МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕТСКИЙ САД № 1 «КАРУСЕЛЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности
СОСТАВИТЕЛЬ:
КОМИНА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА,
ПЕДАГОГМАДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «КАРУСЕЛЬ», -ПСИХОЛОГ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Невьянск 2020
№ |
|
№ Стр. |
1.Целевой раздел |
|
|
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Ведущие цели и задачи программы. Планируемый результат программы «Ступеньки УСПЕХА» |
6 |
1.3 |
Принципы построения программы «Ступеньки УСПЕХА» |
8 |
1.4 |
Этапы реализации программы «Ступеньки УСПЕХА» |
10 |
1.5 |
Возрастные особенности детей (6-7 лет) дошкольного возраста |
13 |
1.6 |
Подбор диагностического инструментария |
18 |
Содержательный раздел |
|
|
2.1 |
Учебный план |
19 |
2.2 |
Тематическое планирование «Ступеньки УСПЕХА» |
20 |
3. Организационный раздел |
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение программы |
25 |
|
Приложение №1 «Комплекс диагностических методик на определение уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников».
|
|
Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Изменение роли образования в обществе привело к необходимости актуализации образовательного потенциала (как социальных институтов, так и личности). Так же создания новых программ и способов взаимодействия с воспитанниками, способствующих саморазвитию (самосовершенствованию, самообразованию), обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям в обществе.
Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования)
• инициативность и самостоятельность;
• уверенность в своих силах;
• креативность;
• способность к волевым усилиям;
• навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Проблеме становления инициативности, самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Бажович, З.Н. Борисов, В.П. Мухина Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер). Шестилетний возраст характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий. Воля, волевые качества не являются врожденными, они формируются в процессе жизни ребенка. Г. Мюнстерберг (1997) отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых в этот сенситивный (чувствительный) период (6-9 лет) выделяем, прежде всего, инициативность, самостоятельность и ответственность.
Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.
самостоятельность как личностное свойство предполагает наличие трех
характеристик:
1) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
2) ответственность за свои поступки и решения;
3) внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Самостоятельность базируется на способности к оценке, умении регулировать свое поведение и эмоции, смелости и склонности брать на себя ответственность. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели, не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его или контролируют. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности.
В настоящее время разработанных технологий и программ о формировании данных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования не велико. Поэтому актуальным является поиск новых подходов к формированию инициативности, самостоятельности и ответственности старших дошкольников: выбор педагогических технологий, направленных на развитие данных качеств личности, поиск новых форм работы с обучающимися в ДОО.
Многоаспектность проблемы, востребованность ее решения образовательной практикой делает необходимым разработку программы «Ступеньки УСПЕХА».
В программе «Ступеньки УСПЕХА» максимально используются игровые технологии, чтобы современный ребенок был включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства и получил данный опыт через игру.
Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности, ответственности и инициативности детей 6-7 лет в процессе психологической подготовки детей к школьному обучению. Данная программа составлена на основе методических пособий Г.Б. Мониной «Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности», «Игры на развитие креативности мышления». А.В. Черняевой «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет». О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».
Цель программы: создание условий для формирования у детей самостоятельности, ответственности и инициативности.
Задачи:
1. знакомство детей с понятиями «инициативность»,
«самостоятельность», «ответственность» для осознанного формирования данных качеств.
2. Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребенком.
3. Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.
4. Повышение самооценки.
5. отработка навыка уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослым.
6. Развитие креативности детей.
7. Формирование навыков конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности, ответственности детей.
Программа «Ступеньки УСПЕХА», так же направлена и на развитие познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической, художественно-эстетической областей развития ребенка.
