Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Живая кисть"

  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа Живая кисть дистанционно.docx

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

от «13» июня 20_23  года

Протокол № _6

 

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор _МБУ ДО «ДДТ» КГО СК 

                                               / Совершеннова В.А.

       «13» _июня_ 20_23_ года

 

 

       М.П.

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

_____________модульная__________

(вид)

художественной направленности

«Живая кисть»

(название программы)

 

Уровень программы:  углубленный

(ознакомительный, базовый, углубленный)

Возрастная категория: от   12      до    17    лет

Состав группы:    10   (количество учащихся)

Срок реализации: 1 год(а)

 

 

 

                                                             

                                                             Автор-составитель:

Пристинская Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Кировский городской округ

г. Новопавловск

2024г.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

1.1.

Пояснительная  записка

3

 

Цель, задачи

5

1.2.

Содержание  программы

6

1.3.

Планируемые  результаты

11

Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий

11

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

11

2.3.

Методическое  обеспечение программы

13

 

Список  литературы (для педагога,  обучающихся и родителей)

15

 

Приложения

17

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1.

«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

I.                   Пояснительная записка

         Изобразительное искусство всегда идет в ногу со временем, отражая особенности эпохи, ее развитие. Направления, формы, стили и техники изменяются также стремительно, как и меняется наш мир. Все знают, что на Арбате испокон веков рисовали и рисуют уличные художники. Но если вы пройдете по нему сейчас, то неподготовленный зритель будет удивлен схожести портретов, нарисованных рукой человека с фотографиями глянцевых журналов. Начиная с 1988 года, художники Арбата подхватили и усовершенствовали необыкновенную технику, уникальности которой нет предела,  и аналогов которой никто еще не придумал, «сухая кисть». Это технический приём в живописи, в котором малонасыщенная связующими веществами краска наносится кистью на фактурную поверхность. По сути это классический художественный приём, который использовали художники на протяжении столетий, но получивший особую популярность благодаря рисованию блиц портретов в курортных городках черноморского побережья и на Арбате в Москве. Техника «сухая кисть» - отличная возможность научиться рисовать быстро и качественно. Ее преимущество по отношению к традиционной живописи неоспоримо - это быстрота создания красивых картин,  как портретов и пейзажей, так и натюрмортов или анималистики. Основам этого приема рисования  призвана обучить дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая кисть».

        На уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы у детей формируются широкие познания в области изобразительного искусства, но зачастую не хватает времени для того чтобы отработать навыки работы с разными графическими и живописными материалами, выполнить творческие работы выставочного характера, подарки и сувениры к праздникам. Данная программа призвана помочь обучающимся с базовыми знаниями по изобразительному искусству усовершенствовать свои навыки в двух направлениях: реалистичный рисунок карандашом и живопись в технике «сухая кисть». В процессе усвоения данных художественных приемов и техник, обучающиеся параллельно достаточно основательно знакомятся с основными законами и средствами выразительности в композиции, построении и написании портрета, пейзажа, упражняются в анималистическом жанре. В процессе освоения программы обучающиеся научатся грамотно работать разными художественными материалами, поэтапно создавать творческую графическую или живописную работу от замысла до ее логического и художественного завершения.

       Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая кисть» художественная.

Направление – изобразительное искусство.

       Программа «Живая кисть» отвечает современным запросам общества и основным интересам обучающихся. В содержании прослеживается связь культурного наследия с современным искусством. Это обеспечивает ее актуальность и связь с жизнью современного общества. Учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода и технологии сотрудничества. С целью реализации требований стандарта современного образования и повышения качества образовательного процесса предусмотрено использование на занятиях современных образовательных технологий, это: информационно-коммуникационные технологии, технологии проектной и исследовательской деятельности с применением  электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Программа хорошо адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения, что способствует привлечению детей из сельской местности, близлежащих поселений, не имеющих возможность посещать очные занятия из-за территориальной удаленности.

Новизна данной программы прослеживается во введении современных технологий, методов и приемов изобразительного искусства в образовательную деятельность. Это оригинальный технический приём арбатских уличных художников в сочетании с методами проектной деятельности и с применением дистанционных образовательных технологий. Обучающиеся имеют возможность работать над творческими проектами индивидуального или группового характера и принимать активное участие в выставках и конкурсах различного уровня. Еще один критерий новизны программы в том, что в рамках каждого учебного модуля имеется резервная возможность изучать и осваивать новые, оригинальные, современные техники исполнения творческих работ, посещая онлайн мастер-классы современных художников, используя интернет ресурсы. Программой предусматривается интеграция деятельности обучающихся с деятельностью других учреждений образования и культуры: библиотеки, дома культуры, музеи и др. Это способствует успешной социализации обучающихся в обществе, развитию познавательных способностей, коммуникативных навыков.  В процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности, в процессе работы над проектом формируются метапредметные умения и навыки, это: умение работать с информацией, освоение информационных технологий, навыки исследовательской деятельности, умение работать в группе, сотрудничать с педагогом и товарищами, умение планировать, анализировать и оценивать свою работу, коммуникативные навыки и др.

       Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ( с изменениями).

  Концепция развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства

Российской Федерации  от 31 марта 2022 г. № 678-р).

 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. №1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 28.09.2020 г.  № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».

    Приказ Министерства образования Ставропольского края от 02 июня 2022 года №  953-пр «Об утверждении типовых моделей»

 Письмо Минпросвещения России от 31 января 2022 г. № ГД-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (с приложением «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения

и дистанционных образовательных технологий».

  Устав МБУ ДО «ДДТ» КГО СК

Положение об организации образовательного процесса в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» Кировского городского округа Ставропольского края

   Положение  о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  с  применением  электронного  обучения  и  дистанционных  образовательных технологий муниципального  бюджетного  учреждения  дополнительного  образования  «Дом  детского творчества» Кировского городского округа Ставропольского края.

              Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что наряду с традиционными приемами и техниками используются современные уникальные методики рисования карандашом и кистью.

 Программа имеет следующие специфические особенности:

1.Модульный принцип построения.

