Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям дополни-тельного образования:
- свободный выбор вида и сферы деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности и способности;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Ожидается, что с внедрением программы будет наблюдаться:
- соответствие деятельности школы принципам дополнительного образования детей, ориентированных на раскрытие личностей обучающихся;
- упорядочение и стабилизация формы и порядка обучения в системе многолетней под-готовке юных волейболистов;
- уменьшение количества проблем в процессе обучения для тренеров и учащихся;
- повышение качества обучения;
- постепенное повышение спортивных результатов воспитанников школы;
- повышение сохранности контингента учащихся;
- повышение сохранности тренерского состава школы и привлечения новых кадров;
- возрастание популярности занятий спортом и волейболом, в частности;
- улучшение показателей здоровья учащихся.Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям дополни-тельного образования:
- свободный выбор вида и сферы деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности и способности;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Ожидается, что с внедрением программы будет наблюдаться:
- соответствие деятельности школы принципам дополнительного образования детей, ориентированных на раскрытие личностей обучающихся;
- упорядочение и стабилизация формы и порядка обучения в системе многолетней под-готовке юных волейболистов;
- уменьшение количества проблем в процессе обучения для тренеров и учащихся;
- повышение качества обучения;
- постепенное повышение спортивных результатов воспитанников школы;
- повышение сохранности контингента учащихся;
- повышение сохранности тренерского состава школы и привлечения новых кадров;
- возрастание популярности занятий спортом и волейболом, в частности;
- улучшение показателей здоровья учащихся.
Дополнительная образовательная программа по «Волейболу»
возраст детей 1315 лет
Пояснительная записка
Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям
дополнительного образования:
свободный выбор вида и сферы деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности и способности;
единство обучения, воспитания и развития;
практикодеятельностная основа образовательного процесса.
Ожидается, что с внедрением программы будет наблюдаться:
соответствие деятельности школы принципам дополнительного образования детей,
ориентированных на раскрытие личностей обучающихся;
упорядочение и стабилизация формы и порядка обучения в системе многолетней
подготовке юных волейболистов;
уменьшение количества проблем в процессе обучения для тренеров и учащихся;
повышение качества обучения;
постепенное повышение спортивных результатов воспитанников школы;
повышение сохранности контингента учащихся;
повышение сохранности тренерского состава школы и привлечения новых кадров;
возрастание популярности занятий спортом и волейболом, в частности;
улучшение показателей здоровья учащихся.
Цель программы. Основной целью данной программы является организация спортивной
подготовки обучающихся по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного
образования: массового общефизического оздоровления учащихся с различными физическими
способностями с предоставлением им равных возможностей.
Задачи программы. Система организации физической подготовки в ДЮСШ направлена
на физическое воспитание средствами физической культуры, гигиены, закаливания.
Основными задачами программы являются следующие:
1. Содействие всестороннему физическому развитию организма, устойчивости против
неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек
соблюдения правил личной гигиены.
2. Формирование школы движений, практических двигательных умений и навыков,
сознательное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической
культуры и здорового образа жизни.
3. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям волейболом.
4. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями. Овладение учащимися методиками для самостоятельных занятий.
5. Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических и
игровых качеств.
6. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при
совершенствовании техники и тактики игры волейбол.
7. Создание в процессе обучения атмосферы доброжелательности, сотрудничества,
включение в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.
Организация учебновоспитательного процесса.
Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их
возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на
современном этапе его развития.Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий,
обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны,
и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с
другой.
При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко
определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно
выделить три составные части системы подготовки волейболистов (подсистемы): подготовку
волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере
массовой физкультурноспортивной работы.
Модель такой системы включает: блок целевых функций и модельных командно
индивидуальных характеристик юных волейболистов на весь период многолетней подготовки,
блок функций обеспечения (сюда входят набор спортсменов на всех этапах многолетней
подготовки, профессиональный уровень педагогов и повышение их квалификации, материально
техническая оснащенность, организационные формы), блок непосредственной реализации целей,
которые составляют тренировка,
профилактическивосстановительные
мероприятия, формирование личности спортсмена.
соревнования,
Подготовка волейболистов высших разрядов оказывает определяющее влияние на
подготовку спортивных резервов в плане модельных, характеристик и комплекса контрольных
нормативов, средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных
нагрузок и т. д. Показатели уровня подготовленности команд высших разрядов являются
критерием оценки качества работы с резервами.
На массовую спортивную работу по волейболу спорт высших достижений оказывает
огромное влияние в плане агитации и пропаганды волейбола и вовлечения в занятия широких
масс.
Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт
высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов, по уровню мастерства
отвечающих модельным требованиям для волейболистов команд высших разрядов. Это главный
критерий её эффективности. С другой стороны, она тесно связана с работой
общеобразовательных школ, осуществляющих массовую физкультурнооздоровительную и
спортивную работу.
Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная
система. В таком случае эта система своими задачами связана с общей системой подготовки
волейболистов.
Для занятий волейболом в ДЮСШ принимаются учащиеся с 79 лет по собственному
желанию, изложенному в форме заявления, и с согласия их родителей. Обучение учащихся
продолжается до окончания ими школы в возрасте 1618 лет. Набранные группы сдают
приёмные нормативы, определяющие уровень физической, технической и тактической
подготовки по волейболу основной массы учащихся, в соответствии с которым выбирается
ступень общей физической подготовки. (Ученикам, чьи показатели значительно отличаются от
показателей остальных ребят, предлагается перевестись в группу, входящую в состав отделения
волейбола ДЮСШ, соответствующую уровню его подготовки.)
