Дополнительная программа дошкольного учреждения "В гостях у сказки" для детей 3-4 лет
Оценка 4.6

Дополнительная программа дошкольного учреждения "В гостях у сказки" для детей 3-4 лет

Оценка 4.6
docx
25.11.2022
Дополнительная программа дошкольного учреждения "В гостях у сказки" для детей 3-4 лет
программа на конкурс.docx

 

 

 

 

 

 

Дополнительная программа

дошкольного учебного учреждения

для детей 3-4 лет

«В гостях у сказки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

                                                                                  «Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

В.А.Сухомлинский

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, прививает любовь и интерес к родному русскому языку. Кроме того, отрывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети  познают лаконичность и точность слова, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках – меткость и выразительность языка,  живые образные выражения, сравнения.

Запоминание  сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы русское слово, услышанное детьми входило в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто, как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя – научить детей понимать слова, которые они произносят, показать,  как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

 К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским сказкам в развитии и воспитании наших детей.

В общении  с детьми необходимо широко использовать лексическое богатство русского языка, учитывая возрастные особенности : подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой. При работе с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

- правильно произносить звуки родного языка, устранять имеющие дефекты;

- иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;

-использовать в своей речи литературное произношение, придерживаться орфоэпических норм;

- стремиться  правильно  использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

-пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

-связно и доступно рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции;

-не допускать в разговоре с детьми и персоналом повышенного тона, грубых выражений.

 Сказка играет большую роль в воспитании детей. Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников.

  Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

 Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 3-4 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.

  Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер.

  Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.

 Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.

В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.

 Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы. 

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к русскому языку и развитие их познавательных процессов и речевых умений с помощью сказок.    

 Программа направлена на формирование интереса и потребности в чтении,  восприятии книг через решение следующих задач:

  формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  развитие литературной речи;

  приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации  одновременно  прививая любовь к русскому языку.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Основным принципом данной программы является принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

  Рабочая программа является дополнительной по отношению к основной программе, реализуемой в ДУУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Программа рассчитана на детей  3-4 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из детских произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Работа организуется во 2 младшей группе, октябрь - апрель  учебного года  в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».

Для реализации используется карты-схемы, которые показывают взаимосвязь ключевого слова с другими понятиями, а также несет глубокий смысл определенных понятий на доступном для детей языке.  Карта-схема помогает конкретизировать и определять содержание различных видов деятельности детей (познавательной, коммуникативной, театрализованной, игровой).

Кружок проводится 1 раз в неделю, длительность занятий:15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Октябрь

·        1-я неделя – «Колобок»

·        2-я неделя – «Курочка Ряба»

·        3-я неделя – «Репка»

·        4-я неделя – «Теремок»

Ноябрь

·       1-я неделя – «Заюшкина избушка»

·       2-я неделя – «Соломенный бычок»

·       3-я неделя – «Лиса и волк»

·       4-я неделя – «Кот, лиса и петух»

  Декабрь

·           1-я неделя – «Три медведя»

·          2-я неделя – «Маша и медведь»

·          3-я неделя – «Лиса и журавель»

·          4-я неделя – «Колосок»

Январь

·          1-я неделя – «Умей обождать»

·          2-я неделя – «Муха-цокотуха»

·          3-я неделя – «Телефон»

·          4-я неделя – «Лисичка со скалочкой»

Февраль

·          1-я неделя – «Петушок и бобовое зернышко»

·          2-я неделя – «Сказка о глупом мышонке»

·          3-я неделя – «Мойдодыр»

·          4-я неделя – «Айболит»

Март

·          1-я неделя – «Морозко»

·          2-я неделя – «Коза-дереза»

·          3-я неделя – «Федорино горе»

·          4-я неделя – Кто сказал»Мяу»

 

Апрель

·          1-я неделя – «Чудо-дерево»

·          2-я неделя – «Путаница»

·          3-я неделя – «Кошкин дом»

·          4-я неделя – «Крылатый, мохнатый, масляный»

 

Для реализации данной программы требуются:

·        карты-схемы (см. приложение 1)

·        иллюстрации к сказкам;

·        копии репродукций картин;

·        дидактические игры;

·        кукольный и настольный театры;

·        аудиозаписи сказок;

·        тексты сказок;



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

 3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

8. А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте. Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009.

9. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.

10.Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

11. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.

12. М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005.

