Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Звездочка» г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете И.о. заведующего МАДОУ
МАДОУ №2 г.Белебея №2 г.Белебея
Протокол № ______ _______________ Галиева Н.Г.
«_____»_________2021г. Приказ №_______
от «_____» __________ 2021 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
Возрастная категория детей – от 4 до 5 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель программы:
Габдуллина Алия Газизовна
Трофимова Мария Александровна
г. Белебей, 2021 г.
Содержание
I.Целевой раздел.
|
|
|
1.1 Пояснительная записка.
|
3 |
|
1.2.Актуальность программы.
|
4 |
|
1.3.Цели и задачи.
|
4 |
|
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
|
5 |
|
1.5. Методы и формы работы с детьми.
|
5 |
|
1.6. Возрастные особенности развития художественно-эстетических способностей детей 4-5 лет |
6 |
|
II.Содержательный раздел |
|
|
2. 2.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет.
|
7 |
|
2.2 Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
|
8 |
|
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
|
8 |
|
III. Организационный раздел. |
|
|
3.1. Содержание программы.
|
9 |
|
3.2.Комплексно-тематическое планирование содержания кружковой работы. |
9 |
|
3.3.Список детей.
|
13 |
|
3.4. График работы
|
14 |
|
3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды
|
14 |
|
3.6. Материально-техническое обеспечение
|
15 |
|
3.7. Перечень нормативно-правовых документов
|
15 |
|
I.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Направленность программы. Образовательная программа по
3
дополнительной общеразвивающей программе «Юный Художник» имеет
художественно- эстетическую направленность.
1.2.Актуальность программы.
В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы
через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием
нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои
рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
1.3.Цели и задачи.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
1.5. Методы и формы работы с детьми.
Форма работы с детьми - тематическая деятельность и в форме кружковой работы.
Методы проведения ООД:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки);
- наглядные;
-практические;
-игровые.
Используемые методы:
· дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
· формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
· способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материалы для работы:
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Программа рассчитана на дополнительную общеразвивающую программу:
Средняя группа: количество ООД в неделю- 1, во второй половине дня, в месяц 4 ООД. Длительность ООД- 20 мин.
1.6. Возрастные особенности развития художественно-эстетических способностей детей 4-5 лет
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительномузыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
II.Содержательный раздел.
2.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет.
В этом возрасте важно:
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям, учить рисовать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учить видеть красоту основной формы, ее частей, цвета. Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках, одежде самих детей. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусств (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.
Многие родители считают, что уделять особое внимание рисованию стоит лишь, заметя у ребенка особые способности или рвение к этому занятию. Но на самом деле все детки проявляют живой интерес к рисованию буквально после первого года жизни. Стоит только увлечь его этим занятием, например, дать в руку карандаш или фломастер, и вы увидите, как ваш кроха начнет производить замысловатые закорючки и черточки. К тому же занятие рисованием полезно для всестороннего развития малыша, не смотря на талант, проявленный ребенком. Поэтому вполне логично, что рисование в детском саду преподают, начиная с самых маленьких деток.
В средней группе детского сада навыки рисования деток примерно одинаковые. Так как малыши стали более усидчивы и наблюдательны, можно добавлять в предметы больше дополнительных деталей небольшого размера. Внимание уделяется и цветовому решению, вводится использование нескольких цветов, для реалистичности рисунка. В одном рисунке появляется несколько отдельных предметов, например, не одно дерево, а целый лес, еще и солнышко в небе.
В детских садах экспериментируется нестандартная техника рисования в детском саду, в этом есть свой плюс, ведь тогда дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При ее использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении такой техники процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка.
2.2 Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- презентация- отчёт по работе кружка.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире,;
-Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.
Перспективный план работы с родителями (законными представителями)
на 2021-2022 учебный год
Месяц |
Мероприятие
|
Тема |
Сентябрь |
Консультация
|
«Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?» |
Октябрь |
Беседа
|
«Развивайте у детей творческое воображение» |
Ноябрь |
Папка-передвижка
|
«Нетрадиционное рисование- это интересно!» |
Декабрь |
Выступление на родительском собрании |
«Эстетическое воспитание в семье (советы родителям)» |
Январь |
Памятки, буклеты
|
«Что рисует ваш ребенок», «Каляка- маляка или учимся рисуя» |
Февраль |
Беседа |
«Рисуем вместе с ребенком» |
Март |
Консультация |
«Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» |
Апрель |
Консультация
|
«Как правильно подготовить рабочее место для художественного творчества ребенка» |
Май |
Выставка детских работ |
«Счастливая радуга детства» |
III. Организационный раздел.
3.1. Содержание программы.
Групповое помещение: для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
3.2.Комплексно-тематическое планирование содержания
кружковой работы.