Перевод каждого учащегося в группу следующего года обучения осуществляется
решением тренерского совета по результатам контрольных нормативов, принятых в конце
учебного года. В случае несоответствия показателей, ученик будет повторно заниматься в
группе этого же года обучения.
Обучение проводится в форме учебнотренировочных и теоретических занятий, работы
по индивидуальным планам, тестирования развития общефизической и специальной подготовки
занимающихся, медицинского контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской
практики. Занятия проходят на спортивных площадках в свободное от занятий учащихся в
школе время. Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и года обучения группы.
Работа тренеров с воспитанниками организована в течение календарного года. Учебный
план также рассчитан на календарный год. Тренер составляет индивидуальный план для каждоговоспитанника. В летний каникулярный период организовывается учебнотренировочный сбор
для воспитанников школы, как на базе школы в лагере дневного пребывания, так и с выездом в
загородные оздоровительные лагеря в профильные смены.
Учебновоспитательный процесс включает в себя обучение по программам двух
образовательных ступеней: начальной подготовки и учебнотренировочной (НП и УТ).
Обучение в группах ГНП носит характер универсальности в подготовке учащихся с
постепенным введением в курс простейших элементов техники и тактики игры волейбол.
Основной задачей работы здесь является содействие правильному физическому развитию детей,
привитие интереса к регулярным занятиям спортом и подготовка учащихся к следующей
ступени обучения. Возраст 712 лет.
В группах УТГ, сформированных из учащихся, прошедших подготовку в группах ГНП,
уделяется большое внимание развитию специальных физических способностей, овладению
основами техники и тактики волейбола и дальнейшему их совершенствованию.
Каждый ребенок может пройти обучение только по программе одной образовательной
ступени или последовательно переходить со ступени на ступень по результатам выпускных
контрольных нормативов в конце каждого учебного года.
Юные волейболисты имеют право выступать в соревнованиях за свой коллектив.
Основным документом, регламентирующим учебновоспитательный процесс, является
учебный план, составленный для каждого года обучения и вида физической подготовки.
Тренировочные
режимы и
наполняемость
групп (год
обучения)
Первый
Второй
Третий
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Пятый
Количество
Количест
во
Минимальный
возраст для
зачисления (лет)
Количество
учащихся
в группе
учебных
часов
учебных
часов
в год
Группы начальной подготовки (ГНП)
в неделю
Требования по спортивной
подготовке
9 10
10 11
11 12
12 13
13 14
14 15
15 16
16 18
15
15
15
6
9
9
312
468
468
Учебнотренировочные группы (УТГ)
12
12
12
12
12
12
14
16
18
20
624
728
832
936
1040
Требования программы
(приемные)
Требования программы
(переводные)
Требования программы
(выпускные)
Требования программы
(приемные)
Требования программы
(переводные)
Требования программы
(переводные)
Требования программы
(переводные)
Требования программы
(выпускные)
Медицинский контроль за здоровьем учащихся осуществляется дважды в течение года в
ЦРБ. В случае удачного прохождения осмотра ученики получают допуск к дальнейшим
занятиям.
Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка.
Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения,
направленные на развитие различных качеств, необходимых для дальнейших занятий вспортивных группах, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на
снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Гимнастические упражнения:
Для мышц туловища и живота
1. Различные упражнения с набивными мячами: броски с участием мышц живота, спины,
рук, ног; с поворотами туловища в стороны; со сгибанием и разгибанием туловища.
2. Подъем прямых ног из положения виса.
3. Подъем ног и касание ими пола за головой из положения лежа на спине.
4. Ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
5. Ноги на ширине плеч. Вращение корпуса.
6. Упражнения 4 и 5 с отягощениями — гантелями, набивными мячами, мешочками с
песком или дробью.
7. Ноги на ширине плеч. Повороты туловища.
8. Из положения виса размахивание в стороны прямыми, сведенными вместе ногами.
9. Лечь лицом вниз. Подъем туловища вверх (прогибание).
10. Лечь на спину, левую ногу согнуть в колене, правую выпрямить. Смена положения ног
«велосипед».
11. Стать на колени, туловище выпрямить. Отклонить туловища назад.
12. Сесть на пол, ноги врозь. Наклоны туловища вперед и в стороны.
13. Сесть на пол, ноги врозь. Повороты туловища в стороны.
14. Лечь на пол, положив ноги под какойнибудь предмет. Поднять туловище до
положения сидя на полу.
15. Из положения лежа на спине:
а) поднимать согнутые в коленях ноги и опускать, разгибая их;
б) круговые движения ногами;
в) закинуть ноги назад до касания носками пола за головой;
г) поднимать ноги под углом 45—90° и выше;
д) поднимать одновременно ноги и туловище.
16. Лечь на спину, руки развести в стороны, не отрывая от пола. Медленно поднимать
ноги и поочередно доставать прямыми ногами руки.
17. Упор присев. Выбросить ноги до положения упора лежа, прыжком вернуться в упор
сидя.
18. Встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону, руки сцепить над головой.
Пружинистые наклоны вправо. То же в левую сторону.
19. Из основной стойки наклонить туловище вперед, руки в стороны, одновременно
отвести поднятую ногу назад — «ласточка». То же другой ногой.
