Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша»

Оценка 5
docx
09.09.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша»
Умняшка.docx








 

 

 

 

 

 

 

 

 













Пояснительная записка.

 

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем: Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

Педагогическая целесообразность. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа в  кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.  На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют  формированию  активного  отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои действия.

              Отличительные особенности программы:  Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложностей заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для реализации индивидуального подхода, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (предпосылок) логического мышления детей: сформировано, на стадии формирования, не сформировано.

               Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы «Умняша» от 6 до 7 лет.

               Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы – 36 академических часов

               Форма обучения: Очная

               Особенности организации образовательного процесса: Набор осуществляется только из числа детей группы «Радуга» МАДОУ д/с №4 г. Калининграда. Состав групп: 6-30 человек.

                Режим занятий.

   Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

   Формы проведения образовательной деятельности: учебная деятельность, беседа, игра, развлечение.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину

Программа рассчитана на 34 занятия в год.

Занятия проводятся  1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 30 минут.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

 

Возраст   

Количество детей в группе

Время  занятия

6-7

от 6 до 30

30 минут

         Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7  лет:                 Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

            Практическая значимость программы «Умняша» состоит в том, что занятия строятся на интегрированной основе с использованием игровых методов. В ходе занятий у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы); способности к моделированию и конструированию; также интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей

            Цель программы: Развитие логического мышления,  смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

§  Развитие логического мышления ребёнка.

§  Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,

§  Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

§  Активизировать познавательный интерес;

§  Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

§  Формирование общеучебных  умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

§  Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

§  Формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

§  Воспитание у детей  интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

§  Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

§  Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми)

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип  коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении.

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип  проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип  психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип  творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми: Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение  всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами  других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 

                       Методы и приемы работы:

§  Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

§  Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

§  Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

§  Практические (упражнения)

§  Интегрированный метод (проектная деятельность)

§  Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал)

 

                     Виды, формы, методы работы.

Занятия,  включают различные  виды детской деятельности:

Ø  познавательную,

Ø  продуктивную,

Ø  двигательную,

Ø  коммуникативную,

Ø   конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

§  Традиционные

§  Комбинированные

§  Практические

§  Игры, конкурсы

Формы работы с детьми.

§  Игра

§  Ситуативный разговор

§  Беседа

§  Рассказ

§  Чтение

§  Интегративная деятельность

§  Проблемная ситуация

 

            Методы работы с детьми

·         Словесный -обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

·         Практический -(упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

·         Наглядный- (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

·         Поисковый- (моделирование, опыты, эксперименты)

·         Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации ,показ мультимедийных материалов)

·         Интегрированный метод (проектная деятельность)

·         Игровой (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,)на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера игры-конкурсы, соревнования

 

 

 

 

Примерная структура занятия.

 

Занятия  носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Примерная структура  занятия:

1часть.

 Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

 Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка,

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

 Рефлексия

В занятия включены:

§  Работа с занимательным материалом

§  Работа с развивающими, дидактическими играми

§  Физкультминутки

§  Работа с электронными дидактическими пособиями.

        Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

       Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

          Планируемые результаты

Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление  дошкольников  с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

            Механизм оценивания образовательных результатов: Результативность программы отслеживается в ходе  проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен  объединять и распределять предметы по группам.

Свободно  оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет  навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень.

 Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен делать умозаключения. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Мониторинг  проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание  уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года).

             Формы подведения итогов реализации программы «Умняша» является участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Учебный план.

 

Содержание рабочей    учебной программы

Подготовительная  группа

Педагогическая диагностика

4*30 = 120 мин.

Развивающие игры

10*30 мин. =300 мин.

Занимательная математика

10*30 мин. =300 мин.

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

 

12*30 мин. =360 мин.

Всего занятий в год

36*30 = 1080 мин (18 ч.)

 

Содержание программы

Месяц

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

Мониторинг

Мониторинг

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Октябрь

«Раздели на группы»

Цель:развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

Ноябрь

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

 

Декабрь

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

«Создай картину »

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

 

 

 

 

 

Январь

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

«Что за чем следует?»

Цель: развивать  умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

 

 

 

 

 

Февраль

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий :широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.

 

 

 

Март

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

«Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

Апрель

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.

«Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

«Заблудившиеся  цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

Май

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое  выражение при помощи цифр и знаков.

Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

Мониторинг

Мониторинг

 

Календарный учебный график:

Продолжительность учебного года по реализации программы: сентябрь 2021 – май 2022 (без праздничных дней)

Занятия с группой проводятся в соответствии с расписанием, утвеожденным заведующим МАДОУ д/с №4.

Организационно- педагогические условия реализации программы:

Помещение для занятий: группа ДОУ

Инструменты и приспособления: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, доска для записей, столы по количеству детей, схемы для составления изображений, рабочий инструмент ребенка

Информационное обеспечение программы: интернет ресурсы «Развивающие игры для детей

Кадровое обеспечение программы: реализацию программы обеспечивает педагогический работник.

 

 Список литературы.

 

Методическое обеспечение:

1. З. Н. Михайлова, Е. А. Носова  «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. З. А. Михайлова  «Игровые задачи для дошкольников». – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

3. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М. : Просвещение, 1981.

4. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников: методическое пособие». – СПб. :Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

5. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

6. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

 

Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера

Электронные ресурсы: «Развивающие игры для детей»                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша»

Пояснительная записка. Направленность (профиль) программы

Пояснительная записка. Направленность (профиль) программы

Возраст Количество детей в группе

Возраст Количество детей в группе

Задачи программы: Развивающие: §

Задачи программы: Развивающие: §

Методы и приемы работы: §

Методы и приемы работы: §

Примерная структура занятия.

Примерная структура занятия.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников

Учебный план. Содержание рабочей учебной программы

Учебный план. Содержание рабочей учебной программы

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры

Март «Сколько нас без одного?»

Март «Сколько нас без одного?»

Организационно- педагогические условия реализации программы:

Организационно- педагогические условия реализации программы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2021