Дополнительная образовательная программа по сенсорному воспитанию детей «Цветик – семицветик»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на детей: 3 - 4 лет(младшая группа)Срок реализации: 1 год.2017 - 2018 учебный год Разработала: Минина О.Г.., воспитатель В этой программе предоставлены игры раннего и младшего дошкольного возраста, игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.Дополнительная образовательная работа в младшей группе
Иконка файла материала Кружок в младшей группе.docx
Администрация Вольского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад №17 «Ладушки» г. Вольска, Саратовской области» Рассмотрено и принято на ПС Протокол  №1 от 30.08.2017 г. «Согласовано» Заместитель заведующего ________________  Т.Б. Шилова «Утверждаю» Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР ­ детский сад №17 «Ладушки»  г. Вольска Саратовской  области» _____________________В.В. Чалова Приказ № 209  от 30.08.2017 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3­4 ЛЕТ                                                   Автор программы :                          Минина Ольга Геннадьевна                        воспитатель   1г.Вольск , 2017г ОГЛАВЛЕНИЕ 1 2 3 4 5 6 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  ­ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ  ­ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ  ­ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ  ­ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ­ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  ­ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ  ­ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ  ­ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИЙ КРУЖОК КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 3 5 10 12 13 18 21. Паспорт программы Наименование  программы Заказчик программы Исполнитель,  квалификационная  категория Целевая группа Цель Программы Дополнительная образовательная программа по  сенсорному развитию «Цветик – семицветик» для  детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение ВМР «Центр развития ребенка ­ детский  сад № 17 «Ладушки»  Минина Ольга Геннадьевна,  воспитатель, высшая квалификационная  категория Дети 3 – 4 лет Формирование у детей восприятия отдельных свойств  предметов   и   явлений:   формы,   цвета,   величины, пространства, времени, движений, особых свойств.  Задачи Программы Образовательные:       Обучать   детей   рассматривать   окружающие предметы,   выделяя   их   форму,   величину,   цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.  Формировать   умение   зрительному   восприятию обследование предмета с помощью двух рук для расширения  процесса  познания  окружающего  и развития мышления.  Совершенствовать   умение   различить   предметы по   величине;   формировать   понимание   слов «большой» и «маленький».  Формировать   у   детей   умения   группировать   и соотносить по цвету, форме и величине. Развивающие:  Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета. 3 Развитие   тактильной   чувствительности:   учить различать   на   ощупь   качество   предметов   и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие   силы   рук,   мелкой   моторики, координации движений.  Развитие   слуховой   чувствительности,   умение слушать   и   различать   звуки   в   окружающей обстановке, развитие речевого слуха.  :          Воспитательные           Воспитывать у детей умение воспринимать            явления окружающего мира, литературные  произведения, социальные явления, движения,  природу, музыку. «Социально­коммуникативное» коммуникативная, речевая, продуктивная 1 год Направление Вид деятельности Срок реализации  Программы 42 Пояснительная записка        Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия   ребенка   раннего   и   младшего   дошкольного   возраста.   Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних персептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.             В   программе   представлены   специальные   игры   и   упражнения,  на   развитие тактильного   восприятия   с   водой,   на   нанизывание,   с   пластилином,   с   краской,   с бумагой,  на  выкладывание,  которые   помогут   укрепить   руки  малышей,  развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. 5Актуальность программы         Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, ­ «ранний возраст сенситивен во всем».             В   работе   с   детьми   раннего   возраста   педагоги   испытывают   наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то   теперь   пользоваться   ложкой   и   салфеткой   учат   в   семье   (или   могут   научить). Поэтому   возникает   необходимость   выделить   в   содержании   работы   с   малышами аспекты   социально   –   личностного   развития   и   образовательные   аспекты.   На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла   острая   педагогическая   необходимость   в   поиске   эффективных   путей создания педагогических условий.          Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст ­ наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для   успешного   выполнения   им   в   будущем   художественной,   музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.                Сенсорное   воспитание,   направленное   на   формирование   полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой 6ступенью   которого   является   чувственный   опыт.   Успешность   умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.                Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование   у   ребенка   процессов   восприятия   и   представлений   о   предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию   органами   чувств.  Но   это  лишь  предпосылки  для   восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только   в   процессе   сенсорного   воспитания,   когда   у   детей   целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.              Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности   дальнейшего   обучения.   Оно   направлено   на   развитие   зрительного, слухового,   тактильного,   кинетического,   кинестетического   и   других   видов ощущений   и   восприятий.   Поэтому   сенсорное   развитие,   развитие   восприятия   и представлений   о   внешних   свойствах   вещей,   играет   важную   роль   в   общем   ходе умственного   развития   ребенка.   При   отсутствии   специального   сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда   достигает   того   уровня,  который   требуется   для   обеспечения   дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых   является   восприятие.   Это   обстоятельство   привело   к   необходимости создания   системы   сенсорного   воспитания   нормально   развивающихся   детей дошкольного  возраста.Проблема   сенсорного  развития  и воспитания  детей  всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.              Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители   дошкольной   педагогики   как   Я.А.Коменский,   Ф.Фребель, М.Монтессори,   О.Декроли,   Е.Тихеева,   Л.А.Венгер.   Ими   были   разработаны разнообразные   дидактические   игры   и   упражнения   по   ознакомлению   детей   со свойствами и признаками предметов.        Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания   позволяет   сделать   вывод   о   необходимости   разработки   нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований. 