Дополнительный материал по развитию речи для дошкольников
Оценка 5

Дополнительный материал по развитию речи для дошкольников

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
русский язык
Детсад
22.02.2021
Дополнительный материал по развитию   речи для дошкольников
Дополнительный материал по развитию речи для дошкольников по сквозным темам на год.
Тематический цикл по развитию речи.doc

Дополнительный материал по развитию   речи для дошкольников

 

Тематический цикл «Овощи»  

Дети должны усвоить: основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Лексический материал: овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

огурец — огурчик; помидор — помидорчик; горох — горошек и т.д.

•«Что приготовим». Образование относительных прилагательных от существительных:

из картошки — картофельное пюре и т.д.

•«Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка..

Огурец овальный, а тыква... Лук горький, а морковка... Огурец зеленый, а свекла... Редиска мелкая, а редька... Кабачок большой, а тыква... Помидор кислый, а чеснок... Морковка в земле, а помидор...

Развитие связной речи

•Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». На доске изготовленная из картона корзина с прорезями. Логопед читает рассказ и вставляет силуэты овощей в прорези корзины.

Собрала урожай

Зина и сложила его в корзину:

Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса — длинная коса,

Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,

Вот крупная свеклушка — мы любим ее кушать

Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Психоречевая гимнастика

•Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от; кто-кту, кто-кту-кты; га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва.

•Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,

А ногами — топ-топ-топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим.

Выхлопывание слоговой структуры слов:

по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д.

•Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

 

 

Тематический цикл «Фрукты» 

Дети должны усвоить: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.

Лексический материал: фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови ласково»:

яблоко — яблочко;

апельсин — апельсинчик и т.д.

«Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

•«Один много». Образование множественного числа существительных:

это — лимон, а это — лимоны;

это — груша, а это — груши и т.д.

•«Что приготовим?»

Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона — лимонный сок; из груши — грушевый компот.

•«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

 

 

Тематический цикл «Сад — огород» 

Дети должны усвоить: различия между овощами и фруктами (где растут, какие на вкус, что из них готовят и т.д.).

Лексический материал: см. темы «Овощи» и «Фрукты».

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Вземле или на земле?» Логопед показывает детям картинки с изображением овощей и спрашивает: «Где растет капуста — в земле или на земле?» Дети отвечают: «Капуста растет на земле». И т.д.

•«На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.

•«Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.

Развитие связной речи

•Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:

«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».

Психоречевая гимнастика

•«Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны сосчитать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.)

•Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,

ла-па-дма;

оп-то-кво,

да-на-ква;

уп-ту-кву,

га-ту-квы;

ып-ты-квы,

ба-па-кма;

два-хва-сва.

•Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

—Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон.

—Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко, ананас.

Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя:

 

Тематический цикл «Грибы»  

Дети должны усвоить: основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.

Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Почему так называется?» Логопед предлагает детям объяснить, почему так называются грибы: подберезовик, подосиновик, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.

«Назови много». Дети должны закончить предложение: «В лесу много...»

Развитие связной речи

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

Психоречевая гимнастика

•Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

•Считалка «Лисички». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.

У мосточка под кусточком— Две лисички, две сестрички.

•Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ay, ay! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Для игры рекомендуется использовать макет гнезда и птички из бумаги.

Психоречевая гимнастика

•Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):

грач — ласточка — кукушка — скворец; утка — лебедь — гусь — журавль и т.д.

•Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Тематический цикл «Осень»  

Дети должны усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

Лексический материал: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Что бывает осенью?» Беседа об осени. Демонстрация предметных и сюжетных картинок.

«К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний. Мы ждали... (осень). Долго не было... (осени). Мы рады... (осени). Мы одеваемся тепло... (осенью). Мы поем песни об... (осени). Мы любим... (осень).

•«Сад и огород». Закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты. Логопед спрашивает детей, где — в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.

Психоречевая гимнастика

•«Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить, Слова вслух произносить, Слово нужно повторить И на части разделить.

Логопед произносит слова (см. лексический материал по теме «Осень»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

•Стихотворение «Здравствуй осень!» Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).

