Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЗР
Детсад
22.01.2017
Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»
Программа посвящена очень актуальной проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, формирования потребности в здоровом образе жизни. В программу кружка "Азбука безопасности" включены разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт детей и создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе.Программа посвящена очень актуальной проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, формирования потребности в здоровом образе жизни. В программу кружка "Азбука безопасности" включены разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт детей и создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе.
Программа Азбука безопасности.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение             «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»                                  г. Мичуринска Тамбовской области                      Дополнительная общеразвивающая программа  дошкольного  образования по формированию навыков безопасного                                  поведения  «Азбука безопасности» Срок реализации: 1 учебный  год Составитель: Ерохина Юлия  Анатольевна 2016 г                                      ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ Срок реализации 1учебный год Количество занятий в учебном году 31 занятие Количество занятий в неделю Длительность 1 занятия 1 занятие 30 минут Наполняемость группы 8­10  человек (1 подгруппа)                           2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ №  п/п 1. 2. 3. 4.                              Содержание  Пояснительная записка Разделы программы.  Тематическое планирование занятий  Система отслеживания успешности реализации  программы Приложение 1. Анкета для родителей «Здоровый образ  жизни» Приложение 2. Консультация для родителей  «Правильное питание дошкольников» Приложения 3. Консультация для родителей «Правила  безопасности дома и на улице» Список используемой литературы Стр. 4­9 10­11 12­15 16­18 19­21 21­25 26­27 28 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Решение   этой   задачи   неразрывно   Одним   из   основных   направлений   Федерального   Государственного Образовательного   Стандарта   дошкольного   образования   является   создание условий развития ребенка, открывающих   возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей   на   основе   сотрудничества   с   взрослыми,   сверстниками   и, соответствующими возрасту видами деятельности.      Одним из условий для полноценного   развития   подрастающего   поколения   является   воспитание физически здорового ребенка.Важно побудить ребенка задуматься о работе своего   организма,   почувствовать   и   лучше   понять   его   сложное   устройство, осознать   значение   правильного   питания,   активного   образа   жизни,   личной гигиены.     связано   с   обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.               Дошкольный   возраст   характеризуется   нарастанием   двигательной активности   и   увеличением   физических   возможностей,   стремлением   к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм и опасных ситуаций.       Первостепенными   задачами   ДОУ   и   семьи   является   охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование   потребности   в   здоровом   образе   жизни,   развитие   понимания детьми   правил   основ   безопасности   жизнедеятельности   и   умения   их выполнять.                 Программа   кружка   базируется   на   программе   Н.Е.   Вераксы, Т.С.Комаровой,   М.А.Васильевой   «От   рождения   до   школы»   и   посвящена актуальной   проблеме:   формированию   у   детей   осознанного   отношения   к собственной безопасности и позволит на основе интегрированного подхода         4 реализовать   идею   формирования   у   детей   ответственного   отношения   к выполнению правил безопасности. Ведущая идея программы ­ создание комфортной среды, обогащение знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, формирование умений ситуации. правильного поведения любой       в     Цель программы  ­формирование у  детей  осознанного выполнения  правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Задачи: 1. Формировать представления  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания. 2. Формировать целостную картину   мира и расширение кругозора в части представлений   о   возможных   опасностях,   способах   их   избегания,   способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. 3. Формировать   первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье,   социуме   и   государстве,   освоение   общепринятых   норм   и   правил взаимоотношений   с   взрослыми   и   сверстниками   в   контексте   безопасного поведения и основ экологического сознания. 