Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Булатова Анна Сергеевна,
учитель физической культуры,
высшей категории
г. Златоуст
Дополнительная общеразвивающая программа секции «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа базовая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель секции в школе заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых личностей, обучении знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.
Непосредственными условиями выполнения этой цели является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Основной принцип секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической и теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования} характеристик. В связи с этим, для учащихся ставятся следующие задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- закаливание организма учащихся, повышение общей физической подготовленности;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости, силы, выносливости;
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования необходимого игрового навыка, обучение и совершенствование основ техники и тактики игры в волейбол;
- привитие интереса к соревнованиям;
- выполнение нормативных требований по общей и специальной физической подготовки;
- приобретение навыка в организации и построении учебно-тренировочных занятий и соревнований
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем наиболее интересный вид спорта, на занятиях которым можно совершенствовать основные физические качества. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Особенности программы:
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3. Удаление внимания психологической подготовке занимающихся:
устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
В волейбольной секции занимаются учащиеся от 13 до 18 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
В секцию принимаются все желающие дети, допущенные врачом.
Планируемые результаты
Результат освоения: формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий.
Когнитивные:
· применение основ техники и тактики волейбола в игровой деятельности;
· владение основами двигательных и специальных двигательных навыков, готовность к выполнению ВФСК «ГТО».
Мотивационно-ценностные:
· сформированность интереса к занятиям физической культурой средствами избранного вида спорта.
Деятельностные:
· получение опыта участия в тестировании ВФСК «ГТО», игровой деятельности.
Содержание курса
Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний – 7 часов
- понятие о технике и тактике игры;
- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.
II. Технико-тактические приемы – 197 часов
1. Подачи – 22 часов
- техника выполнения прямой нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.
2. Передачи – 35 часов
- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;
- приём мяча снизу двумя руками;
- верхняя передача двумя руками над собой через голову;
- верхняя передача двумя руками в прыжке.
3. Нападающий удар – 30 часов
- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);
-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
4. Комбинированные упражнения – 30 часов
- подача – передача;
- подача – передача – нападающий удар;
- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).
5. Учебно-тренировочные игры – 50 часов
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.
6. Судейство игр – 10 часов
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
7.Блокировка – 20 часов
На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Учебный план, виды и формы текущего контроля и аттестации
Виды и формы текущего контроля и аттестации
Оценка и контроль образовательных результатов учащихся по программе включают:
- вводный контроль (тесты ВФСК «ГТО», возможно, в рамках Фестиваля «ГТО»);
- текущий контроль (понимание темы программы, специальные навыки, наблюдение);
- итоговый контроль (аттестация (промежуточная и итоговая) на основе тестов ВФСК «ГТО» и оценке технико-тактических качеств).
Определение уровня владения основами двигательных навыков и общей физической подготовленности определяется средствами тестирования ВФСК «ГТО» на основе оценочного листа физической подготовленности (Приложение 1). Тесты ВФСК «ГТО», включенные в оценку уровня владения двигательными навыками:
№ |
Вид испытания (тест) |
IV ступень (13-15 лет) |
V ступень (16-17 лет) |
VI ступень (18-29 лет) |
1. |
Бег на 30 м |
+ |
+ |
+ |
2. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
+ |
+ |
+ |
3. |
Наклон из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) |
+ |
+ |
+ |
4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
+ |
+ |
+ |
5. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) |
+ |
+ |
+ |
6. |
Челночный бег 3*10 м |
+ |
+ |
+ |
По итогам каждого года обучения проводится промежуточная аттестация, оценивающая динамику уровня физической подготовленности с помощью оценочного листа (Приложение 2).
Уровень освоения базовых элементов командного игрового вида спорта определяется в процессе участия обучающихся в игровой деятельности на основе оценочного листа технико-тактической готовности (Приложение 3).
Общий уровень освоения программы (достаточный, средний или высокий) определяется по низшему уровню получения когнитивных результатов.