№ |
Название областей |
Формы работы |
Название упражнений, игр; авторы произведений |
1 |
Познавательная область |
Игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения |
«корректурная проба», «говори», самый лучший сыщик», «сходство и различие», «Дорисуй» «Придумай» и т.д |
2 |
Речевая область |
Чтение и обсуждение литературных произведений |
Е.Благинина, С.Козлова, Н.Слободняк, |
|
|
|
О. Хухлаева |
3 |
Физическая область |
Подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики, беседы о здоровом образе жизни |
«Карусель», «великан и мыши», «обезьянка из Бразилии», «Цапля воробей ворона», «Морские волны» |
4 |
Социальнокоммуникативная область |
Игры на развитие навыков сотрудничества, создание совместных продуктов детской деятельности, совместное сочинение сказок. Формирование доверительной атмосферы в группе |
«Кенгуру», «Мыш и мышеловка», «Трифон», «Постройся по росту», «Башня успеха», «Считалочки» |
5 |
Художественноэстетическая область |
Знакомство с произведениями художественной литературы и изобразительного искусства |
Чтение стихов, сказок. рассматривание репродукций, придумывание сказок. рисование |
Ожидаемый результат:
- повышение уровня сформированности инициативности,
самостоятельности, ответственности участников;
- повышение уровня произвольного внимания;
- повышение мотивации детей к школьному обучению;
- снижение конфликтности в группе детей, развито умения договариваться друг с другом; данная разработка способствует становлению гармоничной личности
ребенка в условиях современного общества.
1.3. Общие принципы реализации программы
1. Учет возрастных особенностей ребенка: количество и сложность материала увеличиваются постепенно, в соответствии с возрастными особенностями.
2.Учет индивидуальных особенностей ребенка (физиологических и психологических): выполнение требований должно быть посильным для конкретного ребенка в конкретный момент времени (уровень работоспособности, степень утомляемости, наличие/отсутствие отвлекающих факторов и др.).
3. Учет имеющегося у ребенка жизненного опыта, знаний по изучаемому материалу.
4. Последовательность в предъявлении требований
5. Единые требования членов семьи и работников образовательного учреждения (для создания единого образовательного пространства).
6. Контроль выполнения ребенком требований.
7. Демонстрация волевого поведения самим взрослым
Формирование самостоятельности, ответственности ребенка предполагает взаимодействие взрослого и ребенка, двусторонние усилия. Взрослый может только создать условия, способствующие достижению данной цели. Действовать же, преодолевая трудности, предстоит ребенку. Именно поэтому необходимо, как бы ни был ребенок мал, включать его во взаимодействие, делать его активным участником процесса обучения новым навыкам.
Для этого необходимо:
1) рассказать ребенку о перспективной цели;
2) сформулировать вместе с ребенком очередные и ближайшие цели;
3) оказать помощь в поиске ресурсов и средств, для реализации цели и в дальнейшем их использовании в деятельности детей, в реальных жизненных ситуациях
4) постепенно повышать ответственность за успех/неуспех при выполнении заданий взрослого;
5) поощрять собственную инициативность ребенка;
6) учитывать график работоспособности ребенка;
7) научить создавать собственные алгоритмы успешных действий;
8) использовать мобилизующие приемы: само убеждение, само побуждение, само приказание, само запрещение;
9) научить приемам саморегуляции (дыхательные техники, организующие приемы;
10) использовать игровые методы, соревновательные моменты при взаимодействии с ребенком;
11) расширять поведенческий репертуар на основе использова6ния способов успешной деятельности сверстников;
12) тренировать аналитические способности, развивать рефлексивное мышление.
Инициативность, самостоятельность, ответственность дошкольников взаимосвязаны. Их развитие является важнейшей антропологически обусловленной задачей взросления, поэтому данный процесс зависит от личностных характеристик, так и социальных условий, программа «Ступеньки УСПЕХА» предполагает прохождение нескольких этапов:
начального, исследовательского, практического и аналитического. Конструирование каждого этапа осуществляется исходя из ответа на следующие вопросы.
• Какая психологическая задача (взросления) на данном этапе возраста решается ребенком?
• Какие педагогические условия необходимо создать, чтобы обеспечить процесс оказания помощи детям при прохождении данного этапа?