20. Встать на колени, руки вытянуть вперед. Одновременно с наклоном влево сесть на пол
вправо. Вернуться в исходное положение. С наклоном туловища сесть влево.
21. Сидя на полу, выполнять скрестные движения поднятыми ногами.
Для мышц рук и плечевого пояса
1. Круговые движения в лучезапястных и плечевых суставах.
2. То же с отягощениями.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре; туловище прямое.
4. Броски набивных мячей, легкоатлетических ядер с разгибанием рук в локтевых и
лучезапястных суставах.
5. Упражнения с гимнастическими палками.
6. С булавами.
7. С эспандером и амортизатором.
8. Отталкивание руками от стены, пола.
9. Жим веса лежа на спине.
10. Ходьба на руках (с поддержкой партнера).11. Из положения руки в стороны сгибание их в локтевых суставах с сопротивлением
партнера (в парах).
12. Наматывание на валик веревки с подвешенной гирей весом 16 кг.
13. Сгибание и разгибание рук (со страховкой партнера) в стойке на кистях у стены.
14. Ноги врозь, туловище наклонено вперед под прямым углом, руки в стороны.
Повороты туловища рывком вправо и влево.
15. Исходное положение: первый партнер — ноги врозь, руки в стороны; второй — стоит
сзади. Положив руки на предплечья первого, второй медленно давит вниз; первый
противодействует давлению.
16. Исходное положение то же. Первый старается опустить руки вниз, второй
препятствует этому.
17. Двое стоят лицом друг к другу, руки вытянуты вперед: первый отводит руки второго
в стороны, второй препятствует ему.
18. Первый партнер стоит, разведя ноги, руки на поясе. Второй сзади сводит локти
первого назад, первый противится этому.
Для мышц ног
1. Приседания на одной и на двух ногах с быстрым вставанием.
2. Выпрыгивания из положения седа,
3. То же, но с отягощением.
4. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
5. Перескоки с ноги на ногу.
6. Прыжки на двух ногах.
7. Те же прыжковые упражнения, но с отягощением.
8. Подъем на носки с отягощением.
9. Спрыгивание с последующим, без пауз, впрыгиванием на предмет различной высоты.
10. То же, но с отягощением.
11. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку со стороны на сторону, стараться
выпрыгнуть как можно выше, чтобы ноги перенести прямыми.
12. Выпрыгивание с гирей весом 32 кг на параллельных гимнастических скамейках.
13. Комбинированные прыжки в стороны и вперед через различные препятствия:
гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры для бега и т. п.
14. Стойка со скрещенными ногами, руки вперед или за головой. Садиться на пол и
вставать в исходное положение.
15. Ноги широко врозь. Глубоко присесть на левой ноге. Сгибая правую ногу, переносить
тяжесть туловища на нее. Далее — попеременное сгибание ног. При переносе туловища с ноги на
ногу таз не поднимать.
Для мышц задней поверхности бедра
1. Лежа на груди на гимнастическом столе, поднимать прямые ноги.
2. То же, но с отягощением.
3. Лежа на груди, поднимать руки вверх. Прогнуться, отделяя от пола прямые руки и
ноги.
4. Ходьба в полуприседе широкими выпадами. Туловище прямое.
5. То же, но с отягощением.
6. Лежа на бедрах поперек гимнастического коня лицом вниз, стопами ног зацепиться за
гимнастическую стенку. Подъем туловища вверх.
7. Лежа на спине, отбивать ногами набивной мяч.
8. В выпаде — прыжком менять положение ног.
9. Стоя на коленях, стопами ног зацепиться за рейку гимнастической стенки. Медленное
опускание туловища вперед, без сгибания в тазобедренных суставах.
Акробатические упражнения:
1. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине.2. Перекаты в группировке лёжа на спине (вперёд, назад), из положения сидя, из упора
присев и из основной стойки.
3. Перекаты в сторону из положения лёжа и в упоре стоя на коленях.
4. Перекаты вперёд и назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры руками.
5. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 гр. Из седа ноги врозь с захватом
ноги.
6. Из положения стоя на коленях перекат вперёд прогнувшись.
7. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.
8. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.
9. Стойка на руках с помощью и опорой о стенку (для мальчиков).
10. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки.
11. Кувырки вперёд с трёх шагов и небольшого разбега.
12. Кувырки вперёд из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.
13. Длинный кувырок вперёд.
14. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки.
15. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад.
16. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет).
17. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
18. Мост с помощью партнёра и самостоятельно.
19. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет)
20. Комплексы вышеуказанных упражнений.
Легкоатлетические упражнения:
1. Бег с ускорением до 5060 м.
2. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м.
3. Повторный бег 23 Х 3040 м (1214 лет), 34 Х 5060 м (1517 лет).
4. Эстафетный бег с этапами до 60 м.
5. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (колво препятствий от 4 до 10). В качестве
препятствий – набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы.
6. Бег или кросс до 500 м (девочки) и до 1000 м (мальчики).
7. Прыжки в высоту через планку с места и с разбега способом «перешагивание».
8. Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики).
9. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на точность.
10. Метание гранаты.
11. Многоборье. Спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные от3 до 5 видов.
Спортивные игры.
1. Баскетбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину.
2. Гандбол 7 на 7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков по воротам.
3. Минифутбол.
Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие
взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные игры.