Учебный план
Учебный план 1 года обучения
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
В том числе |
Формы аттестации, контроля |
|
Теоретич. |
Практич. |
||||
I. |
Основы знаний. |
7 |
7 |
0 |
|
|
Понятие о технике и тактике игры. |
3 |
3 |
0 |
|
Правила игры в волейбол |
4 |
4 |
0 |
|
|
II. |
Технические и тактические приемы. |
197 |
35 |
162 |
Оценка динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам, и технико-тактических качеств |
|
Подачи. |
22 |
4 |
18 |
|
Передачи. |
35 |
8 |
27 |
|
|
Нападающий удар. |
30 |
5 |
25 |
|
|
Блокирование. |
20 |
5 |
15 |
|
|
Комбинированные упражнения. |
30 |
1 |
29 |
|
|
Учебно-тренировочные игры. |
48 |
7 |
41 |
|
|
Судейство игр. |
8 |
4 |
4 |
|
|
тесты ВФСК «ГТО» |
2 |
|
2 |
Вводный контроль Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
|
тесты ВФСК «ГТО» |
2 |
|
2 |
Промежуточный контроль Оценка уровня физической подготовленности по базовым качествам |
|
Итого: |
204 |
42 |
162 |
|
Календарный учебный график
Год реализации программы |
Начало учебного периода |
1 учебный период |
1 каникулярный период |
2 учебный период |
2 каникулярный период |
3 учебный период |
3 каникулярный период |
4 учебный период |
Продолжительность учебного года |
|
1 год |
1-й рабочий день сентября |
8 недель |
8 дней |
8 недель |
14 дней |
10 недель |
7 дней |
8 недель |
34 недели |
|
Тематическое планирование
№№ занятий |
Название тем |
Кол-во часов |
1
|
Стартовая стойка (в технике нападения и защиты). |
1
|
2 |
Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения. |
1
|
3 |
Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. |
1
|
4 |
Двойной шаг вперед, назад, скачок. |
1 |
5 |
Остановка шагом, прыжком (в нападении, защите). |
1 |
6 |
Прыжки (особенно в нападении, защите) |
1 |
7 |
Передача мяча сверху двумя руками в стенку. |
1 |
8 |
Передача мяча сверху двумя руками вверх - вперед. |
1 |
9-12 |
Многократная передача мяча сверху двумя руками над собой. |
4 |
13-15 |
Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке. |
3 |
16-18 |
Приём мяча сверху двумя руками. |
3 |
19-21 |
Выбор места для выполнения второй передачи. |
3 |
22-24 |
Сочетание способов перемещений. |
3 |
25-27 |
Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3. |
3 |
28-30 |
Учебная игра |
3 |
31-33 |
Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3. |
3 |
34-36 |
Приём мяча сверху двумя руками. |
3 |
37-39 |
Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. |
3 |
40-42 |
Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4. |
3 |
43-45 |
Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4. |
3 |
46-48 |
Учебная игра |
3 |
49-51 |
Нижняя прямая подача. |
3 |
52-54 |
Выбор места для выполнения подачи. |
3 |
55-57 |
Приём нижней прямой подачи снизу двумя руками. |
3 |
58-60 |
Приём и передача мяча сверху двумя руками. |
3 |
61-63 |
Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4 при второй передаче. |
3 |
64-66 |
Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2 при второй передаче. |
3 |
67-69 |
Учебная игра |
3 |
70-72 |
Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4 при второй передаче. |
3 |
73-75 |
Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3 при второй передаче. |
3 |
76-78 |
Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3 при второй передаче. |
3 |
79-81 |
Выбор места при приёме нижней прямой подачи |
3 |
82-84 |
Учебная игра |
3 |
85-87 |
Верхняя прямая подача. |
3 |
88-90 |
Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара. |
3 |
91-93 |
Приём и передача мяча сверху двумя руками. |
3 |
94-96 |
Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6. |
3 |
97-99 |
Учебная игра |
3 |
100-102 |
Взаимодействие игрока зоны 5 с игроком зоны 6. |
3 |
103-105 |
Взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 5,1 |
3 |
106-108 |
Сочетание способов перемещений с техническими приёмами.
|
3 |
109-111 |
Верхняя прямая подача. |
3 |
112-114 |
Падения и перекаты после падения.
|
3 |
115-117 |
Учебная игра |
3 |
118-120 |
Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 4.
|
3 |
121-123 |
Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 2.
|
3 |
124-126 |
Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 3.
|
3 |
127-129 |
Верхняя прямая подача.
|
3 |
130-132 |
Чередование способов подач.
|
3 |
133-135 |
Учебная игра |
3 |
136-138 |
Выбор места для выполнения нападающего удара |
3 |
139-141 |
Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи у сетки. |
3 |
142-144 |
Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 3. |
3 |
145-148 |
Приём мяча снизу. |
4 |
149-151 |
Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 4. |
3 |
152-154 |
Учебная игра |
3 |
155-157 |
Приём подачи и направление мяча в зону 4; вторая передача в зону 3. |
3 |
158-160 |
Передача двумя руками в прыжке.
|
3 |
161-163 |
Чередование способов подач.
|
3 |
164-166 |
Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4, 3,2). |
3 |
167-169 |
Учебная игра |
3 |
170-172 |
Выбор места при блокировании.
