Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе на тему: «Птицы осенью»
Оценка 5

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе на тему: «Птицы осенью»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитание +1
21.11.2024
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе на тему: «Птицы осенью»
Цель: -учить детей составлять рассказы- описания перелётных и зимующих птиц с опорой на мнемотаблицу; Задачи: Коррекционно-образовательные: — активизировать словарь детей по теме «Птицы»; развивать связную речь детей, логическое мышление: умение делать обобщения, Коррекционно-развивающие: развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимание.
ОД ПТИЦЫ.docx

Конспект занятия

по развитию речи с использованием мнемотехники

в старшей группе

на тему: «Птицы осенью»


Цель:
-учить детей составлять рассказы- описания перелётных и зимующих птиц с опорой на мнемотаблицу;
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

активизировать словарь детей по теме «Птицы»; развивать связную речь детей, логическое мышление: умение делать обобщения,

Коррекционно-развивающие: развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие,

взаимопонимание.

Оборудование: мнемотаблица, картинки с птицами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.

1.«Утренний круг!»

Придумано кем-то

Просто и мудро.

Приветствовать утром:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – Солнцу и птицам.

- Доброе утро! – Приветливым лицам.

И каждый становится: добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро – продлится до вечера!

2. Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Улетели птицы,

Машут руками, как крылья­ми.

Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Приседают.

Целый день сегодня Все летят, летят...

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

И. Токмакова

Бегут по кругу.

3. Развитие мелкой моторики. «Журавли».

Летят лениво журавли. Летят они прощаются:

Взмахи   перекрещенными кистями рук.

С елками зелеными,

С березами и кленами,

 С долинами, с озерами, С родимыми просторами.

Загибают по одному паль­чику, начиная с большого.

4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Выразить состояние грусти и печали («Вы про­щаетесь с улетающими птицами»); изобразить ра­дость («Птицы вернулись в родные края»).

6. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

«Втягивание» нижней губы внутрь рта.

«Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение на дыхание «Пёрышко».

Упражнение на дыхание: «Улетают птицы»- И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох; 2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

8. Объявление темы занятия.
Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказы — описания перелётных и зимующих птиц.
9. Уточнение и активизация знаний детей по теме.
Логопед. Давайте проверим, что вы запомнили о перелётных птицах. Ответьте на мои вопросы.
-Почему некоторых птиц называют перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
-Каких птиц называют зимующими?
-Чем питаются перелётные птицы? А чем - зимующие?

(Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма).
- Логопед: молодцы, правильно ответили на все мои вопросы.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но

перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят,

нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они

ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то

они ориентируются на магнитные колебания Земли.

10.Физкультминутка.
Игра на внимание «Зимующая или перелётная?»
Логопед называет зимующих и перелётных птиц. Дети определяют, какая это птица, и выполняют соответствующие движения. Например, на слово воробей дети приседают и обхватывают себя руками, а на слово скворец- стоят на месте и плавно машут руками, как крыльями.
11.Знакомство с мнемотаблицей.
Сейчас вы будете рассказывать о своей птице, а поможет вам рассказать мнемотаблица.

Логопед:

 1 Кто это? Окрас перьев.

2 Внешний вид.

3 Где живет, особенности поведения.

4 Вид птицы (зимующая или перелетная).

5.Чем питается.

6.Чем интересна и нравится.

Педагог дает пример небольшого рассказа по мнемотаблице.

-Это кукушка.  Она покрыта перьями серого, черного и

белого с коричневым цветом.

- У кукушки есть голова, клюв, шея, две лапки, два крыла, хвост.

- Кукушка живет в лесу, а гнезда не вьёт.  Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда.

- Кукушка дикая птица, перелетная птица.

- Кукушка питается насекомыми и червями.

- Мне нравится кукушка, потому что она звонко кукует в лесу.

Логопед: А теперь рассмотрите и назовите птиц, нарисованных на картинках рядом с мнемотаблицей. Каждый из вас должен выбрать птицу и рассказать о ней по нашему плану.
(Дети составляют рассказы- описания, логопед помогает им в случае затруднений).
12.Рассказы детей

«Это - грач. Грач перелетная птица, похож на ворону. Все его тело покрыто перьями черного цвета.  У грача есть голова, клюв, тело, две лапки, крылья, хвост короткий, похож на лопатку. Он строит гнездо – грачевник из веток высоко на деревьях. Это перелётная птица. Питается грач насекомыми, червями, мышами. Мне нравится грач, потому что он съедает вредных насекомых».

Итог занятия:
- Что сегодня составляли? (Сегодня составляли рассказ о птицах по мнемотаблице).

- Ребята, что вам понравилось больше всего? Ответы детей.


 

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе на тему: «Птицы осенью»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе на тему: «Птицы осенью»

Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам)

Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам)

Логопед : 1 Кто это? Окрас перьев

Логопед : 1 Кто это? Окрас перьев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024