Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей центр творчества учащихся р.п. Базарный Сызган
Утверждаю:
Директор МКУ ДОД ЦТУ
р.п. Базарный Сызган
______________ Л.А.Шамитова
Приказ по ОУ №__от_________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я – юный патриот»
Направленность
социально-педагогическая
Всего часов: 144 ч
Программа для детей 8-10 лет
Рассмотрена и одобрена на заседании Программа разработана педагогом
педагогического совета ЦТУ дополнительного образования ЦТУ
р.п. Базарный Сызган Т.А.Синюгиной
протокол №___ от_______2018г. стаж работы: 2 г.
категория: высшая
р.п. Базарный Сызган
2018г
Рабочая программа «Я – юный патриот»
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании в Российской
Федерации на основании следующих нормативных документов: государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2005—2010 годы», реализация которой поможет в
решении стратегической проблемы по «...формированию патриотического сознания
российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного
единства общества» (Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена постановлением
Правительства РФ от 11.07. 2005 № 422).
Общеразвивающая программа
дополнительного образования детей «Я – юный патриот» является модифицированной
и разработана на основе авторской образовательной программы учителя истории
Залевской Н.И.
Работа по военно-патриотическому воспитанию школьников тесно связана с вопросами борьбы за мир, за счастливое будущее наших детей, внуков и правнуков. Патриотизмом младшие школьники считают: любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям, толерантное отношение к другим народам, желание служить Отечеству и защищать свою землю. Военно-патриотическое воспитание младших школьников необходимо направить на возрождение тимуровской работы, юнармейского движения, детской военной игры «Зарница», смотров строевой подготовки и военной песни, фестивалей и конкурсов на патриотическую тему. Большое воспитательное значение имеют встречи школьников с ветеранами войны и труда, театрализованные представления на военную тематику, конкурсы стихов, рассказов и рисунков о войне, выращивание рассады цветов для высадки у памятника Вечной славы героям-победителям, посадка саженцев молодых деревьев возле обелиска. Наиболее актуальной становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории и культуры. Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания предусматривают групповую деятельность, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу, заочно путешествовать по городам страны и республики, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и спортивные соревнования, эколого-краеведческие игры-путешествия.
Цели: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека
- элементарные представления о политическом устройстве
России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших Законах
нашей страны;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, о Флаге,
Гербе, Гимне РТ;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о
единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России,
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
РТ;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села; -
любовь к школе, своему селу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на
природе;
- умение отвечать за свои поступки.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Срок освоения программы - 1 год.
Объём изучения: 144 ч.
Адресат программы – учащиеся в возрасте от 8 до 10 лет.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса –кружок.
Состав группы - постоянный.
Режим занятий.
Количество занятий в неделю: 4 часа в неделю: среда – 2 часа и суббота - 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут.
Уровень реализуемой программы – базовый
Сотрудничество с другими учреждениями.
.
Учреждение |
Формы взаимодействия |
РДК |
Выступление на районных патриотических мероприятиях. |
Музей при МКОУ Базарносызганской средней школе №1 |
Экскурсии, просмотры экспозиций, дни музея. |
Совет ветеранов. |
Дни памяти, посещение памятников и исторических мест. Военно-спортивные состязания, викторины. |
I. Результаты освоения кружка «Я – юный патриот»
Ожидаемые результаты:
Учащийся будет знать:
- значение семьи для себя, для общества, для страны;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за свою семью, свой народ, свою страну;
- значение Конституции РФ , символов государства – герба, флага, гимна РФ;
- важные исторические события в жизни своего города, России;
- правила сохранения и укрепления традиций своего народа;
- особенности государственного устройства страны;
- основные правила поведения в обществе и об ответственности за своё поведение;
- важность служения Отечеству.
должен уметь:
- вести себя в обществе, проявлять уважение к семье, к старшим людям, к ветеранам труда и героям войны;
- уважать Конституцию РФ , различать символы государства – герб, флаг, гимн РФ ;
- проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и человечность;
- проявлять себя в общественно-полезном труде;
- любить и беречь природу родного края; - охранять и беречь историческое наследие своего народа;
- соблюдать традиции и обычаи народов России.
Учащийся сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного общения в членами своей семьи и со сверстниками;
- удовлетворения познавательных интересов, самостоятельного поиска дополнительной информации об историческом прошлом своей страны;
- ведения активного образа жизни и проявления гражданской ответственности;
- формирования творческого отношения ко всем сторонам общественной жизни.
II. Cодержание программы «Я – юный патриот»
1 блок - «Мой дом, моя семья»
Цель блока: изучить историю
своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес
и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать
ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи: 1. Пробуждение и
укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам,
старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей
интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких,
верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и
социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с
общечеловеческими нормами.
1. Что такое семья? СЕМЬЯ - мир самых близких
людей. Любовь, забота, согласие и
почитание родителей — основа семьи. Дружная
семья. (2ч)
2. Кто я? Где живу?
3. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Как выбирается имя и что оно
означает. Именины. Почему нужно дорожить своим
именем. Имена твоих родных
и друзей.
4. Моя фамилия. Способы образования фамилий.
5. Моя семья – традиции воспитания.
6. Листая фотоальбом моей семьи.
7. Мои корни, мои предки.
8. Моя бабушка. Мой дедушка.
9. Азбука больших и малых дел нашей семьи.
10. Профессии моих родителей.
11. Родной дом и семья. Члены семьи.
Родословная. Внимательные и заботливые
отношения в семье. Труд и отдых в семье.
12. Дом, в котором я живу или хотел бы жить. ДОМ
- территория семьи, мир вещей.
Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней
жизни. Праздники и будни.
Семейные реликвии и святыни.
13. Нет в России семьи такой, где б ни памятен
был свой герой. Проект «Военная
летопись нашей семьи».
14. Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя
школа. Традиции школы. Символика
школы. Правила поведения и обязанности
школьника. История школьного
памятника.
2 блок – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к
родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к
истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях
родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Задачи: 1. Воспитание любви к
месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и
настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её
историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и
национальными традициями.
1. Базарносызганский район.
2. История создания района.
3. О чем рассказывают названия деревень.
Происхождение и объяснение
наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
4. Заповедные места нашего района.
5. Растительный мир нашего района.
6. Животный мир нашего района.
7. Культурные традиции жителей нашего района.
8. Жители нашего района и их занятия.
9. Предприятия нашего района.
10. Наш район на карте области, России.
11. Наш район богат талантами.
12. Наш район в годы Великой Отечественной
войны.
13. Памятные места нашего района.
14. Что дает наш район стране.
15. Территория и географическое положение
Ульяновской области. Знакомство с картой, границы,
история образования. Изучение местной
топонимики, составление кратких
сообщений, сбор материалов.
16. Заповедные места Ульяновской области.
17. Растительный мир Ульяновской области.
18. Животный мир Ульяновской области.
19. Культурные традиции народов, проживающих на
территории Ульяновской области.
20. Население Ульяновской области. Образ жизни,
занятия.
21. Развитие промышленности и сельского
хозяйства.
22. Наши известные земляки.
23. Наша область в годы Великой Отечественной
войны.
24. Памятные места Ульяновска и Ульяновской
области.
25. Жизнь людей в природных условиях нашего
края. Древние жители нашего края и их
занятия.
26. День рождения моего села, района, города и
области.
27. Культурные традиции жителей нашего края.
28. Вклад разных поколений в развитие моего
села, района, города, области.
29. История моего края в истории России.
30. Современные проблемы моего края.
3 блок – «Моя Родина – Россия»
Цель блока -
обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре,
традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное
отношение к родной природе.
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических
ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории
России, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям
других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и
духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Обучение полезному времяпровождению в
свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной
культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша
Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка,
народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с
образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы
экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих
национальные и политические конфликты.
Государственная символика России. Герои нашей
страны.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры,
экскурсии в школьный музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных
презентаций, видеофильмов о природе родного края.
1. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и
культура восточных
славян.
2. Сказания и былины о богатырях. Оружие
богатырей. Что такое богатырская сила.
3. Народные праздники России.
4. Русские народные песни и игры.
5. Государственные праздники.
6. Русские полководцы и флотоводцы.
7. Русская культура: архитектура, живопись,
музыка, скульптура, балет, театр и т.д.
8. Народные промыслы россиян.
9. Национальная кухня русского народа.
10. Великие соотечественники.
11. Герои русской истории.
12. Народы
России. Исторический и географический очерк.
13. Культура народов России.
14. Народные промыслы народов России.
15. Песни и игры народов России.
16. Путешествие по городам – героям. (Москва,
Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога
жизни. Сталинградская битва.
Дом Павлова. Курская дуга.
17. Национальная кухня народов России.
18. Великие соотечественники.
19. Национальные герои.
20. Праздники Отечества. Государственные,
народные и национальные праздники.
21. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные
знаки. Геральдика.
22. Святыни России.