|
3 |
173-175 |
Определение времени для отталкивания при блокировании и своевременного выноса рук над сеткой. |
3 |
176-178 |
Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях). |
3 |
179-181 |
Подача мяча в заданную зону.
|
3 |
182-184 |
Нападающий удар с задней линии.
|
3 |
185-187 |
Учебная игра |
3 |
188-190 |
Выбор места при страховке партнера, принимающего мяч. |
3 |
191-193 |
Передача нападающему, к которому связующий стоит спиной. |
3 |
194-196 |
Нападающий удар с задней линии.
|
3 |
197-199 |
Прием мяча снизу двумя руками и одной с падением вперед на руки и перекатом на грудь-живот. |
3 |
200-201 |
Учебная игра |
2 |
202-203 |
Сдача контрольных нормативов.
|
2 |
204 |
Учебная игра. |
1 |
Система условий реализации дополнительной общеобразовательной программы
Требования к материально-техническим условиям
Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения занятий в секции
волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Ø Сетка волейбольная 1 штука
Ø Гимнастическая стенка 3 пролетов
Ø Гимнастические скамейки 5 штук
Ø Гимнастические маты 10штук
Ø Скакалки 20 штук
Ø Мячи набивные (масса 1 кг) 5 штук
Ø Мячи волейбольные 15 штук
Ø Рулетка 1 штука
Требования к кадровому составу
К реализации программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Требования к программно-методическим условиям
1. Форма обучения – очная.
2. Методы обучения. Используемые на учебно-тренировочных занятиях методы можно подразделить на три группы: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
Рассказ – это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.
Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению – краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.
Команды и распоряжения – специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На занятиях по волейболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые, в отличие от команд, не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.
Задание – это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед обучающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.
Беседа предполагает диалог между педагогом и юными спортсменами, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.
Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.
Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у обучающихся.
К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов педагогом или наиболее подготовленными обучающимися. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у детей о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.
Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация, а также метод «стоп-кадра» при обучении тактическим взаимодействиям.
Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, т.п. Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий.
Практические методы базируются на активной двигательной деятельности обучающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в волейболе.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений. Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными обучающимися или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.
Разучивание техники может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы разучиваются в целостном виде, т.к. их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением.
При изучении техники и тактики волейбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести обучающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера.
Количество подводящих упражнений и время их использования зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом.
В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности:
· от действий без мяча переходят к технике владения мячом;
· от статических действий на месте – к динамическим в движении;
· от обособленного единичного исполнения – к чередованию и сочетанию с другими действиями;
· от многократного повторения в облегченных стабильных условиях – к ситуативному применению в игровых.
Результативному освоению современных навыков игры в волейболе на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря соревновательным упражнениям. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у учащихся интерес к систематическим занятиям.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.
Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями.
Несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности учащихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, т.к. наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.
3. Методы воспитания:
1) методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения;
2) методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
3) методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
Убеждение – один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса – формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Основные инструменты метода убеждения – вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения. Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучающихся.
Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера. Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание обучающихся. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Следует иметь в виду, что подражательность – не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить детей положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать обучающегося от неправильного поступка.
Конечно, наиболее эффективен личный пример педагога, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений. Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.
Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.
Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий обучающегося или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в спорте. Наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.
Порицание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.
Применяется в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика. Применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.
В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства обучающихся. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.
4. Формы организации образовательного процесса – групповая.
5. Форма организации учебного занятия – учебно-тренировочное занятие, учебная игра, беседа по вопросам теории.
6. Педагогические технологии
Наименование образовательной технологи |
Цели применения образовательной технологи |
Умения и навыки, формируемые у обучающихся |
Технология группового обучения |
Активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в учебной группе |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Технология проблемного обучения |
Активизация познавательной деятельности |
Интеллектуальные умения (самостоятельно обрабатывать, преобразовывать информацию); определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Здоровьесберегающие технологии |
Воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни |
Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье |
Технология дифференцированного обучения |
Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, развитие его индивидуальных качеств |
Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умение применять знания в усложненной ситуации |
Технология игровой деятельности |
Активизация учебно-тренировочного процесса, развитие творческой, физической активности и познавательного интереса обучающихся, развитие внимания и стимулирование умственной и спортивной деятельности |
Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива |
7. Алгоритм учебного-тренировочного занятия (структура, содержание)
В структуре тренировочного занятия выделяют три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия или разминка.
В ходе разминки осуществляется подготовка организма к выполнению напряжённой работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, ведёт к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определённую физическую нагрузку.
Грамотно проведённая разминка даёт ещё один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т.е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что является положительным факиром для предотвращения травм.
Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки – углублённая подготовка тех мышц, связок, суставов и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия. В ходе разминки происходит и психическая подготовка обучающихся, «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачами условиям тренировки. Разминку желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а заканчивать специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц. Методическая последовательность выполнения упражнений - «сверху вниз». Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений. Количество повторений – 8–12 раз. После выполнения комплекса общеразвивающих упражнений можно приступать к специальной части разминки.
Общая продолжительность разминки – 15–25 мин.
Основная часть учебно-тренировочного занятия.
Основная часть обеспечивает решение задач всесторонней и специальной подготовки посредством обучения спортивной технике и тактике, развития физических воспитания волевых качеств.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности, строятся на основе использования разнообразных физических упражнений – общеразвивающих, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений, количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учётом пола, возраста, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность, предусматривают отработку основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.
В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль уровня физической подготовленности. В учебно-тренировочных занятиях такой направленности целесообразна следующая последовательность выполнения упражнений:
1) упражнения преимущественно для обучения технике и тактике и совершенствование в ней;
2) упражнения, направленные на развитие быстроты;
3) упражнения, направленные на развитие силы;
4) упражнения, направленные на развитие выносливости.
Продолжительность основной части – 55–60 мин.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия («заминка»).
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения). В число этих упражнений можно включать некоторые элементы самомассажа – встряхивание, поглаживание, растирание. Продолжительность заключительной части обычно составляет 8–10 мин.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2013г.
2) Программный материал по спортивным играм. Волейбол. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2013г).
3) Учебник по физической культуре 10-11 класс. Лях. В.И., Зданевич.А.А. Просвещение. г. Москва 2007г.
4) Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Работаем по новым стандартам. - Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.,Просвещение, 2012г.
5) Волейбол. Клещёв.Ю.И. Физкультура и спорт. г.Москва 2005г.
6) Пляжный волейбол. Костюков.В.В. Физкультура и спорт. г.Москва 2007г.
7) Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Матвеев.Л.Н. . Физкультура и спорт. г.Москва 2004г.
8) Пляжный волейбол. С.Хёмберг; А.Папагеоргиу. Терра Спорт. г.Москва 2004г.
9) Упражнения для волейболистов. А.П. Якушев; А.В.Ивойлов. Физкультура и спорт. г.Москва 2003г.
10) Тактическая подготовка волейболистов. Ю.Фураев. Физкультура и спорт. г.Москва 2005г.
11) Волейбол. Методическое пособие обучению игре. Ю.Д.Железняк; В.А.Кунянский; А.В.Чачин. . Терра Спорт г.Москва 2005г.
12) Волейбол А.Б. Донченко.
Вече. г.Москва 2005г.
Приложение 1
Оценочный лист уровня физической подготовленности
№ п/п |
ФИО |
Оцениваемое качество |
Уровень |
|||||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) |
Бег на 30 м |
Наклон из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
Челночный бег 3*10 м |
|||
1 |
|
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
0 баллов – норматив сдан ниже уровня значка 1 балл – норматив сдан на бронзовый знак 2 балла – норматив сдан на серебряный/золотой знак ВФСК «ГТО» |
Достаточный – от 0 до 4 баллов; Средний – от 5 до 8 баллов Высокий – свыше 8 баллов |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Оценочный лист динамики уровня физической подготовленности по базовым качествам
№ п/п |
ФИО |
Оцениваемое качество |
Уровень |
|||||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) |
Бег на 30 м |
Наклон из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
Челночный бег 3*10 м |
|||
1 |
|
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
0 баллов – динамики нет/отрицательная 1 балл – динамика прироста есть 2 балла – значительный прирост уровня подготовленности |
Достаточный – от 0 до 3 баллов; Средний – от 4 до 7 баллов Высокий – 7 баллов и выше |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Оценочный лист технико-тактической готовности
№ п/п |
ФИО |
Оцениваемое качество |
Уровень |
|
Основы техники игры |
Основы тактики игры |
|||
1 |
|
0 баллов – понимание основ техники игры, однако применить в игровой деятельности не получается; 1 балл – понимание основ техники игры, применение в игровой деятельности, 2 балла – высокий уровень овладения техникой игры, успешное применение в игровой деятельности |
0 баллов – понимание основ тактики игры, однако применить в игровой деятельности не получается; 1 балл – понимание основ тактики игры, применение в игровой деятельности, 2 балла – высокий уровень овладения тактики игры, успешное применение в игровой деятельности |
Достаточный – от 1 балл; Средний – от 2 балла Высокий – 3 балла и выше |
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.