Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
для обучающихся 1А класса
на 2020-2021 учебный год
Автор-составитель:
Мякишева Тамара Николаевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск,
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Программа ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Цель:
- Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Программа рассчитана на 33часа, из расчета 1 час в неделю.
1. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
· овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Обучающиеся научатся:
Ожидаемые результаты:
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у обучающихся любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
2. Содержание учебного курса
Знатоки окружающего мира (8 часов)
1.Удивительные млекопитающие.
Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. 2. Забавные пернатые друзья. Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями
3. Бабочки и мотыльки.
Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).
4.Тайны растений.
Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта.
5.В царстве грибов.
Игра «Узнай и расскажи о грибе».
6. Загадки под водой
Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями.
7. Самые известные заповедники России.
Рисование природоохранных знаков.
8. КВН «Знатоки природы».
Выполнение заданий по теме.
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
9.Пословица недаром молвится.
Игра «Собери пословицу».
10. Литературные герои в ребусах. Разгадывание ребусов.
11. Крылатые слова и выражения.
Составление словаря крылатых выражений.
12. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
13. Фразеологизмы.
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком».
14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов.
15. Литературные викторины.
Выполнение заданий викторин.
16. Сказка ложь, да в ней намек…
Сочинение сказки по заданному началу.
17. Поучимся разгадывать шарады.
Разгадывание шарад.
18. Волшебница анаграмма.
Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм.
19. Кроссворды- тесты. Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордов-тестов.
20.Загадка, загадка, открой свою тайну.
Сочинение собственных загадок.
21. Текст.
Составление текстов по картинке, серии картинок.
22. Тема и основная мысль текста.
Определение темы и основной мысли текста.
23. Заголовок текста.
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.
24. Составление текста на заданную тему.
Составление текста.
Знатоки математики (9 часов).
25.Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач.
26.Нестандартные задачи.
Понятие «нестандартные задачи» их решение.
27. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру.
28.Графические диктанты.
Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий.
29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок различных видов.
30. Спичечный турнир.
Выполнение заданий по теме.
31. Диаграммы.
Знакомство с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; расшифровка диаграмм, построение столбчатой диаграммы.
32.Группировка предметов. Поиск закономерностей. Знакомство с различными видами группировки; выполнение заданий.
33. Интеллектуальная игра «Учение с увлечением». Обобщить знания по изученным разделам.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных.
Творческие работы представляются в виде:
3. Тематическое планирование
п/п |
Учебно - тематический план |
Количество часов |
|
|
|||
1. |
Знатоки окружающего мира |
8 ч |
|
2. |
Знатоки литературного чтения и русского языка |
16 ч |
|
3. |
Знатоки математики |
9 ч |
|
|
Всего |
33 часа |
Приложение. Календарно - тематическое планирование
п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
Знатоки окружающего мира (8 часов) |
||||
1. |
Удивительные млекопитающие. |
1 |
03.09.20 |
|
2. |
Забавные пернатые друзья. |
1 |
10.09.20 |
|
3. |
Бабочки и мотыльки. |
1 |
17.09.20 |
|
4. |
Тайны растений. |
1 |
24.09.20 |
|
5. |
В царстве грибов. |
1 |
01.10.20 |
|
6. |
Загадки под водой. |
1 |
08.10.20 |
|
7. |
Самые известные заповедники России.
|
1 |
15.10.20 |
|
8. |
КВН «Знатоки природы».
|
1 |
22.10.20 |
|
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов) |
||||
9. |
Пословица недаром молвится. |
1 |
12.11.20 |
|
10. |
Литературные герои в ребусах. |
1 |
19.11.20 |
|
11. |
Крылатые слова и выражения. |
1 |
26.11.20 |
|
12. |
Решение олимпиадных заданий. |
1 |
03.12.20 |
|
13. |
Фразеологизмы. |
1 |
10.12.20 |
|
14. |
Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. |
1 |
17.12.20 |
|
15. |
Литературные викторины. |
1 |
24.12.20 |
|
16. |
Сказка ложь, да в ней намек… |
1 |
14.01.21 |
|
17. |
Поучимся разгадывать шарады. |
1 |
21.01.21 |
|
18. |
Волшебница анаграмма. |
1 |
28.01.21 |
|
19. |
Кроссворды- тесты. |
1 |
04.02.21 |
|
20. |
Загадка, загадка, открой свою тайну. |
1 |
18.02.21 |
|
21. |
Текст. |
1 |
25.02.21 |
|
22. |
Тема и основная мысль текста. |
1 |
04.03.21 |
|
23. |
Заголовок текста. |
1 |
11.03.21 |
|
24. |
Составление текста на заданную тему. |
1 |
18.03.21 |
|
Знатоки математики (9 часов) |
||||
25. |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. |
1 |
25.03.21 |
|
26. |
Нестандартные задачи. |
1 |
01.04.21 |
|
27. |
Решение олимпиадных заданий. |
1 |
08.04.21 |
|
28. |
Графические диктанты. |
1 |
15.04.21 |
|
29. |
Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. |
1 |
22.04.21 |
|
30. |
Спичечный турнир |
1 |
29.04.21 |
|
31. |
Диаграммы. |
1 |
06.05.21 |
|
32. |
Группировка предметов. Поиск закономерностей. |
1 |
13.05.21 |
|
33. |
Интеллектуальная игра «Умницы и умники». |
1 |
20.05.21 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.