Содержание программы объединено в 3 тематических модуля (2 обязательных и 1 вариативный), которые объединены одной целью. Каждый модуль реализует отдельные задачи, направленные на достижение цели программы и общего положительного результата у обучающихся. Образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать работы по фото, с натуры  или по самостоятельному замыслу. Важно отметить, что темы модулей взаимосвязаны между собой и обучение по ним идет поэтапно, т.е. после изучение темы «Пейзаж в графике» в модуле 1, переходим к изучению этой же темы в модуле 2 и т.д. Таким образом, обучающиеся сначала осваивают тему в карандашной технике, а затем в технике «сухая кисть».

2.Вариативность содержания программы.

Наличие в программе вариативного модуля предусматривает различную комплектацию содержания, в зависимости от индивидуальной направленности группы или предрасположенности обучающихся к тому или иному жанру изобразительного искусства.

        Данная программа является вариативной, так как ежегодный социальный заказ меняется, могут быть внесены изменения и дополнения в содержание тем программы, а так же добавлены новые темы, для апробации новых направлений в изобразительном искусстве.

        Программа «Живая кисть» адресована детям 12-17 лет. На обучение по данной программе зачисляются дети, прошедшие обучение по программе «Весёлая палитра», либо по предварительному тестированию с базовыми знаниями основ написания пейзажа, портрета, натюрморта, построения композиции, перспективы, так программа повышенной трудности.      Уровень программы – углубленный.

        Наполняемость в группах до 10 человек. Состав группы постоянный, как правило, одновозрастной, но могут быть дети разных возрастов в связи с изменением расписания в школе или уровня подготовки обучающегося.

           Объём программы 72  часа.

           Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия с учетом использования технических средств обучения 30 минут. Режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

           Формы обучения и виды занятий.

           При реализации программы предусмотрено использование форм, средств и методов образовательной деятельности в условиях применения ДОТ и электронного обучения, виды и формы учебных занятий с применением дистанционных технологий, технологий проектного обучения, он-лайн занятия в форме вебинара или видеоконференции.

           Цель данной программы – раскрытие творческого потенциала ребенка, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в двух направлениях изобразительной деятельности: реалистичный рисунок карандашом и живопись в технике «сухая кисть».  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

Личностные задачи:

       воспитать интерес и любовь к искусству;

       воспитать  личность,  социально  адаптированную  в современном обществе;

       способствовать профессиональной  ориентации  детей;

       воспитать целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность;

       способствовать  сохранению и укреплению  психического и физического здоровья, через здоровье сберегающие  технологии  и арт-терапию.

Образовательные задачи:

       обучить теоретическим и практическим основам  изобразительной грамотности;

       сформировать умения и навыки  рисования  с натуры, по памяти,  по представлению;

       изучить свойства живописных и графических материалов и  сформировать навыки работы с ними;

       обучить основными законами и средствами выразительности в композиции, построении и написании портрета, пейзажа,  анималистического жанра;

       формирование навыка владения техническими средствами обучения;

       формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

Метапредметные задачи:

       сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

       систематически развивать образное, абстрактное,  пространственное                    мышление; зрительную и образную память, внимание, зрительное восприятие, творческое воображение;

       выявить и развить художественные способности: художественное мышление(умение воплощать в художественных образах творческие задачи), композиционное и пространственное видение, образное представление и др;

       развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно;

        развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

 

II.Содержание программы

Учебный план

 

№ п/п

            Темы.      

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1.

Вводное занятие «Искусство современных мастеров»

1

0,5

0,5

Контрольный рисунок

Модуль 1. Реалистичный рисунок карандашом

20

8

12

 

1.

Пейзаж в графике.

4

2

2

Контрольный рисунок

2.

Анималистический жанр

5

2

3

Контрольный рисунок

3.

Портрет

8

3

5

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

4.

Красота человеческого тела

3

1

2

Контрольный рисунок

Модуль 2. Живопись в технике «Сухая кисть»

40

17

23

 

1.

Пейзаж.

7

3

4

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

2.

Анималистический жанр

12

5

7

Контрольный рисунок

3.

Портрет

12

5

7

Контрольный рисунок

4.

Красота человеческого тела

9

4

5

Контрольный рисунок

Модуль 3. Творческий проект

11

1

10

 

1.

Создание собственного художественного произведения

10

1

9

Выполнение практического задания в СДО Moodle

2.

Итоговое занятие

1

 

1

Защита проекта,

выставка

 

Всего:

72

26,5

45,5

 

 

Содержание программы

1.      Вводное занятие «Искусство современных мастеров» – 1 ч.

Теория. Организация рабочего места. Рассказ о целях и задачах работы.  Техника безопасности при работе. Знакомство с программой. Беседа-презентация о творчестве арбатских художников.

Практика. Выполнение контрольного рисунка.

     Модуль 1. Реалистичный рисунок карандашом – 20 ч.

Тема 1. Пейзаж в графике – 4 ч.

1.1.-1.2. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Теория. Графика как вид изобразительного искусства. Беседа о пейзаже в творчестве художников-графиков. Рисунок как вид графики: наброски, зарисовки, эскизы, станковый рисунок, учебный и академический. Графические изобразительные средства. Разновидности графитных карандашей, бумаги, другие материалы.

Практика. Изображение деревьев, кустарников, цветов простым карандашом. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.  Штриховка Тоновое решение.

1.3.– 1.4. Малая родина.

Теория. Беседа о родном городе, крае. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города или села, без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника в создании облика города или села, в украшении улиц, скверов, площадей. Процесс создания рисунка карандашом: замысел; выбор формата; работа над композицией. Передача линейной перспективы, ритма, пятен, пластики природных форм и линий графическими средствами.

 Практика. Пейзажи родного города и его окрестностей. Изображение заката на городском озере.

Тема 2. Анималистический жанр – 5 ч.

2.1. Рисуем зайчика.

Теория. Знакомство с авторской диагональной  штриховкой Е. Матита. Роль клячки и ластика в изображении шерсти животного.

Практика. Подробный набросок животного. Осваиваем авторскую методику диагональной штриховки. Работаем с клячкой и заканчиваем реалистичный рисунок зайчика.

2.2.  Рисуем котика.

Теория. Основы реалистичного рисунка карандашом. Построение.

Практика. Рисуем кота по фото. Построение, штриховка, работа над реалистичным изображением шерсти с помощью клячки.

2.3. Верный друг.