1. Доверие. Формирование доверительной атмосферы, психологической безопасности в группе является необходимым основанием реализации содержания остальных этапов, открывается чувство успешности у детей, способствует повышению активности ребенка.
2. Информирование. На базе доверия к взрослому инициативность, самостоятельность и ответственность воспринимаются детьми как ценностные качества, одобряемым значимым взрослым, усвоение информации происходит с опорой уже имеющиеся у детей знания и опыт, во взаимосвязи с реальной жизнью. Отработка навыков происходит активно, целенаправленно, т.е. осознанно. Повышается мотивация формирования данных качеств.
3. Самопознание. На основе сформированного доверия у детей появляется первый опыт сознательного проявления самостоятельности и ответственности. При создании педагогом соответствующих условий поддержки у детей появляется желание формирования интегративных качеств. Как следствие формируется способность к рефлексии, самопознанию, выявлению уже имеющихся стратегий успешности.
Педагог создает условия для осмысления каждым ребенком используемых им способов успешных действий, своего стиля индивидуальной деятельности и для подготовки к переходу детей к самоконтролю, саморегуляции, самоуправлению собственной деятельности.
4. Саморегуляция. Ребенок выбирает удобные именно для него способы регуляции своего поведения и эмоционального состояния, которые отрабатываются в созданной педагогом игровой среде в процессе разнообразных игр и упражнений. Взрослый удерживает детей на этом уровне до тех пор, пока в процессе многочисленных, специально подобранных технологий дети не овладевают умениями понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние, способами релаксации. На этом этапе ребенок научается управлять собой, становиться более уверенным, уже имеет собственные стратегии совладания в стрессовых ситуациях.
5. Уверенность. Формирование уверенного поведения, адекватной самооценки, умения принимать решения и делать выбор. Взрослый создает условия для демонстрации уверенного поведения на фоне доброжелательной атмосферы в группе, развития умения адекватно оценивать себя и свои поступки, формулировать свои просьбы, тренировки навыка уверенного отказа.
6. Креативность. В этих условиях ребенок перестает бояться совершать ошибку, пробует совершать трудные ситуации новыми способами. Педагог поддерживает доброжелательную, принимающую атмосферу, поощряет инициативу детей.
7. Сотрудничество. На фоне доверия и принятия, сознательного отношения к деятельности и способов управления собой ребенок способен к конструктивному взаимодействию и со взрослым, и со сверстниками. Происходит генерализация навыка уверенного, инициативного, самостоятельного, ответственного поведения в жизни.
8. Прощание. Ребенок анализирует, что у него хорошо получается в группе, дома, в общении с другими людьми, и проговаривает, что можно сделать еще лучше в следующий раз. Таким образом, при помощи взрослого (сначала активной, а в последствии снижающейся) ребенок научается быть инициативным, действовать самостоятельно и отвечать за свои действия перед собой и перед другими. Прохождение любого последующего этапа предполагает успешное прохождение предыдущего. Работа первого этапа не прекращается при переходе на второй этап.
1.5. Возрастные особенности старших дошкольников.
6-7 лет период активного познания, творчества, общения, подготовки к школьному обучению. Ребенок проявляет познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Он способен к волевой регуляции поведения, способен проявить настойчивость, преодолевать трудности, с удовольствием воспринимает любую новую информацию, имеет элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Восприятие продолжает развиваться, становится осмысленным. Но у детей 6-7 лет могут встречаться ошибки при необходимости учета одновременно нескольких различных признаков. Количество одновременно воспринимаемых объектов не велико. Развивается зрительнопространственное восприятие: дети способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости; определять и различать геометрические фигуры, определять и различать буквы и цифры, написанные разным шрифтом; мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме. Увеличивается устойчивость внимания до 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Но быстро и четко переключать внимание с одного вида деятельности на другой ребенку еще достаточно трудно, требуется дополнительное время и инструкция взрослого.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, в результате чего появляются элементы произвольной памяти. Ребенок самостоятельно ставит цель запомнить и вспомнить. Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной(опосредованной) памяти.