4. Формировать  первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. 5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек   ­ часть природы; что   на   жизнь   и   здоровье   человека   и   животных   влияют   чистота   водоемов, почвы и воздушной среды.  6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. 7. Выработать у дошкольников нормы поведения,  уверенность в себе. 5 Развивающие задачи: 1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни. 2. Продолжать развивать интерес к строению своего организма. 3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники. 4. Формировать умения ликвидации возможных последствий. 5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе. 2. Воспитывать интерес к своему организму. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающему: ▪ ▪ ▪ ▪ 4. Воспитывать желание помогать другим.  природе;  животным;  своему организму;  окружающим предметам. Принципы, лежащие в основе программы: • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным  особенностям); • Наглядности (использование ИКТ ­ технологий, раздаточного и  практического материала); • Деятельности (действия ­ как способа познания); • Креативности (организация инновационной деятельности); • Вариативности (использование разных способов решения проблемных  задач); • Систематичности и непрерывности;  • Постепенности (от простого к сложному); • Тактичности, доброжелательного отношения к каждому. Формы и методы работы кружка  Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.  Просмотр видеофильмов.  Знакомство с произведениями художественной литературы. 6  Рассматривание иллюстраций, картин.  Заучивание стихов.  Беседы.  Создание ситуаций и практическое решение.  Продуктивная деятельность .  Практические упражнения для закрепления навыков.  Инсценировка.  Развлечения,викторин и КВН. Содержание занятий кружка  упражнения для физического развития детей;  развивающие игры по ОБЖ;  задания на укрепление здоровья.  просмотры фильмов; презентаций;  дидактические игры для закрепления навыков;  практические задания  (способы решения задачи в любой ситуации);  практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);  Игры­драмматизации;  Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ). Предполагаемые результаты освоения программы: В   качестве   целевых   ориентиров   социально­коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены: ­   самостоятельность,   целенаправленность   и   саморегуляция   собственных действий как  интегративные  качества, раскрывающие возможность   ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных  и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом; ­   «эмоциональный   интеллект»   как   способность   распознавать,   осознавать, принимать   и   регулировать   эмоциональные   состояния   и     чувства   других   и самого себя;   ­   «социальный   интеллект»   как   способность,   проявляющаяся   в   умении использовать     основ   социальной   культуры   и   объяснении   и аргументации   социального   взаимодействия,   в   понимании   мыслей   и   чувств, 7   знания намерений  других  в ситуации   межличностного  диалога, в  прогнозировании последствий общения; ­ «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии,   литературным персонажам,   взрослым   людям   в   ситуации   социальной   коммуникации.   содействии   сверстникам,   сострадании, В   результате   освоения   программывоспитанники  будут   иметь представления: ­ о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека; ­ об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми; ­   о   нормах     поведения     при   общении   с   другими     дети,   в   том   числе подростками; ­ о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту; ­ о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице; ­ о правилах  безопасного поведения на улице; ­о местах на улице, где позволительно играть; ­ о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность; ­ о ценности   здоровой  пищи;  ­ о роли лекарств и  витаминов; ­ о пользе  овощей  и фруктов; ­ о  значении  крови для живых существ;  ­ о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми; ­ о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях; ­о необходимости следить за своей внешностью; знать: ­   домашний  адрес  и  номер  телефона;  имена  и  отчества   родителей;  адрес детского сада;  ­ телефоны полиции, скорой помощи, пожарной   части; ­ правила пользования телефоном; ­ правила поведения   в ситуации потенцально опасного поведения со стороны незнакомого взрослого;  ­ строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;  ­   правила   уличного   движения,   перехода   улицы   в   указанных   местах,   в соответствии со световыми сигналами; ­  дорожные знаки  для водителей и пешеходов; ­ разные  виды транспорта; 8 ­ разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих; ­какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению. ­какие