Мини-футбол является разновидностью футбола, являясь одной из самых массовых спортивных игр на планете. Благодаря своей простоте и доступности мини-футбол приобретает всё большую популярность среди детей и подростков. Ведь для занятий этим видом спорта не нужна большая площадка с травяным покрытием, что в условиях города является определяющим фактором при выборе вида спорта для занятий оздоровительной направленности. Занятия мини-футболом развивают быстроту, ловкость, выносливость и гибкость, то есть те основные двигательные качества, необходимые для полноценного физического развития личности ребёнка. Кроме того мини-футбол развивает морально волевые качества, коллективизм, взаимовыручку, умение подчинять свои интересы интересам всей команды, настойчивость, упорство, воспитывает мужские черты характера.Мини-футбол является разновидностью футбола, являясь одной из самых массовых спортивных игр на планете. Благодаря своей простоте и доступности мини-футбол приобретает всё большую популярность среди детей и подростков. Ведь для занятий этим видом спорта не нужна большая площадка с травяным покрытием, что в условиях города является определяющим фактором при выборе вида спорта для занятий оздоровительной направленности. Занятия мини-футболом развивают быстроту, ловкость, выносливость и гибкость, то есть те основные двигательные качества, необходимые для полноценного физического развития личности ребёнка. Кроме того мини-футбол развивает морально волевые качества, коллективизм, взаимовыручку, умение подчинять свои интересы интересам всей команды, настойчивость, упорство, воспитывает мужские черты характера.
Дополнительная образовательная программа
«Минифутбол»
Для учащихся 511 классов
Пояснительная записка
Англия – родина футбола. Хотя по историческим находкам считается , в игры
с мячом ногами играли еще инки и древнем Китае, но первый чемпионат мира
по футболу был проведён в Англии в 1891году. И по сей день английский
чемпионат является самым престижным и самым популярным во всём мире. В
условиях общеобразовательной школы предпочтение следует отдать мини
футболу или футзалу, как наименее травмоопасным видам спорта.
Минифутбол является разновидностью футбола, являясь одной из самых
массовых спортивных игр на планете. Благодаря своей простоте и
доступности минифутбол приобретает всё большую популярность среди
детей и подростков. Ведь для занятий этим видом спорта не нужна большая
площадка с травяным покрытием, что в условиях города является
определяющим фактором при выборе вида спорта для занятий
оздоровительной направленности. Занятия минифутболом развивают
быстроту, ловкость, выносливость и гибкость, то есть те основные
двигательные качества, необходимые для полноценного физического развития
личности ребёнка. Кроме того минифутбол развивает морально волевые
качества, коллективизм, взаимовыручку, умение подчинять свои интересы
интересам всей команды, настойчивость, упорство, воспитывает мужские
черты характера. Всё это позволяет использовать занятия минифутболом как
средства гармонически развитого современного человека. Даже если ребёнок,
после периода занятий, не показывает заметных спортивных успехов занятия в
группе дополнительного образования пойдут ему на пользу, безусловно.
Занимающиеся в группах ДО делятся на три возрастные группы:
младшая группа 14 классы,
средняя группа 58 классы и
старшая группа 911 классы.
Количество занимающихся в каждой группе определяется материально
техническим оснащением и пропускной способностью спортивного зала.
Продолжительность занятий в младшей группе 2 раза в неделю по одному
часу, в средней группе 2 раза в неделю по два часа, в старшей 3 раза в неделю
по два часа.
Изучение программного материала для каждой возрастной группы рассчитан
на 3 года. Изучение теоретического материала программы осуществляется в
форме 1520 минутных бесед, которые проводятся в начале занятий. Кроме
того теоретические сведения сообщаются в ходе практических занятий. Также нужно рекомендовать специальную литературу для учащихся по виду
спорта. В группах по минифутболу необходимо получить элементарные
навыки судейства игр по минифутболу и навыки инструктора по мини
футболу. Каждый занимающийся средней и старшей группы должен уметь
заполнять протокол соревнований, написать заявку, составить игровую
таблицу, уметь организовать в классе или по месту жительства.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке
проводятся по форме групповых занятий по общепринятой методике. Так же
рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного
совершенствования физических качеств и индивидуальной технике владения
мячом.