Хотя ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений (при помощи взрослого). Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемным ситуациям. Может делать обобщения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.
Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения – вначале воссоздающего, а затем и творческого. Этот период сенситивный для развития фантазии. В тоже время отмечается снижение скорости развития воображения по сравнению с периодом 5-6 лет.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, способны правильно произносить все звуки родного языка. способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом, грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказывать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, свободно общаются со взрослыми и сверстниками. В этом же возрасте очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение желания.
Ребенок 6-летнего возраста начинает соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих его детей. Если он посещает детский сад, то уже обладает какими - то навыками общения, способен подчиняться определенной дисциплине и режиму дня. При общении со взрослыми для ребенка становится важным признание его значимости. Дошкольник испытывает потребность в одобрении и стремиться быть хорошим, лучшим неудачи огорчают его. Настроение взрослого оказывает влияние на ребенка.
В 6 лет ребенок способен предвидеть некоторые последствия своих слов и поступков, он понимает, что такое честность и лживость, доброта и злость, грубость и воспитанность, что такое справедливость. И если в 5-6 лет в соответствии с ведущей мотивацией «хочу быть хорошим» стремление детей к «правильному» поведению сводилось к стремлению избежать неприятностей, то в 6-7 лет поведение ребенка меняется. Теперь он старается вести себя с другими так, как они относятся к нему. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать сопоставлять.
Возрастной период 6-7 лет завершает дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника, а так же предпосылки универсальных учебных действий. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Анализ характерных для старших дошкольников физиологических и психологических особенностей позволяет сделать вывод о возможности и своевременности развития у д6етей 6-7 лет таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность и отв6етственность.
Возможные сложности |
Пути преодоления |
Педагоги |
|
Включение в контекст v Цикл обучающих педагогической деятельности консультаций, круглых столов, технологии формирования семинаров, для педагогов инициативности, самостоятельности, v Материалы с подборкой игр и ответственности упражнений для детей по каждому этапу формирования инициативности, самостоятельности, ответственности |
|
Родители |
|
Возможная несогласованность деятельности при подготовке детей к школе |
v Информирование родителей о данной программе на родительских собраниях. v Консультации для родителей в ДОУ |
Недостаточная заинтересованность, активность родителей при взаимодействии с педагогами |
v Сообщения родителям об успешности прохождения курса ребенком. v Информирование о преемственности целей курса с требованиями школы |
Дети |
|
Недостаточный уровень развития психических структур (познавательных, эмоционально- волевых) |
v Выявление сильных сторон детей v Многократное повторение некоторых заданий v Повышение самооценки и |
|
статуса ребенка в группе v Индивидуальное взаимодействие v Сотрудничество с родителями по созданию единого воспитательного пространства
|
Возможное нарушение детьми групповых правил |
v Совместное составление правил v Размещение «Кодекса» в доступном для детей месте v Озвучивание самими детьми правил перед началом встречи |
Утомляемость детей (индивидуальные особенности) |
v учет возрастных и индивидуальных особенностей v Использование игровых форм работы v соблюдение временных рамок (не более 30 минут) |
Для определения уровня формирования инициативности,
самостоятельности, ответственности дошкольников детей подготовительной группы к школе был подобран комплекс методик соответствующий возрасту. Каждая методика проводилась в несколько этапов, в индивидуальной и групповой форме, в благоприятной атмосфере, учитывался и эмоциональный настрой детей, готовность их к сотрудничеству с психологом.
Были выбраны следующие методики:
1. Методика « Рукавички » автор Г.Л. Цукерман Возраст: 5—7 лет.
2. Анкета для воспитателей «Отношение ребенка к сверстникам»
3. Методика « Лесенка» А.Н. Щур Возраст 6-7 лет.
4. Анкета для родителей «Выявление уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников».