опасности встречаются в природе. уметь: ­применять   усвоенные   знания   и   способы   деятельности   для   решения проблемных ситуаций; ­планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; ­ соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах; ­различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш¬ный, водный); ­ориентироваться   в   окружающем   пространстве,   обозначать   взаимное расположение   и   направление   движения   объектов;   пользоваться   знаковыми обозначениями; ­устанавливать причинно­следственные связи между состоянием окружающей среды   и   жизнью   живых   организмов,   бережно   относиться   к   природе; ­бережно относиться к своему здоровью.                   Дополнительная   общеразвивающая   программа   дошкольного образования   «Азбука   безопасности»     может   быть   полезной     педагогам дошкольных   учреждений   и   родителям   воспитанников.   Определяя   основное содержание   и   направление   развития   детей,     программа   оставляет   за педагогами  право на использование различных форм и методов организации обучения   с   учетом   индивидуальных   и   возрастных   особенностей   детей, социокультурных   различий.   При   этом   основным   ориентиром   должен   стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения.        Срок  реализации  программы ­ 1 год и  предполагает   проведение цикла занятий   с  детьми 6­7  лет в рамках   кружка «Азбука  безопасности». Курс рассчитан  на   31    самостоятельное   занятие,  которые     проводятся  течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью   30   минут. Число воспитанников кружка 8 ­10 человек. 9 2. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ           Наименование разделов                Количество занятий                  Здоровый ребенок 1. Изучаем свой организм 2. Откуда берутся болезни? 3. Смотри во все глаза 4. Почему надо чистить зубы? 5. Как беречь свое здоровье 6. Витамины и полезные продукты 7. Осторожно, огонь!           Огонь – друг, огонь ­ враг! 8. Укротители огня 9. Правила пожарной безопасности 10. Пожароопасные предметы 10 Дети на дороге 12. Дорожные знаки 11. Не бойся огня! Наряжаем елку                       Один дома                Эмоциональное                   благополучие 13. Правила дорожного движения 14. Поведение в транстпорте и в  общественных местах 15. Правила для пешеходов 16. Опасности в доме.Опасные  предметы  17. Если в дверь позвонили.. 18. Я рисую свой страх  19. Конфликтные ситуации между  детьми                   Ребенок на улице 20. Незнакомые люди и предметы                  В мире природы 21. Контакты с животными 22. Если ты потерялся. К кому можно  обратиться за помощью  на улице 23. Катание на велосипеде, самокате,  роликах  24. Как не заблудиться в лесу? 25. Съедобные и несъедобные грибы 26. Берегись насекомых 27. Осторожно! ядовито! 28. Гроза, град. Правила безопасного  поведения. 29. Мы пришли на водоем 30. Сами с усами! Первая помощь при  ЧС. 31. Безопасность каждый день!  11 всего (итоговое занятие)                                31                  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ           Возраст воспитанников 6 – 7 лет (подготовительная группа) Перспективное планирование работы кружка «Азбука  безопасности» Раздел Тема Краткое содержание. Здоровый  ребенок Изучаем свой  организм Откуда берутся  болезни? Смотри во все  глаза Рассказ, как устроено тело  человека. Рассказать об инфекционных  болезнях и их возбудителях:  микробах и вирусах Формировать представление о том, что глаза являются  одним из основных органов  чувств человека; воспитывать  сознательное отношение к  своему здоровью. Дата  проведен ия октябрь 1 неделя октябрь 2 неделя октябрь 3 неделя 12 Почему надо  чистить зубы? Как беречь свое  здоровье Витамины и  полезные  продукты Огонь – друг, огонь ­ враг! Осторожно,  огонь! Укротители  огня Правила  пожарной  безопасности Пожароопасные  предметы Пожарная  безопасность в  природе Довести до сознания детей  важность соблюдения  гигиенических процедур Рассказ о профилактике  заболеваний, воспитывать  бережное отношение к своему здоровью и здоровью  окружающих. Познакомить с понятием  «витамины» и продуктами, в  которых они встречаются,  рассказать о значении  витаминов для здорового  развития организма. Рассмотреть и обсудить  причины и ситуации  возникновения пожаров,  научить детей, как  действовать во время пожара Закрепить правила  противопожарной  безопасности, рассказать  детям о нелегком труде  пожарных; помочь  разобраться в особенностях  пожарной машины, зависящих от ее назначения Закрепление с детьми  знания  средств пожаротушения Познакомить детей с  пожароопасными предметами, сформировать чувство  опасности огня; довести до  сознания мысль о том, что  этими предметами нельзя  пользоваться самостоятельно Формировать у детей  представление о пожарной  безопасности в природе, об   опасности разжигания  костров для окружающей  октябрь 4 неделя ноябрь 1 неделя ноябрь 2 неделя ноябрь 3 неделя ноябрь 4 неделя декабрь 1 неделя декабрь 2 неделя декабрь 3 неделя 13 Дети на дороге                        Один дома Не бойся огня!  