1. «Гонка мячей»
2. «Салки»
3. «Рыбак и рыбки»
4. «Метко в цель»
5. «Подвижная цель»
6. Эстафеты с бегом, прыжками, с мячами и пр.
7. «Картошка»
8. «Охотники и утки»
9. «Катающаяся мишень» и др.
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
1. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъёмов и торможений.2. Передвижения на скорость до 3 км.
5. Эстафеты, игры.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
1. В упоре лёжа отталкивание от пола и хлопок руками перед грудью.
2. Вращательные движения туловищем с отягощением.
3. Подъём штанги на грудь и тяга.
4. Приседания и вставание со штангой на плечах (68 раз в подход).
5. Полуприседания и быстрые вставания с подъёмом на носки со штангой на плечах. Вес –
не более 50% от максимального. (1015 раз за подход).
6. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес – не более 50% от
максимального. (68 раз за подход).
7. Сидя на гимнастической скамейке наклоны назад с помощью партнёра, который держит
за голеностопные суставы.
8. То же, но с отягощением.
9. Прыжки через скакалку.
10. Прыжки через барьеры, с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на
оптимальную и максимальную высоту.
11. Прыжки на одной и двух ногах на дальность.
Упражнения для развития выносливости
1. Серии прыжков 1520 сек. В первой серии выполняется максимальное количество
прыжков, во второй – на максимальной высоте и т.д.
2. Перемещение в низкой стойке в различных направлениях 11,5 мин, отдых 40 сек.
Выполнять сериями по 45 раз.
3. Последовательная имитация нападающего удара (блокирования). По 1015 раз в серию.
4. Серия падений и кувырков.
5. Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырков вперёд и назад.
6. Челночный бег.
7. Игра в волейбол 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4.
8. Игра в волейбол без остановок; как только мяч вышел из игры, тут же вводится новый.
Упражнения для развития ловкости
1. Одиночные и многократные кувырки вперёд и назад.
2. Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 270, 360
градусов.
3. Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без.
4. Прыжки с подкидного мостика с различными движениями и поворотами в воздухе.
5. Эстафеты с преодолением препятствий.
6. Игра в кругу двумятремя мячами.
7. Игра в защите один против двух.
8. Нападающие удары из трудных положений.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
1. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений:
стойки волейболиста (лицом, спиной, боком к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе
в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными
шагами.
2. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий
пробег за одну попытку 20 – 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом
вперёд, а обратно – спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными
шагами. Тоже с набивными мячами в руках (весом от 2 до 5 кг), с поясомотягощением.3. Бег (приставные шаги) – в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По
сигналу – выполнение определённого задания: ускорение, остановка, изменение направления или
способа передвижения, поворот на 360 градусов – прыжок вверх, падание и перекат, имитация
передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и
т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к
сетке.
Упражнения для развития прыгучести.
1. Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх. То же, но с утяжелением.
2. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута,
левая (правая) опущена вниз, держаться руками на уровне лица – быстрое разгибание ноги (от
стенки не отклоняться). То же, но с отягощением.
3. Упражнение с отягощением (до 10 кг для девочек и до 20 кг для мальчиков).
Приседания, выпрыгивание вверх из приседа и полуприседа, прыжки на двух ногах.
4. Многократные броски набивного мяча 12 кг над собой в прыжке и ловля после
приземления.
5. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком и
спиной вперёд. То же в отягощении.
6. Напрыгивание на сложенные стопкой гимнастические маты. Спрыгивание в глубину с
матов с последующим выпрыгиванием из приседа.
7. Прыжки на одной и двух ногах с преодолением препятствий.
8. Прыжки вверх с доставанием подвешенного предмета.
9. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
10. Бег по крутым склонам.
11. Бег через рвы и канавы. Бег по песку без обуви.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и
передачи мяча.
1. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями.
2. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперёд, в стороны, вверх, на
месте и в сочетании с различными перемещениями.
3. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных су
ставах (ладони располагаются на стене пальцами вверхв стороны, вниз, пальцы вместе или
расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается.
4. То же, но упираясь в стену пальцами.
5. Упор лёжа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
6. Из упора присев, разгибаясь вперёдвверх, перейти в упор лёжа (при касании руками
пола руки согнуть).
7. Вращение кистями палки, наматывая на неё шнур, к концу которого подвешен груз (5
15 кг).
8. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопный сустав удерживает
партнёр (с 13 лет для мальчиков).
9. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у
лица.
10. Многократные броски набивного мяча от груди и ото лба двумя руками (вперёд и над
собой) и ловля. Особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами.
11. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым экспандером.
12. Многократные «волейбольные» передачи в стену баскетбольного, футбольного мячей,
набивного мяча над собой и партнёрам.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.
1. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и
максимальной быстротой.2. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в
положении наклона вперёд, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение
руками внизвперёд). То же, но одной рукой с шагом. Круговые движения и т.д.
3. Упражнения с набивным мячом. Броски двумя руками изза головы с максимальным
прогибанием при замахе.
4. Броски набивного мяча снизу одной и двумя руками.
5. Броски набивного мяча через сетку левой и правой рукой.
6. Броски набивного мяча через сетку одной и двумя руками на точность и на дальность.
7. Упражнения с волейбольным мячом. Подача в стену, Подача слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
1. Броски набивного мяча изза головы двумя руками с активным движением кистей
сверху вниз – стоя на месте и в прыжке.
