Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Сергей Есенин как национальный поэт"
Оценка 4.8
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Дополнительный материал47.doc
Есенин С. А. «О себе»1
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской
Дополнительный материал47
волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого
было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои
были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и
сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили
плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как
щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все
кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После,
лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными
утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим
драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка
иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он
так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам
меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал
кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какоето
неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского
учителя и потому отдали в церковноучительскую школу, окончив которую я должен был
поступить Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17
годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не
печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был
Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз
видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С
Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова
уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и
Филипченко.
Из поэтовсовременников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал
мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был
формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и
умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они
имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, изза нее у нас вечно ютились
всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак
выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы
революции был всецело на стороне Октября, но принимал все посвоему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается
остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
1 Есенин С. А. Собрание соч.: В З т. М., 1970. Т. 3. С. 187.
Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Сергей Есенин как национальный поэт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.