Наряжаем елку Дорожные знаки Правила  дорожного  движения Поведение в  транстпорте и в  общественных  местах Правила для  пешеходов Опасности в  доме. Опасные  предметы Если в дверь  позвонили..                 Эмоциональ ­ное    благополучи е Я рисую свой  страх Конфликтные  ситуации между детьми среды и собственного  здоровья; воспитывать чувство  ответственности за свои  поступки; формировать у детей навыки  пожаробезопасного поведения в период новогодних  праздников Закрепить название и  назначение дорожных знаков Закрепить знание правил  дорожного движения Познакомить детей с  правилами поведения в  общественном транспорте;  воспитывать культуру  поведения в транспорте Формировать ответственное  отношение к своей  безопасности на улице Познакомить с предметами,  требующими осторожного  обращения Довести до сознания детей  мысль о том, что не всегда  приятная внешность человека  означает его доброе  намерение и, наоборот,  отталкивающая внешность не  всегда означает его недобрые  намерения. Попытаться выяснить, чего  боятся дети; помочь детям  избавиться от возможного  чувства страха. Продолжать формировать  навыки общения детей со  сверстниками; умения  выслушать другого,  декабрь 4 неделя январь 2 неделя январь 3 неделя январь 4 неделя февраль 1 неделя февраль 2 неделя февраль 3 неделя февраль 4 неделя март 1 неделя 14 Ребенок на  улице В мире  природы Опасные  ситуации:  контакты с  незнакомыми  людьми на  улице Контакты с  животными Если ты  потерялся… (к кому можно  обратиться за  помощью  на  улице) Катание на  велосипеде,  самокате,  роликах Съедобные и  несъедобные  грибы Берегись  насекомых Осторожно!  ядовито! поддерживать общий  разговор, участвовать в  коллективном обсуждении,  обучение их совместному  поиску взаимовыгодных  решений в сложных ситуациях Рассмотреть и обсудить  опасные ситуации, которые  могут возникнуть на улице  при контакте с незнакомыми   людьми. Рассказать об опасных  ситуациях, которые могут  возникнуть при контакте с  животным. Объяснить детям, к каким  взрослым можно обратиться  за помощью, если  потеряешься на улице. Рассмотреть различные  опасные ситуации, которые  могут возникнуть в городских условиях, при катании детей  на велосипеде (самокате,  роликах); научить детей, как  можно избежать таких  ситуаций. Познакомить детей со  съедобными и несъедобными  грибами, научить различать  грибы по внешнему виду Познакомить детей с  насекомыми, опасными для  человека Познакомить детей со  съедобными ягодами,  ядовитыми растениями,  научить различать их по  внешним  признакам. март 2 неделя март 3 неделя март 4 неделя апрель 1 неделя апрель 2 неделя апрель 3 неделя апрель 4 неделя 15 Гроза, град.  Правила  безопасного  поведения. Мы пришли на  водоем Сами с усами!  Первая помощь  при ЧС. Безопасность  каждый день! (обобщающее  занятие) Ознакомление со стихийными бедствиями природы; их  происхождением,характерны ми признаками и правилам  безопасного поведения Познакомить с правилами  безопасного поведения на  водоемах летом и в холодное  время года Формирование умения  оказывать помощь себе и  другим в случае не обходимости Развитие у детей интереса к  своему здоровью; закрепление навыков безопасного  поведения при ЧС май 1 неделя май 2 неделя май 3 неделя май 4 неделя                               4. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ                                             РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:     Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы     интеллектуальные   и   личностные   качества воспитанников     после   освоения     курса   дополнительной   общеразвивающей программы   «Азбука   безопасности»   путем   применения   методов, обеспечивающих   получение   необходимого     информации, объективность     и     точность   получаемых   данных.     Это   наблюдение     за ребенком,  беседа, моделирование проблемных ситуаций.   исследует     объема   16 Критерии оценки приобретенных знаний детей 6 – 7 лет: • Блок «Здоровый ребёнок» 1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей. 2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы). 3. Умеет различать полезные и вредные привычки. 4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека. 5.   Знает,   как   беречь   своё   здоровье,   знает   несколько   видов   закаливания, называет 7 и более видов спорта. • Блок «Огонь – друг, огонь – враг!» 1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества. 2. Хорошо знаком с профессией пожарного. 3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу. • Блок «Дети на дороге». 