2. Броски набивного мяча в прыжке изза головы двумя руками через сетку.
3. Имитация нападающего удара, держа в руках утяжелитель.
4. Метание малых мячей в цель на стене с расстояния 510 м. Выполняется с места, в
прыжке, с разбега, обеими руками, в соревновательном режиме.
5. Совершенствование ударов по зафиксированному на игровой высоте учащихся мячу. В
прыжке без разбега, с разбегом, с отягощением.
6. Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последовательным прыжком и ударом по
зафиксированному мячу.
7. Многократное выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания.
8. То же, но с наброса партнёра.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
1. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с
касанием подвешенного мяча. С места, после перемещения, после поворота и пр.
2. Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и
двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч. Мяч отбивать в высшей точке
полёта.
3. Бросить мяч вверх/назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену.
4. То же, но мяч набрасывает партнёр. Партнёр с мячом может менять высоту
подбрасывания, выполнять обманные движения.
5. То же, поворот блокирующего по сигналу партнёра. Вначале мяч подбрасывается после
поворота, затем во время, а потом и до поворота.
6. То же с поворотами, перемещениями.
7. Многократные прыжки с доставанием ладонями отметки на стене (щите).
8. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком
вперёд, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
9. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180 градусов.
10. То же, но в 11,5 м от сетки. Принятие исходного положения после шага вперёд.
11. Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах
площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления.
Другой старается повторить его действия.
12. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнёра.
13. Нападающий имитирует разбег на нападающий удар. Блокирующий на другой стороне
площадки выбирает место и время для блокирования. Повторяется многократно, сериями.
Моральноволевая (психологическая) подготовка.
Требования, предъявляемые тем или иным видом спортивной деятельности к человеку,
развивают и различные психические функции, волевые качества, которые приобретают
определенную конкретную специфику. Скажем, решительность и смелость мотогонщика
качественно отличается от решительности и смелости волейболиста. Следовательно, для того
чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовкеволейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности, что
поможет целенаправленно и планомерно воспитывать психические качества и функции,
необходимые для успешного выступления в соревнованиях.
Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность.
Основные виды двигательных актов волейболистов быстрые перемещения, прыжки,
броски при приеме мяча. Их выполнение связано с определенным риском и требует от игроков
смелости и самообладания. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой
системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества игровых
приемов в защите и нападении. Сложность игровых действий заключается в том, что этот
арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях,
требующих быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по
режиму, скорости и характеру.
Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость
развития скорости реакции, быстроты движений. Под влиянием тренировки у игроков до
минимума сводятся такие составные части латентного периода, как момент различения,
узнавания и особенно выбора действия за счет выработки соответствующего динамического
стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной скорости реакции. Необходимо
вырабатывать и умение предвидеть, предвосхищать возможные игровые моменты, что связано с
вероятностным прогнозированием будущих ситуаций.
Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций для
осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий
все это предъявляет высокие требования к психике волейболистов, особенно к их мышлению.
Быстрый темп игры, ее напряженность, чередование успехов и неудач, готовность к
выполнению ответных действий в условиях дефицита времени и ответственность за каждое
действие, каждый прием, бурная реакция зала все это вызывает столь же сильные, сколь и
разнообразные эмоции игроков. Одни эмоции оказывают положительное влияние на игру
волейболистов, другие отрицательное. Преодолению отрицательных воздействий помогают
самообладание, выдержка.
Моральноволевая подготовка включает:
1. Лекции, беседы, диспуты на политические и этические темы.
2. Личный пример тренера.
3. Убеждение.
4. Побуждение к деятельности.
5. Поощрение.
6. Наказание.
7. Поручение.
8. Обсуждение в коллективе (не только в команде, но и в производственном коллективе, к
которому она относится).
9. Приучение к условиям соревнований.
10. Проведение совместных занятий менее подготовленных волейболистов с более
сильными (детских с молодежными, молодежных со взрослыми и т. д.).
11. Контрольные игры с «гандикапом».
12. Действия в условиях, более сложных, чем на соревнованиях.
13. Соревновательный метод.
14. Составление волейболистом плана тренировочного занятия и самостоятельное
проведение.
15. Превышение какогото задания по сравнению с предыдущим занятием. Знание
тренером основ методики обучения и тренировки позволит ему правильно планировать учебно
тренировочный процесс, добиваться быстрого и правильного овладения волейболистами
рациональной техникой и, в конечном счете, добиваться успеха на соревнованиях.
Зрительные восприятия.
Развитие процессов восприятияУмение видеть положение и перемещение игроков по площадке, не выпускать из поля
зрения мяч, быстро ориентироваться в сложившихся условиях важнейшие качества игрока.
Восприятие движений
В восприятии движений как целостного действия приема, так и его отдельных частей
отражаются различные их особенности и свойства: характер, форма, амплитуда, направление,
продолжительность, скорость, ускорение.
В спортивной деятельности мышечнодвигательная чувствительность это основа
совершенного овладения техникой физических упражнений и приемов, тончайшего
регулирования спортсменом своих движений. Кинестетическая чувствительность является
одним из основных компонентов такого сложного специализированного восприятия, как
«чувство мяча».
Развитие внимания
Успешное выполнение технических и тактических действий волейболистами в
значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания,
как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.