Здравствуй осень, здравствуй осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим

— Что в подарок принесла?

•Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения «Здравствуй осень» с помощью слога «та»:

та-та, та-та, та-та, та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-та-та-та, та-та, та-та— та-та-та-та, та-та-та?

•Прошагать стихотворение «Листопад». На каждую строчку четыре шага в такт.

Листопад, листопад,

Тематический цикл «Перелетные птицы»  

Дети должны усвоить: основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Лексический материал: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Живой неживой». Формирование понятий о живых организмах. Дифференциация вопросов: «Что это? — Кто это?»

У детей на столах — картинки с изображением живых и не живых предметов. Дети по очереди берут их и спрашивают у товарищей: «Что это?» или «Кто это?»

•«Составь предложение». Логопед имитирует крики птиц (чиф-чиф; ку-ку). Дети должны отгадать, кто так кричит и составить предложение: «Ласточка чифкает, а кукушка кукует». И т.д.

«Каких птиц много на дереве?» (кукушек, ласточек, скворцов и т.д.).

•«Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением перелетных птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?»

•«Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди — вереницей; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки -- поодиночке.

Работа над предложениями с однородными членами сопровождается рисунками на доске.

Развитие связной речи

•Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма.

Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками).

 

Тематический цикл «Лес»  

Дети должны усвоить: что растет в лесу; кто в нем обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья.

Лексический материал: дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.

Сорву с дуба дубовый лист.

Сорву с клена кленовый лист.

Сорву с березы березовый лист и т.д.

•«Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

•«Угадай слово». Образование антонимов. Логопед просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка...

Волк злой, а зайчик...

Опенок съедобный, а мухомор...

•«Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом вслед за логопедом повторить его полностью.

Береза, осина, дуб — это... (деревья). Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты). Ромашка, василек, незабудка — это... (цветы). Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы). Комар, кузнечик, жук — это... (насекомые). Кукушка, сова, орел — это... (птицы). Заяц, лиса, волк — это... (дикие животные).

Тематический цикл «Игрушки»  

Дети должны усвоить: названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.

Лексический материал: машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Из чего сделана игрушка?» Образование относительных прилагательных:

машина сделана из железа, она — железная;

самолет сделан из пластмассы, он...;

матрешка сделана из дерева, она...;

мишка сделан из плюша, он...;

кукла сделана из резины, она... и т.д.

•«С какой игрушкой ты играл?» Усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени.

Развитие связной речи

•Рассказ-описание «Кукла»:

«Это— кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

Психоречевая гимнастика

Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

—Покажи куклу карандашом, обведи карандашом матрешку и постучи карандашом по барабану.

—Расскажи, что ты делал. И т.д.

•Считалка «Мяч». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

•Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Танюшки — на подушке,

Две Иринки — на перинке,

А Петрушка в колпаке —

На дубовом сундуке.

Тематический цикл «Одежда и обувь»  

Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды.

Лексический материал: виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и др.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Какая?» Подбор прилагательных к существительным: кофта — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; сапоги — резиновые, новые, синие, красивые; шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д.

•«Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т.д.

•«Один много»:

рубашка — рубашки и т.д.

•«Скажи наоборот». Усвоение антонимов: большой — маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой — мокрый и т.д.

Психоречевая гимнастика

«Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

«Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»

платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.

•Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Второй—третий периоды

декабрь-февраль, март-май

 

Тематический цикл «Посуда»  

Дети должны усвоить: основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится.

Лексический материал: посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с:

чайник с носиком; терка с дырками; сковородка с ручкой; кастрюля с крышкой; тарелка с донышком и т.д.

«Из чего?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом из:

суп наливаю из... (кастрюли);

мясо беру из... (сковородки);

кофе пью из... (чашки);

чай наливаю из... (чайника);

рис кушаю из... (тарелки);

кашу ем из... (миски);

воду выливаю из... (ведра) и т.д.

«Из чего сделан предмет ?»

Чашка сделана из фарфора, чашка фарфоровая;

Стакан сделан из стекла, стакан стеклянный и т.д.