1. Называет 7 и более дорожных знаков. 2. Знает основные правила дорожного движения. 3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах. 4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения. • Блок «Один дома» 1.   Имеет   представление   о   правилах   пользования   электроприборами;   знает основные правила обращения с компьютером и телевизором. 2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать   в   таких   случаях:   обратить   внимание   прохожих   и   взрослых   на себя,   уметь   звать   на   помощь,   уметь   сказать   «нет»   на   предложения незнакомого взрослого. 3.   Объясняет   пользу   воды,   необходимость   её   экономии;   знает   правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду. • Блок  «Ребенок на улице» 17 1. Ребенок знает  и соблюдет правила безопасного поведения на улице; 2. Ребенок знает правила поведения в случае, если он внезапно остался на улице без сопровождения взрослых; 3.   Ребенок   знает   правила   поведения   в   опасной   ситуации   с   незнакомыми людьми на улице; • Блок «В мире природы» 1. Знает правила поведения во время грозы. 2. Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов). 3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды (пять и более). 4. Подробно  перечисляет правила  поведения вблизи  и  на водоёмах  во все времена года. Уровни освоения программы: •Низкий.   Небрежное   отношение   к   изучаемому   материалу;   отсутствие   или малое наличие каких­либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление   интереса   к   экспериментированию   с   предметами;   отсутствие желания   включаться   в   совместную   деятельность   с   педагогом   и   другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого. •Средний. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее   наличие   каких­либо   навыков   и   знаний   по   основам   безопасности; охотное   включение   в   коллективные   проекты,   способность   к   поисково­ исследовательской   деятельности   совместно   с   взрослым   и   сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах. •Высокий.   Отличное   знание   изученного   материала,   ярко   выраженное отношение   к   соблюдению   правил   безопасности   в   ближайшем   окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый   познавательный   интерес   к   экспериментированию   и   опытно­ исследовательской   деятельности;   эмоциональная   окрашенность   досуговой 18 деятельности   с   использованием   изученного   материала;   способность   к творческому   мышлению,   проявлению   индивидуальности;   познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.                                                                                                               Приложение1 19 Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» Ф.И.О. __________________________________________________________ 1.Вы ведете здоровый образ жизни? а) да б) отчасти  в) затрудняюсь ответить г) нет 2. Прививаете ли Вы здоровый образ жизни своим детям? а) да б) нет 3. Если прививаете, то каким образом? а) с помощью бесед б) личным примером в) совместными действиями 4. Как часто Ваш ребенок  занимается физической культурой? а) постоянно б) часто в) редко г) не занимается 5. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным? а) да б) отчасти в) затрудняюсь ответить г) нет 6.Соблюдаете ли Вы режим  дня дома? а) да б) затрудняюсь ответить в) нет 20 7. Знаете ли Вы основные методы и принципы закаливания?  а) да б) нет 8. Гуляете ли Вы с ребенком после д/сада?  а) да б)нет в) редко 9. Как ваши дети проводят досуг? а) у бабушки б) гуляют в) смотрят телевизор г) Ваш вариант­___________________________________________________   10. Где Ваш ребенок проводит лето, время Вашего отпуска? а) на море б) в санатории в) в деревне г) дома д) другое 11. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за  правильным развитием Вашего ребёнка?  а) да б) частично в) затрудняюсь ответить 21 г) нет 12. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое  внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка? а) соблюдение режима б) полноценный сон в) достаточное пребывание на свежем воздухе г) здоровая гигиеническая среда д) благоприятная психологическая атмосфера е) физические занятия ж) закаливающие мероприятия 13. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего  ребёнка?  а) облегчённая форма одежды на прогулке, б) облегчённая одежда в группе, в) обливание ног водой контрастной температуры, г) хождение босиком, д) прогулка в любую погоду, е) полоскание горла водой комнатной температуры. 14. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического  развития Вашего ребенка? ____________________________________________________ 22 Приложение 2     Консультация для родителей «Правильное питание дошкольников»             Правильно  организованное  питание, обеспечивающее   организм  всеми необходимыми   ему   пищевыми   веществами   (белками,   жирами,   углеводами, витаминами   и   минеральными   солями)   и   энергией,   являются   необходимым условием   гармоничного   роста   и   развития   детей   дошкольного   возраста. Правильно   организованное   питание   способствует   повышению   устойчивости организма   к   действию   инфекций   и   других   неблагоприятных   внешних факторов.               Основным   принципом   питания   дошкольников   должно   служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских   изделий,   хлеба,   круп   и   др.   можно   обеспечить   детей   всеми необходимыми   им   пищевыми   веществами,   исключение   тех   или   иных   из названных   групп   продуктов   или,   напротив   избыточное   потребление   каких­ либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.                 Правильный   подбор   продуктов   –   условие   необходимое,   но   ещё недостаточное   для   рационального   питания   дошкольников.   Необходимо стремиться   к   тому,   чтобы   готовые   блюда   были   красивыми,   вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных вкусов детей, т.е. должен быть строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приёмов   пищи:   завтрак,   обед,   полдник,   ужин,   причём   три   из   них   должны включать горячее блюдо. Длительность промежутков между приёмами пищи не должно превышать 3,5­4 часа. Чрезмерный частый приём пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ. Организация питания   в   ДОУ   предусматривает   обеспечение   детей   большей   частью необходимых им энергии и пищевых веществ. 23 Дети, находящиеся в ДОУ в дневное время (в течении 9­10 часов) получают   трёхразовое   питание   (завтрак,   обед,   полдник),   которое обеспечивает   их   суточную   потребность   в   пищевых   веществах   и   энергии примерно на 75­80%.         Организация питания в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребёнка   в   семье.   Нужно   стремиться   к   тому,   чтобы   питание   вне   ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе.        Очень важно чтобы утром, до отправления ребёнка в детский сад, его не кормили, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита и ребёнок плохо завтракает в группе.             Переход ребёнка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями. Именно в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон,   снижается   общая   сопротивляемость   к   заболеваниям.   Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребёнку скорее адаптироваться в коллективе.            Перед поступлением ребёнка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в ДОУ, особенно если дома он их не получал.       Впервые дни пребывания в коллективе нельзя менять привычки в питании. Если ребёнок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, то первое время его кормят. Если ребёнок отказывается от пищи ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Нередко дети поступают в дошкольное учреждения в осенний период, когда наиболее   высок   риск   распространения   ОРЗ.   Для   профилактики   ОРЗ проводится   дополнительная   витаминизация   рациона   питания   детей. Используется   широкий   ассортимент   имеющихся   витаминизированных пищевых продуктов и напитков.        Правильное питание дошкольника дома в выходные дни Наверное, вы заметили, что у вашего ребёнка произошел, а может быть, вот­ вот  произойдет  скачок  роста.  Стремительный   набор  веса и  активный  рост ребенка в этот период привлекают особое внимание, как родителей, так и диетологов.   Как   никогда   требуется   полноценное   питание   и   разнообразие, регулярность в приеме пищи, соблюдение режима дня.       Первый прием пищи шестилетки должны получать уже через 30­40 минут после   подъема,   да   непоседа   и   сам   даст   вам   знать,   что   не   мешало   бы 24 подкрепиться. Завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, в сумме по объему это около 400г, включая напитки.       Завтрак может состоять из омлета с зеленью (аминокислоты + фолиевая кислота),   бутерброда   с   красной   рыбой   (жирорастворимые   витамины), травяного чая или настойки шиповника (витамин С) Между завтраком и обедом (прием пищи, который что англичане называют "ланч") ребенок должен получать свежие фрукты или натуральный йогурт.              Обед составляет 35% дневного рациона. Салат из свежих овощей с растительным маслом, картофельный суп с фрикадельками, зерновой хлебец (витамины   группы   В),   компот   из   сухофруктов   неплохо   утолят   голод активного дошколенка на несколько ближайших часов.              Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок не переедал, и не компенсировал   объем   пищи   за   счет   одного   блюда.   Порция   первого   блюда должна быть небольшой, суп ­ обязательно горячим, а порция компота не должна быть больше 150 мл.        