Теория. Жанры в графике: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, карикатура и т.д. Средства выразительности в рисунке – линия, штрих, пятно.

Практика. Рисуем пёсика по фото. Построение, штриховка, работа над реалистичным изображением шерсти с помощью ластика.

2.4. Рисуем птиц.

Практика. Рисуем птицу по фото. Построение, штриховка, работа над реалистичным изображением перьев с помощью ластика и клячки.

2.5. Итоговое занятие по теме.

Практика. Рисунок животного по выбору обучающегося.

Тема 3. Портрет – 8 ч.

3.1. Изображение глаза человека.

Теория. Строение глаза человека. Передача объёма с помощью штриховки, объём передаётся по известному закону светотени: самое светлое место — это блик, далее следует свет, после света — полутень, затем тень, и в заключении — рефлекс. Получается такая тоновая растяжка — от светлого к тёмному.

Практика.  Изображение глаза человека в разных ракурсах. Достижение реализма с помощью штриховки и клячки.

3.2.- 3.4. Рисуем нос, ухо, губы.

Теория. Пластическая анатомии носа, уха, губ. Схематичное изображение. Деталировка.

Практика. Рисуем нос, ухо, губы в разных ракурсах. Передаем свет, полутень, тень, рефлекс, падающую тень с помощью штриховки.

3.5.– 3.6. Портрет  анфас.

Теория. Три этапа в работе над портретом:

- разметка, пропорции, контуры;

- от общего к частному;

- проработка деталей и достижение тональной цельности рисунка.

Практика. Поэтапный рисунок головы человека.

3.7. Портрет в профиль.

Теория. Беседа о художественном образе на примере работ современных художников. Ключевые пропорции в рисунке головы человека. Работа от целого к частному, пропорциональность.

Практика. Изображаем мужской портрет в профиль по фото-референсу.

3.8.  Итоговое занятие по теме.       

Практика. Он-лайн тестирование в СДО Moodle

Тема 4. Красота человеческого тела – 3 ч.

4.1.Изображение человеческого тела в искусстве.

Теория. Беседа «Изображение человеческого тела в искусстве».

Практика. Экскурсия в музей. Возможен вариант онлайн экскурсии.

4.2.Канон человека в природе и искусстве

Теория. «Канон человека в природе и искусстве» историческая справка. Пропорции тела человека.

Практика. «Витрувиа́нский человек» Леонардо да Винчи.

4.3.Итоговое занятие по теме.

Практика. Зарисовки человека в разных позах с соблюдением пропорций.

      Модуль 2. Живопись в технике «Сухая кисть» - 40 ч.

Тема 1. Пейзаж – 7 ч.

1.1.Родные просторы.

Теория. Знакомство с техникой «сухая кисть». Инструменты и материалы. Закрепление знаний о воздушной  перспективе (соотношение первого и заднего плана в композиции, изменение тона и цвета). Формирование умения передавать воздушную перспективу в черно-белом рисунке.

Практика. Упражнения в технике «сухая кисть». Деревенский пейзаж. Монохромный рисунок в технике сухая кисть.

1.2. Городской пейзаж.

Теория. Отработка технического приема «сухая кисть». Закрепление знаний о линейной перспективе (свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта). Введение понятий «неделимость композиции», «пропорции тональных отношений».

Практика. Зарисовки родного города ( возможно на пленэре)

1.3.Горный пейзаж

Теория. Композиционные основы – целостность, наличие доминанты, уравновешенность. Композиционные средства: формат, перспектива, форма, пропорции, ритм и т.д.

Практика. Изображение горного пейзажа по референсу или по представлению. Как вариант стилизованный пейзаж.

 1.4. – 1.5. Морские просторы

Теория. Роль ластика и клячки в приёме «сухая кисть». Отработка тоновых решений. Беседа-презентация «Художники-маринисты»

Практика. Изображение морской волны. Морской пейзаж по референсу картины И.Айвазовского «Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой»

1.6. Пейзаж

Теория. Беседа «Виды пейзажа». Презентация «Художники пейзажисты»

Практика. Картина по выбору обучающихся.

1.7. Итоговое занятие по теме.

Практика. Он-лайн тестирование в СДО Moodle

Тема 2. Анималистический жанр – 12 ч.

2.1. Анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Теория. История анималистики в живописи. Известные картины и художники анималистического жанра.

Практика. Быстрые зарисовки в технике «сухая кисть» кота или зайца.

2.2. Рисунок головы льва.

Теория. Как нарисовать объемный и реалистичный портрет животного сухой кистью, передать правильные пропорции и текстуру? Взаимодействие ластика, клячки и масляной краски. Роль клячки и ластика в детальной проработке изображения для достижения фотореализма.

Практика. Изображение головы льва.

2.3. – 2.7. Изображение животных с подробной детализацией.

Теория. Сложности в изображении лошади, анатомические особенности строения фигуры, пропорции, пластика.

Практика. Изображение животного по данной схеме, с выдержанными пропорциями, свойственной пластикой и в определенной среде обитания. Зебра (стоящая или лежащая). Лошадь в беге и т.д.

2.8.- 2.10. Изображение животных с детенышами.

Теория. Анатомические особенности строения фигуры животного, пропорции, пластика. Передача фактуры шерсти.

Практика. Изображение животных с детенышами с подробной детализацией.

2.11. Изображение животных в определенной среде.

Теория. Отработка навыков работы кистью, ластиком, клячкой для создания фотореализма в рисунке.

Практика. Изображение животных в определенной среде с подробной детализацией. Темы на выбор: Лес и его обитатели, Зоопарк, Хозяева джунглей и т.д.

2.12. Животное из сказки.

Практика. Изображение животного из сказки. Например, чеширский кот, кролик и т.д.

Тема 3. Портрет – 12 ч.

3.1. – 3.2. Фотореализм в изображении частей лица

Теория. Строение глаза человека. Передача объёма с помощью тона, объём передаётся по известному закону светотени: самое светлое место — это блик, далее следует свет, после света — полутень, затем тень, и в заключении — рефлекс. Получается такая тоновая растяжка — от светлого к тёмному. Пластическая анатомии носа, уха, губ. Схематичное изображение. Деталировка.