(Г.Б. Монина)
Программа «Ступеньки УСПЕХА» рассчитана на 30 недели. Занятия программы проводятся с сентября по май текущего года. Одно учебное занятие в подготовительной группе проводится 1 раз в неделю и длится 30 минут. Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности, ответственности и инициативности детей 6-7 лет в процессе психологической подготовки детей к школьному обучению. Данная программа составлена на основе методических пособий Г.Б. Мониной «Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности», «Игры на развитие креативности мышления». А.В. Черняевой «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет». О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я».
№ |
Программа |
Возраст |
№ группы |
Всего занятий |
Время 1 занятия |
Всего часов В год |
3 |
«Ступеньки УСПЕХА» |
Старший дошкольный возраст 6-7 лет |
10,11,12 |
30 |
30 минут |
900 мин |
Содержание рабочей программы представлено перспективно-тематическим планированием. Занятия носят преимущественно практический характер, включают разнообразные игры. Несмотря на существование тематического планирования, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с невыполнением по ряду причин заданий (или задания) на предыдущих занятиях.
№ |
Тема |
месяц |
Цели |
Задачи |
|
Коли честв о встре ч |
Кол ичес тво часо в |
1 |
Доверие
|
октябрь |
Создание доверительной атмосферы. Формирование у детей ощущения успешности. Создание правил группы. |
Формирование доверительных отношений в группе. Развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека.
|
»Знакомство» |
4 |
2 |
Создание у детей мотивации к групповой работе. Создание в группе атмосферы доверительности, доброжелательности, открытости. Активизация позитивного настроения.
|
«Правила – санкции» |
||||||
Сближение участников, установление дружеских отношений. Мобилизация внимания детей. Формирование чувства принадлежности к группе |
«Давай дружить» |
||||||
Установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя в начале дня.
|
«Звезда по имени –я» |
2 |
Информир ование
|
ноябрь |
Формирование у детей представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности |
Развитие умения принимать самостоятельные решения. Установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя в начале дня.
|
«Инициативность» |
4 |
2 |
Развитие инициативности, желания участвовать в игре. Активизация позитивного настроения.
|
«Самостоятельность » |
||||||
Формирование желания стать ответственным, умения принимать ответственность за собственные решения. |
«Ответственность» |
||||||
Способствовать проявлению приязни, дружелюбия друг к другу, объединению детей, проявлению активности, накоплению позитивного эмоционального опыта. |
«Социальные нормы и правила» |
||||||
3 |
Самопозна ние
|
декабрь |
Педагог создает условия для осмысления каждым ребенком используемых им способов успешных действий, стиля индивидуальной деятельности для подготовки к переходу |
Выявление индивидуального стиля успешной деятельности каждого ребенка. Повышение самооценки и развитие навыков самоконтроля.
|
»А я такой, а я умею» |
4 |
2 |
Пробуждение любознательности, умственной энергии, подготовка к решению серьезных задач. |
«Умей принять решение» |
|
|
|
детей к самоконтролю, саморегуляции, самоуправлению собственной деятельностью. |
Развитие навыков взаимодействия, умения наблюдать, отслеживать невербальные сигналы партнеров.
|
«Как решать жизненные задачи» |
|
|
Развитие умения взаимодействовать, договариваться со сверстниками.
|
«Принятие разных стратегий успешных действий» |
||||||
4 |
Саморегул яция
|
январь |
Формирование у детей навыков управления эмоциями и поведением. |
Развитие коммуникативных навыков, повышение уровня личной значимости в группе.
|
«Мир эмоций» |
4 |
2 |
Развитие коммуникативных навыков, повышение уровня личной значимости в группе.
|
«Негативные эмоциями и умение справиться с ними» |
||||||
Развитие внимания, креативности, умения регулировать собственное поведение.