На полдник предложите на выбор: горсть сухофруктов и орешков, салат из свежих фруктов, стакан кефира, творожную запеканку с чаем. Желательно  исключить   из   обязательного   детского   питания  сладкие   вафли, печенье, конфеты ­ эти продукты не несут никакой пищевой ценности, кроме калорий.            Ужин подайте ребенку желательно не позже, чем за 1,5 часа до сна. Картофельное пюре или гречневая каша, несколько ломтиков твердого сыра или   яйцо,   сваренное   вкрутую,   соленый   огурчик   или   салат   из   квашеной капусты с льняным маслом (омега­3 жиры), сладкий чай.              Не забывайте о соблюдении питьевого режима. Ребенок дошкольного возраста   должен   получать   достаточное   количество   жидкости,   желательно утром натощак, между приемами пищи и незадолго до сна, если нет проблем с ночным мочеиспусканием.         В последнее время все чаще обнаруживается лишний вес у детей уже в дошкольном возрасте. Вопрос   питания   в   этом   случае   следует   решать   с   компетентным   врачом­ эндокринологом.                 Если   ваш   дошкольник   страдает   сниженным   аппетитом,   стоит обследоваться: общий анализ мочи и крови, анализы на наличие паразитов. Повышенная   утомляемость,   раздражительность,   появление   нервных   тиков, 25 боли в мышцах, анемия иногда прекрасно корректируются диетой и приемом профилактических средств.        Рекомендации для родителей по питанию Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является   необходимым   условием   их   гармоничного   роста,   физического   и нервно­психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных   факторов   внешней   среды.   Кроме   того,   правильно организованное питание формирует у детей культурно­гигиенические навыки, полезные   привычки,   так   называемое   рациональное   пищевое   поведение, закладывает основы культуры питания.       Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества, как в семье, так и в организованных детских коллективах.           Возникновение   болезней   эндокринной   системы,  органов  пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное   питание   приводит   к   витаминной   недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.     Основным   принципом   питания   дошкольников   должно   служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских   изделий,   хлеба,   круп   и   др.   можно   обеспечить   детей   всеми необходимыми   им   пищевыми   веществами.   И,   наоборот,   исключение   из рациона   тех   или   иных   из   названных   групп   продуктов   или,   напротив, избыточное   потребление   каких­либо   из   них   неизбежно   приводит   к нарушениям в состоянии здоровья детей.             Правильный   подбор   продуктов   –   условие   необходимое,   но   еще недостаточное   для   рационального   питания   дошкольников.   Необходимо стремиться   к   тому,   чтобы   готовые   блюда   были   красивыми,   вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи   слишком   велик   (больше   4   часов),   у   ребенка   снижаются 26 работоспособность,   память.   Чрезмерно   же   частый   прием   пищи   снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.        Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с   правильным   питанием   ребенка   в   семье.   Для   этого   необходима   четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью   в   детском   саду   ежедневно   вывешивается   меню.   В   выходные   и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.                                                                                                              Приложение3    Консультация для родителей «Правила поведения дома и на улице»     Нет специальных «правил для детей» – есть правила безопасности для всех. И только от Вас зависит, будет ли ребенок соблюдать эти правила или нет. Помните, что привычные для взрослых действия зачастую влекут опасность для ребенка.  1.   Даже   если   вы   ждете   в   гости   друзей,   при   звонке   в   дверь   не   мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но   все   равно   я   сейчас   посмотрю   в   глазок   и   спрошу,   кто   там.   Если   там незнакомые люди, я не буду открывать». И именно так и сделайте.  2. Объясняйте ребенку свои действия, если они идут вразрез с тем, что вы от него требуете.Например: «Я вошла в лифт с этим человеком, поскольку я взрослая и, с моей точки зрения, я смогу с ним справиться, даже если он попробует   на   меня   напасть.   Но   для   тебя,   ребенка,   правило   только   одно: никогда и ни с кем незнакомым не заходить в лифт!»  3.   Мы   легко   и   просто   общаемся   с   незнакомыми   людьми   в   общественном транспорте   и   общественных   местах.Ребенок   повторяет   наши   действия,   а преступник   очень   часто   пользуется   именно   этим.Что   делать?   