Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Дополнительный материал по химии на тему:
«КАРАНДАШИ И АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ»
С давних пор в качестве пишущего инструмента наряду с мелом
использовались кусочки мягкого минерала графита – одной из разновидностей
углерода. Графит имеет слоистое, чешуйчатое строение. При трении о какой
либо предмет чешуйки этого материала отслаиваются и оставляют след на
предмете. Слово «графит» произошло от греческого «графо» – пишу. Со
временем из кусков графита стали изготавливать палочки, а для того чтобы не
пачкались руки, они обертывались различными материалами (тканью, бумагой
и т. д.). Эволюция графитового пишущего инструмента в конце концов
привела к созданию деревянного карандаша, известного каждому человеку.
Как же делается современный карандаш?
Для изготовления рабочей части графитового карандаша готовят смесь
графита и глины с добавкой небольшого количества гидрированного
подсолнечного масла. В зависимости от соотношения графита и глины
получают грифель различной мягкости – чем больше графита, тем более
мягкий грифель. Смесь перемешивают в шаровой мельнице в присутствии
воды в течение 100 ч. Приготовленную массу пропускают через фильтр
крессы, и получаются плиты. Их подсушивают, а затем из них выдавливают на
шприцпрессе стержень, который режут на части определенной длины.
Стержни в специальных приспособлениях высушивают и исправляют
возникшую кривизну. Затем их обжигают при температуре 1000–1100 °С в
шахтных тиглях.
Для изготовления древесной части карандаша в различных странах
используют различные породы древесины (липа, сибирский кедр и др.).
Определенного размера (на 5–7 карандашей) дощечки из древесины
пропаривают в автоклаве с водным раствором калиевого мыла и с добавками
турецкого красного мыла при 100 атм без нагревания, то есть при комнатной
температуре. После обработки в автоклаве дощечки сушат в токе теплого
воздуха. Затем в них делают каналы точно на половину грифеля карандаша.
Эти дощечки промазывают клеем (поливинилацетатом), в каналы вкладывают
грифели и накрывают другой такой же промазанной клеем дощечкой, но уже
без грифеля. Склеивание проводят под прессом при комнатной температуре.
Затем склеенные дощечки разрезают на соответствующее количество
карандашей и обрабатывают их снаружи до заданной формы – круглой или
шестигранной, края обрезают, а поверхность шлифуют и затем окрашивают.
После этого на поверхности под прессом выдавливают марку завода
изготовителя и название карандаша.
В состав грифелей цветных карандашей входят каолин, тальк, стеарин
(широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и
стеарат кальция (кальциевое мыло). (Стеарин и стеарат кальция являютсяпластификаторами. В качестве связывающего материала используют
карбоксиметилцеллюлозу. Это клей, используемый для наклейки обоев. Здесь
его также предварительно заливают водой для набухания. Кроме того, в
грифели вводят соответствующие красители; как правило, это органические
вещества. Такую смесь перемешивают (вальцуют на специальных машинах) и
формуют в виде тонкой фольги. Ее измельчают и полученным порошком
набивают пистолет, из которого и шприцуют смесь в виде стержней. Стержни
режут на куски определенной длины и затем сушат. Для окраски поверхности
цветных карандашей используют те же пигменты и лаки, которыми обычно
окрашивают детские игрушки. Подготовку деревянной оснастки и ее
обработку проводят так же, как и для графитовых карандашей.
Вряд ли можно найти человека, который в детстве не рисовал бы
акварельными красками. Несомненно, что и многие взрослые вновь
возвращаются к этому занятию вместе со своими детьми, а затем и с внуками.
Что же собой представляют акварельные художественные краски? Это весьма
мелко растертые (тонкодисперсные) пигменты высших сортов, смешанные с
растительным клеем гуммиарабиком или с декстрином, получаемым
нагреванием крахмала в присутствии кислот. Важно то, что оба они
водорастворимы. В смесь обязательно вводится пластификатор (мед или
глицерин) и антисептик (фенол). Акварельные краски характеризуются
высокой прозрачностью и потому используются без добавок белил. После
высыхания на бумаге они не должны стираться легким нажатием ватного
тампона и быть устойчивыми к солнечному свету. Акварельные краски
выпускаются в сухом виде в таблетках и плитках, а также в пастообразном
состоянии в тюбиках.
К акварельным краскам близки гуашевые (плакатные) краски. В дополнение к
тем же компонентам в гуашевые краски вводят белила, поэтому в отличие от
акварельных они непрозрачны. Выпускаются гуашевые краски в тюбиках и
имеют пластичную, но текучую консистенцию.