Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"
Оценка 5

Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"
• духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре-менном мире; формирование воспитание гуманистического мировоззрения, националь¬ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Дополнительные материалы54.2.docx
Дополнительные материалы54.2 Маяковский явился одним из организаторов и руководителей новой литературной группы ЛЕФ (Левый фронт). ЛЕФовцы выдвинули три новых принципа искусства: 1) принцип социального заказа;   2)   принцип   литературы   факта;   3)   принцип   искусства­жизнестроеная.   Под   социальным заказом Маяковский подразумевал то, что художник должен сам внутренне понять и почувствовать необходимость   писать   именно   на   ту   тему,   которая   особенно   актуальна   и   имеет   общественное значение в данный момент. Когда страна воюет, тема художника — война. Когда страна строит, тема поэзии — строительство. Второй принцип — это принцип отбора материала для творчества. Факт и только факт, а не вымысел должен стать предметом искусства. Поэтому Маяковский и ЛЕФовцы посвящают стихи Генуэзской конференции, колдобинам на улице, пуску Кузнецкстроя, созданию   нового   города­сада,   открытию   новой   рабочей   столовой   —   все   эти   факты   для   них литературно значимы. И напротив, абсолютно фантастическое событие, как встреча и разговор с Солнцем, поэт рисует как реально случившееся происшествие, точно указывал его место и время. Третий принцип — определяющий для поэзии Маяковского. Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на нее. Автор «Слова о полку Игореве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Толстой и Достоевский стремились возродить духовные христианские ценности. Маяковский видел главной своей задачей — с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему — вот задача искусства, по мысли Маяковского. Поэтому, когда   страна   воюет,   поэт  —  солдат.   Он   не   чувствует   никакой   разницы  между   своим   пером   и штыком.   Когда   страна   строит,   поэт   —   строитель.   Он   не   гнушается   быть   «ассенизатором   и водовозом». Он добывает радий, строит города. Эти   три   принципа   окончательно   оформили   поэтическую   систему   Маяковского.   Он стремится вести разговор с людьми не столько через книгу, сколько непосредственно через живое общение.   Поэтому   его   стих   —   это,   прежде   всего,   ораторский   стих,   ориентированный   на выступление перед широкими массами людей. Одна из основных тем творчества, наряду с темой революции, тема назначения поэзии. «Необычайное приключение...» построено как описание встречи и разговора поэта с Солнцем, но, даже использовав фантастический прием, В. Маяковский строит стихотворение так, как будто то, что там написано, — реальный факт. Постоянная работа на злобудня, выполнение социального заказа — дело очень трудное. Жара, пекло и тяжелая работа — вот исходное состояние, за ним следует взрыв: поэт бросает Солнцу вызов, и Солнце приходит к нему, однако на дерзости оно смотрит снисходительно, и тогда завязывается разговор по душам. Поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа, а Солнцу — тяжело нести свет людям. И вот здесь обнаруживается главное: поэзия и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Как только Солнце уходит за горизонт — светит поэзия. Работа эта не простая, но люди не могут жить без света. Поэтому, по мысли Маяковского, неважно, хорошо ты себя чувствуешь или плохо, бодр и свеж ты или устал, ты взялся за эту ношу, и ты обязан ее нести. Отсюда бескомпромиссный поэтический лозунг, завершающий стихотворение. Иная встреча положена в основу  «Разговора с фининспектором о поэзии»  (1926). Эта встреча   вполне   реальная.   К   поэту   обратился   фининспектор,   чтобы   взять   с   него   налог.   Поэт воспринимает как несправедливость то, что с него берут налоги так же, как с «имеющих лабазы и угодья». Он считает, что поэзия — такой же труд, как и труд рабочего. Поэзия одновременно — это «езда в незнаемое» и «добыча радия», тяжелый и опасный труд. «Рифма поэта — / и ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Поэт — и «народа водитель», и «народный слуга». Он полностью отдает самого   себя   людям   —   душу,   силы,   нервы.   «Происходит   страшнейшая   из   амортизаций   —   / амортизация сердца и души». А на то, о чем хотелось бы написать поэму, не хватает времени. Сжигая свои силы и нервы, поэт приближается к смерти, а своими стихами он дарит бессмертие всем   окружающим,   в   том   числе   и   фининспектору.   И   поэт   полон   обиды   на   бюрократов   и канцеляристов, считающих, «что всего делов — / это пользоваться чужими словесами», и бросает им вызов — предлагает написать какое­нибудь стихотворение самим. Подводит)   итог   своему   творчеству   В.   Маяковский   во   вступлении   к   поэме  «Во   весь голос».  Поэту необходим прямой разговор с читателями­потомками. Он хочет объяснить людям будущего, в том числе и нам, почему он писал именно так — некрасиво, неэстетично, жестко, почему  так много  его стихов  посвящено  злобе  дня.  Не зря ли  было отдано так много  сил по мелочам?   Надо   ли   было   наступать   «на   горло   собственно   песне»?   Не   проще   ли   было   писать красивую лирику? Это мучительные для В. Маяковского вопросы. Но его ответ на них однозначен. Он писал об этом, потому что это было, он писал так, потому что так говорили люди его времени, и писал   для   того,   чтобы   избавить   мир   от   его   пороков   и   язв   и   приблизить   будущее, «коммунистическое далеко», в которое он глубоко верил. Поэт ощущает себя борцом за счастье людей,   за   революцию,   и   это   ощущение   воплощено   в   развернутой   метафоре.   В.   Маяковский представляет себя полководцем, принимающим парад войск. Войска — это вся его поэзия. «Стихи стоят свинцово­тяжело, / готовые и к смерти, и к бессмертной славе». Поэт не знает, будут ли его стихи живы в будущем, будут ли их читать или они будут восприниматься лишь как факт истории, отражающей реалии давно ушедшей эпохи. Но он уверен, что своими стихами приближает это самое будущее, борясь с грубостью, хамством, хулиганством, болезнями, врагами нового общества. Он отдает все свои стихи «до самого последнего листика» новому миру. Он отрекается от славы, от   «бронзы   многопудья»   и   «мраморной   слизи»,   отрекается   от   материальных   ценностей.   Здесь отчетливо проявляется не только сходство, но и различие во взглядах на посмертную славу между А. Пушкиным и В. Маяковским: памятником себе и своей поэзии, общим памятником всем, кто пал в борьбе, последний готов считать даже не художественное творчество, а «построенный в боях социализм» — то общество здоровых, сильных, прекрасных людей, в которое он верил. Поэзия для Маяковского — «жизнестроение». И если новая жизнь будет построена, значит, все писалось не зря, значит, поэт переживет себя и преодолеет смерть если не в славе, то в новой, прекрасной жизни. Ради этого он, обладавший исключительным ощущением собственного «я», готов растворить в процессе созидания жизни даже самого себя — лишь бы эта мечта стала реальностью.

Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"

Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"

Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"

Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Творчество В.В. Маяковского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018