Практика. Изображение глаз, носа, уха, губ человека в разных ракурсах. Достижение реализма с помощью тонирования в технике «сухая кисть»  и клячки.

3.3. Портретная зарисовка (профиль).

Теория.  Соблюдение последовательности ведения работы над портретной зарисовкой. Передача индивидуальных характеристик портретируемого. Грамотная компоновка изображения в формате, достижение равновесия изображения. Распределение тона на поверхности лица с учетом положения источника света.

Практика. Портрет девушки с закрытыми глазами в профиль по референсу.

3.4. Портретная зарисовка (анфас).

Теория. Изучение закономерностей строения формы головы человека, основных конструктивных линий, позволяющих строить форму головы. Выполнение натурной зарисовки головы на основе схемы. Соблюдение последовательности выполнения портретной зарисовки с натуры. Достижение сходства с натурой.

Практика. Портрет мужчины по фото. Тональный рисунок со схематическим распределением тона на поверхности головы.

3.5. - 3.7.  Мимическая пластика лица.

Теория. Использование светотени для осмысленной передачи определенной эмоции. Изучение мимики лица. Свето-теневая проработка и акценты в портрете.

Практика. Изображение человека в различных эмоциональных и психологических состояниях. Задания: Образы «доброты», «зла», «света», «тьмы», «радости», «горя» и т.д.

Усложненное задание: Придумывание и выбор тем по собственному усмотрению детей. Акцент на внутренние переживания. Более тонкий выбор эмоциональных, психологических состояний и отражение этого на образе человека.

3.8.- 3.9. Портретная линейная зарисовка головы с поворотом или наклоном.

Теория. Определение  характера формы головы, пропорций и наклона, перспективных сокращений. Выразительное композиционное решение.

Практика.  Портреты по фото.

3.10. – 3.11. Портрет человека в головном уборе.

Теория. Передача характерных особенностей портретируемого в головном уборе и других

деталей костюма.

Практика. Лепка формы цветом, единое колористическое решение

3.12. Портрет ребенка.

Практика. Рисунок по фото.

Тема 4. Красота человеческого тела – 9 ч.

4.1. Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве.

Теория. Беседа «Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве».

Практика. Видео-экскурсия в Третьяковскую галерею.

4.2. Портретный рисунок в технике силуэта.

Теория. Передача пропорций человеческой фигуры. Образная характеристика фигуры человека.

Практика. Изображение силуэта стоящего или сидящего человека. Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

4.3.- 4.4. Портрет – образ.

Теория. Решение творческих задач в рисунке портрета. Обучение  линейному наброску и наброску с натуры. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика. Образная выразительность фигуры человека. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

4.5.- 4.7. Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

Теория. Особенности линейного рисования человека. Раскрытие образа человека через тематическую постановку.

Практика. Зарисовка фигуры человека в интерьере. Примерные темы: Продавец супермаркета. Учитель. Диктор телевидения и т.д.

4.8.- 4.9. Зарисовки фигуры человека в движении.

Теория. Ознакомление с основами пластической анатомии. Пластика движений.

Практика. Зарисовки фигуры человека в движении, с передачей его рода деятельности. Например: пловец, футболист, гимнастка, фигуристка и т.д.

      Модуль 3. Творческий проект – 11 ч.

3.1 – 3.10. Создание собственного художественного произведения.

Теория. Что такое творческий проект. Разновидности проектов. Этапы проектной деятельности: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Поиск и обработка информации. Использование ИКТ в процессе работы над проектом.

Практика. Работа над творческими проектами индивидуальными или групповыми (по выбору учащихся). Консультирование в групповом видео чате.

3.11. Итоговое занятие.

Презентация-защита творческих проектов. Он-лайн тестирование в СДО Moodle.

 

Планируемые результаты.

В ходе решения личностных задач предполагается, что обучающийся будет:

1. обладать эстетическим вкусом, уметь ценить прекрасное;

2. целеустремленным, аккуратным, трудолюбивым;

3. самостоятельным, инициативным, любознательным;

4. активной творческой, социально адаптированной, нравственной  личностью.

При реализации предметных задач обучающийся будет  ЗНАТЬ:

1.      основы реалистического изображения;

2.      основные законы и средства выразительности в композиции, построении и написании портрета, пейзажа,  анималистического жанра;

3.      свойства живописных и графических материалов, свободно владеть техникой работы с ними;

4.      основные  виды, стили и направления, жанры изобразительного искусства;

5.      творчество современных художников;

6.      основы владения техническими средствами обучения;

7.      уметь самостоятельно искать информацию в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

При реализации метапредметных задач предполагается, что обучающийся будет  УМЕТЬ:

1.      пользоваться эскизом в работе над пейзажем, портретом и тематической композицией по памяти или с натуры, учитывать необходимость предварительной эскизной работы для каждого жанра живописи и графики;

2.      рисовать  с натуры, по памяти,  по представлению;

3.      передавать объем и пространство, фактуру предметов;

4.      воплощать в художественных образах творческие задачи;

5.      самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять ее недостатки;

6.      работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно.

 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1.      Календарный учебный график.

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (закон № 273-Ф3, гл.1,ст.2,п. 9), определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, даты начала и окончания учебных периодов, этапов. Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (Ф3 №273, ст.2, п.92, ст. 47, п.5)  (Приложение 1)

 

Продолжительность учебного года

Режим работы объединения (по расписанию)

Начало учебного года:  1 сентября

Продолжительность занятий определяется

Образовательной программой: 30 минут ( с учетом применения ЭОР)

Окончание учебного года:  31 мая

Регламентирование образовательного

Процесса на учебный год:  36 недель

Сменность занятий:    1 смена

 

II.Условия реализации программы

        Материально-техническое обеспечение:

       Занятия проводятся в онлайн формате. Рабочее место педагога оснащено ноутбуком с выходом в интернет, гарнитура (наушники, микрофон).

Он-лайн занятие проводится на платформе Webinar.ru и СДО Moodle.

