Дополнительный материал по химии на тему: «КЕРАМИКА»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала керамика.docx
Дополнительный материал по химии на тему:  «КЕРАМИКА» Керамические   изделия   широко   представлены   в   быту   и   строительстве. Слово керамика настолько прочно вошло в русский язык, что мы удивляемся, когда узнаем, что оно иностранного происхождения. Греческое слово кегатоз означает   «глиняная   посуда».   Керамические   изделия   издревле   получали обжигом   глин   или   их   смесей   с   определенными   минеральными   добавками. Раскопки показывают, что керамические изделия производятся человеком с эпохи   неолита   (8–3­е   тысячелетия   до   н.   э.).   Поскольку   глины   весьма распространены   в   природе,   гончарное   ремесло   независимо   возникло   и развивалось в различных частях света, относительно легко перенималось и распространялось. Глины   –   несцементированные   осадочные   породы   с   преобладанием определенных   минералов,   которые   по   химическому   составу   являются гидроалюмосиликатами.   Геологи   различают   около   шестидесяти   различных видов   глин.   В   настоящее   время   считают,   что   для   глинистых   минералов характерно   наличие   слоев,   включающих   атомы   кремния,   окруженные четырьмя атомами кислорода [SiO4], и атомы алюминия, окруженные шестью атомами   кислорода   [AlO6].   Основными   свойствами   глин   являются пластичность и огнеупорность. Порошок глины, замешанный с водой, образует вязкое   тесто,   способное   формоваться   и   сохранять   приданную   ему   форму. Обожженные в огне изделия приобретают большую твердость и крепость. На этих двух свойствах глины держится керамическая промышленность – одна из самых   древних   на   Земле   и   в   прошлом   одна   из   самых   важных   по   своему значению для прогресса человечества. Еще в древние времена было установлено, что хорошая связанность и вязкость глины, идущей на изготовление керамических изделий, достигается ее промораживанием. Для этого глину помещают в бурты высотой 0,7–0,8 м, поливают   водой   и   закрывают   землей.   Например,   для   производства высококачественной черепицы промораживание в буртах проводят до семи лет. В настоящее время керамические материалы делят на грубые и тонкие. Первые характеризуются высокой пористостью и высоким водопоглощением (не ниже 5–10 %). К ним относятся строительный кирпич, терракота, стенная майолика,   плитки   для   пола,   черепица.   Тонкую   керамику,   в   свою   очередь, делят на пористую и плотную. К тонкой пористой керамике относят фаянс, полуфарфор,  белую  и  цветную  майолику,  а  к   тонкой  плотной   керамике – фарфор. Терракота  –   разновидность   грубой   керамики.   Она   известна   с   эпохи неолита,   то   есть   более   чем   за   5   тыс.   лет   до   н.   э.   Слово   «терракота» итальянское.   Его   дословный   перевод   означает   «обожженная   земля».Терракота   выпускается   промышленностью   в   виде   неглазурованных однотонных   керамических   изделий   с   пористым   черепком   красного, коричневого   или   кремового   цветов.   Цветовой   оттенок   терракоты   в значительной   степени   зависит   от   условий   обжига.   Ее   водопоглощение составляет от 8 до 10 %. Глины для производства терракоты распространены довольно   широко.   В   современном   строительстве   терракота   используется   в виде архитектурно­декоративных изделий и применяется для художественной отделки   интерьеров,   оформления   садов   и  парков  в   виде   вставок,   розеток, барельефов, плиток для стен и садовых дорожек, камней для оград и штакета для клумб. При обжиге глины в атмосфере углеводородов, образующихся, например, при   сжигании   смолистых   корней   хвойных   деревьев,   можно   получить керамические   изделия   серебристо­черных   тонов.   Этот   цвет   обусловлен графитом, образующимся при каталитическом разложении углеводородов на поверхности   раскаленной   глины.   Данным   приемом   исстари   пользовались украинские  кустари­гончары,  изготавливая свою  широко  известную  черную неглазурованную керамическую посуду. Из   кирпичных   глин,  не   содержащих   гальки,  изготавливают   дренажные трубы.   Пористость   этих   глин   может   достигать   20   %.   Дренажные   трубы применяют при мелиоративных работах в сельском хозяйстве, при осушении торфяных   болот,   а   также   при   осушении   местности   под   зданиями   и сооружениями. Майолика близка по свойствам и качеству к терракоте, только в отличие от   последней   покрыта   глазурью.   