 

 

 

Приложение 1

ОКТЯБРЬ

 

1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КОЛОБОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КУРОЧКА РЯБА»

 

 

 

 

 

 

 


3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «РЕПКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТЕРЕМОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НОЯБРЬ

1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЗАЙКИНА ИЗБУШКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – «СОЛОМЕННЫЙ БЫЧОК»

Овал: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Овал: ПРИРОДА
Овал: ЖИВОТНЫЕ
 

 


Овал: ПРОДУКТЫОвал: ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

СОЛОМЕННЫЙ БЫЧОК

 
Овал: ПОДАРКИОвал: СЕМЬЯ                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Овал: ПРИРОДА3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ВОЛК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ, ЛИСА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДЕКАБРЬ

1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЕЛЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КОЛОСОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЯНВАРЬ

1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «УМЕЙ ОБОЖДАТЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МУХА-ЦОКОТУХА»

 

 

 

 


МУХА-ЦОКОТУХА

 
Овал: ПОСТУПКИОвал: УГОЩЕНИЕОвал: ПОДАРКИОвал: НАСЕКОМЫЕ 

 

 

 

 

 

 

3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТЕЛЕФОН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ФЕВРАЛЬ

Овал: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОЙДОДЫР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «АЙБОЛИТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МАРТ

 

 

 

Овал: ДОБРОТА1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОРОЗКО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КОЗА-ДЕРЕЗА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ФЕДОРИНО ГОРЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КТО СКАЗАЛ «МЯУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АПРЕЛЬ

Овал: ОБУВЬ1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЧУДО-ДЕРЕВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ПУТАНИЦА»

 

 


3-Я НЕДЕЛЯ –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-Я НЕДЕЛЯ - СКАЗКА «КОШКИН ДОМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ, МАСЛЯНЫЙ»

 

 

 


 


Дополнительная программа дошкольного учебного учреждения для детей 3-4 лет «В гостях у сказки»

Дополнительная программа дошкольного учебного учреждения для детей 3-4 лет «В гостях у сказки»

Пояснительная записка «

Пояснительная записка «

Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой

Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить…

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить…

Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Для реализации используется карты-схемы, которые показывают взаимосвязь ключевого слова с другими понятиями, а также несет глубокий смысл определенных понятий на доступном для детей языке

Для реализации используется карты-схемы, которые показывают взаимосвязь ключевого слова с другими понятиями, а также несет глубокий смысл определенных понятий на доступном для детей языке

Тематический план Октябрь · 1-я неделя – «Колобок» · 2-я неделя – «Курочка

Тематический план Октябрь · 1-я неделя – «Колобок» · 2-я неделя – «Курочка

Апрель · 1-я неделя – «Чудо-дерево» · 2-я неделя – «Путаница» · 3-я неделя – «Кошкин дом» · 4-я неделя – «Крылатый, мохнатый, масляный»

Апрель · 1-я неделя – «Чудо-дерево» · 2-я неделя – «Путаница» · 3-я неделя – «Кошкин дом» · 4-я неделя – «Крылатый, мохнатый, масляный»

Список литературы 1. Гриценко

Список литературы 1. Гриценко

Приложение 1 ОКТЯБРЬ 1-Я

Приложение 1 ОКТЯБРЬ 1-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «РЕПКА» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «РЕПКА» 4-Я

НОЯБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЗАЙКИНА

НОЯБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЗАЙКИНА

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ВОЛК» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ВОЛК» 4-Я

ДЕКАБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТРИ

ДЕКАБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТРИ

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЕЛЬ» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЕЛЬ» 4-Я

ЯНВАРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «УМЕЙ

ЯНВАРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «УМЕЙ

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТЕЛЕФОН» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ТЕЛЕФОН» 4-Я

ФЕВРАЛЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ПЕТУШОК

ФЕВРАЛЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ПЕТУШОК

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОЙДОДЫР» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОЙДОДЫР» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОРОЗКО» 2-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «МОРОЗКО» 2-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ФЕДОРИНО ГОРЕ» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ФЕДОРИНО ГОРЕ» 4-Я

АПРЕЛЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЧУДО-ДЕРЕВО» 2-Я

АПРЕЛЬ 1-Я НЕДЕЛЯ – СКАЗКА «ЧУДО-ДЕРЕВО» 2-Я

Я НЕДЕЛЯ - СКАЗКА «КОШКИН ДОМ» 4-Я

Я НЕДЕЛЯ - СКАЗКА «КОШКИН ДОМ» 4-Я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022