Заповеди, на основе которых строится работа по
патриотическому воспитанию обучающихся:
- ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
- ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
- ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
- СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
- БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
1 блок. «Мой дом, моя семья» |
48 |
Что такое семья? СЕМЬЯ - мир
самых близких людей. Любовь, забота, согласие и |
3 |
Кто я? Где живу? |
3 |
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Как выбирается имя и что оно означает. Именины. Почему нужно дорожить своим именем. Имена твоих родных и друзей. |
3 |
Моя фамилия. Способы образования фамилий. |
3 |
Моя семья – традиции воспитания. |
3 |
Листая фотоальбом моей семьи. |
3 |
Мои корни, мои предки. |
3 |
Моя бабушка. Мой дедушка. |
3 |
Азбука больших и малых дел нашей семьи. |
3 |
Профессии моих родителей. |
3 |
Родной дом и семья. Члены
семьи. Родословная. Внимательные и заботливые |
3 |
Дом, в котором я живу или
хотел бы жить. ДОМ - территория семьи, мир вещей. |
3 |
Нет в России семьи такой,
где б ни памятен был свой герой. Проект «Военная |
3 |
Я - ученик. Мой класс – моя
семья. Моя школа. Традиции школы. Символика |
3 |
2 блок. «Моя малая Родина» |
48 |
Базарносызганский район. |
2 |
История создания района. |
2 |
О чем рассказывают названия
деревень. Происхождение и объяснение |
3 |
Заповедные места нашего района. |
1 |
Растительный мир нашего района. |
2 |
Животный мир нашего района. |
2 |
Культурные традиции жителей нашего района. |
2 |
Жители нашего района и их занятия. |
2 |
Предприятия нашего района. |
1 |
Наш район на карте области, России. |
1 |
Наш район богат талантами. |
2 |
Наш район в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
Памятные места нашего района. |
1 |
Что дает наш район стране. |
1 |
Территория и географическое
положение Ульяновской области. Знакомство с картой, границы, |
2 |
Заповедные места Ульяновской области. |
2 |
Растительный мир Ульяновской области. |
2 |
Животный мир Ульяновской области. |
2 |
Культурные традиции народов, проживающих на территории Ульяновской области. |
2 |
Население Ульяновской области. Образ жизни, занятия. |
1 |
Развитие промышленности и сельского хозяйства. |
1 |
Наши известные земляки. |
2 |
Наша область в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
Памятные места Ульяновска и Ульяновской области. |
1 |
Жизнь людей в природных
условиях нашего края. Древние жители нашего края и их |
2 |
День рождения моего села, района, города и области. |
2 |
Культурные традиции жителей нашего края. |
2 |
Вклад разных поколений в развитие моего села, района, города, области. |
1 |
История моего края в истории России. |
1 |
Современные проблемы моего края. |
1 |
3 блок. «Моя Родина – Россия» |
48 |
Как жили наши предки
славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных |
2 |
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. |
3 |
Народные праздники России. |
3 |
Русские народные песни и игры. |
2 |
Государственные праздники. |
2 |
Русские полководцы и флотоводцы. |
2 |
Русская культура: архитектура, живопись, музыка, скульптура, балет, театр и т.д. |
2 |
Народные промыслы россиян. |
2 |
Национальная кухня русского народа. |
2 |
Великие соотечественники. |
2 |
Герои русской истории. |
2 |
Народы России. Исторический и географический очерк. |
2 |
Культура народов России. |
2 |
Народные промыслы народов России. |
2 |
Песни и игры народов России. |
2 |
Путешествие по городам –
героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). |
3 |
Национальная кухня народов России. |
2 |
Великие соотечественники. |
3 |
Национальные герои. |
2 |
Праздники Отечества. Государственные, народные и национальные праздники. |
2 |
Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. |
2 |
Святыни России. |
2 |
Итого: |
144 |
Литература,
используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного
процесса:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: «Сфера», 2005.
3. Великие россияне./Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 639 с.
4. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации./ Сост. М.К. Антошкин. М.: «Айрис – пресс», 2003. – 80 с.
5. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
7. История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. /Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
8. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. /Сост. Н.А. Воронцова. Пермь, 1974.
9. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
10. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
11. Кружковая работа по истории и обществоведению. /Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
12. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
13. Мейсак Н.А. Земля Новосибирская. Фотоальбом. М.: изд-во «Советская Россия», 1984.
14. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
15. Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.
16. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
17. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
18. Парамонова О. М., Сухвалова О.В., Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
19. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: «Белый город», 2006.
20. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
21. Помнит вся Россия. Страницы родной истории в родной поэзии. /Сост. В. Рождественский. Л.: изд-во «Детская литература», 1964.
22. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – (Библиотека «Теория и практика повышения квалификации педагога»).
23. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торгово-изд. дом «Русское слово – РС», 2002. – 96 с.
24. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО). Т. В. Плахова. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара, 2007 г.
25. Строев К. Ф. Краеведение. - М., 1967.
26. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.
27. Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Новосибирск, изд. дом «Горница», 1997. – 303 с.
28. Шамов В. Новосибирские сказки. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 104 с.
29. Школьник Ю.К. История России. М.: «Эксмо», 2007.
30. Энциклопедия «Города России». М.: «Белый город», 2005.
31. Энциклопедия
«Шедевры русской живописи». М.: «Белый город», 2006.
Список литературы для учащихся:
1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.
2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
4. Журналы «Веселые картинки», «Миша», «Мурзилка».
5. Моя Родина – Россия. Государственные символы России./ Сост. Ю.А. Алексеев, М.Н. Зуев, В.Е. Ковалев. М.: «Триада – фарм», 2002. – 64 с.
6. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.
7. Наш мир. Учебник. 1 класс. М.: Академкнига, 2003. – 80 с.
8. О маме. Стихи и рассказы. М.: «Детская литература», 1988.
9. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.
10. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
11. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». /Сост. Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова. Обнинск: изд-во «Духовное возрождение», 1997. – 264 с.
12. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.