Глазурь   придает   изделию влагонепроницаемость, предохраняет от загрязнений, улучшает внешний вид, повышает   прочность.  Для   грубых   керамических   изделий,  к   числу   которых относится и майолика, доступной и дешевой является соляная глазурь. Для ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи (1040–1180 °С)   вводят   каменную   соль   (NaCl)   и   водяной   пар.   При   этой   операции   в окислительной   среде   цвет   изделия   будет   коричнево­желтым,   а   в восстановительной   –   серым.   Изделия,   покрытые   соляной   глазурью,   имеют неровную поверхность, что снижает их качество. При соляном глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия, и хорошие глазури имеют состав от Na2O ∙ 0,5 Al2O3 ∙ 2,8SiO2 до Na2О ∙ А12О3 ∙ 5,5 SiO2. Полноценная   глазурь  –   прозрачное   бесцветное   или   окрашенное стекловидное покрытие, хорошо растекающееся при нанесении на черепок. Глазурь   обеспечивает   изделию   гладкость   поверхности   и   декоративный эффект. Прочности сцепления глазури с черепком способствует добавление оксида   кальция   СаО.   Это   приводит   к   образованию   промежуточного   слоя, воспринимающего и гасящего напряжения, возникающие между глазурью и черепком   при   быстрой   смене   температур   вследствие   различных коэффициентов температурного расширения. Поэтому в майоликовых массахдля   производства   печных   кафелей   (для   которых   неизбежны   частые температурные перепады) содержание СаО доходит до 37–38 %. Высказываются   предположения,   что   слово   «майолика»   происходит   от названия   острова   Майорка   в   Средиземном   море   –   главного   центра   по экспорту   испано­мавританской   керамики   в   Италию.   Майолика   широко применялась уже во 2–1­м тысячелетиях до н. э. в Ассиро­Вавилонии, затем в Средней Азии, позднее в Испании и Италии. В X–XII вв. в Киевской Руси майолику   использовали   для   облицовки   стен,   настилки   полов,   обрамления оконных и дверных проемов в церковных и дворцовых зданиях. В наше время она   широко   применяется   для   отделки   интерьеров   общественных   и промышленных  зданий. Со   временем  на поверхности  майолики  появляется сетка   волосяных   трещин,   что   свидетельствует   о   большом   различии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. Терракотовые   и   майоликовые   изделия   часто   имеют   сложную конфигурацию. Для ее придания изделия отливают в гипсовых формах или штампуют на прессах в металлических пресс­формах. Фаянс. Слово «фаянс» произошло от названия города Фаэнца (Северная Италия),   в   окрестностях   которого   в   XIV–XV   вв.   было   широко   развито керамическое ремесленничество. До изобретения фарфора фаянс был самым ценным   керамическим   материалом.   От   фарфора   он   отличается   гораздо большим   содержанием   глины   (до   85   %)   и   характеризуется   гораздо   более высокой пористостью и водопоглощением (до 20 %), а также меньшей, по сравнению   с   фарфором,   механической   прочностью.   Температура   обжига фаянса значительно ниже (до 950 °С), чем температура обжига фарфора. В зависимости   от   качества   глины   цвет   фаянса   изменяется   от   белого   до кремового.   По   причине   высокой   пористости   фаянсы   всегда   покрывают глазурью.   Поэтому   некоторые   виды   майолики   приближаются   к   фаянсу. Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушеной. Введением в состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего 30–45 %   оксида   алюминия   Аl2О3  и   54–70   %   диоксида   кремния   SiO2,   получают шамотированный фаянс, который обладает повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из такого фаянса изготавливают ванны, раковины и другие санитарно­технические изделия.    Фаянс, производившийся характеризовался непросвечиваемостью.   Персидский   фаянс,   производство   которого   прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII вв. н. э.), имел хорошо просвечивающий   черепок.   Он   готовился   из   массы,   богатой   кварцем,   с небольшими добавками остекленной после обжига глины.   в   Европе,   На всех старинных фаянсовых изделиях на глазури имеется сетка мелких трещин. Специалисты называют эту сетку  цеком. На фарфоровых глазурях цек встречается гораздо реже.) Для коллекционеров и ценителей керамики сетка трещин служит признаком возраста изделия. Причиной разрыва глазури и образования трещин является склонность фаянса к обратимому поглощениювлаги и набуханию, вследствие чего объем черепка увеличивается в пределах 0,016–0,086 %. Фарфор  –   самая   благородная   керамика.   