Дополнительный материал к уроку родного языка (русского) "Р.р. Особенности русской интонации, темпа речи".

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 16.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок открытия новых знаний Цели: 1) Познакомить учащихся с интонацией как одним из средств выразительности речи. 2) Развивать у учащихся умение выразительного чтения художественного произведения. 3) Воспитывать любовь к родному слову и родной речи. Задачи: 1) Продолжить работу над формированием умения анализировать художественный текст. 2) Углубить представление учащихся об интонации и её средствах. 3) Научить определять средства интонации в тексте. Планируемые образовательные результаты: предметные: знать определение интонации, уметь соблюдать интонацию в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать со словарем; метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации; личностные: понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью. Оборудование: тетрадь, электронный словарь, проектор, ноутбук.
Иконка файла материала Р.р. Особенности русской интонации, темпа речи..pptx
Р.р. Особенности русской интонации, темпа речи.
Тема урока:
интонация В толковом словаре С. И. Ожегова:  Интонация   (от  лат.  Intonare  –  «громко  ритмико­ произносить»)  речи,  мелодическая  выражения  служащая  мысли. средством  сторона  –  это
Давайте подумаем: • Были ли вы когда­нибудь свидетелем того,  как животные правильно реагировали на  интонацию человеческой речи? Расскажите  об этих случаях. • Что будет если сказать животному одни и  те же слова, но с разной интонацией?
• Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему  между его участниками появилось раздражение. Какие нормы  речевого этикета нарушены? А теперь измените диалог так,  чтобы тональность общения стала доброжелательной. • – Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы. • – Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от  компьютерной игры. • – Ну ты идешь? • – Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он  спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому  начинает делать ошибки, игра затягивается. • – Почему не идешь? Все остынет! • —Иду! Иду! • – Как ты разговариваешь? Не груби! • – А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».
угроза, мольба) «Алладин у ворот сокровищни цы». Прочитайте стихотворение, с разной интонацией (просьба, Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам. Откройся, Сезам! Я тебя очень прошу откройся. Сезам! Ну, что тебе стоит, ну, откройся, Сезам! Знаешь, я отвернусь, А ты слегка приоткройся, Сезам. Это я кому творю «откройся, Сезам»! Откройся, или я тебя сам открою! Ну, что ты меня мучаешь, — ну, Откройся, Сезам. Сезам! Не можешь ли ты Открыться, Сезам? Сезам, откройся! Раз, откройся, Сезам, два, откройся, Сезам, три... Нельзя же так поступать с человеком, Я опоздаю. Я очень спешу, Сезам, ну Сезам, откройся! Мне ненадолго, ты только откройся И сразу закройся, Сезам... Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам.
Интересный факт • В  XIX  веке  русские  композиторы  обратили  внимание  на  то,  что  человеческая речь, как и музыка, очень мелодична. Речь человека будто  наполнена  «мелодическим  соком»,  поэтому  речевая  интонация  дает  композитору богатый материал для его произведений. • Позже  это  открытие  подтвердили  ученые­лингвисты,  которые  изучали  интонацию. Действительно, словесные и логические ударения, связанные  с  изменением  высоты  тона,  создают  сочетание  звуков  разной  высоты  –  некую мелодию.  • Мелодика  –  важный  компонент  интонации.  Если  мы  внимательно вслушаемся в произносимые фразы, то сможем  зафиксировать  мелодику,  то  есть  движение  голоса  вверх  или  вниз,  а  также  место  мелодического  перелома  –  точку,  где  это  направление  меняется:  тон  голоса  начинает подниматься вверх или опускаться вниз.
препинания. Интонационное прочтение знаков ,- небольшая пауза, однотипность прочтения. -значительность и напряжённость паузы, изменение темпа и тона произношения второй части. . – спокойное понижение голоса и большая пауза в конце предложения ! – подъем голоса ?- интонация нисходящая, восходяще- нисходящая, восходящая.
Обозначить интонацию предложений. Осторожно ветер из калитки вышел Постучал в окошко пробежал по крыше Весною степь зелёная Цветами вся разубрана
Расставить знаки препинания. … кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи……
Условные обозначения. I – короткая пауза II- длинная пауза - читать слитно, как одно целое, рядом стоящие слова - повышение голоса - понижение голоса __ - логическое ударение
Переписать и расставить знаки препинания. Обозначить мелодику предложений. Знаете  ли  вы  украинскую  ночь  О,  вы  не  знаете    С  украинской  ночи  Всмотритесь  в  неё.  середины  неба  глядит  месяц.  Необъятный  небесный  свод  раздался  раздвинулся  ещё  необъятнее. Божественная ночь Очаровательная  ночь
Расставить знаки препинания. Обозначить мелодику предложений. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора­ Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь. (Ф. И. Тютчев.  «Есть в осени первоначальной...».)
Прочитайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние. «Ну, я вижу – с тобой каши не с сожалением сваришь!..»- протянул Мишка. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» - сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень упал с души. «Я ни в чем не виновата! Уверяю она тихо, но вас!»- сказала