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
октябрь |
Знакомство с техникой. |
Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
октябрь |
«Путешествие по радуге» (пальчиками) |
Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
октябрь |
«Дары осени» (мятая бумага) |
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно. |
октябрь |
«Виноград» (печать пробкой) |
Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции. |
ноябрь |
«Веточка рябины»(пальчиками) |
Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
ноябрь |
Мои любимые рыбки(рисование ладошками) |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. (рыбки)Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
ноябрь |
Украсим шарфик(печать по трафарету |
Познакомить детей с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции. |
декабрь |
«Снежинки» (набрызг губкой по трафарету) |
Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга; развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. |
декабрь |
Ёлочка пушистая, нарядная(тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками) |
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
декабрь |
Снеговичок(обрывание бумаги) |
Учить создавать объемное изображение снеговика, при помощи техники обрывания бумаги. Учить детей правильно наклеивать бумагу, не выходя за контур. |
декабрь |
«Первый снег»(монотипия, рисование пальчиками) |
Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. |
декабрь |
Елочные игрушки(оттиск печатками) |
Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. |
январь |
Снеговичок(рисование манкой) |
Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.Воспитать у ребенка художественный вкус. |
январь |
«Невиданный зверь»(кляксография + восковые мелки) |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
январь |
Самолёт (рисование пальчиками) |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
январь |
«Зимние напевы» (набрызги) |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
февраль |
«Семёновские матрёшки»(пальчиками + мятая бумага) |
Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. |
февраль |
Тюльпаны(рисование вилкой) |
Познакомить с новой техникой изображения цветов. Вызвать интерес. |
февраль |
«Военные корабли»(по-мокрому отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками) |
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. |
февраль |
«Мимоза»(тычком + аппликация) |
Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. |
март |
Солнышко(рисование ладошками)
|
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
март |
Животные (петух, слон, олень, медведь)рисование пальчиками |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.Воспитать у ребенка художественный вкус. |
март |
«Подводное царство»(граттаж + восковые мелки) |
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. |
март |
Подснежники(акварель, восковые мелки). |
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
апрель |
Собачка (рисование ладошкой) |
Учить изображать собачку, используя ладонь и запястье. Побуждать детей к самостоятельному выбору средств выразительности рисунка. Развивать творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук. |
апрель |
Фруктовый натюрморт (скатывание и обрывание бумаги) |
Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте. |
апрель |
«Бабочка»(монотипия предметная) |
Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. |
апрель |
Веселые кляксы (кляксография) |
Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.Поощрять детское творчество, инициативу. |
май |
«Праздничный салют» (акварель + восковые мелки)
|
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. |
май |
«Грибы в корзинке»(рисунки ладошками) |
Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки. |
май |
«Одуванчики в траве»(тычок жесткой полусухой кистью + манка) |
Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. |
май |
«Волшебный цветочек» (тычкование) |
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать тычком. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. |
3.3.Список детей.
I подгруппа (рук. Габдуллина А.Г.)
1.Бобров Кирилл
2.Бондин Данил
3.Владимиров Владимир
4.Ефимова Кира
5.Ефимова София
6.Ибрагимов Арслан
7.Иванов Матвей
8.Кислина Ева
9.Максимов Марк
10. Никитин Владимир
II подгруппа (рук. Трофимова М.А.)
1.Сеитова Юлия
2.Ртищев Дмитрий
3.Урьялов Артем
4.Фарваветдинов Максим
5.Фарваветдинов Матвей
6.Халикова Самира
7.Шайхисламов Илья
8.Шангареева Юлия
9.Шаяхметов Денис
10.Яхина Рианна
3.4. График работы
Программа дополнительного образования
художественной направленности
«Юный художник»
Возрастная категория детей: 4-5 лет
Руководители: Габдуллина А.Г., воспитатель
1 подгруппа
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 неделя |
|
|
15.30 -15.50 |
|
|
2 неделя |
|
|
|
15.30-15.50 |
|
Руководитель: Трофимова М.А., воспитатель
2 подгруппа
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 неделя |
15.30 -15.50 |
|
|
|
|
2 неделя |
|
15.30-15.50 |
|
|
|
3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды
Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Групповая комната условно поделена на активный сектор - 50%, рабочий сектор - 30%, спокойный – 20%. Но пространство может быть трансформируемым в зависимости от воспитательно-образовательных задач и темы недели. Материал в каждом секторе меняется, дополняется и возможно их временное объединение. Каждый сектор пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри секторов. Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной области, так и в ходе реализации других областей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Создавая предметно-развивающую среду в группе учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.
Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём. В группе созданы условия для разных видов деятельности детей. Оборудование группы можно разнообразно использовать (например, детскую мебель, природные материалы и др.) в разных видах детской активности, т.е. среда в нашей группе полифункциональная.
3.6. Материально-техническое обеспечение
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации деятельности.
Технические средства: ноутбук и мультимедийное оборудование.
3.7. Перечень нормативно-правовых документов
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012;
2. ФГОС ДО;
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.
4. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.
5. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 2 «Звездочка» г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.