Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
4 кл
28.09.2018
Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет туристко-краеведческую направленность. Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории своего края.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа Мой край.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 7 с художественноэстетическим
направлением г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Утверждена приказом
по школе № 68
от «29»августа 2018г.
Директор МБОУ НОШ №7
_____________/Е.И.Фокина
Дополнительная общеразвивающая программа
туристкокраеведческой направленности
«Мой край»
на 2018 – 2019 уч. год.
Возраст обучающихся: 1011лет
Срок реализации: – 1 год
Попова И. А., учитель начальных классов.
Разработчики:
Веревкина Л. В., учитель начальных классов;
Скворцова М. Ю., учитель начальных классов;
1 г. Грязи2018г.
Оглавление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Планируемые результаты освоения программы
Учебный план. Формы промежуточной аттестации
Календарный учебный график
Содержание программы
Оценочные и методические материалы
Организационнопедагогические условия
Рабочая программа курса «Мой край»
4
4
5
6
7
7
11
11
12
2 Город Грязи
автор: Татьяна Щербачёва
В цветах сирени и тюльпанов
Стоит уютный городок
С названием немного странным
Грязями царь его нарёк.
Давно когда то Петр Первый
Проездом был, в грязи увяз…
Он был, наверно, очень нервным,
Что тут же написал Указ.
Назвал Грязями это место,
Ему не стали возражать.
Но грязинцы все стали вместе
Цветы на улицах сажать.
Прошли года в стараньях многих.
Теперь везде цветут сады,
В асфальт оделись все дороги
К домам, построенным в ряды.
В цветах до зимних дней морозных
Гостеприимный городок
3 Скульптурой дворника курьёзной
Моё внимание привлёк.
Омытый водами Матыры,
Град в чернозёмной полосе,
Поднявшись вверх и став
пошире,
Неповторим в своей красе.
1.Пояснительная записка
“Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу,
к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей
школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей
стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к
человеческой культуре”
Дополнительная общеразвивающая программа
Д.С. Лихачёв
туристкокраеведческой
направленности «Мой край» (далее Программа)
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 7 с
художественноэстетическим направлением г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области обеспечивает патриотическое воспитание детей в возрасте 1011 лет с
учётом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 "Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей"
Уставом МБОУ НОШ №7.
Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет туристко
краеведческую направленность. В настоящее время остро ощущается необходимость
возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и
настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования
4 нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что
малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого
человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.
Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее,
богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное
педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном
крае, воспитанию нравственных качеств.
Одной из главных ступеней духовнонравственного развития школьников,
определённых в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей,
особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни его родного села,
города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственновыразительным
содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное
окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья
и род», «мой дом».
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения
обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования
гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в
нравственном,
является
интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и
обеспечивает устойчивые межпредметные связи.
политическом воспитании,
эстетическом,
трудовом,
2.Цели и задачи программы
Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и
расширение собственного культурного опыта, интерес к истории своего края.
Задачи программы:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и
настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о
вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города,
края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его,
осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
•развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и
навыки;
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в
группах;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим,
культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и
старшеклассниками;
5 учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским
самосознанием
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными
и доступными, эмоционально насыщенными;
представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к
участию в работе по какойнибудь теме или знакомому объекту;
•
•
•
•
•
•
• формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в
известном, незнакомое в знакомом;
вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать
формированию патриотических чувств.
3.Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения курса «Мой край» учащиеся должны знать:
историю своей семьи;
общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение
инструкции «поведение на экскурсии»;
общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение
инструкции «движение по городу»;
практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности
к анализу. Эмоциональное восприятие события.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, систематизировать и обобщать его;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных
условий и ресурсов;
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность;
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем;
провести беседу
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
4.Учебный план.
Название курса
№
п/п
Колво
занятий,
часов
Формы промежуточной
аттестации
1.
«Мой край
35
Защита творческих проектов.
6 Итого
35
Промежуточная аттестация проводится после изучения курса программы.
5. Календарный учебный график
Срок реализации: 1 год
Этапы образовательного процесса
Аудиторный
Промежуточная аттестация
1 год обучения
3 сентября 2018 г. 31 мая 2019 г.
Последняя неделя мая
Внеаудиторный
Июньавгуст
(Самостоятельные занятия, экскурсии.)
Возраст обучающихся: дети 811 лет.
Режим занятий
1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут во второй половине дня. В месяц 4
занятия. В год 35 занятий.
