Цель: дать представление педагогам ДОУ об использовании инновационной технологии ТРИЗ в речевом и познавательном развитии дошкольников.
Задачи:
− познакомить педагогов ДОУ с этапами внедрения технологии ТРИЗ в образовательный процесс;
− помочь педагогам ДОУ практически освоить некоторые приёмы и методы ТРИЗ;
− упражнять педагогов ДОУ в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий, в построении логики рассуждений, в ведении диалога;
− привлечь внимание педагогов ДОУ к личностно-ориентированной стороне образовательного процесса.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
*Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе «Речевое развитие ребенка посредством внедрения в образовательный процесс ДОУ элементов технологии ТРИЗ.».
*Слайд 2. Современное общество претерпевает глобальные изменения. В 21 веке развитие компьютерных технологий и нанотехнологий привело к автоматизации многих процессов, а 22 век идет под знаменем роботизации. Таким образом, всю ту работу, которую ранее человек выполнят по инструкции, в скором времени весь алгоритм этих действий будут реализовывать роботы. *Слайд 3. Отныне время диктует педагогам дошкольникам внедрять новые прогрессивные технологии, отвечающие задаче развития творческой личности. Одна из таких технологий – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Итак, давайте порассуждаем, кого же мы можем назвать творческой личностью? (ДИАЛОГ С ПЕДАГОГАМИ) ВЫВОД: личность, обладающая творческим мышлением, та личность, которая не по инструкции решает различные задачи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
*Слайд 4. Технология ТРИЗ, именно та технология, которая запускает механизмы развития творческого мышления. По мнению Л.С. Выготского, в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление. Мышление и речь – высшие психические функции человека, две спутницы, обеспечиваемые деятельностью головного мозга. *Слайд 5. Помимо этого, речь является основным средством человеческого общения. А методы и приемы технологии ТРИЗ являются вербальными средствами в обучении.
*Слайд 6. Сама технология в дошкольном возрасте внедряется поэтапно от простого к сложному. Рассмотрим этапы.
I этап – репродуктивный (новичок). На данном этапе происходит знакомство с признаками окружающих нас объектов. Цель данного этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. К примеру, что общего между окном и дверью, или между лампой и солнцем? *Слайд 7,8,9. Перечислим 18 признаков: цвет, форма, размер, количество, части, вкус, звук, запах, вес, рельеф, материал, влажность, температура, свет, место, движение, действие, время. В процессе научения вычленения того или иного признака детьми, педагог дошкольник преследует цель научить видеть объект в деталях, а также различать статические и динамические стороны объекта. Давайте попробуем выделить признаки у объекта.
*Слайд 10. У каждой команды свой объект и карточки признаков (по 5 разных на команду). 1 команда, признаки и объект:
2 команда, признаки и объект:
3 команда, признаки и объект:
Задачи: 1) рассмотреть объект исходя из его основных признаков 2) выделить признак, позволяющий поработать с динамическими сторонами объекта и применить его. (ИГРА № 1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ)
*Слайд 11. II этап – продуктивный (следопыт). Цель второго этапа учить ребенка фантазировать, изобретать. В процессе решения невероятной, но вполне реальной задачи, педагог изначально развивает у детей умение задавать вопросы по ходу поиска решения проблемы, развивает критическую сторону их суждений. И здесь главное правило, отличающее эту технологию от других: нет правильных и неправильных вопросов (нет рамок), вопрос побуждает на рассуждение в поиске ответа, а это в свою очередь стимулирует речевую активность. Примеры задач. 1) Ты оказался на необитаемом острове, на котором нет вещей и предметов человеческого быта, кроме большого количества шляп. Тебе нудно выжить до того, как прибудет помощь. 2) Лисы повадились воровать кур из курятника. Придумай как спасти кур, но при этом не навредить лисам. На данном этапе можно не только решать творческие задачи, но играть в различные игры. Предлагаю Вам проиграть, познакомимся с одним из методов ТРИЗ «Методом фокальных объектов», задачей, которого является усовершенствование какого-либо объекта, перенося на него свойства других объектов.
*Слайд 12. У каждой команды по пять карточек с изображениями объектов.
1 команда, объекты: 2 команда, объекты:
3 команда, объекты:
Задача игроков выбрать один из 5 объект и применить в отношении него какие-либо признаки оставшихся объектов. (Инструкция: выбираем один объект, по остальным рассматриваем признаки, находим один от каждого и усовершенствуем выбранный). Тем самым игроки создадут новый объект. И здесь стоит озвучить важное правило ТРИЗ: не навреди. (ИГРА № 2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ)
*Слайд 13. III этап – продуктивный (эксперт). Его задача заключается в решении сказочных задач и придумывании разных сказок с помощью приемов ТРИЗ. Здесь часто применяется методика «Сочинение сказок». Народные сказки вошли в качестве основы, строительного материала в целый ряд фантастических операций. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее «вертолет». При ближайшем рассмотрении игра - это есть не что иное, как разновидность «фантастического бинома»: с одной стороны, Красная Шапочка, с другой – вертолет. Второй элемент «бинома» состоит из одного слова. Первый – из ряда слов, которые, однако, по отношению к слову «вертолет» ведут себя как единое целое. Итак, с точки зрения фантастической логики все ясно. Кого мы наделим новыми свойствами вертолета? Какие изменения в сюжете произойдут? Что будет кульминацией? Что в результате использования новых качеств кого-либо из героев произойдет?
Сказка имеет определенный план: • Начало истории, вступление, зачин (где? кто? когда?) • Основная часть. Происшествие (что произошло? конфликт, проблема) • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации) • Итог, концовка, желательно счастливое. |
*Слайд 14. Итак, осталось дело за малым, почему бы нам не придумать сказки. У каждой команды по 5 слов из народной сказки и 1 постороннее слово.
Слова 1 команды:
КОЗА
КОЗЛЕНОК
ДОМ
КУЗНЕЦ
ВОЛК МЯЧ
Слова 2 команды: Слова 3 команды:
ДЕВОЧКА ЗАЯЦ МАЛЬЧИК ЛИСА ГУСИ-ЛЕБЕДИ ИЗБУШКА
БАБА-ЯГА СОБАКИ
ИЗБУШКА ПЕТУХ
ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК МАГНИТОЛА
Задача: применить свойство объекта к одному из объектов известной сказки и придумать свою сказку. (ИГРА № 3. ОБСУЖДЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ)
*Слайд 15. И последний, завершающий IV этап – продуктивный
(магистр). Ребенок свободно применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из различных ситуаций.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
*Слайд 16. Подведем итоги. Технология ТРИЗ развивает в ребенке творческое мышление, все стороны речи, уверенность в себе, а значит развивает эмоционально-волевую сферу личности ребенка. В результате у ребенка формируется нечто большее - умение нестандартно, критически, креативно подходить к решению различных задач.
РЕФЛЕКСИЯ.
*Слайд 17. На столах у каждой команды по два смайлика (символы улыбки (положительный ответ) и грусти (отрицательный ответ)). Я Вам задам три вопроса, просьба поднять тот смайлик, который отвечает Вашему настроению по итогам нашего мастер-класса. Вопросы:
1. Заинтересовала ли Вас технология ТРИЗ?
2. Хотели бы Вы более подробно познакомиться с методами и приемами ТРИЗ?
3. Возникло ли у Вас желание иметь картотеку игр, соответствующую возрастным особенностям Ваших детей? *Слайд 18.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.