ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА УЛУЧШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ПЕВЦОВ
Абдукаримова Феруза Улугбек кизи,
Студентка 1 курса Узбекского национального института
музыкального искусства имени Юнуса Раджаби
Аннотатция: Узбекское национальное музыкальное искусство, мировое, исполнение классической музыки является одним из обширных направлений. Любые ответвления этого направления, будь то традиционное пение или музыка, дополняют друг друга и показывают прекрасное исполнение. В данной статье дано определение уровня «хафиза» в традиционном пении из отраслей нашего классического искусства, основные требования для достижения этого статуса, прошлое учителей-хафизов, музыка и исполнительство. Речь идет об аккомпанементе певца и его пользе для исполнителя.
Ключевые слова: маком, «Священный Коран», «хафиз», исполнение, кари, фальцет, «боль», музыка, музыкальный инструмент, кочирим, ийко, ритм.
Abstract: Uzbek national musical art, world-wide, the performance of classical music is one of the broad areas. Any branches of this direction, be it traditional singing or music, complement each other and show excellent performance. This article provides a definition of the level of “hafiz” in traditional singing from the branches of our classical art, the main requirements for achieving this status, the background of hafiz teachers, music and performance. It's about the singer's accompaniment and its benefit to the performer.
Key words: maqam, “Holy Quran”, “hafiz”, performance, kari, falsetto, “pain”, music, musical instrument, kochirim, iiko, rhythm.
Музыкальное искусство является одним из главных критериев, определяющих зрелость человека, его богатый кругозор и высокий уровень. Национальные традиции, обычаи, обряды и ценности каждого народа занимают достойное место в его национальной музыке и инструментальная исполнения. Основные закономерности нашего национального классического исполнительства проявляются в направлениях пения и музыки. Оба эти явления независимы и в то же время неразрывно связаны между собой. Они формировались и развивались в практике народного исполнительства в гармонии. В основе их лежат различные качества, раскрывающие загадочные, художественные, духовные и притягательные стороны нашего национального искусства.
Можно сказать, что искусство "хафизлик" – одно из ведущих направлений в нашем национальном исполнительстве. У наших старших преподавателей есть поговорка: «Хафиз, у которого в руке инструмент, – полный хафиз». Поэтому, чтобы стать полноценным хафизом, необходимо досконально изучить работу инструмента. Именно традиционные пение и музыкальные инструменты помогают каждому юному музыканту, певцу-исполнителю взрослеть, идейно-художественно осваивать музыкальные произведения, иметь возможность донести свое исполнительское мастерство и искусство до большого количества слушателей.
Исполнительство — одна из основ музыкального искусства, процесс, выражающий его существование, критерий, определяющий его статус, и фактор, определяющий уровень мастерства.
Мы знаем, что слово «хафиз» используется двояко по отношению к «искусству голоса». Его перевод с арабского языка означает «знающий наизусть», «хранитель памяти». С VII века арабы начали использовать слово «Кари» для обозначения человека, читающего Священный Коран наизусть. С XI века к певцам обращались люди, запоминавшие классические газели и эпосы в странах мусульманского Востока, включая Среднюю Азию и Хорасан, а также высококвалифицированные певцы, обладающие творческими способностями и острым умением запоминать мелодии (Тойчи Хафиз, Левича Хафиз, Мадумар Хафиз и др.). Поэтому под «хафизом» подразумеваются те, кто запоминает Священный Коран и учит его наизусть, а также те, кто имеет профессии, связанные с искусством голоса, проще говоря, певицы. В прошлом прошли такие состоявшиеся хафизы, как Абдулкадир Мароги, Дарвешали Чанги, которые были хорошо известны в обоих этих областях вокального искусства.
Исторически известно, что в нашем классическом музыкальном исполнении выражение «хафиз» применялось в равной степени и к музыканту, и к певцу. Причина в том, что это означает, что певцы и музыканты достигли мастерства и профессионализма в своей профессии. Хотя слово «хафиз» употребляется только по отношению к певцам, его значение не исчезло. То есть к самым искусным и профессиональным певцам было принято обращаться «хафизами». В частности, наши преподаватели-хафизы, создавшие свой стиль исполнения, обладающие широкими голосовыми возможностями, досконально освоившие теоретические знания наряду с исполнительством, подготовили множество учеников. Например, Ходжи Абдулазиз Абдурасулов, Мулла Тойчи Ташмухаммедов, Юнус Раджаби, Фаттаххан Мамадалиев, Очилхан Отаханов, Ариф Алимахсумов и многие другие учителя, ставшие представителями нашего времени. Оригинальными хафизами были У. Расулов, М.Таджибоев и другие.