•«Что получилось?» Логопед называет слово и просит детей добавить «-ница»: сахарница; суп..; хлеб..; салат.

Психоречевая гимнастика

•Повторение цепочек однокоренных слов:

чай — чайник — чайничек;

кофе — кофейник — кофейничек;

нож — ножик — ножичек;

ковш — ковшик — ковшичек;

таз — тазик — тазики;

кувшин — кувшинчик — кувшинчики.

•Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:

На моей тарелочке —

Рыженькая белочка,

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна.

•Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:

Из горячего колодца через нос водица льется.

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

•Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом.

Тематический цикл «Продукты питания»  

Дети должны усвоить: основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.

Лексический материал: пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Чем угостишь друга  Усвоение категории творительного падежа.

Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу...»

•«Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из: сыр делают из молока; хлеб делают из теста; компот варят из фруктов; суп готовят из овощей и т.д.

«Пирог». Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении.

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли).

Д. Хармс

Развитие связной речи

•Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам:

«У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа купил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гости принесли фруктовый торт. Всем было весело».

Психоречевая гимнастика

«Подумай и ответь»:

Котлеты варят или жарят?

Хлеб ломают или режут?

Сок пьют или едят?

•Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень Он хорош,

 

Тематический цикл «Зима»  

Дети должны усвоить: основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.

Лексический материал: зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на

Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замерз лед? Где катаются дети? Где висит игрушка? Где слепили снеговика? Где стоят санки?

•«Хлопни в ладоши». Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

Развитие связной речи

•Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик» «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта — веточку. Снеговик получился красивый».

Психоречевая гимнастика

«Отшагай скороговорку»:

Такой мороз, такой мороз.

Берет за нос, дерет до слез.

•Считалка под мяч «Снегопад»:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

•Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы).

Повторение слоговых цепочек:

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой, —

Все равно он будет мой.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Характеристика звука (гласный, значит поется, рот широко раскрыт).

Повторение слоговых цепочек:


эма-эва-эха;


эпа-эта-эка;


эму-эву-э;


эпу-эту-э;


эпта-эква;


эхма-этва.

Выделение начального ударного гласного в словах: Эмма, Элла, Эдик, Эрик, эхо, эта, эй, этот.

Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, этажерка, эскимо, экран.

«Сколько раз я произнесу звук [э]?» -э-а; э-а; э-э; э-а-э; а-э-а; э-э-э.

Повторение и анализ звукокомплексов: эау; ауэ; оэа.

Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо

Логопед. Какой звук слышится в конце слова?

•Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио.

Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке.

Тематический цикл «Новогодний праздник»  

Дети должны усвоить: особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы и т.д.).

Лексический материал: Новый год, новогодний праздник, маскарад, нарядная елка, маски, костюмы, хоровод, пляски и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•Составление предложений по двум опорным словам.

Маша — маска, Снегурочка — гости, дети — маскарад, елка—лампочки, Дед Мороз —мешок, елка —хоровод и т.д.

«Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями.

Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки. Дети нарядили игрушки елками. Елка зажглась на лампочках. Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д.

Развитие связной речи

•Составление рассказа по опорным предметным картинкам: «Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело».

Психоречевая гимнастика

•«Какое слово короче?»

Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.

•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом).

Повторение слоговых цепочек:


ом-ом-от;


оп-оп-оф;


оу-оу-оп;


оу-оу-оф;


оу-оу-ох;


оу-оу-ок;


ома-ома-оха;


опа-опа-офа.

Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.

 

Тематический цикл «Зимующие птицы»  

Дети должны усвоить: основные названия птиц; почему они не улетают на юг; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Живой — неживой». Закрепление понятий «одушевленный/неодушевленный»

Логопед показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например: воробей — живой, а камень — неживой и т.д.

•«Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа. На дереве много сорок. На дереве много дятлов. На дереве много ворон и т.д.

«Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Психоречевая гимнастика

•«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал).

Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Верещунья — белобока,

Все зовут ее сорока.

•«Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки — клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

 

Тематический цикл «Дом и его части»  

Дети должны знать: названия основных частей дома; на каком этаже они живут.