Формы обучения: очная
Формы занятий:
самостоятельная и практическая работа).
комбинированная (индивидуальная и групповая работа,
Режим занятий.
Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в соответствии с
расписанием, утверждённым приказом директора МБОУ НОШ №7 г. Грязи
Содержание курса «Мой край»
6.Содержание программы.
Введение.
Источники краеведческих знаний. Что изучает краеведение. Что такое краеведение? Что
называется родным краем? Кто такой краевед? История изучения края. Правила работы с
картой. ТБ на занятиях: в помещении, при проведении массовых мероприятий, экскурсий,
пеших и автобусных походов.
Мой край на карте Родины”.
Территория и географическое положение родного края. Понятие «город».
Исторические корни нашего края. Определение географического положения г. Грязи на
карте страны, области. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
7 ии
ὄνο α
(от др.греч. τόπος
Правила работы с картой. Изучение местной топонимики. Топон мика
«место» +
μ «имя») — раздел ономастики, изучающий географические названия
(топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние,
написание и произношение. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.
Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов.
“Я и моя семья”. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События,
которые отразились в истории семьи. Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих
родителей. Выяснить, кем работают родители. Внимательные и заботливые отношения в
семье. Труд и отдых в семье. Успехи и достижения моей семьи. Дать выяснить учащимся
кем работают их родители. Семейные реликвии и памятные вещи.
“Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.
1. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проектизготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью
конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
“Моя улица”.
Что рассказывает улица? Исторические памятники культуры и архитектуры.
Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Улицы, названные
именами выдающихся людей, героев Великой Отечественной войны и др.
«Наша школа». Знакомство с историей, традициями школы. Символика школы. Я –
ученик. Правила поведения и обязанности школьника.
“Моя малая Родина”.
Неизвестные уголки родного края. Сердце Грязей. Исторические объекты, мемориальные
доски.
1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Виртуальная экскурсия "Достопримечательности на территории города Грязи"
“Природа нашего края”.
Проект «Особенности природы родного края». Крупные реки (Дон, Красивая Меча,
Быстрая Сосна, Воронеж); лесные, кустарниковые, травянистые сообщества; животные
Липецкой области; заповедные территории (заповедник «Галичья гора», Воронежский
биосферный заповедник).
Лекарственные растения нашего края. Растительный мир Липецкой области.
Животный мир Липецкой области. Заповедные места Липецкой области. Занятие
проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного
края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса
нашей природной зоны. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный
мир рек; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество
промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;
растения и животные нашей области, занесенные в Красную книгу.
Климат нашего края. Господствующие ветры на территории, их виды, направления,
скорость, влияние на погоду.
Что дает наш край стране”. Поисковоисследовательская работа. Что дает наш край
стране?
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их
история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинениерассуждение «Что дает наш край стране».
Наш край богат талантами”.
Грязи — малая родина многих талантливых, незаурядных людей. Творческие встречи
8 с писателями нашего города. Литературное, художественное, музыкальное творчество,
СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. Наш край в годы Великой
Отечественной войны. Исследовательская работа на тему "Герои войны наши земляки".
Конкурс рисунков «Дети России за мир!». «Мы помниммы гордимся».
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из
героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового
фронта.
4. Экскурсии. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
“Герб района”. Герб – визитная карточка территории. Происхождение гербов. Творческая
работа «Герб района».
Красная книга родного края”. Красная книга родного края. Акция «Сделай мир немного
краше». Фотоконкурс «Наш город сегодня».
«Туристический поход» Туристический поход. Занятиедиспут «Что бы я сделал
для города, если бы был мэром»
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Наряду с традиционными технологиями
в программе используются
современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ИКТ, проектные технологии.
При реализации программы используются формы работы:
экскурсии;
мастерклассы;
соревнования;
викторины;
составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных
явлениях, об истории населенных пунктов (исчезнувших и развивающихся) или отдельных
памятников;
беседы с игровыми элементами,
конкурсы, сюжетноролевые игры,
играпутешествие,
минилекции,
походы выходного дня,
экскурсии в краеведческий музей;
тематические задания;
конкурсы;
выставки;
встречи с интересными людьми;
защита творческих проектов.
Приобретая знания и навыки исследовательской работы, дети берутся за
самостоятельную исследовательскую деятельность.
Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает
ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает
возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого
9
продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в
конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы,
учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы.
Учащиеся по данной программе могут быть участниками и помощниками в
организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить
викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися
начальных классов.