Это   материал,   состоящий   из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость.   В   художественных   изделиях   из   фарфора   ценится просвечиваемость. Различают две основные разновидности фарфора. 1.  Твердый   фарфор  –   с   небольшим   содержанием   плавня   (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380– 1460°С). Масса классического твердого фарфора состоит из 25 % кварца, 25 % полевого шпата и 50 % каолина и глины.  2. Мягкий фарфор – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200–1280 °С. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют   мрамор,   доломит,   магнезит,   жженую   кость   или   фосфорит.   С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость.   Глина   сообщает   фарфоровой   массе   пластичность (необходимую   для   формования   изделий),   но   снижает   белизну   фарфора.   В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром. Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый – «на утиль», второй – «политой». Первый обжиг «на утиль» имеет целью «спечь» изделие и обеспечить   ему   определенную   пористость   и   прочность,   достаточную   для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и взаимодействия ее с материалом черепка. Роспись   фарфоровых   изделий   бывает   подглазурная   и   надглазурная. Краски   для   подглазурной   росписи   должны   выдерживать   температуру политого глазурного обжига. Поэтому их набор ограничен. Они не должны разлагаться и растворяться в глазури при обжиге. В качестве керамических красок   в   настоящее   время   используют   исключительно   оксиды   металлов. Оксид кобальта дает синий цвет, никеля – коричневый, меди – зеленый или сине­зеленый,   хрома   –   зеленый,   марганца   –   коричневый   или   фиолетовый, железа – желтый или красный, урана – желтый. Надглазурными   красками   также   являются   оксиды   металлов.   Они закрепляются   на   поверхности   сплавлением   с   глазурью   при   третьем   – «декоративном»   –   обжиге,   осуществляемом   при   относительно   невысоких температурах (770–850°С). Поэтому палитра этих красок значительно шире, чем подглазурных, но они стираются с черепка при долгом употреблении. Для лучшего   сплавления   надглазурных   красок   с   глазурью   их   предварительно смешивают   с   флюсами   (легкоплавкими   стеклами,   содержащими   оксиды свинца, бора и кремния), которые придают краскам дополнительный блеск. Наоттенке красок отражаются состав и характер флюса. В состав красителей надглазурных  красок  входят: Fe2О3  ∙ Al2O3  –  желто­красный  цвет,  Сo2О3  ∙ Мn3О4 ∙ Сr2О3 – черный, 0,25 Fe2O3 ∙ ZnO – светло­коричневый, Fe2О3 ∙ Сr2О3 – коричневый, CoO ∙ Al2O3 – голубой, Сr2О3 – зеленый и др. Фарфоровые   изделия   весьма   разнообразны   по   своему   химическому составу, по свойствам и назначению. Приведем несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности. Фарфор бисквитный  – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. Как уже говорилось, при производстве фарфора   сначала   производят   обжиг,  который   называют   утильным,  а  затем следует   обжиг   при   глазуровании.   Бисквитный   фарфор   также   обжигается дважды,   но   второй   раз   без   глазури.   В   настоящее   время   технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. Фарфор   костяной  –   мягкий   фарфор,   непременной   составной   частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом   из   фосфата   кальция.   В   настоящее   время   ее   иногда   заменяют природными   фосфатами   кальция.   Изготовленные   из   костяного   фарфора изделия характеризуются высокой степенью белизны и просвечиваемости и большой  декоративностью.  В нашей стране  изделия из костяного фарфора высокого   качества   выпускает   фарфоровый   завод   им.   М. В. Ломоносова   в Санкт­Петербурге. Фарфор фриттованный – хорошо просвечивающий мягкий фарфор. Он  содержит 30–50 % каолина, 25–35 % кварца, 25–35 % богатой щелочью  стекольной фритты. Фритта – композиционная добавка к фарфоровой массе,  обеспечивающая образование стекловидной фазы, а следовательно, и  обусловливающая просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок,  сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.