7Основные  принципы  программы  Принцип учета возрастно­психологических и индивидуальных особенностей ребенка.  Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.  Принцип единства диагностики и коррекции.  Принцип   активного   привлечения   ближайшего   социального   окружения   к работе с ребенком.  Принцип   блочного   подхода   –   позволяет   педагогически   воспроизвести многообразие   общественной   практики,   сохранить   принцип   научности содержания, повысить эффективность его реализации Принципы комплектования группы и организации работы  Учет интересов и способностей детей.  Желание родителей.  Добровольное участие.  Учет психофизических особенностей детей. Направления   программы Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для  соблюдения  режима, формирование  у  детей  жизненно  важных  двигательных 8Развитие   умения   выражать   свои   эмоции. умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности   и   двигательной   активности   детей,   сенсорно   ­   перцептивных процессов. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание   ее   с   учетом   фактора   развития,   воспитание   ребенка   с   творческими способностями,   развитие   и   коррекцию   познавательных   процессов   (внимание, память,   ассоциативность   и   гибкость   мышления,   словарный   запас   речи, воображение), воспитание   и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений. Образовательное направление   обеспечивает   усвоение   систематизированных знаний;   формирование   сенсомоторных   умений   и   навыков;   развитие   моторных способностей,   предусматривая,   в   первую   очередь,   формирование   отношения   к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании   сенсорных навыков   ребенка,   внедрение   в   практику   нетрадиционных   методов   и   приемов,  формирование представлений об окружающем мире. Организационно­методическая деятельность по реализации программы Систематический   анализ   сенсорного   развития   детей   с   целью   последующей психолого­педагогической коррекции. Создание   программно­методического   обеспечения   педагогического   процесса   по данной   программе,   соответствующее   современным   требованиям   дидактики   и возрастной психофизической специфике данного контингента детей. Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию   сенсорной культуры,   сенсорному   образованию детей. Создание условий для  кружковой деятельности. Объекты программы  Дети 3 ­ 4 лет.  Семьи детей  посещающих детский сад.  Педагогический персонал детского сада. Методы:  Игровой метод (дидактические игры).  Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).  Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент. Формы организации деятельности: групповая;   подгрупповая;  индивидуальная. Продолжительность реализации программы: Данный курс состоит из 27 занятий по 12 – 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев . 9Программа рассчитана на один год обучения детей от 3 до 4 лет.  Учебный график № Возрастна я группа Кол­во детей в группе Кол ­во групп 1. 3 – 4 лет 10 2 Длитель ­ность одного занятия 15 мин. В неделю на группу В месяц на группу Общее кол­ во занятий в год 2х15 мин. 8х15мин. 64х15мин. =  30мин. = 2часа = 16часов 3. Содержание программы Цель программы: Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать   такие   сложные   явления   окружающего   мира,   как   иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка. Задачи программы  Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет,   называть   эти   качества   предметов,   вслушиваться   и   выделять   звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки. 10 Включать   в   процесс   зрительного   восприятия   обследование   предмета   с помощью   двух   рук   для   расширения   процесса   познания   окружающего   и развития мышления. Задачи обучения Образовательные:       Обучать   детей   рассматривать   окружающие   предметы,   выделяя   их   форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.  Формировать   умение   зрительному   восприятию   обследование   предмета   с помощью   двух   рук   для   расширения   процесса   познания   окружающего   и развития мышления.  Совершенствовать   умение   различить   предметы   по   величине;   формировать понимание слов «большой» и «маленький».  Формировать у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине. Развивающие:   Развитие   зрительных   ощущений:   учить   различать   цвет,   форму,   величину предмета.  Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.  Развитие   слуховой   чувствительности,   умение   слушать   и   различать   звуки   в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.  :          Воспитательные           Воспитывать у детей умение воспринимать           явления окружающего мира, литературные произведения, социальные явления, движения, природу, музыку. Предполагаемый результат  Дети   различают   и   называют   некоторые   цвета   спектра   –  красный,  зеленый, синий, желтый.  Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).  Используют   сенсорные   эталоны   (лимон   желтый   как   солнышко,   огурчик зеленый как травка).  Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.  Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке. 114. Список детей посещающих кружок в 2017 – 2018гг в младшей группе «Колокольчик» 12№ п/п I подгруппа детей           Фамилия, имя  ребенка              среда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Байгушева Злата Баласлов Даниил Баджагсузян Руслан Горбачев Савва Зиновьева Даша Иванов Саша Казбеков Саша Калашникова Софья Карпунина Алиса Куликова Даша Ли Оля № п/п II подгруппа детей           Фамилия, имя  ребенка           четверг 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Малафеев Кирилл Муравская Валерия Павлунина Даша Панченко Андрей Самойлова София Сарайкин Богдан Слепова Вика Варанкин  Саша Филатов Руслан Чумаченко Кирилл 6.Литература: 131. Методическое   пособие   Сенсорное   развитие   детей   раннего   дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. ­М., 2012 2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 3. Интернет ресурсы. 4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81­82,162­163. 5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.­ Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Борисенко,   М.   Г.,   Наши   пальчики   играют   (Развитие   мелкой   моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002. 7. Волосова,  Е.  Б. Развитие  ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 1999. – 72 с. 8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград: 9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: 10.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста:   пособие   для   воспитателей   и   родителей.   /   Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007. 11.Лыкова,   И.  А.  Дидактика   в   природе:   Игры   с   цветом,  сенсорное   развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с. 12.Маханева,  М.Д.  Игровые  занятия  с  детками от 1 до 3  лет. Методическое пособие   для   преподавателей   и   родителей.   [Текст]   /   М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с. 13.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М 14.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.: 14