|
«Импульсивное поведение (положительные /негативные эмоции) и способы справиться с ними». |
||||||
Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения. |
«Эффективное управление эмоциями» |
||||||
5 |
Уверенное поведение |
февраль |
Формирование уверенного поведения, адекватной |
Повышение самооценки, развитие чувства уверенности в себе |
«Уверенность и причины неуверенности» |
4 |
2 |
|
|
|
самооценки, умения принимать решение и делать выбор. |
Формирование уверенного поведения |
«Как застенчивость и страх могут нам помочь» |
|
|
||
Обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива
|
«Умение говорить нет!» |
||||||||
Формирование уверенного поведения |
«Быть уверенным в себе это здорово!» |
||||||||
6 |
Креативно сть
|
март |
Развитие мышления, инициативности |
творческого |
Развитие креативности, инициативности, самостоятельности, умения понимать друг друга. |
«Творчество и его сила» |
4 |
2 |
|
Развитие креативности речи, навыков взаимодействия, инициативности. самостоятельности. |
«Конструирован ие» |
||||||||
Установление и укрепление контактов между детьми, развития умения договариваться согласованно. |
«Рисование «друдлов» |
||||||||
Развитие сплоченности группы, снижение уровня эмоционального напряжения. Сплочение группы, развитие умения руководить и подчиняться.
|
«Сочинение сказок /стихотворений» |
||||||||
7
|
Сотруднич ество
|
апрель |
Формирование коммуникативной компетентности, |
умения |
|
|
|
|
|
Формирование концентрировать |
умения внимание, |
«Дружба/сотруд ничество» |
|||||||
|
|
|
сотрудничать со сверстниками и взрослыми; генерализация полученных навыков, инициативного, самостоятельного поведения в семье и в детском саду, сплочение группы. |
кооперироваться с партнерами, снимать усталость, восстанавливать работоспособность; пробуждение любознательности. |
|
4 |
2 |
||
Развитие координации, концентрации внимания, создание спокойной атмосферы в группе |
«Объединение усилий» |
||||||||
Формирование умения взаимодействовать с другими детьми, чувствовать состояние другого быть внимательным к сверстникам.
|
«Объединение /дополнение» |
||||||||
8 |
Прощание
|
май |
Дети вербализуют полученные навыки, рассказывая группе, чему научились, где и как они будут использовать полученные навыки |
Содействовать проявлению активности, накоплению позитивного эмоционального опыта. |
«Умение радоваться успеху другого» |
2 |
1 |
||
Развитие навыков сотрудничества, внимания. |
«Умение радоваться успеху другого» |
||||||||
|
ИТОГО
|
|
|
30 |
15 |
3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ Перечень используемых программ и технологий
№ |
Название |
автор |
Год издания |
Кол-во |
1. |
«Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» |
Н.М. Сертакова |
2013 |
1 |
2. |
«Знакомимся с профессиями» |
Н.З. Жаренкова, О.В Муртазина |
2014г.
|
1 |
3. |
«Подготовительные занятия к школе»
|
Е.В. Минкина, Е.А. Сетямина |
2014г |
1 |
4. |
«Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»
|
С.В. Коноваленко, М.И Кременецкая |
2011г |
1 |
5. |
«Психология детей от 3-х лет до школы» |
Б.С. Волков |
2015г
|
1 |
6. |
«Программная разработка образовательных областей» |
Н.А. Карпухина |
2013г
|
1 |
7. |
«Беседы по картине» |
Н.Н. Гусарова
|
2012 г |
1 |
8 |
«Адаптация ребенка к условиям детского сада» |
Н.В. Соколовская |
2011г |
1 |
9. |
«Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» |
Т.А Сидорчук, С.В.Лелюх |
2017 |
1 |
10 |
«Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» (Технология триз) |
Т.А Сидорчук, С.В.Лелюх |
2017 |
1 |
11 |
«Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» |
Т.А Сидорчук, С.В.Лелюх |
2017 |
1 |
12 |
«Детские страхи» |
Т.В.Бавина |
2016 |
1 |
13 |
«Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7лет к обучению в школе» |
Л.В. Пасечник |
2017 |
1 |
14 |
«Развитие познавательных процессов |
Н.В. Исакова |
2017 |
1 |
15 |
«Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональнокоммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии» |
М.А. Федосеева |
2016 |
1 |
16 |
«Развитие навыков самостоятельного мышления у детей дошкольного возраста» |
Е.П. Николаева |
2016 |
1 |
17 |
«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду» |
Л.В. Кокуева |
2015 |
1 |
18 |
«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» |
О.Ю. Епанчинцева |
2017 |
1 |
19 |
«Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста» |
Т.В. Ананьева |
2014 |
1 |
20 |
«Использование кинетическ ого песка в работе с дошкольниками |
Т.А. Андреенко |
2017 |
1 |
21 |
Составление творческих рассказов по сюжетной картинке |
Т.А Сидорчук, С.В.Лелюх |
2017 |
1 |
22 |
Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности.