Объяснить ребенку,   что   для   него   любой   человек,   не   являющийся   членом   семьи   – посторонний. Общение с посторонними людьми при отсутствии поблизости родителей   должно   ограничиваться   только   приветствиями.   На   все предложения посторонних нужно отвечать «Нет!» — и немедленно уходить от 27 них,   даже   если   они   знают   или   зовут   ребенка   по   имени.   В   разговоре   с незнакомцами не рассказывайте о своей работе, доходах, адресе, распорядке дня членов семьи – и если свидетелем разговора стал ребенок, обязательно потом вернитесь к обсуждению этого момента и подчеркните, например: «Я разговаривала   с   незнакомым   человеком,   поэтому   сказала   только,   что   мы живем в Строгино. Но я не стала бы называть ему свой адрес!».  4. Внушите ребенку, что слушаться он должен только членов семьи. Нельзя беспрекословно   слушаться   всех   взрослых!   Приведите   пример,   что   вы, допустим,   выполняете   распоряжения   своего   начальника,   но   не   стали   бы слушаться первого попавшегося человека с улицы.  5.   Следите   за   своей   речью.   Ищите   грань   между   воспитанием   разумной осторожности и «паникерством».Чтобы не запугать ребенка, не превратить в паникера и труса, избегайте выражений типа «не разговаривай с незнакомыми людьми»,   «кругом   полно   психов»,   «детей   постоянно   крадут»,   «гулять   в парках очень опасно», «никому нельзя доверять» и т.п. Вместо этого скажите: 1.   С   незнакомыми   людьми   надо   вести   себя   следующим   образом…   2. Большинству людей можно доверять, но… 3. С тобой ничего не случится, если… 4. Если кто­нибудь подойдет к тебе и скажет…, делай так… 5. Ты можешь обратиться за помощью к…  6. Проигрывайте вместе с ребенком самые различные ситуации. Например, «что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предолжит, что покажет красивого   щенка,  кошечку?  Что   ты   сделаешь,  если   незнакомец   предложит тебе покататься в красивой машине? Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ?». Попробуйте   сами   побыть   в   роли   ребенка,   а   ребенок   пусть   побудет «преступником».   Это   может   дать   совершенно   необычный   и   очень запоминающийся   опыт!   По   итогам   игры   обязательно   устраивайте   «разбор полетов»!   Но   не   ругайте   ребенка,   если   он   что­то   сделал   неправильно,   а объясните, что было не так и как следует делать. 7.  Если  вам  пришлось   возвращаться  домой   поздно   вечером  —  расскажите ребенку, что вы предприняли для обеспечения своей безопасности. Например, 28 так: «я не хотела идти безлюдной темной улицей, хотя это и короче. Вместо этого я выбрала освещенную дорогу, по которой ходят люди. Я пришла на пять   минут   позже,   но   зато   я   чувствовала   себя   уверенно».   Или   так:   «мне пришлось   сегодня   поздно   ехать   в   электричке,   поэтому   я   заранее   сняла золотые   серьги   и   кольца   и   сложила   их   в   сумочку,   чтобы   не   привлекать внимания.   А   потом   позвонила   папе,   чтобы   он   встретил   меня   у   станции». Достаточно нескольких таких историй, чтобы основные правила  «вечерней безопасности» отложились у ребенка в голове намного прочнее, чем если бы вы просто требовали соблюдения этих правил от него.  8. И самое главное: выстраивайте ваши отношения с детьми на основе доверия с   самого   раннего   детства.   Не   бойтесь   рассказывать   ребенку   о   своих проблемах – это поможет ему рассказать вам о своих. Учите детей не бояться родителей и говорить им правду обо всех случаях в их жизни – это поможет в дальнейшем избежать многих проблем. Список используемой литературы: 1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность» . – С.П., 2002. 2.Авдеева   Н.Н.,   Князева   О.Л.,   Стеркина   Р.Б.   «   Безопасность».   Рабочая тетрадь – 1, 2, 3, 4.  – С.П. 2002 – 2003 . 3.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000. 4.  Веракса   Н.Е.,Комарова   Т.С.,  Васильева   М.А. «Программа   воспитания   и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2011. 5.Горбунова Н.А. « ОБЖ». – В., 2002. 6.Интернет – ресурсы. www.spas­extreme.ru www.pojarnayabezopasnost.ru www.azbez.com www.adalin.mospsy.ru www.dddgazeta.ru 7.Новикова И.М. «Формирование представлений  о здоровом образе жизни  у дошкольников». – М.,2009. 8.Пензулаева   Л.И.   «Оздоровительная   гимнастика   для   детей   3   –   7   лет».   – М.,2009. 9.Саулина Т.Ф. « Три сигнала сфетофора». М.,2009. 10.Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности». – М., 1999. 11.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997. 29 30

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию навыков безопасного поведения «Азбука безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа  по формированию навыков безопасного  поведения  «Азбука безопасности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017