Большинство занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе при
слабом ветре и температуре не ниже 15 градусов.
В ходе занятий по минифутболу следует широко практиковать спортивные
термины на английском языке (например, голкипер, форвард, офсайд, тайм и
т.д.) Это формирует устойчивый интерес к занятиям спортом именно у
учащихся, занимающихся углубленным изучением английского языка.
Цели:
Привитие интереса к истории возникновения футбола.
Укрепление здоровья учащихся и закаливание организма.
Привитие интереса к систематическим занятиям спортом.
Обеспечение всесторонней физической подготовки.
Овладение необходимыми техническими навыками игры в минифутбол.
Научить учащихся играть в минифутбол в команде сверстников.
Создать первичный игровой коллектив.
Задачи:
Обучение учащихся основным спортивным терминам на английском языке.
Развитие у учащихся необходимых физических качеств (быстроты, ловкости,
выносливости, гибкости)
Обучить учащихся техническим приемам игры.
Повысить уровень моральноволевых качеств.
Ознакомить учащихся с правилами соревнований и научить их методике
судейства.
Обучить учащихся основам тактики игры в минифутбол.
Обеспечить необходимый уровень соревновательного опыта.
Развитие устойчивого интереса к английскому стилю занятий по футболу.Учебнотематический план для старшей группы (9
11 классы)
Форма
занятия
Лекция
беседа
Всего
3
Теория
Практика
3
____
№
Раздел а
Наименование
Разделов и тем
Теоретическая
подготовка (основные
понятия и английская
терминология)
Общая физическая
подготовка
Практика
20
____
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Оздоровительные
мероприятия и
закаливание
Соревновательная
практика
Судейство игры в
минифутбол с
использованием
английской
терминологии
Выполнение
контрольных
Практика
12
____
Практика
20
____
Комбиниро
ванное
Комбиниро
ванное
8
3
2
1
К
л
20
12
20
6
2
Соревнова
ние
По плану
По плану
По плану
Комбиниро
ванное
4
Практика
2
1
1
3
2нормативов по ОФП
и технике игры
Всего
72
8
64
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Весь период обучения технике игры в минифутбол разделён на три этапа что,
соответствует и возвратным группам обучающихся.
1 этапформирование устойчивого умения в овладения техническими
приемами введения игры. Этот этап приходится на 14 год обучения.
2 этапдальнейшее формирование двигательных навыков в технической
подготовке. Овладения тактикой игры, приобретения первичного опыта в
соревнованиях.
3 этапсовершенствование устойчивого двигательного навыка в технической
подготовке, овладение тактикой игры, участие в соревнованиях, овладение
основании методики тренировки.
Занятия ДО в группе минифутбол организуют на каждом году в трёх
возрастных группах:
Младшая группа 14 класс
Средняя группа 58 класс
Старшая группа 911 класс
Занятия проводятся в соответствие с расписанием по 2 занятия в неделю по 1
часу.
Форма обучения : практические занятия.
Особенности методики учебной работы с детьми является: слабая общая
физическая подготовка, недостаточная координация движений, неумение
длительное время концентрировать внимание на одном задании, быстрое
утомляемость но и быстрая восстанавливаемость. В связи с этим задания для
учащихся должны быть простыми. Все упражнения необходимо начинать с
показа не углубляясь в подробное описания упражнения. Упражнения должны
быть разнообразными и выполняться в игровой форме. Внимательно следить
за самочувствием и утомляемостью учащихся.
Для реализации воспитательного процесса должна проводиться постоянная
воспитательная работа, как в группах так и индивидуально. В основном это
проводиться в форме бесед. Необходимо регулярно приводить примеры из
жизни легендарных футболистов.Старшая возрастная группа (911класс)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА4 часа
1.Правила соревнований.
2.Правила ТБ при занятиях в зале и на открытом воздухе
3.Самоконтроль на занятиях минифутболом.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 20 ЧАСОВ
1. Упражнения в игровой форме.
2. Упражнения с преодолением собственного веса.
3. Упражнения в тренажёрном зале.
4. Легкоатлетические упражнения (кросс, бег, прыжки, метания)
5. Акробатические упражнения.
6. Подвижные игры и эстафеты.
7. Спортивные игры.