|
Г.Б Монина |
2017 |
|
23 |
Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник» |
Е.В.Петти |
2019 |
|
2. Учебно-наглядный материал – дидактические игры по развитию психических процессов, речи, фонематического восприятия, автоматизации звуков; демонстрационные материалы на развитие психических процессов.
60. |
Демонстрацион ный материал Игры, игрушки, коврики для развития конструктивног о и логического мышления |
Блоки Дьенеша |
2 |
61. |
«Умные пчелки» |
6 +1 |
|
62. |
Коврик «Город» |
1 |
|
63. |
Коврик «Английские буквы» |
1 |
|
64. |
Коврик «Домики» |
1 |
|
65. |
Многофункциональный коврик |
1 |
|
66. |
Базовые коврики |
32 |
№ |
инвентарь |
количество |
Образовательные области |
|
|||
Физическое развитие |
Социальнокоммуникативное развитие |
Речевое развитие |
Познавательное развитие |
Художественноэстетическое развитие |
|||
1 |
Игра на эмоции |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Цветные карандаши |
6 коробок |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Баночки для воды |
2 |
|
|
|
+ |
+ |
4 |
Кисточки |
2шт |
|
|
|
+ |
+ |
5 |
Краски |
2шт |
|
+ |
|
+ |
+ |
3. ФОНОТЕКА
№ |
Аудиозаписи |
1 |
флешкарта |
2 |
Релаксационные сказки |
3 |
Классика для малышей |
Анализ и перспективный план развития кабинета.
План развития кабинета
№ |
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
1. |
Приобретение дидактических пособий |
2018 |
2 |
Приобретение диагностических материалов |
2019 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
Комплекс диагностических методик на определение уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников.
Данная методика направлена на изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений, которая
проводится в виде игры "Рукавички". Возрастной диапазон 6-7 лет.
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Для проведения были вырезаны из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (см. Приложение 3) Количество пар рукавичек соответствовало числу пар участников. Также были приготовлены цветные карандаши.
Инструкция: « Дети, сейчас я каждому дам одну бумажную рукавичку. Посмотрите на каждой рукавичке узор. Я предлагаю вам найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, вы должны были как можно быстрее и главное одинаково раскрасить рукавички, для этого каждая пара возьмет три карандаша разного цвета».
При наблюдении обращалось внимание на то, как протекало взаимодействие детей; умеют ли ребята договариваться, приходить к общему решению, как они это делают и какие средства используют – уговаривают, убеждают, заставляют и
т.п.? Как осуществляется взаимный контроль по ходу выполняемой работы. Замечают ли они друг у друга отступления от первоначального замысла и какова их реакция? Фиксировалось отношение к результату деятельности, своему и партнеру.
Помогали ли дети друг другу по ходу рисования или нет?
Уровни оценивания:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: узор на рукавичках закрашен одинаково. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла
Воспитателям подготовительной группы было предложено ответить на вопросы анкеты. (Приложение 4). Анкета заполнялась на каждого ребенка отдельно.
Инструкция: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ответить на вопросы данной анкеты и отметить особенности поведения, свойственных, тому или иному ребенку. Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку, около соответствующего утверждения ставьте – Да, если не свойственна – Нет.
Обработка результатов: положительное утверждение оценивалось в 1 балл, отрицательное 0 баллов. По количеству баллов определяли, у каких детей возникают трудности в общении со сверстниками, и чем они в основном обусловлены.