Развитие волевых качеств
Внимание, высокая двигательная активность, острая соревновательная борьба, резкая
смена успехов и неудач требуют от волейболистов большого напряжения воли. Волевые качества
спортсмена проявляются в его действиях, направленных на преодоление трудностей и
препятствий, специфичных для данного вида спорта.
Целеустремленность и настойчивость
Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед
волейболистами, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в
трудолюбии.
Прежде всего, необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению
техникой и тактикой игры, заинтересовать этой работой, поставить перед игроком конкретные
задачи на определенный срок с тем, чтобы непременно решить их. В занятия следует включать
упражнения, различные по сложности и трудности, и обязательно контролировать их
выполнение. Проводить занятия нужно при любых условиях.
Выдержка и самообладание.
Эти волевые качества необходимы волейболистам для успешного преодоления
неблагоприятных эмоциональных состояний: чрезмерной возбудимости, растерянности,
подавленности, для преодоления нарастающего утомления.
Чтобы преодолеть утомление и болевые ощущения, следует добиваться точного
выполнения любого задания. Развить специальную выносливость, тренироваться и играть в
усложненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувства дружбы и
товарищества, умения подчинять личные интересы интересам коллектива. Только в таком случае
игрок будет твердо уверен в том, что товарищи всегда поддержат его в трудные моменты.
Решительность и смелость.
Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные
решения в ответственные моменты игры, смело принимать на себя ответственность, вступать в
единоборство.
Включение в тренировочный процесс хоккея, баскетбола, прыжков в воду,
акробатических упражнений, выполнение которых связано с известным риском и требует
преодоления боязни, колебаний и т. д., поможет развить у волейболистов решительность и
смелость.
Инициативность и дисциплинированность.
Инициативный игрок является организатором, ведет за собой команду, вносит в игру дух
творчества, не поддается постороннему нежелательному влиянию. Дисциплинированность
выражается в умении игрока подчинить свои действия задачам коллектива, плану действий всей
команды.Развитие инициативности у волейболистов возможно лишь при хорошей технической и
тактической подготовленности.
Инициативность воспитывается только в процессе
самостоятельного решения поставленных задач, самостоятельного нахождения путей и средств
для достижения поставленной цели.
Эффективным средством воспитания этого качества являются двусторонние игры со
специальными заданиями в условиях, требующих от игроков максимального проявления
инициативности.
Что касается дисциплинированности, то сознательная дисциплина предполагает не
слепое, по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознанного долга. Для
дисциплинированного человека характерны исполнительность,
В
дисциплинированности находят выражение все волевые качества.
организованность.
Дисциплинированность достигается всей организацией процесса обучения и тренировки.
Выполнение спортсменом установленных требований должно носить сознательный характер.
Важное значение для воспитания дисциплинированности имеет строгое соблюдение режима.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям
Психологическая подготовка волейболистов к предстоящему соревнованию или
отдельной игре осуществляется на основе общей психологической подготовки и связана с
задачами, возникающими перед спортсменами в конкретном соревновании. К этим задачам
относят:
1. Осознание игроками особенностей предстоящей игры.
2. Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура и т. п.).
3. Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к встрече, а также оценка
собственных возможностей.
4. Твердая уверенность в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач.
5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.
Инструкторская и судейская практика
Представленная программа имеет целью подготовить не только игроков высокого уровня,
но и грамотных спортсменов, досконально знающих правила игры волейбола, правила поведения
на игровой площадке и вне её, а также начинающих судей и инструкторовобщественников.
Важным моментом является возможность учащихся познакомиться со спецификой работы, что
может послужить толчком к выбору данных профессий в дальнейшем. На данный момент
развития спорта в нашей стране этот вопрос является весьма актуальным. Учитывая недостаток
квалифицированных тренеров и педагогов дополнительного образования, ДЮСШ, в числе
других спортивных организаций, должны взять на себя заботу о подготовке новых кадров в
данной области.
Данный раздел учебной программы представляет собой список тем, позволяющих
ознакомить учащихся:
с основами организации и проведения учебнотренировочных занятий;
с основами организации и проведения официальных соревнований по волейболу;
особенностями работы педагогов и тренеров по волейболу;
особенностями работы судей по волейболу.
1. Тестирования и проведение тестов по правилам миниволейбола.
2. Тестирования и проведение тестов по официальным правилам волейбола.
3. Составление комплексов упражнений по общей физической подготовке, по обучению
перемещениям, приёму и передаче мяча, нижней и верхней прямой подаче.
4. Судейство на учебных играх в своей группе (по упрощённым правилам).
5. Составление комплексов упражнений специальной физической подготовке.
6. Составление комплексов упражнений по технической подготовке своего и более
младшего года обучения.
7. Составление комплексов упражнений по тактической подготовке своего и младших
годов обучения.8. Проведение составленных комплексов со своей группой и группами младших годов
обучения.
9. Судейство на учебных играх, на соревнованиях в общеобразовательных школах, в своём
спортивном клубе. Выполнение обязанностей первого и второго судей, секретаря и судьи на
линии.
10. Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению
технике игры.
11. Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в мини
волейбол.
12. Тестирования и проведение тестов по официальным правилам пляжного волейбола
13. Проведение соревнований по миниволейболу и волейболу в общеобразовательной
школе и своём спортивном клубе. Выполнение обязанностей главного судьи, заместителя
главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
14. Проведение соревнований по пляжному волейболу. Выполнение обязанностей
главного судьи, заместителя главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.