Лексический материал: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, многоэтажный, красивый и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какой какая ?» Логопед предлагает детям дать сначала краткий, а затем полный ответ:

Дом из бревен. Какой? (бревенчатый) Дом из камня. Какой?

Дом из кирпича. Какой? Крыша из железа. Какая? Окна из стекла. Какие? Фундамент из цемента. Какой? Пол из дерева. Какой? Труба из кирпича. Какая?

•«Что есть в доме?» (Комнаты, окна, стены, потолки, двери, этажи, лестницы, ступеньки, балконы.) Игра сопровождается показом предметных картинок и составлением предложений.

Психоречевая гимнастика

•Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений:

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему открыт,

 

Тематический цикл «Мебель»  

Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и ее частей.

Лексический материал: виды мебели; части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Один — много»:

стол — столы; кровать — кровати; диван — диваны; стул  стулья и т. д.

•«Чего не бывает ?»

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сиденья, телевизора без экрана, серванта без полок и т.д.

«Куда спрятались игрушки ?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

На доске картинка с изображением комнаты.

Логопед. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.

Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.

Развитие связной речи

•Рассказ-описание «Стул»:

«Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят».

Психоречевая гимнастика

«Один одна»:

диван — кровать; стул — полка; шкаф — скамейка; сервант — тахта.

•«Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ.

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Сервант «дружит» с Людой или посудой?

Полки «дружат» с книжкой или крышкой?

Табурет «дружит» со стулом или мулом?

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

«Исправь ошибку»:

у стула — крышка;

у телевизора — спинка;

у дивана — экран;

у шкафа — подлокотник и т.д.

«Повтори слова»:

Тематический цикл «Транспорт» (

Дети должны усвоить: основные виды транспорта, его назначение (перевозит людей и грузы), кто управляет транспортом.

Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Скажи наоборот»:

отъехал — подъехал; вылетел — залетел; въехал — съехал;       взлетел — приземлился; выехал — заехал;      укатил — прикатил; улетел — прилетел;   уплыл — приплыл, заплыл — выплыл; Логопед. О чем так можно сказать?

«Скажи правильно»:

машина (ехать);

троллейбус (идти);

автобус (сигналить);

трамвай (звенеть).

самолет (лететь);

корабль (плыть);

поезд (гудеть);

•Заучивание «Шутки». Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор заехали, вот и приехали.

Развитие связной речи

«Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.)

Психоречевая гимнастика

•Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

•Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,

 

Тематический цикл «Части тела»  

Дети должны усвоить: названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Лексический материал: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед — назад, вверх —вниз; поднимать, опускать, нюхать и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Один много»: лоб —лбы, рот —рты, локоть — локти, нос —носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь — брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.

«Найди ошибку»:

руками прыгают, а ногами трогают; глазами нюхают, а носом смотрят; ушами едят, а потом слушают; ногами хлопают, а руками топают; ногтями берут, а руками царапают.

•«Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

он ест — я ем;

он нюхает — я нюхаю и т.д.

•«Ответь на вопросы»

Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?

Сколько лап у курицы (у собаки)?

Психоречевая гимнастика

«Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, нос, глаз.

Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой ручкой — по плечу,

Правой ручкой — покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

•Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

—Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.

—Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.

—Расскажи по порядку, что ты делал.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [т] и [т']

Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие — произносятся без голоса, твердый и мягкий, зубные).

Вьщеление звука [т] в произношении слов по картинкам: тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот.

 

Тематический цикл «Дикие животные»  

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей; части их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.

Лексический материал: хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, норка, дупло; шкура и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного.

У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик и т. д.

«Кто кем будет ?»

Ежонок будет ежом. Лисенок будет лисой. Волчонок будет волком. Медвежонок будет медведем. Зайчик будет зайцем. Лосенок будет лосем. Барсучонок будет барсуком и т.д.

«Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый... (волк). Трусливый, длинноухий, серый... (заяц). Хитрая, рыжая, хищная... (лиса). Рыжая, маленькая, быстрая... (белка) Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).

