Дополнительное музыкальное образование младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность.
Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.
И в этом смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку реализовать себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и школе, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.[5, с.4]
В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса. [1]
Одной из форм организации внеурочной деятельности является интеграция общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
Главным аспектом такой модели внеурочной деятельности является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной школы. Работа организуется на базе данных учреждений, что позволяет максимально использовать их материально-техническую базу. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Задачи, реализуемые в рамках совместной работы школы и учреждений дополнительного образования: объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребенка в условиях учебного сообщества; развитие личности, ее позитивная социализация; формирование у младших школьников личностных и универсальных учебных действий; формирование образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; формирование педагогической системы, которая включает в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках школы и центра дополнительного образования; обеспечение более полного всестороннего развития личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности.
В Федеральном Законе «О дополнительном образовании» говорится, что дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. [3]
Одним из главных направлений дополнительного образования детей является обучение музыке, поскольку музыка, способствуя максимальному личностному развитию человека, дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы, особенно в младшем школьном возрасте, являющимся наиболее восприимчивым периодом для развития творческого потенциала личности. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, развивает фантазию, эмоциональность, то есть творчески влияет на становление духовного мира.
Сопереживание в сфере музыкального искусства расширяет жизненный опыт, ориентирует ребенка на высокие нравственные, духовные ценности, формирует его индивидуальность.
С психолого-педагогической позиции младший школьный возраст является наиболее сенситивным в формировании музыкального вкуса и ее культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).[2]
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников не прост, поскольку, в современных условиях, идет воздействие на детей средств массовой коммуникации. Благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).
От эффективности музыкального воспитания младших школьников зависит успех музыкального воспитания подростков и молодежи. В конечном счете, судьба общества зависит от того, какой культурный опыт унаследован в детстве, какие аспекты становятся приоритетными.
Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, обучить игре на музыкальных инструментах, помочь обучающимся выявить меру своего таланта – эти задачи по-прежнему определяют направления работы учреждений дополнительного образования.
Список используемой литературы:
1. Григорьев Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.- Москва, Просвещение, 2011.-223с.
2. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. – М.; Л., 1941. – Т. 1. – Ч. 1.
3. Федеральный Закон «О дополнительном образовании», 16 июля 2001 г. [Э/р]. – Р/д: http:// www.edu.ru
4. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalnoy-kultury-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya
5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.