Оборудование учебного кабинета:

1.Столы

2.Мольберты

3.Стулья

4.Шкафы, стеллажи для хранения изделий, рисунков, художественных материалов, дидактического материала

5.Предметы натюрмортного фонда, драпировки

6.Репродукции, альбомы репродукций картин великих художников

7.Бумага, кисти, краски и др. материалы

       Кадровое обеспечение

       Программу реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Пристинская Ольга Викторовна, имеющий высшее педагогическое образование. В  2019 году получила Диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Изобразительное искусство», прошла КПК 27.11.2020 г. СКИРО ПК и ПРО по программе «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов системы дополнительного образования детей в условиях введения профессионального стандарта"; КПК 17.08.2020 г. по программе «ИКТ-технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации дистанционного обучения». Педагог обладает достаточным практическим опытом, знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.

 

Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

 

Организация промежуточной аттестации:

 

Вид аттестации

Сроки проведения

Форма проведения

1.

Начальная

Сентябрь

Тест, контрольный рисунок

2.

Промежуточная

Декабрь

Тест, контрольный рисунок

3.

Аттестация по итогам освоения программы

Май

Защита проекта, выставка

 

Перед началом обучения проводится Он-лайн тестирование в СДО Moodle  для выявления уровня начальной подготовки обучающегося. В конце каждого модуля проводятся онлайн опрос в форме чата или анкетирования, с помощью элемента Moodle «Обратная связь».

Текущий контроль

Итогом каждого занятия является контрольный рисунок или анализ проделанной работы на занятии. Ступени личностного роста каждого ребенка отслеживается с помощью системы мониторинга.

 

Система  мониторинга  результатов образовательного  процесса

(ступени личностного роста)

  Мониторинг образовательных результатов способствует индивидуальному подходу к личности каждого обучающегося, помогает находить в нем, в его работах положительное, активизировать процесс его развития, одновременно устранять причины, мешающие этому развитию. Способствует самооценке учащихся и сознательной активизации учебного и творческого процессов.

Система мониторинга включает в себя:

                Мониторинг  результатов  процесса  обучения;

                Карточка   индивидуального развития ребенка;

                Мониторинг   уровня  воспитанности;

                Мониторинг  личных  достижений (портфолио одаренных обучающихся)

 

Примерные критерии определения уровня подготовки обучающихся

 

 

Признаки

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

1. Знание спецтерминов и теории

Знания ниже требований программы

Знания, предусмотренные программой

Стремится узнать сверх программы

2. Кол-во изделий, изготовленных за год

5-10

11-15

16-20

21 и выше

3. Сложность и объем выполненных работ

Простые, формат А4, А5

Простые с усложнением, формат А4, А5, А3

Сложные, формат А3

Более сложные, формат А3 и больше

4. Качество и аккуратность работ

Низкое

Среднее

Высокое

Отличное

5. Активность и усидчивость

Пассивен, работает по предложению педагога

Работает ровно, систематически

Сам выбирает тему, просит помочь

Выбирает работу, самостоятельно выполняет

6. Творческие способности

Выполнит работу по образцу

Внес в работу свои творческие элементы

Сам придумал, выполнил при помощи педагога

Сам придумал, сам сделал

7. Достижения учащегося

Выставки в  объединении

Выставки в объединении, в

 ДДТ

Выставки и конкурсы в ДДТ, районные, краевые

Конкурсы краевые и выше

 

Оценочные материалы

 

№ п/п

Тема раздела, занятия

Пакет диагностических материалов

Модуль 1. Реалистичный рисунок карандашом

1

Портрет

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

Модуль 2. Живопись в технике «Сухая кисть»

1

Промежуточная аттестация

Вопросник по программе

2

Пейзаж.

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

Модуль 3. Творческий проект

1

Создание собственного художественного произведения

Выполнение практического задания  в СДО Moodle

 

III. Методическое обеспечение программы

Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом, совместная творческая деятельность (ребенок + педагог + коллектив) – основные слагаемые успеха обучения в изостудии.

Прежде всего, в изостудии «Весёлая палитра» создаются условия для творческого развития – ребенок учится работать разнообразными художественными материалами, учится понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом постоянно обогащаются зрительные представления детей, и актуализируется имеющийся у них опыт. Через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение в студии, с использованием разнообразных современных методик помогает каждому ребенку раскрыться наилучшим образом. Важно, что при вариативном подходе к творческим заданиям возможен поиск новых путей, предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности живопись в технике «сухая кисть» или карандашная графика.

В беседах ребята знакомятся с разными стилями и направлениями в искусстве, с творчеством современных художников.

Вариативный подход к творческим заданиям, разнообразные формы организации занятий , в том числе дистанционные (видео - экскурсии, творческие проекты и их защита, видеоконференции или вебинары) значительным образом активизирует детское творчество.

Большое место в программе отводится рисованию по фото (референса) – уже само по себе являющееся методом наглядного обучения. Процесс рисования начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Каждое занятие подкрепляется одним из эффективных приемов наглядного обучения – рисунком педагога в форме онлайн мастер класса, а так же видео мастер классы современных художников.

       Формы работы с детьми.

Среди разнообразных форм и видов занятий: мастер классы, видео - экскурсии, творческие проекты и их защита, видеоконференции или вебинары.  К проведению занятий предъявляются следующие требования:

       создание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

       целесообразное расходование времени занятия;

       применение разнообразных методов и средств обучения, в том числе ЭОР;

       широкое применение наглядности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для педагога

1        Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении  детей. - М.: Издательство «Ось-89».2000.

2        Беда Т.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986.

3        Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

4        Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. -М.:Владос-Пресс,2003.

5        Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977.

6        Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., 1998.

7        Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.

8        Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М., 1998.

9        Матита Е. Творческий курс по рисованию. Портреты— Москва: Издательство АСТ, 2020. — 144 с.: ил.

10    Матита Е. Портреты: карандашные техники достижения реализма— Москва: Издательство АСТ, 2022. — 144 с.: ил.

11    Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч.пособие /под ред. Л.К.Гребенковой, Л.А. Байковой –М: Педагогическое общество России,2000.

12    Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.: Просвещение, 1982.

13    Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Мин. культуры. – М., 1982.

14    Оттенок. Титул, 1996. Ч.1. Основы рисунка, Ч.2. Основы живописи, Ч.3. Основы композиции, Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.

15    Соловьева. Искусство рисунка.-М.: Искусство, 1989.

16    Штрац К. ( сост. А. Чудова).Рисуем человека: полный самоучитель: [перевод с немецкого] / – Москва: АСТ,

17    2015.– 200 с.: ил.– (Искусство рисования).