7-10 баллов – у ребенка серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе.
4-6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из – за недостаточного опыта общения и/ или неуверенности в себе.
1-3 балла – трудности в общении ситуативны и / или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребенка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива. Методика «Лесенка »
Данная методика направлена на определение самооценки детей. Возрастной диапазон 6-7 лет.
Для проведения данной методики был подготовлен протокол, в котором изображена лесенка, посередине стоит девочка или мальчик.
Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на лесенку. Посередине стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
Оценка результатов:
Интерпретация результатов:
Самая высокая – неадекватно завышенная самооценка
Выше – завышенная самооценка
Верхняя лесенка – адекватная самооценка.
Ниже - адекватная самооценка.
Нижняя ступенька - заниженная самооценка.
Еще ниже неадекватно заниженная самооценка
.
Отметьте, пожалуйста, как часто ребенок делает следующее:
|
|
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1 |
Выполняет посильную деятельность без постоянной помощи и контроля |
|
|
|
|
|
2 |
Умеет сам(а) найти себе занятие и |
|
|
|
|
|
|
организовать свою деятельность |
|
|
|
|
|
3 |
Может отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав(а) |
|
|
|
|
|
4 |
Применяет выработанные способы самостоятельного поведения в новых условиях |
|
|
|
|
|
5 |
Проявляет творчество, выдумку |
|
|
|
|
|
6 |
Участвует в осуществлении хорошего начинания, исходящего от других |
|
|
|
|
|
7 |
Активно поддерживает коллективную деятельность |
|
|
|
|
|
8 |
Проявляет решительные действия в непривычной обстановке |
|
|
|
|
|
9 |
Доводит начатое дело до конца |
|
|
|
|
|
10 |
Способен к самоанализу |
|
|
|
|
|
11 |
Выполняет свои обязанности дома в группе |
|
|
|
|
|
12 |
Способен предвидеть последствия своих действий |
|
|
|
|
|
55-60 баллов – очень высокий, 50-54 – высокий, 35-39 – средний. 30-34 – ниже среднего, 25-29 – низкий, 20-24 – данные качества не получили развития
|
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
Выполняет посильную деятельность без постоянной помощи и контроля |
|
|
|
|
|
Умеет сам(а) найти себе занятие и организовать свою деятельность |
|
|
|
|
|
Может отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав(а) |
|
|
|
|
|
Применяет выработанные способы самостоятельного поведения в новых условиях |
|
|
|
|
|
Проявляет творчество, выдумку |
|
|
|
|
|
Участвует в осуществлении хорошего начинания, исходящего от других |
|
|
|
|
|
Активно поддерживает коллективную деятельность |
|
|
|
|
|
Проявляет решительные действия в непривычной обстановке |
|
|
|
|
|
Доводит начатое дело до конца |
|
|
|
|
|
Способен к самоанализу |
|
|
|
|
|
Выполняет свои обязанности дома в группе |
|
|
|
|
|
Способен предвидеть последствия своих действий |
|
|
|
|
|
|
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
Отметьте, пожалуйста, как часто ребенок делает следующее:
Отметьте, пожалуйста, как часто ребенок делает следующее:
Выполняет посильную деятельность без постоянной помощи и контроля |
|
|
|
|
|
Умеет сам(а) найти себе занятие и организовать свою деятельность |
|
|
|
|
|
Может отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав(а) |
|
|
|
|
|
Применяет выработанные способы самостоятельного поведения в новых условиях |
|
|
|
|
|
Проявляет творчество, выдумку |
|
|
|
|
|
Участвует в осуществлении хорошего начинания, исходящего от других |
|
|
|
|
|
Активно поддерживает коллективную деятельность |
|
|
|
|
|
Проявляет решительные действия в непривычной обстановке |
|
|
|
|
|
Доводит начатое дело до конца |
|
|
|
|
|
Способен к самоанализу |
|
|
|
|
|
Выполняет свои обязанности дома в группе |
|
|
|
|
|
Способен предвидеть последствия своих действий |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.