей заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для реализации индивидуального подхода, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (предпосылок) логического мышления детей: сформировано, на стадии формирования, не сформировано.
Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы «Умняша» от 6 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы – 36 академических часов
Форма обучения: Очная
Особенности организации образовательного процесса: Набор осуществляется только из числа детей группы «Радуга» МАДОУ д/с №4 г. Калининграда. Состав групп: 6-30 человек.
Режим занятий.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.
Формы проведения образовательной деятельности: учебная деятельность, беседа, игра, развлечение.
Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину
Программа рассчитана на 34 занятия в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут.
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Возраст |
Количество детей в группе |
Время занятия |
6-7 |
от 6 до 30 |
30 минут |
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет: Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Практическая значимость программы «Умняша» состоит в том, что занятия строятся на интегрированной основе с использованием игровых методов. В ходе занятий у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы); способности к моделированию и конструированию; также интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей
Цель программы: Развитие логического мышления, смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
§ Развитие логического мышления ребёнка.
§ Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
§ Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
§ Активизировать познавательный интерес;
§ Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
§ Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
§ Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
§ Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
§ Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
§ Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
§ Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми)
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Принципы взаимодействия с детьми: Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Методы и приемы работы:
§ Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
§ Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
§ Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
§ Практические (упражнения)
§ Интегрированный метод (проектная деятельность)
§ Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал)
Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности:
Ø познавательную,
Ø продуктивную,
Ø двигательную,
Ø коммуникативную,
Ø конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
§ Традиционные
§ Комбинированные
§ Практические
§ Игры, конкурсы
Формы работы с детьми.
§ Игра
§ Ситуативный разговор
§ Беседа
§ Рассказ
§ Чтение
§ Интегративная деятельность
§ Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
· Словесный -обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
· Практический -(упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
· Наглядный- (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
· Поисковый- (моделирование, опыты, эксперименты)
· Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации ,показ мультимедийных материалов)
· Интегрированный метод (проектная деятельность)
· Игровой (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,)на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера игры-конкурсы, соревнования
Примерная структура занятия.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
Примерная структура занятия:
1часть.
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.
Физкультминутка,
3часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4часть.
Рефлексия
В занятия включены:
§ Работа с занимательным материалом
§ Работа с развивающими, дидактическими играми
§ Физкультминутки
§ Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Механизм оценивания образовательных результатов: Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в
микрогруппах.
Низкий уровень.
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен делать умозаключения. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года).
Формы подведения итогов реализации программы «Умняша» является участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Учебный план.
Содержание рабочей учебной программы |
Подготовительная группа |
Педагогическая диагностика |
4*30 = 120 мин. |
Развивающие игры |
10*30 мин. =300 мин. |
Занимательная математика |
10*30 мин. =300 мин. |
Логические задачи, лабиринты, головоломки. |
12*30 мин. =360 мин. |
Всего занятий в год |
36*30 = 1080 мин (18 ч.) |
Содержание программы
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
Мониторинг |
Мониторинг |
«Где находится предмет?» Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве |
«Посчитай и обозначь цифрой» Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. |
Октябрь |
«Раздели на группы» Цель:развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. |
«Засели домики» Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. |
«Какой по счету?» Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. |
«Какое число больше?» Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. |
Ноябрь |
«Найди нужный предмет» Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. |
«Раздели на части» Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. |
«Чего больше?» Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры. |
«Больше или меньше?» Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.
|
Декабрь |
«Мы исследователи» Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. |
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. |
«Магазин» Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. |
«Создай картину » Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.
|
Январь |
«Который час?» Цель: развивать умение определять время по часам. |
«Двигаемся по команде» Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. |
«Что за чем следует?» Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. |
«Займи свое место» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
|
Февраль |
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. |
«Назови слова с противоположным значением» Цель: закрепление понятий :широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д. |
«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). |
«Сравни» Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.
|
Март |
«Сколько нас без одного?» Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. |
«Реши задачу» Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. |
«Найди спрятанную игрушку » Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.
|
«Что за чем следует» Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
Апрель |
«Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. |
«Разделите на 2 равные группы». Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. |
«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки). Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа. |
Май |
«Запиши при помощи цифр» Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. |
Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала.
|
Мониторинг |
Мониторинг |
Календарный учебный график:
Продолжительность учебного года по реализации программы: сентябрь 2021 – май 2022 (без праздничных дней)
Занятия с группой проводятся в соответствии с расписанием, утвеожденным заведующим МАДОУ д/с №4.
Организационно- педагогические условия реализации программы:
Помещение для занятий: группа ДОУ
Инструменты и приспособления: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, доска для записей, столы по количеству детей, схемы для составления изображений, рабочий инструмент ребенка
Информационное обеспечение программы: интернет ресурсы «Развивающие игры для детей
Кадровое обеспечение программы: реализацию программы обеспечивает педагогический работник.
Список литературы.
Методическое обеспечение:
1. З. Н. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников». – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М. : Просвещение, 1981.
4. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников: методическое пособие». – СПб. :Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
5. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
6. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера
Электронные ресурсы: «Развивающие игры для детей»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.