В классическом музыкальном исполнении искусство хафиза проявляется в сочетании с музыкальным сопровождением. В древности считалось, что голос естественный, а инструменты искусственные. В прямом смысле маком требовал петь только на музыкальном инструменте. Непосредственную связь инструментов, используемых при исполнении макома, с мелодиями и песнями можно проследить двояко. С одной стороны, ноты являются продуктом музыкального мышления, формировавшегося веками, а с другой, они выступают важнейшим фактором, непосредственно влияющим на процесс исполнения.
В традиционном пении чувство ноты — одно из первых и важнейших требований. Этот фактор является одним из наиболее необходимых аспектов хафиза и требует безупречных навыков слушания. Четкое восприятие и интерпретация ноты каждым исполнителем связано с его духовным миром, знаниями и исполнительским мастерством. Если у исполнителя высокий уровень и широкий духовный кругозор, его выступление будет максимально привлекательным и красивым. Чем больше у него традиций и опыта, тем увереннее, понятнее и чувственнее он выполняет интерпретируемую работу. Этот фактор также связан с уровнем знаний и образования исполнителя. Потому что только при достаточных музыкально-теоретических знаниях музыкальное исполнение выйдет достоверным и певец сможет показать все возможности своего голоса. Здесь следует еще раз упомянуть, что важно регулярно слушать и петь музыкальный образец. Но нехорошо во время тренировки петь вслухом голосом, лучше петь фальцетом. Это происходит потому, что регулярное пение вслухом голосом утомляет голосовые связки и приводит к неудовлетворительному исполнению, к тому же музыкальное произведение лучше запоминается, когда оно слушается тихо и внимательно, чем когда громко.
Кроме того, если певец исполняет произведение, которое поет, вместе с инструментом, он будет для него лучшим компаньоном. Потому что, если певец во время пения вместе играет на инструменте это предохраняет его от фальшивого пения. Играя на инструменте, он бегло поет. Нравится нам это или нет, но даже когда певцу аккомпанирует самый искусный музыкант, он не может сыграть с певцом одно и то же произведение от начала до конца, или наоборот. Потому что будь то певец или музыкант, исполнение всегда проявляется в разных красках, с разными «болями» и «кочирим», в зависимости от внутренних переживаний и чувств исполнителя. Если исполнитель инструмента и пения с голосом один и тот же, это прекрасно обеспечивает гармонию слова и мелодии.
В исполнении макома в качестве ведущих воплощаются два инструмента – танбур и даира. Даира – инструмент, типичный для древних и современных стилей музыкального исполнения. В нем отражены тонкости и основные характеристики ритмических единиц, весовые размеры, составляющие основу движения мелодии, методическое сопровождение состояний. Исполнение классических произведений на ударных инструментах, отличных от круга, считается несколько ненормальным, чуждым древним традициям. Танбур – это символ макома. Вот почему буквальные треки макома иногда называют «танбур-макомами» в отличие от других видов нашей классической музыки.
Нашими великими учителями прошлого являются Ходжи А. Абдурасулов, Домла Х. Ибодов, Х. Болтаев, Ф. Мамадалиев, К. Отаниезов. Такие хафизы, как Р.Мамадалиев, М.Узоков, Н.Кулабдуллаев, во время выступления всегда имели в руках дутар, танбур или тор и умели бегло исполнять усул даже в даиру. В традиционном пении игра под музыку стала для таких учителей традицией. Дутар удобен для женщин-певиц. Л. Саримсокова, М. Абдуллаева, М. Азамова в числе прошлых педагогов умело исполняли народные песни и яллы в сопровождении дутора. Среди певиц той эпохи можно взять в пример Надиру Пирматову, артистку, служившую в Узбекистане.
Искусство пения является первым фактором интерпретации музыки и имеет важное значение, поскольку оно богато широким спектром стилей и формировалось и развивалось в различных направлениях. Оно включает в себя слова, музыку, общение, духовность и многие другие факторы. В совершенных выражениях, то есть в классическом пении, каждая ветвь интерпретации должна быть ясной, чистой, мощной и умелой.
Как мы упоминали выше, степень хафиза — это всеобъемлющая и повышенная степень, присуждаемая специалисту в этой области. Юным певцам-исполнителям, изучающим наше национальное классическое искусство, прежде всего, нам необходимо глубоко понять смысл этого высокого уровня, и нам еще нужно приобрести немало знаний и умений, чтобы достичь этого уровня. Потому что на этом пути фундаментом для нас будут традиции мастеров, их уникальные стили, редкие образцы исполнения.
Список использованной литературы:
1. Бегматов С. Искусство хафизлика. - Государственная консерватория Узбекистана: Редакционный отдел, 2007.
2. Матёкубов О. Макомот. - Т.: Музыка, 2004.
3. Национальная энциклопедия Узбекистана – Т.: – Государственное научное издательство, 2005.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.