 Развитие связной речи

•Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»:

«Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в норку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».

Психоречевая гимнастика

•Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец — за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

•Прошагать двустишие, затем отпрыгать:

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

•Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений:

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Тематический цикл «Дикие и домашние животные»  

Дети должны уметь: дифференцировать домашних и диких животных, составлять рассказ-описание.

Лексический материал: см. темы «Домашние животные» и «Дикие животные».

Лексико -грамматические игры и упражнения

•Викторина «Вопросы — ответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы:

—Кто это?

—Назовите части тела.

—Это домашнее или дикое животное?

—Где оно живет? Как называется его дом?

—Чем питается?

—Как называют детенышей этого животного?

«Назови членов семьи»:

заяц — зайчиха — зайчонок; кот — кошка — котенок;

еж — ежиха — ежонок; корова — бык — теленок и т.д.

•«Чей домик?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.

Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека».

Развитие связной речи

•Формирование навыка составления короткого рассказа.

Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»:

«Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Лошадь живет около человека, а белка — в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи».

Психоречевая гимнастика

•«Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов: волк — лиса — еж — кошка; овца — лось — лошадь — свинья и т.д.

«Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т. д.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г']

Тематический цикл «Дикие животные холодных стран»  

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей, названия частей их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.

Лексический материал: белый медведь, олень, морж, тюлень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, прыгать, спасаться и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа. Логопед сопровождает чтение показом предметных картинок:

Моржу дам — молока,

Мишке белому — медка,

Рыбку дам — тюленю,

Травку дам — оленю.

•« Чьи детеныши ?» Составление сложных предложений с союзом а. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

У медведя медвежонок, а у кошки…

У тюленя тюлененок, а у коровы…

У пингвина пингвиненок, а у волка…

У оленя олененок, а у лисы…

•«Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске картинки с изображением животных. Логопед задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя медведь. Кто около пингвина? — Около пингвина олень.

Кто около медведя? — Около медведя заяц. Кто около моржа? — Около моржа тюлень.

Кто около оленя? — Около оленя песец.

Развитие связной речи

•Составление рассказа-сравнения «Морж и еж» по картинкам и вопросам логопеда:

«Морж живет на севере, а ежик — в наших лесах. Морж большой, а ежик маленький. Морж гладкий, а ежик колючий. У моржа ласты, а у ежа лапки. Морж любит рыбу, а ежик — грибы, яблоки и мышей».

Психоречевая гимнастика

«Найди ошибку»

У моржа ежонок

У оленя львенок и т.д.

Речевая подвижная игра. Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на каждый слог:

По снегу шел олень

И гулял он целый день.

«Повтори без запинки». На доске четыре предметные картинки, например, олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

 

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»  

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются.

Лексический материал: хищник; слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Четвертый лишний»:

слон, лев, собака, тигр;

крокодил, кенгуру, жираф, кошка;

заяц, зебра, кобра, пантера.

•«Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи».

Кто быстрее? (черепаха или кобра)

Кто тяжелее? (крокодил или кенгуру)

Кто сильнее? (тигр или зебра)

Кто больше? (слон или лев)

Кто выше? (жираф или тигр)

•«Зачем?»

Зачем обезьянке хвост?

Зачем слону хобот?

Зачем тигру клыки? И т.д.

Развитие связной речи

•Рассказ-описание «Слон»:

«Слон — это животное жарких стран. Слон очень большой. У него есть туловище, четыре ноги, голова, хобот, большие уши и маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и выступает в цирке».

Психоречевая гимнастика

•Пальчиковая гимнастика «Черепашки»:

Побежали вдоль реки

Черепашки наперегонки.

•Речевая подвижная игра «Тигр». Импровизация движений руками:

Я усатый, полосатый,

Я зубастый и клыкастый.

•Считалка «Крокодил». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

И кто в речку угодил —

Всех проглотит крокодил.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с] (продолжение).

•«Вспомни и назови слова со звуком [с]».

«Повтори чистоговорки»:

Тематический цикл «Профессии»   неделя)

Дети должны усвоить: названия основных профессий и предметов — помощников.

Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик; учить, лечить; градусник, ножницы и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Кто что делает ?»

Шофер водит машину, перевозит грузы.

Учитель учит детей читать, писать, считать.

Повар готовит завтрак, обед, ужин.

Врач лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы и т.д.

•«Кому это нужно?» Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа:

ножницы нужны портнихе;

градусник нужен врачу и т.д.

•«Скажи два (три) слова». Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и т.д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т.д.).

«Исправь ошибку»

Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает и т.д.

Психоречевая гимнастика

•Слоговой анализ слов: космонавт, милиционер, парикмахер, продавец.

Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

•Речевая подвижная игра «Космонавт». Импровизация движений:

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету —

Дети, кто, скажите это?

•Речевая подвижная игра. Дети четыре раза поднимаются на носки и опускаются на пятки. За всякое дело берись смело.

Дифференциация звуков [с] и [з]

•Уточнение артикуляции и произношения звуков, их характеристика (используется тактильный анализатор кисти, приложенной к горлу).

Обратить внимание детей на то, что произносить звук [з] помогает голос, а звук [с] произносится без голоса (голос «спит»).

•«С голосом —без голоса». Логопед называет слова со звуками [с] и [з], дети определяют «с голосом» или «без голоса» они произносятся: коза-коса, суп-зуб, зайка-сайка, собор-забор, часы-тазы, гроза-коса, бусы-алмазы.

 

Тематический цикл «Наш город»  

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Где ты живешь?» Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Развитие связной речи

•Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке».

Примерный словарь: дети, прогулка, гулять, подъемный кран, новый дом, строить, светофор, красный свет, остановиться, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди.

Психоречевая гимнастика

•«Какое слово короче?»

Дом — домик; светофор — трамвай; город — перекресток; дорога — магазин; квартира — этаж.

•Чистоговорка «Этажи» (сопровождается схематическим рисунком дома).

Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?

•Считалка под мяч «Дом». Желательно использовать предметные картинки: бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Характеристика звука (согласный, твердый, глухой, шипящий). Выполнение артикуляционного упражнения «Чашечка».

«Повтори чистоговорки»

Ша-ша-ша — Маша моет малыша.

Ше-ше-ше — шепчет Маша в шалаше.

Тематический цикл «Насекомые»  

Дети должны усвоить: основные названия насекомых; где они живут, чем питаются; для чего они нужны.

Лексический материал: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Четвертый лишний»:

муха, муравей, грач, пчела;

стрекоза, жук, гусеница, собака;

комар, кузнечик, бабочка, белка и т.д.

•«Куда спрятались насекомые?» Употребление предлога под.

На доске картинка, на которой изображена поляна.

Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.

Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т.д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).

«Назови ласково»

бабочка желтень…; бабочка белень…;

муравей чернень…; комар серень…;

божья коровка краснень...; жук синень…;

кузнечик зеленень…; оса полосатень...;

Развитие связной речи

«Сороконожка». Составление рассказа по опорным предметным картинкам:

«Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать галошки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.

Стала сороконожка галоши снимать. Пока все сняла, пошел снег.

Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась.

С тех пор сороконожка босиком ходит».

Психоречевая гимнастика

«Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.

Отхлопать каждый слог скороговорки:

Слишком много ножек у сороконожек.

•Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

 

Тематический цикл «Хлеб»  

Дети должны усвоить: как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.

Лексический материал: батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови ласково»:

хлеб — хлебушек;

буханка — буханочка;

блин — блинчик;

сушка — сушечка;

кекс — кексик и т. д.

•«Составь предложение». Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам: повар — блины, пирожки —духовка, магазин —хлеб, Маша — булочка и т.д.

•«Чем угостишь?» У каждого на столе картинка с изображением какого-либо хлебобулочного изделия. Логопед спрашивает каждого ребенка: «Чем угостишь Таню?» Ребенок отвечает: «Таню угощу

бубликом» и т.д.

Развитие связной речи

Драматизация сказки «Колобок». Используются фланелеграф и опорные картинки.