15. Упражнения повышенной трудности в процессе проведения физической подготовки,
техническотактической и интегральной подготовки.
16. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов проведённых
игр.
17. Изучение соревновательного метода (в процессе физической и других видов
подготовки)
18. Ведение игр во время соревнований младших групп.
Интегральная подготовка
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов.
Первое: нападающий ударблокирование. Учащийся в зоне 4 (3,2) выполняет
определенным способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы
и направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются
точность нападающего удара и качество блокирования.
Второе: блокированиевторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар
из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2
(стоя спиной)по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй
передачи.
Третье: прием мяча снизу двумя руками верхняя передача. Учащийся в зоне 2
принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4.
Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить
определенное количество серий.
2. Упражнения на переключение в тактических действиях.
Испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои
действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения.
Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки – для блокирования,
три – на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противоположной
стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны
3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих».
Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии,
который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняют вторую передачу комулибо из трех
игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняется 3 серии,
затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два блокирования и три удара в одной
серии. Учитываются правильность выполнения действий и техническое качество исполнения.
Второе – после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего
выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде «доигровка» выполняет
нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: приемподачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара. Учитываются
количество правильно выполненных заданий и ошибки.
3. Определение эффективности игровых действий.
Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании результатов
наблюдений в календарных и контрольных игра. Для этого применяют различные системы записи
игр.
На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в нескольких играх –
календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.
Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов
невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый
занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах
интегральной подготовки указано количество соревнований на каждый год в системе
многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося.
Годовой учебный план, поурочное распределение программного материала и модельные
учебные занятия
групп начальной подготовки ГНП1.
Год
обучения
Минимальный
возраст для
зачисления
(лет)
Количество
учащихся
в группе
Количество
учебных
часов
в неделю
Количест
во
учебных
часов
в год
Группы начальной подготовки (ГНП1)
Первый
7 10
15
6
312
Требования
по
спортивной
подготовке
Требования
программы
(приемные)
Годовой планграфик распределения учебных часов по волейболу для I года обучения в
группах начальной подготовки.
№
п/п
Содержание занятий
Часы
ь
р
б
я
т
н
е
С
ь
р
б
я
т
к
О
ь
р
б
я
о
Н
ь
р
б
а
к
е
Д
ь
р
а
в
н
Я
ь
л
а
р
в
е
Ф
т
р
а
М
ь
л
е
р
п
А
й
а
М
ь
н
ю
И
ь
л
ю
И
т
с
у
г
в
А
Всего
ИТОГО ЧАСОВ:
1.
2.
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
3. Тактическая подготовка
4. Техническая подготовка
5.
Инструкторская и
судейская практика
8
86
45
37
72
I. Теоретические занятия
1
1
II. Практические занятия
1
1
1
1
1
1
7
4
3
7
7
4
3
8
7
4
3
5
7
4
3
5
7
4
3
5
7
4
3
5
7
4
3
11
7
4
3
2
7
4
3
4
7
4
3
7
8
3
3
7
8
2
4
6
8
86
45
37
72
6. Контрольные испытания
7. Интегральная подготовка
8. Соревнования
ИТОГО ЧАСОВ:
ВСЕГО ЧАСОВ:
14
26
24
304
312
4
3
4
5
3
5
5
5
6
6
6
6
6
25 25 25 25 25 25 25 25 26
26 26 26 26 26 26 26 26 26
26
26
26 26
26 26
14
26
24
304
312
Отличительной особенностью группы ГНП первого года обучения является привлечение
учащихся к процессу спортивной подготовки в целях укрепления их здоровья и привития
интереса к занятиям спортом, а также создание прочной основы для дальнейшей многолетней
подготовки волейболистов.
Большое внимание в первый год обучения уделяется физической подготовке, развитию
навыков естественных видов движений, укреплению опорнодвигательного аппарата.
Происходит ознакомление с простейшими элементами техники и тактики игры волейбол.
В связи с тем, что в группы ГНП1 входят, чаще всего, дети младшего школьного
возраста, занятия рекомендуется проводить в форме сочетания подвижных игр, комплексов
гимнастических и акробатических упражнений и устных бесед.
Для программного материала, прежде всего техникотактического содержания
подготовки, определена последовательность изучения на весь учебный год. С учётом этой
последовательности, сложности материала и положения методики обучения весь программный
материал распределён по занятиям (для групп НП на 156 занятий, для УТГ – на 234 и 312
занятий соответственно). При этом выделены занятия, на которых материал изучается впервые,
и те занятия, на которых материал повторяется и происходит совершенствование навыков.
Ниже приводится поурочное распределение программного материала. В графах «№
занятий, на которых начинается обучение» и «№ занятий, на которых начинается повторение»
указаны номера занятий, на которых должно проводиться обучение (начало обучения,
повторение и совершенствование).
Поурочное распределение программного материала
Содержание поурочного материала
Теоретическая подготовка:
1. Физическая культура и спорт в
России в системе физвоспитания
2. Гигиена закаливания и режим питания
спортсмена
3. Строение и функции организма
человека, влияние физических
упражнений на организм.
4. Врачебный контроль и самоконтроль.
Оказание первой медицинской помощи.
Спортивный массаж.
Физическая подготовка
Техническая подготовка:
Действия без мяча:
1. Стойки волейболиста.
2. Ходьба и бег, перемещаясь лицом.