8. Упражнения с набивными мячами.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 14 ЧАСОВ
1. Специальные упражнения для развития ловкости.
2. Игровые упражнения в утяжелённых условиях (на песке, на снегу, во
время дождя).
ТЕХНИКА ИГРЫ В МИНИ ФУТБОЛ 20 ЧАСОВ
1. Техника ударов по мячу различной частью стопы.
2. Техника ударов по мячу головой.
3. Техника передач мяча на месте и в движении.
4. Жонглирование мячом ногами и головой.
5. Техника остановок мяча ногой, головой, грудью.
6. Техника ведения мяча с изменением направления и скорости.
7. Техника обманных движений (финты).
8. Техника отбора мяча.
9. Техника и виды выполнения пенальти.
10.Техника выполнения штрафных ударов.
Тактика игры 6 часов
1. Индивидуальные тактические действия в нападении.
2. Индивидуальные тактические действия в защите.
3. Позиционное нападение.
4. Тактика быстрого прорыва.5. Прессинг.
Оздоровительные мероприятия и закаливание – 3 часа
1. Дыхательная гимнастика.
2. Упражнения в релаксации.
3. Закаливание воздухом и солнцем.
СОРЕВНОВАНИЯ ПО МИНИ –ФУТБОЛУ 3 ЧАСС
1.Участие в школьных соревнованиях.
2. Участие в соревнованиях в составе сборной команды школы.
Судейство игры в минифутбол 3 часа
1. Правила соревнований.
2. Методика судейства.
3. Судейство школьных соренований.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОМАТИВОВ – 2 ЧАСА
9 класс 11 класс
1.Бег 30 м. 4,6 сек. 4,3 сек.
2.Бег 400 м. 1.12 мин 1.05 мин
3.Бег 6 мин. 1500 м. 1600 м.
4.Бег 30 м. с ведением мяча 5,8 сек. 5, 4 сек.
5.Подтягивание на перекладине 8 раз 10 раз
6.Приседание на одной ноге 8 раз 10 раз
7. Теоретический зачёт вопросы для зачёта
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации целей и задач данной программы необходимы
определённые условия:
необходимый контингент учащихся, углубленно изучающих английский
язык, готовых и желающих заниматься данным видом спорта;
спортивный зал размером 40 х 20 метров для занятий минифутболом по
правилам соревнований и спортивная площадка таких же размеров; занятия проводить систематически, не реже двух раз в неделю по 1,5
часа;
количество человек в каждой группе должно быть не более 1012
человек;
для занятий необходим спортивный инвентарь не менее по одному мячу
на каждого занимающегося;
необходимо постоянно участвовать в соревнованиях различного уровня,
для приобретения учащимися соревновательного опыта;
дл работы в группе желательного привлекать тренераспециалиста и
преподавателя английского языка.
Прогнозируемые результаты
После определённого периода занятий в группе, учащие должны уметь
выполнять определённые технические действия, которым они научились на
занятиях:
1. Уметь наносить удары по мячу различными частями стопы, уметь вести
мяч с изменением направления и скорости движения, выполнять финты,
обводки, пробивать штрафной удар и пенальти по воротам, владеть
техникой вратаря.
2. Так же учащие должны понимать и выполнять простейшие тактические
действия во время двусторонней игры.
3. Знать правила соревнований и уметь судить игру, применяя знания по
английскому языку. Ответить на вопросы теоретического зачёта с
применением знаний английского языка.
4. Иметь определённый уровень общей и специальной физической
подготовки и выполнять требования контрольных нормативов.
5. Так же учащиеся должны уметь вести коллективную игру в обороне и
нападении, т.е. играть на общий результат команды, иногда жертвуя
своим личным интересом для пользы своей команды.
6. Быть вежливым и терпимым к ошибкам других учащихся, помогать
своим товарищам во всём. Правильно относиться к победе и достойно
переносить поражение, вести себя корректно и достойно на площадке.
ИСПОЛЬЗЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
М. Просс Уроки физкультуры в 78 классе 1986г.
В. Ковалёв Спортивные игры 1988г.
Д. Дрюэт Футбол для начинающих 2002г.
Журнал «ФК в школе» №7,8 2001г.
№5,6 2005г.№3 2006г.