Психоречевая гимнастика

•«Четвертый лишний»:

батон — буханка — масло — булка; кекс — кефир — пирожное — торт.

Считалка. На каждую строчку— четыре удара мяча об пол.

Наш сластена очень рад,

Семь пирожных съел подряд.

Скороговорка. На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку;

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий; произносится кончиком языка —язык «пляшет» вверху).

«Повтори чистоговорку»:

Pa-pa, pa-pa, pa-pa,

Звук Р учить пора.

Выделение звука [р] из ряда слов: рак, радио, ракушка, хор, сор, двор, арка, ура.

«Хлопни в ладоши». Логопед произносит слова: лак, рак, лампа, радио, лукошко, ракушка, ягода, хор, яма, ура. Услышав слово со звуком [р], дети должны хлопнуть в ладоши.

Тематический цикл «Лето»  

Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.

Лексический материал: лето, жара, солнце, трава, деревья, лес, грибы, ягоды, речка, море, удочка; печет, загорать, плескаться и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Что с чем рядом?»: ромашка, мухомор, муравей, береза, яблоко.

•«Составь предложение»

Вырос, поляне, на, василек. Купаются, реке, дети, в. На, села, бабочка, цветок.

•«Цветы». Классификация цветов: садовые — роза, гвоздика, тюльпан; полевые — ромашка, одуванчик, василек; лесные—фиалка, ландыш, колокольчик.

Психоречевая гимнастика

•Отстукать карандашом ритмический рисунок двустишия:

Все вокруг зазеленело,

Заалело и запело.

•Речевая подвижная игра «Цветики». Импровизация движений:

Землю мы копали,

Цветики сажали,

Чтобы цветики цвели, —

Мы их поливали.

Ай-лю-ли, ай-лю-ли,

Цветики у нас цвели.

«Повтори без запинки»:

деревья — кусты — цветы — насекомые; овощи — фрукты — грибы — ягоды.

«Какое слово длиннее?»: жук — комар; муравей — муравейник; дуб —роза; колокольчик — береза.

Дифференциация звуков [р] и [л]

Уточнение артикуляции и произношения звуков, их характеристика.

«Повтори пары слогов»:

ла-бра; лэ-дрэ;

ло-вро; ала-кра;

лу-кру; ала-ара.

«Повтори пары слов»:

лак-рак; плот-крот; пилот-пирог; плошка-крошка; ложки-рожки; плут-прут; рамка-лавка; флаг-фрак.

«Загрузим пароход и лодку». Логопед: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка —в названии которых есть звук [л]».

Для игры используются предметные картинки.


Дополнительный материал по развитию речи для дошкольников

Дополнительный материал по развитию речи для дошкольников

Тематический цикл «Фрукты»

Тематический цикл «Фрукты»

Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда: —Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон

Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда: —Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон

Лексико-грамматические игры и упражнения •«Что бывает осенью?»

Лексико-грамматические игры и упражнения •«Что бывает осенью?»

Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками)

Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками)

Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка,

Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка,

Дети должны усвоить: основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится

Дети должны усвоить: основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится

Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый

Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый

Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки,

Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки,

Дед Мороз пришел большой, Дед

Дед Мороз пришел большой, Дед

Какой — какая ?» Логопед предлагает детям дать сначала краткий, а затем полный ответ:

Какой — какая ?» Логопед предлагает детям дать сначала краткий, а затем полный ответ:

Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель

Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель

Ответь на вопросы» Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?

Ответь на вопросы» Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?

Свяжем серому носочки. •Речевая подвижная игра «Волк»

Свяжем серому носочки. •Речевая подвижная игра «Волк»

У медведя медвежонок, а у кошки…

У медведя медвежонок, а у кошки…

Побежали вдоль реки Черепашки наперегонки

Побежали вдоль реки Черепашки наперегонки

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит

Развитие связной речи • «Сороконожка»

Развитие связной речи • «Сороконожка»

Повтори чистоговорку»: Pa-pa, pa-pa, pa-pa,

Повтори чистоговорку»: Pa-pa, pa-pa, pa-pa,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021