18    Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых.-М:ООО  Росмэн-Пресс,2004.

19    Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

               

Литература для обучающихся и родителей.

 

1        Диккинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. -М.:ООО «Издательство Росмэн-Пресс»,2004.

2        Левин С.Д. Беседы с юным художником.2 выпуска.-М.:изд. «Советский художник»,1988.

3        Матита Е. Творческий курс по рисованию. Портреты— Москва:Издательство АСТ, 2020. — 144 с.: ил.

4        Матита Е. Портреты: карандашные техники достижения реализма— Москва: Издательство АСТ, 2022. — 144 с.: ил.

5        Милборн А.Как научится рисовать животных.-М.:ООО Изд. «Росмэн-Пресс»,2004.

6        ПлатоноваН.И. ТарасовВ.Ф. Этюды об изобразительном искусстве.- М.: «Просвещение»1993.

7        Порте Л. Учимся рисовать зверей, рыб, птиц.- М.:ООО «Мир книги»;2004.

8        Порте Л. Учимся рисовать окружающий мир.- М.:ООО «Мир книги»;2004.

9        Порте Л. Учимся рисовать природу.- М.: ООО «Мир книги»;2004.

10    Уатт Ф.Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых.- М.: ООО Изд. «Росмэн-Пресс»,2004.

11    Хантли М. Как научиться рисовать корабли.- М.: Издательство Эксмо,2002.

12    Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

13    Журнал «Весёлый художник»

14    Журнал «Юный художник»

Интернет-ресурсы

1.      https://www.youtube.com/channel/UChNAYek46xO7VWJ2PJ5RfWQ

2.      https://www.youtube.com/watch?v=vkU8qM8MR4Y

3.      https://www.youtube.com/watch?v=qvpC7AatnuY

4.      https://www.youtube.com/watch?v=b_s4KQd2GDg

5.     https://www.youtube.com/watch?v=dS3jdn9ycvI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1.

Календарный учебный график по программе «Живая кисть»

2024-2025 учебный год

6 группа 1 год обучения

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 

 

Место проведения

Форма контроля

всего

теория

Практика

1

сентябрь

5

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Вводное занятие «Искусство современных мастеров»

СДО Moodle

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1. Реалистичный рисунок карандашом 

 

 

 

 

 

 

 

4

2

2

Тема 1. Пейзаж в графике

 

 

2

сентябрь

9

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Изображение деревьев и кустарников.

СДО Moodle

Практ. работа

3

сентябрь

12

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Изображение цветов.

СДО Moodle

Практ. работа

4

сентябрь

16

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Малая родина. Пейзажи родного города и его окрестностей.

СОШ 13

Каб.303

 

Контрольный рисунок

5

сентябрь

19

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Малая родина. Закат на городском озере.

Пленэр

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2. Живопись в технике «Сухая кисть»

 

 

 

 

 

 

 

7

3

4

Тема 1. Пейзаж

 

 

6

сентябрь

23

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Родные просторы. Деревенский пейзаж.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

7

сентябрь

26

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Городской пейзаж. Зарисовки родного города.

СОШ 13

Каб.303

или пленэр

Контрольный рисунок

8

сентябрь

30

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Горный пейзаж.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

9

октябрь

3

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Морские просторы. Изображение волны.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

10

октябрь

7

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Морские просторы. Морской пейзаж.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

11

октябрь

10

18.10 – 18.40

Практика

1

0,5

0,5

Пейзаж. Сюжет по выбору

СОШ 13

Каб.303

или пленэр

Контрольный рисунок

12

октябрь

14

18.10 – 18.40

Тестирование

1

 

1

Итоговое занятие по теме

СДО Moodle

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

 

 

 

 

 

5

2

3

Модуль 1. Тема 2. Анималистический жанр

 

 

13

октябрь

17

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем зайчика.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

14

октябрь

21

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем котика.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

15

октябрь

24

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Верный друг.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

16

октябрь

28

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем птиц.

СОШ 13

Каб.303

или пленэр

Контрольный рисунок

17

октябрь

31

18.10 – 18.40

Опрос

1

 

1

Итоговое занятие по теме. Рисунок по выбору.

СДО Moodle

Опрос в чате

 

 

 

 

 

12

5

7

Модуль 2. Тема 2. Анималистический жанр

 

 

18

ноябрь

7

18.10 – 18.40

Видео занятие

1

0,5

0,5

Быстрые зарисовки в технике «сухая кисть» кота или зайца.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

19

ноябрь

11

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисунок голов льва

СДО Moodle

Контрольный рисунок

20

ноябрь

14

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных с подробной детализацией. Поэтапное рисование головы лошади.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

21

ноябрь

18

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных с подробной детализацией. Выполнение разных фаз бега лошади.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

22

ноябрь

21

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных с подробной детализацией. Зебра в саванне.

СОШ 13

Каб.303

 

Контрольный рисунок

23

ноябрь

25

18.10 – 18.40

Видео занятие

1

0,5

0,5

Изображение животных с подробной детализацией. Орел в полете.

Сферум

Контрольный рисунок

24

ноябрь

28

18.10 – 18.40

Видео занятие

1

0,5

0,5

Изображение животных с подробной детализацией. Белый медведь на льдине.

Сферум

Контрольный рисунок

25

декабрь

2

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных с детенышами. Панда.

Сферум

Контрольный рисунок

26

декабрь

5

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных с детенышами. Барсук.

Сферум

Контрольный рисунок

27

декабрь

9

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

 

1

Изображение животных с детенышами. Зайчата.

Сферум

Контрольный рисунок

28

декабрь

12

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение животных в определенной среде. Тигр в зоопарке.

СОШ 13

Каб.303

 

Контрольный рисунок

29

декабрь

16

18.10 – 18.40

Тестирование

1

 

1

Итоговое занятие по теме. Животное из сказки. 

СДО Moodle

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

 

8

3

5

Модуль 1. Тема 3. Портрет

 

 

30

декабрь

19

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Изображение глаза человека.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

31

декабрь

23

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем нос.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

32

декабрь

26

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем ухо.

Промежуточная аттестация.