Для воспитания и развития навыков туристкокраеведческой работы у детей,
программой предусмотрены следующие методы:
объяснительно иллюстративный (демонстрация иллюстраций, схем);
репродуктивный (работа по образцам);
частичнопоисковый;
творческие (творческие задания);
исследовательские;
поисковые.
Организованная образовательная деятельность по Программе с группой детей
включает в себя вводную беседу или сообщение педагога, практическая деятельность детей
и анализ детских работ.
В работе используются различные методы: словесные, наглядные, практические,
игровые. Словесные методы – рассказ, беседа, сопровождаются демонстрацией пособий,
иллюстрированного материала, образцов выполнения работ, слайдов.
Основное время отводится практической работе, которая проводится на каждой
образовательной деятельности после объяснения теоретического материала. Для
повышения мотивации детей, стимулирования самостоятельного творчества в
образовательную деятельность включаются игровые приемы.
7. Оценочные и методические материалы.
Формы подведения итогов реализации Программы проводятся в виде защиты
творческих проектов. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его
способности, достижения за конкретный промежуток времени.
Показатели сформированности умений:
1. Полнота раскрытия темы.
2. Осознанность.
3. Самостоятельность выполнения работы.
4. Аккуратность выполнения работы.
5. Грамотность при выполнении работы.
№ Наименование
оборудованных
кабинетов
1
8. Организационнопедагогические условия.
Материальнотехническое обеспечение:
Перечень имеющегося оборудования
Количество
штук
Ноутбук
Интерактивная приставка Mimio
Принтер
Проектор
Стол
10
1
1
1
1
13 2
Стул
Доска
Плакаты, таблицы, дидактические и
методические материалы, энциклопедии,
карты.
Материалы и инструменты:
Карта Липецкой области
Глобус
Тетрадь, цветные карандаши, ручка.
Набор цветной бумаги
Набор цветного и белого картона
Материалы для печатания
26
1
10
20
24
10
10
10
Квалификационные требования к квалификации педагога
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Приложение 1
Рабочая программа
к дополнительной общеразвивающей программе
туристкокраеведческой направленности
«Мой край»
Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты освоения курса «Мой край»
•
•
•
•
•
•
В результате освоения курса «Мой край» учащиеся должны знать:
историю своей семьи;
общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение
инструкции «поведение на экскурсии»;
общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение
инструкции «движение по городу»;
практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности
к анализу. Эмоциональное восприятие события.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, систематизировать и обобщать его;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных
условий и ресурсов;
11 •
•
•
•
•
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность;
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем;
провести беседу
Содержание курса «Мой край»
Введение.
Источники краеведческих знаний. Что изучает краеведение. Что такое краеведение? Что
называется родным краем? Кто такой краевед? История изучения края. Правила работы с
картой. ТБ на занятиях: в помещении, при проведении массовых мероприятий, экскурсий,
пеших и автобусных походов.
Мой край на карте Родины”.
ии
ὄνο α
Территория и географическое положение родного края. Понятие «город».
Исторические корни нашего края. Определение географического положения г. Грязи на
карте страны, области. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
(от др.греч. τόπος
Правила работы с картой. Изучение местной топонимики. Топон мика
«место» +
μ «имя») — раздел ономастики, изучающий географические названия
(топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние,
написание и произношение. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.
Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов.
“Я и моя семья”. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События,
которые отразились в истории семьи. Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих
родителей. Выяснить, кем работают родители. Внимательные и заботливые отношения в
семье. Труд и отдых в семье. Успехи и достижения моей семьи. Дать выяснить учащимся
кем работают их родители. Семейные реликвии и памятные вещи.
“Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.
1. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проектизготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью
конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
“Моя улица”.
Наша школа”. Знакомство с историей, традициями школы. Символика школы. Я – ученик.
Правила поведения и обязанности школьника.
“Моя малая Родина”.
Неизвестные уголки родного края. Сердце Грязей. Исторические объекты, мемориальные
доски.
1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Виртуальная экскурсия "Достопримечательности на территории города Грязи"
“Природа нашего края”.
Проект «Особенности природы родного края». Крупные реки (Дон, Красивая Меча,
Быстрая Сосна, Воронеж); лесные, кустарниковые, травянистые сообщества; животные
Липецкой области; заповедные территории (заповедник «Галичья гора», Воронежский
биосферный заповедник).
Лекарственные растения нашего края. Растительный мир Липецкой области.
Животный мир Липецкой области. Заповедные места Липецкой области. Занятие
проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного
12 края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса
нашей природной зоны. Численность животного мира нашего края (много, мало); животный
мир рек; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество
промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;
растения и животные нашей области, занесенные в Красную книгу.