3. Перемещения приставными шагами:
лицом, правым, левым боком вперёд.
№ занятий, на которых
начинается обучение
№ занятий, на которых
начинается повторение
1,3,5,7
16,19,134
35,37,38
74,78,86,136,137
12, 410, 1325, 2934, 3653, 5673, 7576, 78107,
111133, 135, 138156
3,4
5,6
9
8, 15,18,21,24,55,67,79,85
9,13, 24, 36
10, 13,14, 36,68,964. Остановка шагом.
5. Сочетание способов перемещений.
6. Сочетание способов перемещений и
стоек.
Действия с мячом:
1. Передачи мяча сверху двумя руками.
Передача мяча сверху броском над
собой, вверх вперёд на месте и после
перемещений лицом, боком и остановки.
2. Передача мяча сверху в пределах
линии нападения, вдоль сетки и под
углом к сетке (расстояние до 2 м) после
перемещений лицом, боком и остановки.
3. Передача мяча с собственного
подбрасывания по тем же
направлениям.
4. Передача мяча с наброса партнёра.
5. Передача мяча сверху и снизу в парах
на месте, после перемещений лицом,
боком и остановки.
6. Передача мяча сверху в стену.
7. Отбивание мяча снизу с наброса
партнёра.
8. Подбивание мяча снизу над собой.
9. Подача. Подбрасывание мяча на
нужную высоту и расстояние от
туловища
10. Подача мяча в стену (расстояние 34
м)
11. Подача через сетку с близкого
расстояния.
12. Чередование изученных технических
приёмов и их способов в различных
сочетаниях.
Тактическая подготовка
1. Выбор места для выполнения верхней
и нижней передачи.
2. Выбор способа отбивания мяча через
сетку (сверху, снизу)
5. Выбор места при приёме подачи.
7. Выбор места при страховке партнёра,
принимающего мяч.
Контрольные испытания
9
27
37
10,13,36
73
73
10,21,22
13,17,20,25,28,36,39,57,6
0,63,95,98,115
20,34,35
27,36,37,38,48,49,67,68,9
1,92,111,112
21,
11,14
15
16, 24
7
18
21
18
20
21
27,41,55,57,
68,74,84,98,103,114, 118,
132,145,154
5,9
26
25
40
12,15,16,19,20,24,28,42,5
2,64,76,81,97
16,18,20,23,25,42,52,64,7
6,81,97
17, 18, 25,26,
35,38,40,56,65, 77, 78,
82,98,102
10,13,16,19,31,43,56,
59,62,94,97,114,116
19, 22,24,28
22,35,44,54,68,94,101
19, 20, 21, 23,25
21,22,23,25,35,36,56,57
2225,78107, 111117
33,45,59,71,78,86,100,
116,125,140,150
13,15,18,21,33,45, 58, 79,
112
27,30,32,59
27,29,34,44,59,79,86
42,86,106,109,110
2, 6,118
Модельное занятие
Занятие № 25 Комбинированное по физической и технической подготовке.
Задачи: Закрепление изученного материала по технике передач и подачи.
Инвентарь: набивные и волейбольные мячи.Подготовительная часть – 20 мин. Орг. вопросы – 12 мин.
1. ОРУ в движении:
ходьба, бег; перемещения лицом, спиной, боком приставными шагами; вращение прямыми
руками в ходьбе вперёд, назад, одна вперёд – другая назад; махи прямыми ногами вверх вперёд;
наклоны вперёд на каждый шаг; ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне
стопы.(5 мин)
2. Работа с набивными мячами в парах через сетку: броски над собой и партнёру и ловля
двумя руками над головой; броски мяча через сетку двумя руками изза головы, левой и правой
рукой.(8 мин)
3. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных
суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх в стороны, вниз, пальцы вместе или
расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но упираясь в стену
пальцами. Упор лёжа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. (7
мин)
Основная часть – 65 мин.
1. Повторение изученного материала по технике передач:
1) Выполнение передачи двумя руками сверху над собой (5 мин);
2) Выполнение передачи двумя руками сверху с наброса партнёра (10 мин);
3) Выполнение передачи снизу над собой (5 мин);
4) Выполнение передачи снизу с наброса партнёра (10 мин);
2. Повторение изученного материала по технике подачи:
1) Выполнение подброса мяча над собой слабейшей рукой на нужную высоту и расстояние
для выполнения верхней прямой подачи (5 мин);
2) Выполнение верхней прямой подачи в стену с близкого расстояния от неё (10 мин);
3) Выполнение верхней прямой подачи через сетку с близкого расстояния от неё (10 мин);
3. Учебная игра: учащиеся делятся на две команды и соревнуются, какая команда
быстрее подаст 10 подач через сетку. Подачи выполняются командами поочерёдно и поочерёдно
же внутри команды. (10 мин)
Заключительная часть – 5 мин.
Упражнения на расслабление и гибкость.
Годовой учебный план, поурочное распределение программного материала и модельные
учебные занятия групп начальной подготовки ГНП2
Год
обучения
Минимальны
й возраст
для
зачисления
(лет)
Количество
учащихся
в группе
Количество
учебных часов
в неделю
Количество
учебных
часов
в год
Требования по
спортивной
подготовке
Группы начальной подготовки (ГНП2)
Второй
1011
15
9
468
Требования
программы
(приемные)
Годовой планграфик Работа с группой ГНП второго года обучения является следующим
этапом в подготовке юных волейболистов