Представлен дополнительный материал к мероприятию празднования Праздника Святой Троицы
Цель: обогащение жизненного опыта старших дошкольников и младших школьников, знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.Цель: обогащение жизненного опыта старших дошкольников и младших школьников, знакомством с традициями и обычаями русского народа,
Цель:
обогащение жизненного опыта старших дошкольников и младших
школьников, знакомством с традициями и обычаями русского народа, его
музыкальной культурой, формирование музыкальнотворческих проявлений у
детей.
Праздник Святой Троицы, справляемый через семь недель после Пасхи,
посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Это произошло на 50й день
по Воскресении Христовом, поэтому день Святой Троицы называется также
Пятидесятницей. Именно сошествие Святого Духа явило все Лица
Триединого Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от
порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви
и всемирную проповедь веры.
На Троицу (в воскресенье) дома и снаружи и изнутри украшали березками, с
березками ходили по деревне, березки (особенно на полянах) украшали
девичьими лентами и венками. Храмы изнутри тоже украшали цветами и
зеленью(обычно небольшими березками), а пол устилался свежей травой.
Прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов,
берёзовыми ветками.
Многие обряды, как уже говорилось, плавно перетекали из одного дня
семицкой недели в другой, начинаясь в Семик, они завершались в субботу или
воскресенье. Как правило, если венки завивали в четверг, то развивать их
ходили на Троицу или на следующий за Семиком день. Если березку срубали,
украшали в Семик, то «трепали», топили на Троицу. Если венки на березке
завивали в четверг, то венки из трав и цветов плели в воскресенье, тогда же и
гадали по ним, бросая в воду.
Вечером Троицына дня с березки снимали украшения, отламывали по
прутику, само деревце вырывали из земли и тащили его к речке «кто за
какой сучок ухватится»; придя к берегу реки, бросали березку в воду.
Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких
дней, березка рассматривалась как некое вместилище растительных сил.
Брошенная или поставленная в хлебное поле, она должна была отдать всю
свою силу, энергию роста и плодородия зеленеющей ниве, способствоватьурожаю и, соответственно, благополучию людей. Как праздник
воспринималось и потопление березки, ибо брошенная в воду, она, по мнению
крестьян, обеспечивала на все лето достаточное количество влаги. С течением
времени этот первоначальный смысл забывался, и тогда при потоплении
деревца участницы обряда могли выкрикивать нечто совсем далекое от
исконного его предназначения, например: «Тони, Семик, топи сердитых
мужей!»
Да уж вы милые девушки мои,
Да вы подруженьки мои!
Да вы зачем меня да раздеваете?
Да чем же, чем же вам да разглянулася?
Да я кудрявая, да я нарядная была,
А теперь, березынька, да оголенная стою.
Все наряды мои да подаренные,
Все листочки мои, да все свернулися!
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньтебросьте вы меня да в речку быструю,
И поплачьте надо мной да над березынькой.
В окрестностях Углича был обычай разукрашенную березку ставить в рожь, а
по полю раскидывать кусочки яичницы и целые яйца, чтобы «рожь
кормилица» лучше уродилась.
Троицкой зелени приписывалась особая сила. Ветки от троицкой березки не
выбрасывали, и после праздника их втыкали во дворе для охраны скота или
клали в сусек, чтобы уберечь зерно, муку, крупу от мышей. Позднее эти же
ветки клали под снопы хлеба, под сено, в картофельные ямы.
Жители вятских деревень, затыкая под стреху на чердаке дома березовые
ветки, сломленные в Троицын день, три раза произносили: «Троица Божья,
храни от бури, от сильного ветра!»Еще одним троицким обрядом и развлечением было гадание по венкам,
брошенным в воду. К вечеру девушки с венками, которые под определенные
песни плелись из разных трав и цветов, шли к реке и бросали венки в воду.
Тут действовали свои правила: чтобы гадание было верным, нельзя кидать
венки руками, нужно встать спиной к реке и, качнувшись, запрокинув голову,
сбросить венок в воду. Если венок не упал в воду, гадание не состоялось. По
тому, как «ведет себя» венок в воде, судили о предстоящем замужестве, о
судьбе.Если венок поплывёт, то это означало неизменное счастье. Если венок
завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы,
семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастьем,
смертью родных или суженого. Если венок останавливался на одном месте, то
из этого заключали, что девице в этот год не быть замужем. Куда вода понесёт
венок, в той стороне девушке быть замужем.
Подруги, а иногда и брат с сестрой, бросали свои венки вместе. Нередко
случалось, что влюбленные, как будто нечаянно, кидали свои венки вместе.
Догадливые люди в сближении таких венков на воде нередко угадывали о
близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих
дочек за таких суженых, венки которых утонули в воде на виду у всех. Позамечаниям старушек, такие суженые или вскоре умирают, или «спиваются с
круга». Ленты, которыми девушки перевивали семицкие венки, сохранялись
всю жизнь. Если они выходили замуж в этот же год, ими связывали
венчальные свечи.
Источник http://www.apatitylibr.ru/index.php/20111102123644/20130617
114359