Климат нашего края. Господствующие ветры на территории, их виды, направления,
скорость, влияние на погоду.
Что дает наш край стране”. Поисковоисследовательская работа. Что дает наш край
стране?
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их
история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинениерассуждение «Что дает наш край стране».
Наш край богат талантами”.
Грязи — малая родина многих талантливых, незаурядных людей. Творческие встречи
с писателями нашего города. Литературное, художественное, музыкальное творчество,
СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. Наш край в годы Великой
Отечественной войны. Исследовательская работа на тему "Герои войны наши земляки".
Конкурс рисунков «Дети России за мир!». «Мы помниммы гордимся».
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из
героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового
фронта.
4. Экскурсии. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
“Герб района”. Герб – визитная карточка территории. Происхождение гербов. Творческая
работа «Герб района».
Красная книга родного края”. Красная книга родного края. Акция «Сделай мир немного
краше». Фотоконкурс «Наш город сегодня».
«Туристический поход» Туристический поход. Занятиедиспут «Что бы я сделал
для города, если бы был мэром»
Календарнотематический план
№
Тема
Раздел 1:Введение
1
Инструктаж по ТБ. Введение.
Колво
часов
Дата проведения
по плану
фактически
1
13 Источники краеведческих знаний.
Раздел 2: Мой край на карте Родины
Понятие край, область, регион.
2
Территория и географическое
положение родного края.
Понятие «город». Исторические
корни нашего края.
3
Раздел 3:Я и моя семья
4
Знакомство
с понятиями: поколение, потомки,
предки. События, которые отразились
в истории семьи.
Профессии моих родителей. Успехи и
достижения моей семьи.
Творческая работа
«Моя родословная»
5
6
Раздел 4: Дом, в котором я живу или
хотел бы жить.
7
Творческий конкурс
«Дом, в котором я живу или хотел бы
жить».
Раздел 5:Моя улица.
8
Экскурсия. Что рассказывает улица?
Исторические памятники культуры и
архитектуры.
Раздел 6:Наша школа.
9
Знакомство с историей, традициями
школы. Символика школы.
Раздел 7: Моя малая Родина.
10
11
12
13
Моя малая Родина
«Неизвестные уголки родного края»
Сердце Грязей.
Экскурсия
в краеведческий музей.
Раздел 8: Природа нашего края.
14
Проект «Особенности природы
родного края».
«Лекарственные растения нашего
края»
Растительный мир Липецкой области
Животный мир Липецкой области
"Заповедные места Липецкой
области"
Реки нашего края
15
16
17
18
19
Раздел 9:Что дает наш край стране.
20
Поисковоисследователь
ская работа.
Что дает наш край стране?
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 21
22
Знакомство с промышленностью
нашего края, его предприятиями.
Экскурсия
на предприятие
Раздел 10: Наш край богат талантами.
23
Грязи — малая родина многих
талантливых, незаурядных людей.
Творческие встречи
с писателями нашего города.
24
Раздел 11:Наш край в годы Великой
Отечественной войны.
25
Наш край в годы Великой
Отечественной войны
Исследовательская работа на тему
"Герои войны наши земляки"
Конкурс рисунков
«Дети России за мир!»
«Мы помниммы гордимся»
26
27
30
28
Раздел 12: Герб района.
29
Герб – визитная карточка территории.
Происхождение гербов.
Творческая работа
«Герб района»
Раздел 13:Красная книга родного края.
31
32
33
Красная книга родного края.
Акция «Сделай мир немного краше»
Фотоконкурс
«Наш город сегодня».
Раздел 14: Туристический поход.
34
Итоговая работа
Защита проектов
Итоговое занятиедиспут «Что бы я
сделал
для города, если бы был мэром»
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10. Список литературы
Грязи. Серия «Библиотечка Грязинских известий. Липецк: ООО « ИГ» Инфол», 2003
•
• Ю.Э. Шубина, Н.А. Ржевуская По страницам Красной книги Липецкой области
•
Липецк: Веда социум, 2015
Р. А. Лавренюк. Фотоальбом. «Грязинский муниципальный район» Изд. ОАО
«Полиграфический комплекс «Ориус»: Липецк.
• Хрестоматия по истории Липецкого краяЛипецк: ГУ РОГ «Липецкая газета»
• Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова География Липецкой области: Учебное пособие ля
учащихся и студентов учебных заведений области – Липецк: ООО «Неоновый город»,
2006
15
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Мой край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.