СДО Moodle

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

33

декабрь

30

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Рисуем губы.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

34

январь

9

18.10 – 18.40

Видео занятие

1

0,5

0,5

Портрет девушки анфас.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

35

январь

13

18.10 – 18.40

Практическая работа

1

0,5

0,5

Завершение работы

СДО Moodle

Контрольный рисунок

36

январь

16

18.10 – 18.40

Видео занятие

1

 

1

Изображаем мужской портрет в профиль по фото-референсу

СДО Moodle

Контрольный рисунок

37

январь

20

18.10 – 18.40

Тестирование

1

 

1

Итоговое занятие по теме

СДО Moodle

Он-лайн тестирование в СДО Moodle

 

 

 

 

 

12

5

7

Модуль 2. Тема 3. Портрет.

 

 

38

январь

23

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Фотореализм в изображении частей лица

СДО Moodle

Контрольный рисунок

39

январь

27

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Фотореализм в изображении частей лица

СДО Moodle

Контрольный рисунок

40

январь

30

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портретная зарисовка (профиль). Девушка

СДО Moodle

Контрольный рисунок

41

февраль

3

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портретная зарисовка (анфас). Мужчина

СДО Moodle

Контрольный рисунок

42

февраль

6

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Мимическая пластика лица.

Сферум

Контрольный рисунок

43

февраль

10

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Мимическая пластика лица.

Сферум

Контрольный рисунок

44

февраль

13

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Мимическая пластика лица.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

45

февраль

17

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портретная линейная зарисовка головы с поворотом или наклоном

СДО Moodle

Контрольный рисунок

46

февраль

20

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портретная линейная зарисовка головы с поворотом или наклоном

Сферум

Контрольный рисунок

47

февраль

24

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портрет человека в головном уборе

Сферум

Контрольный рисунок

48

февраль

27

18.10 – 18.40

Практическая работа

1

 

1

Портрет человека в головном уборе

Сферум

Контрольный рисунок

49

март

3

18.10 – 18.40

Практическая работа

1

 

1

Итоговое занятие по теме. Портрет ребенка

СОШ 13

Каб.303

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

3

1

2

Модуль 1. Тема 4. Красота человеческого тела

 

 

50

март

6

18.10 – 18.40

Онлайн экскурсия

1

 

1

Изображение человеческого тела в искусстве.

СДО Moodle

Опрос в чате

51

март

10

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

«Витрувиа́нский человек» Леонардо да Винчи

Сферум

Контрольный рисунок

52

март

13

18.10 – 18.40

Практическая работа

1

0,5

0,5

Итоговое занятие по теме. Зарисовки человека в разных позах с соблюдением пропорций

СОШ 13

Каб.303

 

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

9

4

5

Модуль 2. Тема 4. Красота человеческого тела

 

 

53

март

17

18.10 – 18.40

Видео-экскурсия в Третьяковскую галерею.

1

 

1

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве.

СДО Moodle

Опрос в чате

54

март

20

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портретный рисунок в технике силуэта.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

55

март

24

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портрет-образ

Сферум

Контрольный рисунок

56

март

27

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Портрет-образ

Сферум

Контрольный рисунок

57

март

31

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

СДО Moodle

Контрольный рисунок

58

апрель

3

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

Сферум

Контрольный рисунок

59

апрель

7

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

Сферум

Контрольный рисунок

60

апрель

10

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Зарисовки фигуры человека в движении.

Сферум

Контрольный рисунок

61

апрель

14

18.10 – 18.40

Практическая работа

1

 

1

Зарисовки фигуры человека в движении.

СОШ 13

Каб.303

 

Контрольный рисунок

 

 

 

 

 

11

1

10

Модуль 3. Творческий проект

 

 

62

апрель

17

18.10 – 18.40

Беседа с презентацией

1

0,5

0,5

Выбор темы, техники исполнения.

Сферум

Промежуточ

ный контроль

63

апрель

21

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

0,5

0,5

Создание собственного художественного произведения. Определение формата, компоновка

СОШ 13

Каб.303

 

Промежуточ

ный контроль

64

апрель

24

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Прорисовываем конструкцию объёмов, прослеживаем логику построения форм и масс.

Сферум

Промежуточ

ный контроль

65

апрель

28

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Уточняем размер и форму частей друг относительно друга.

Сферум

Промежуточ

ный контроль

66

май

5

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Распределяем основные тональные пятна.

Сферум

Промежуточ

ный контроль

67

май

12

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Распределяем фактуры и полутона в рисунке

Сферум

Промежуточ

ный контроль

68

май

15

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Моделируем форму

Сферум

Промежуточ

ный контроль

69

май

19

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Вводим детали

Сферум

Промежуточ

ный контроль

70

май

22

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Обобщаем рисунок

Сферум

Промежуточ

ный контроль

71

май

26

18.10 – 18.40

Онлайн консультация

1

 

1

Уточняем мелочи. Завершение работы над проектом

Сферум

Готовое произведение

72

май

29

18.10 – 18.40

Конференция

1

 

1

Итоговое занятие. Презентация-защита проекта. Аттестация по итогам обучения

СОШ 13

Каб.303

Защита проекта

Итого

72

26

46

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

Определение творческого потенциала ребенка

Анкета для Родителей

(по опроснику Дж. Гилфорда)

 

Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 

Результаты:

 

·         От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.

·         От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

·         От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

·         От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.

·         Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

 

 

Тест на выявление уровня начальной подготовки

 (тестирование при зачислении на обучение по программе)

  1. Изображение лица человека это:

       а) портрет

      б) скульптура

             в) пейзаж

2.  Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:

      а) живопись

      б) графика

      в) скульптура

3. Построение кажущихся изменений размеров и формы предмета в зависимости от его положения относительно линии горизонта, называется

  а) линейная перспектива

  б) линия горизонта

  в) точка схода

4.  Передача различной освещенности объектов или частей предметов в зависимости от   разной удаленности от источника света – это…

         а) конструкция

         б) светотень

         в) рефлекс 

       5.  Как называется художник, изображающий животных?

а) график

б) живописец

в) анималист

6.      Как называется картина, на которой изображается природа?    

а) натюрморт

б) портрет

в) пейзаж

 7.  Изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение   цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя , называется:

     а) линейная перспектива

     б) линия горизонта

     в) воздушная перспектива

8.  Линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью

     а) линейная перспектива

     б) линия горизонта

     в) точка схода

 

Тест к теме «Портрет»

1. Как называется жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека?

