Дополнительный материал к уроку "Социальная структура индустриального общества". Всеобщая история. 9 кл.
Оценка 5
Образовательные программы +2
docx
история
9 кл
11.03.2018
На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве. Численность основных классов традиционного общества — дворян-землевладельцев и крестьян - уменьшается. Растет численность буржуазии и наемных рабочих. В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство.
Социальная структура индустриального общества.docx
Социальная структура индустриального общества
Индустриальное общество характеризуется процессом урбанизации, бурного
роста городского населения. Это было вызвано несколькими причинами:
1. Перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и
внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего
высвободилось много рабочих рук.
2. Упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного
производства и мелкой торговли.
3. А также с изменениями в транспорте: с развитием железнодорожного
транспорта центры промышленности переместились в новые районы.
Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля
выбрасывала своих детей». Массы населения, столетиями жившие на земле,
приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождает
эмиграцию, люди уезжают в другие страны. Многие жители местечек
переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны.
В связи с ростом продуктивности сельского хозяйства возникла возможность
накормить большие города. В Великобритании, в этой «стране городов»,
девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три
человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло
очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города
начинали преобладать в экономической жизни.
Люди в движении. С 20х гг. XIX в. началось массовое переселение
европейцев на другие континенты. Основным конечным пунктом эмиграции
являлись Латинская Америка, Канада, Австралия, Южная Африка, но
абсолютный чемпион США. НьюЙорк стал главным портом, куда
прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Европы, требовалось 12 дней
плавания. На островке Эллис в заливе НьюЙорка для эмигрантов был создан
«вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в
страну. Новая родина принимала не всех. Десятая часть прибывших в США
получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение
сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре НьюЙорка, их
предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивалось у
друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых
имел свой язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой,
согласной на самые тяжелые условия труда.
Изменения в социальной структуре
Не менее важные изменения происходят в социальной структуре. Исчезают
сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего
XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и
наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве,
к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриального
общества. Что же касается основных классов традиционного общества —
дворянземлевладельцев и крестьян, то их численность постоянно
уменьшается.
Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих.
В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись,
сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение
происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная,
средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и
крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к
какомуто определенному классу.
Аристократия старая и новая. К середине XIX в. европейской аристократии
пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе ей бы не удалось бы
выжить. Многие аристократы продолжали владеть землями, и жизнь их была
связана больше с деревней, чем с городом. Политическая элита
формировалась в основном из землевладельцев. Но постепенно, с развитием
индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит
в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются
лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто
хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в
банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации. Многие
аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением
относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов
вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к
слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».
Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.
Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни
государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов
добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе».
Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит
английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на
посылках, становится доверенным приказчиком и компаньоном; Пампвторой
становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына
на графской дочке. Памптретий не бросает банка, но главное дело его жизни
— стать отцом Пампачетвертого, а его потомство уже по праву наследования
властвует над нашей нацией снобов».
В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители
буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие
стремились стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от
королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и
Сименс.
Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало
появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества —
мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных
учреждений. К среднему классу относились и лица интеллектуальных
профессий — инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры,
юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу
было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных
слоев.
Особо следует выделить категорию юристов. С формированием правового
государства, гражданского общества, с развитием экономической жизни
потребность в юристах значительно растет. Юристы составляют конституции
и кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров,
предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по
образованию были многие политические деятели. Средний класс придает
устойчивость обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных
потрясений, предпочитая революциям реформы.
В среде рабочих тоже происходят важные изменения. Рабочий класс делится
на квалифицированных рабочих и неквалифицированных. В XIX в.
формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится
неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, которых
историки назвали рабочей аристократией. Их положение на предприятии
было прочным, зарплата позволяла давать техническое образование
сыновьям, иногда их дети становились даже служащими. А это уже был шаг
вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие
составляли треть от общего числа. Гораздо труднее жилось остальной части
рабочего класса. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше,
но иногда доход семьи мог увеличиваться за счет работающих детей. В семьях
с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял
экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских
рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это
были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По
традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала
продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам
вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только
начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о
достоинствах своего товара. Так описывал субботу в рабочем районе Лондона современник: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку,
в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на
плечах сынишку... Возле кабаков устраиваются концерты... К 11 часам вечера
аристократия рабочего класса... запасается уже провизией. Тогда появляются
исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с
корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных
лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей,
требуху, обрезки и пр.».
Женский и детский труд. Повсеместно в промышленности используется
женский и детский труд. Это очень выгодно, платить и тем и другим можно
было меньше чем мужчинам. Многие женщины работали домашней прислугой,
а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии:
телефонистки, машинистки, секретарши.
«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,— писал английский поэт
Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов,
детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в
каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая
углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны
были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз,
когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались
двенадцатилетние подростки. Только в 1893 г. в Англии был принят закон,
запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе
допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часов, а после
работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети
были такими усталыми, что на уроках просто спали.
Ущемлялись также и права женщин и лишь в начале XX в. женщинам были
предоставлены права равные мужчинам.
Таким образом, индустриальное общество очень существенно изменило не
только жизнь людей, но и социальную структуру.
Дополнительный материал к уроку "Социальная структура индустриального общества". Всеобщая история. 9 кл.
Дополнительный материал к уроку "Социальная структура индустриального общества". Всеобщая история. 9 кл.
Дополнительный материал к уроку "Социальная структура индустриального общества". Всеобщая история. 9 кл.
Дополнительный материал к уроку "Социальная структура индустриального общества". Всеобщая история. 9 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.