А) пейзаж;

Б) натюрморт;

В) портрет.

2. Как называется вид портрета, в котором художник изображает самого себя?

А) карикатура;

Б) автопортрет;

В) шарж.

3. Как называют гармоничное соотношение частей лица или тела человека друг к другу?

А) конструкция;

Б) перспектива;

В) пропорция.

4. Лицо человека делится:

А)  На 3 части

Б)  На 2 части

В) Дели как хочешь

5. Расстояние между глазами равно:

А)  Носу

Б) Глазу

В) Уху

6. Ухо изображается на линии:

А) Бровей и носа

Б) Носа и подбородка

В) Где хочешь

7. Зрачки находятся на линии:

А) Носа

Б) Глаз

В) Лба

 

Вопросник по программе «Живая кисть» 1 полугодие

 ( промежуточная аттестация)

  1. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа.

а) портрет; б) натюрморт; в) пейзаж; г) анималистический.

 

  1. Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике.

а) пейзаж; б) мифологический; в) анималистический; г) батальный.

 

3.   Как называется жанр изобразительного искусства,  в котором изображают человека?

а) пейзаж; б) портрет; в) натюрморт; г) анималистический.

 

4. Соедини линиями виды пейзажа с картинами:

А) городской                                         https://ocau.uz/files/media/roj-shishkin.jpg

Б) сельский                                           https://ocau.uz/files/media/ayvazovskiy.jpg

В) морской ( марина)                                 https://svistanet.com/wp-content/uploads/2020/09/xudozhnik_Mariya_Gurdeeva_12.jpg

Г) лирический                                                 https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-09/1662432765_21-kartinkof-club-p-novie-i-krasivie-kartinki-derevenskii-peiz-22.jpg

5. Затонируйте изображение, используя изученную штриховку:

 

https://wonder-day.com/wp-content/uploads/2021/09/wonder-day-leaves-49.jpg

 

6.  Изобразите максимально реалистично шерсть и глаза котика в технике сухая кисть:

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/originals/69/96/ad/6996ad0d0c94b203e0705ffd955be756.jpg

 

Тест по теме «Пейзаж»

1. Выберите правильный ответ. Перспектива – это

а) изменение предметов в пространстве

б) изображение пространства

в) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения

 

2. Воздух заполняет пространство и всё, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Что происходит с цветом воздуха?

а) синеет

б) светлеет

в) голубеет

г) желтеет

 

3. Существуют различные виды пейзажей. Выберите правильные названия пейзажей.

а) лирический

б) мифологический

в) природный

г) строительный

д) ландшафтный

е) марина

ж) городской

з) пейзаж – панорама

 

4. Художники какой страны стали первыми изображать природу? Свои пейзажи писали тушью на шёлковых свитках.

а) Япония

б) Китай

в) Италия

 

5. Кем было впервые разработано учение о линейной перспективе?

а) Леонардо да Винчи

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело

 

6. Кто разработал учение о воздушной перспективе?

а) Альбрехт Дюрер

б)Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

 

7. Чтобы изобразить пространство надо знать, что по мере удаления цвет изменяется. Как?

а) темнеет

б) светлеет

в) теряет насыщенность

г) приобретает насыщенность

д) становится контрастным

е) теряет контрастность

 

8. Сгруппируйте имена  художников:

А) Ф.Ф.Васильев;

Б) О.А.Кипренский;

В) А.К.Саврасов;

Г) В.А.Тропинин;

Д) А.И.Куинджи;

Е) В.Л.Боровиковский;

Ж) И.И.Левитан

Художники – пейзажисты: ----------------------------------

Художники – портретисты: ----------------------------------

Художники – пейзажисты: А  В  Д  Ж

Художники – портретисты:  Б  Г  Е

 

Тест  по теме «Портрет» (вариант 2)

1. Портрет - это:

а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;

б) изображение одного человека или группы людей;

в) образ определённого реального человека;

г) все варианты верны.

2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

____________, ____________, ____________, ____________, ____________.

3. При создании портрета, главной задачей художника является:

а) правдивое изображение модели;

б) банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения;

в) передача его внутреннего мира, характера.

4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты:

а) парадный;

б) силуэтный;

в) камерный;

г) праздничный.

5. Парадный портрет имел целью показать:

а) индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне);

б) общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне).

6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это:

а) вид спереди;

б) вид сбоку;

в) вид пол оборота.

7. Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна :

а) поясное;

б) в полный рост;

в) погрудное.

8. Как переводится слово конструкция?

а) геометрические тела;

б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение;

в) геометрические фигуры разной величины.

9. Пропорции - это:

а) равенство двух отношений;

б) несоответствие с чем - либо в количественном отношении;

в) соотношение величин частей, составляющих одно целое.

10. Какие основные правила построения портрета вы знаете?

а) На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?

б) Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия

– ось глаз – проходит точно.....

в) Разделив нижнюю часть овала пополам  – получим....

г) Чему равно расстояние между глазами?

д) Что равно расстоянию от одного зрачка до другого?

е) Что расположено

между линией бровей и линией основания носа?

ж) Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?

11. Светотень - это:

а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;

б) тень, уходящая в глубину;

в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

12. Скульптура  – это:

а) вид изобразительного искусства;

б) жанр изобразительного искусства.

13. По назначению, на какие группы принято делить скульптуры:

а) монументальные;

б) каменные;

в) камерные;

г) глиняные.

14. Бюст - это скульптурный портрет, у которого:

а) одна голова с шеей (герма);

б) целая фигура, с головы до ног (статуя);

в) голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь.

15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:

а) меры;

б) злорадства;

в) правды;

г) ненависти.

16. Роль цвета в портрете:

а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;

б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;

в) верны все варианты ответов.

 

Ключи:

1. г

2. живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный.

3. а, в

4. а, в

5. б

6. б

7. б

8. б

9. в

10. а) 3, б) посредине головы; в) высоту носа; г) ширине одного глаза; д) ширина губ; е) уши; ж) нижняя губа.

11. в

12. а

13. а, в

14. в

15. а, в

16. в

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru