Дороги войны моих земляков.
Оценка 4.8

Дороги войны моих земляков.

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
30.05.2018
Дороги войны моих земляков.
Виртуальная экскурсия в школьный музей рассказывает об экспонатах школьного краеведческого музея. Экспозиция "Наши земляки на защите Отечества" очень интересна и увлекательна для современных школьников, так как позволяет не только увидеть, но и собственными руками прикоснуться к "немым" очевидцам далёких событий.
Виртуальная экскурсия Дороги войны моих земляков.doc
«Дороги войны моих земляков». Виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей Филиппова Т.А., учитель истории и обществознания,  руководитель школьного краеведческого музея Центральным   звеном   краеведческой   работы   МОУ   Акатьевской основной   общеобразовательной   школы   является   краеведческий   музей, который существует с 1998 г.  26 ноября 2003 г. – паспортизирован.  Процесс создания музея прошёл несколько   этапов.   В   1990­е   годы   в   начальной   школе   появился   уголок старинных вещей. Первоначально ребята приносили всё, что имело отношение к старине.  В   1996   г.   появилась   инициативная   группа   из   учителей   и   учеников, увлечённых   историей   родного   края.   Был     составлен   тематический   план   и определены   направления   работы.   Собранные   в   течение   нескольких   лет музейные экспонаты представлены в экспозициях: «Наши земляки на защите Отечества», «Из истории Акатьевской школы», «Комната народного быта».  По каждой из экспозиций и временных выставок проводятся экскурсии. В роли экскурсоводов выступают  дети разных возрастов, поэтому в музее имеется   контрольный   текст   экскурсии.   Важным   является   принцип дифференцированного   подхода   к   музейной   аудитории.   Для   младших школьников используется упрощённый вариант, а для старших, родителей и гостей школы – полный.  Среди нас всё меньше и меньше тех людей, которые прошли страшной дорогой   Великой   Отечественной   войны.   Чтобы   узнать   о   своих   земляках больше, отдать дань уважения ветеранам, рассказать о военных  экспонатах, я обратилась к материалам школьного музея. Цель создания виртуальной экскурсии:  Познакомить     с   экспозицией   «Наши   земляки   на   защите Отечества» школьного краеведческого музея широкую аудиторию зрителей и слушателей. Задачи:  Формирование   гражданских   и   патриотических   чувств,   любви   к Отечеству и малой Родине.  Развитие     учебно­исследовательской   и   экскурсионной деятельности. Ежегодно   активом   музея   составляется   план   работы   музея,   который реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Актив музея    делится на несколько   групп:   поисковиков,   оформителей   и   экскурсоводов.   Ребята занимаются   поисково­исследовательской   работой,   проводят   экскурсии, помогают оформлять экспозиции и выставки. Также  поддерживают порядок и чистоту, участвуют в мероприятиях на базе музея, совершают походы по родному краю. Таким образом, юные краеведы учатся систематизировать материалы, делать   фотозарисовки   и   видеозаписи,   брать   интервью,   заниматься собирательской деятельностью. Свою виртуальную экскурсию я начинаю с экспозиции «Наши земляки на   защите   Отечества».   Данная   экспозиция   формировалась   постепенно. Поисково­исследовательская работа велась давно, но в какие­то моменты она то затухала, то возрождалась вновь. Ещё в 1970­1980­е годы учащиеся школы проводили   анкетирование   участников   Великой   Отечественной   войны, оказывали шефскую помощь   ветеранам (носили воду, складывали дрова в поленницу,   расчищали   дорожки   от   снега   и   т.   д.).     К   сожалению,   часть материала, собранного в то время, была утеряна при переезде школы в новое здание,   но   работа   по   восстановлению   истории   села   и   его   жителей продолжается. Юные   краеведы   с   1996   г.   возобновили   сбор   сведений   о   ветеранах Великой   Отечественной   войны,   об   участниках   Первой   мировой   войны, несколько учащихся участвовали в раскопках в местах боёв. Также   ребята работали   с   Книгой   Памяти   –   выписывали   сведения   о   жителях   Акатьева, соседних   сёл   Игнатьева,   Васильева,   Зиновьева,   Апраксина,   Б.   Колычёво, погибших или пропавших без вести в годы войны. Оказалось, что собранные в конце   1960­х   годов   сведения   о   погибших   односельчанах   отличаются   от данных   Книги   Памяти.   В   ходе   встреч     и   бесед   с   местными   жителями, работниками   сельского   совета   и   сельской   библиотеки   –   Рожковой   В.С.   и Дворовой В.А., выяснилось следующее. Они занимались сбором сведений о погибших земляках, опрашивая жителей сёл Акатьевского сельского совета, не учитывая тех, кто после войны сменил место жительства.  На   основе   Книги   Памяти   кружковцы   выписывали   адреса,   где захоронены наши односельчане, делали запрос в военкоматы с целью получить фотографии   мест   захоронений.   Переписка   с   военкоматами   помещена   в особую   папку.   Местная   жительница   Е.И.   Торбина   смогла   узнать,   где похоронен   её   брат,   ей   была   передана   копия   фотографии   памятника.   В результате   совместной     работы   актива   музея,   сельской   библиотеки, председателя совета ветеранов с. Акатьева были уточнены списки погибших односельчан   и   при   содействии   сельской   администрации   установлен   новый памятный знак. Материалы экспозиции представлены несколькими группами. К первой относятся 3 письма времён первой мировой войны; журнал «Нива» №45 за 1915 г. (номер полностью посвящён событиям на фронте); солдатская книжка 1915   г.   без   титульного   листа;   фотографии   А.М.   Шутова,   владельца   этих предметов; немецкий крест 1913­1914 годов. Данные семейные реликвии были переданы Виталием Жеребцовым, внуком А.М. Шутова – в школьный музей. Следующая   группа:   письма   с   фронта   П.М.   Аникина   (12   шт.); фотографии   военных   лет   из   госпиталя   (2шт.)   М.Д.   Голованова;   из действующей армии (2 шт.) фотохроники ТАСС; Грамоты и Благодарности за участие   в   боях   П.В.   Акулова,   Б.П.   Моисеева,   И.Е.   Батайкина,   личные документы времён войны /Приложение 1/ Другая группа включает личные предметы бойцов: каска, привезённая с мест раскопок в 1987 г.; кисет, выполненный в годы войны девчушкой и оставленный ею на память; пилотка; московский патефон, обнаруженный во время сноса дома, фляжка. Одна из групп содержит рисунки детей, сочинения, сообщения о ходе военных   действий   Великой   Отечественной   войны,   записи   ответов   анкеты участников войны, сделанные учениками школы, переписанные тексты статей и заметок из газеты «Коломенский рабочий»     за 1939­1940 г.г. Последняя группа представлена фотографиями и экспонатами с мест раскопок в Новгородской области: гильзы от патронов, заржавевшая опасная бритва, фрагменты кобуры и пружина от пистолета, крышка от портсигара. Экспонаты музея собраны руками детей, учителей, некоторые переданы ветеранами войны в ходе долгой, кропотливой и целенаправленной работы. Обо всех экспонатах нет возможности подробно рассказать, поэтому остановимся на нескольких.              1 декабря 1999 г в школьный музей в постоянное пользование от семьи Жеребцовых из соседнего с. Васильева поступила солдатская книжка 1915 г., письма с фронтов первой мировой войны и фотография семьи владельца этих предметов – А.М. Шутова (деда В. Жеребцова). Солдатская книжка размером 93х130 мм без обложки. Начинается со страницы 10 апреля, всего листов – 33. на 32 странице имя и фамилия владельца книжки – «Александръ Шутовъ». Книжка отпечатана в Московской художественной печатне.  Листы   и   страницы   книжки   не   пронумерованы.   В   книжке   помещены тексты   молитв,   рисунки   на   мотивы   библейских   сюжетов,   православный календарь по месяцам, фотографии членов царской семьи, Приказ армии и флоту от 23 августа 1915 г., памятки о получении пенсий и пособий, протезов, образцы прошений о получении пенсий, отрывные листы для дополнительных записей.  Другие   не   менее   интересные   документы   –   письма   первой   мировой войны, иллюстрированные, с печатным текстом.  Первое письмо имеет рисунок синего цвета, изображающий скачущих всадников с оголёнными шашками, отпечатанный в типографии «Энергия», издание Маца, Одесса. Очень интересен типографский текст:                                         Милый конь мой мы съ тобой,                                         На врага помчимся, в бой                                           А въ Берлине ужъ потомъ, Накормлю тебя овсомъ!.. Далее   дописано   чернилами   бледно­фиолетового   цвета   на   первой странице   и   внутри   двойного   листа.   Письмо   датируется   1916   г.   2­го   … (название месяца выгорело). На последней странице видны отпечатки чернил. Второе письмо –  поздравительное с изображением солдата у шлагбаума на   фоне   памятника   и   скачущих   всадников.   Отпечатано   в   Москве   в типографии П.В. Бельцова. Поздравляю вас съ высокоторжественным праздникомъ Рождества Христова и наступающимъ Новымъ годомъ, душевно желаю Вамъ встретить и  проводить оный радостно и полном благополучии. Съ истинным уважениемъ имею честь быть  (Далее   дописано   карандашом   «А.М.   Шутовъ»,   на   обороте   написано письмо семье). Третье   письмо   называется   «Дорогим   родителямъ».   В   верхнем   левом углу многосюжетный рисунок, где мы видим царь­колокол и солдат во время привала у костра, в палатке и во время боя в окопе. Отпечатано в Москве в типографии   П.В.   Типографский   текст   тоже   пронизан патриотическими чувствами, почтением к родителям.   Бельцова. Въ письме прощаюсь я съ родными, прошу: не плачьте обо мне. Видно ужъ судьба моя такая, долженъ быть я на войне. Сражаться стану я съ врагами и буду храбрый я въ бою. За Царя и Русь святую не пожалею жизнь свою. Знаю, скоро насъ пошлютъ въ сраженье, у Васъ прошу благословенье. Не знаю, что случится въ томъ бою: можетъ быть не возвращуся я на родину   свою. Прошу я Васъ родные: не забывайте Вы меня, Ходите въ церковь чаще, молитесь за меня. Молитву Вашу Богъ услышитъ съ высока и сохранитъ меня отъ пули и штыка. Верьте: сокрушимъ враговъ мы батюшки Царя И тогда дойдётъ до Васъ родные всероссийское «Ура!» Кто счаствливъ будетъ, тотъ останется въ живыхъ И вернётся съ поля брани повидать родныхъ, Въ тотъ счастливый я денёкъ, коль остануся живой  Обойму свою супругу и скажу теперь я твой. Вамъ родители: глубокое почтение и ещё разъ прошу благословенья Послужить Отчизне и Царю. Горячо любящий Васъ сынъ (подпись карандашом «А.М. Шутовъ»). Я считаю, что эти документы являются уникальными, они используются на уроках истории в качестве наглядного пособия при изучении темы «Первая мировая война. 1914­1918 г.г.», во время тематических экскурсий и классных часов. А в 2005 г. стали лауреатами областного конкурса «История одного экспоната» в номинации «Семейная реликвия». А вот посмотрите, какие счастливые лица на фотографиях выпускников 1939   г.   разве,   кто   думал,   что   скоро   грянет   война?   Мне   очень   трудно представить юношей и девушек, ушедших на фронт добровольцами. Так и не вернулись с полей сражений, запечатлённые на фото выпускник школы   Сергей   Пашкеров,   учителя   Василий   Ефимович   Загинайко   и   Павел Ильич Пичугин. Мы подошли к витрине, где лежат и другие фотографии. На снимке А. Грибовского изображена группа немцев, взятых в плен на побережье Дона. На второй фотографии Е. Копыта, сделанной 24 августа 1942 г., действующая армия   в   районе   Дона,   где   разведчики   Н­ской   части   высадились   на   берег противника   и   пробираются   к   нему   в   тыл.   На   переднем   плане   пулемётчик Сагайдачный А.И., уничтоживший свыше 50 фашистов. А вот сочинение Евгения Бобковой, выпускницы нашей школы. «Слово   «война»   написано   буквами   из   алфавита.   Но   почему   его   так страшно произносить?.. Мою семью она не обошла стороной. Я никогда не смогу забыть рассказ мамы о военном детстве моей бабушки. Это было в далёком сорок первом. Август… удивительный летний месяц, но по стране уже идёт война... На большаке появились танки и послышались чужие голоса. Детство девочки закончилось, а было ей всего 11 лет…Немцы вошли в село. И всё   стало   по­другому.  Они   выгоняли   людей   из   домов,  грабили   и   убивали. Вскоре старший брат бабушки ушёл к партизанам. Бабушка стала связной: сообщала о действиях немцев, носила еду. Однажды над деревней пролетел советский самолёт и бабушкин папа, увидев его крикнул: ­ Сынки, бейте их, гадов! Немцы услышали его. Сильно избили, бросили в подвал, не давали ему не   есть,   ни   пить.   Через   неделю   он   умер.   Всех   жителей   согнали   в   самый большой сарай, все ждали смерти… Все думали, что сарай вот­вот подожгут. Но,   немцы,   решив,   что   это   будет   слишком   лёгкая   смерть,   продолжали издеваться.   Началась   долгая   дорога   от   Брянщины   до   Германии.   Прошло несколько   лет.   Оставшиеся   в   живых,   вернулись   обратно.   От   их   деревни остались лишь обуглившиеся печные трубы. Мама бабушки не смогла этого вынести и умерла посреди пепелища. Бабушка осталась сиротой… я не хочу, чтобы где­то на земле звучало это слово – «война». Мой   взгляд   переходит   и   задерживается   на   письмах   с   фронта.   Я   с дрожью   в   сердце   держу   этот   треугольничек   и   пытаюсь   вчитаться   в неразборчивый почерк. Узнаю, что это и несколько других писем, адресовал своей семье Пётр Матвеевич Аникин. «Маня, письма ваши я получаю, за которые очень благодарю. Я хочу вам описать. Что жизнь наша минутная. Живём в землянках в лесу, но так всё ничего… Маня, описывай, как вы живёте и что у вас нового, и как яблони цветут или нет, и как трава на усадьбе…Так думаешь, когда же эта вся музыка кончится?.. Мы сейчас готовимся , как вы готовитесь к севу, а мы готовимся к своему делу… Маня, только прошу – не обижай детишек Галю, Колю, Тоню…» В письме от 01.06.1944г Петр Матвеевич пишет: «Придется нам с вами свидеться или нет, сказать очень трудно. Так война очень жестокая и будет последний, решающий бой и тогда как уничтожим немецкую сволочь, очистим свою родную землю от немецких бандитов и с победой вернемся домой. А пока, дорогие родные, работайте и помогайте нашему фронту, чтобы скорей разбить врага». Приходила   и   «похоронка»,   но   она   не   сохранилась   в   семье,   как   не осталось и фотографий Петра Матвеевича. Весной 1942 г. его дом сгорел, а фронтовые фотографии остались в семье его брата Николая. Интересна судьба ещё одного земляка – Петра Васильевича Акулова. Его внучка Майя передала в школьный музей Грамоты 1945 г. Оказывается такие Грамоты очень редки, чаще всего давали Благодарности Главнокомандующего сразу   же   после   боёв.   Грамоты   ефрейтора   Акулова   подписаны   самим маршалом Коневым. Они висели в его доме на почётном месте в самодельных деревянных   рамках   под   стеклом.   Во   время   Великой   Отечественной   войны ефрейтор Петр Васильевич был награжден орденом Красной звезды, медалями и двумя грамотами. Его дочь Лидия Петровна   рассказывала, что он часто вспоминал последние бои за Дрезден.  «Кругом стоны, крики, много убитых и раненых.   Вот   кто­то   кричит:   «Акулов,   помоги!»   ­     и   ещё   крики,   крики. Столько   людей   полегло,   а   я   дурак,     живой   остался».   До   войны   Пётр Васильевич был бакенщиком на Оке, а у нас красивые, живописные места. Как такие фашистам отдать?  Я   предполагаю,   что   военные   дороги   трудны   и   опасны,   но   и   на   них находилось   место   для   отдыха,   выпуска   стенгазеты.   Две   фронтовые фотографии Козлова Якова Тимофеевича этому подтверждение. В   нашей   школе   училась   правнучка   Ивана   Егоровича   Батайкина.   Его фотография,   воспоминания,   благодарность   за   участие   в   боях   являются гордостью музея. Особенно интересен рассказ о высадке немецкого десанта под   Можайском.   Иван   Егорович   не   дошёл   до   Берлина   75   км,   его   часть перебросили на   штурм Дрездена. За боевые заслуги он награждён орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, двумя медалями и Благодарностью за храбрость.  А вот перед вами фотографии Босых Тамары Сергеевны. Она была частым гостем на школьных мероприятиях. Тамара Сергеевна служила в медсанбате, ухаживала за ранеными, там и познакомилась со своим будущим мужем. В разные годы ребята нашей школы побывали на экскурсиях по памятным местам   Великой   Отечественной   войны   (Ленинграде   –   С.   Петербурге, Волгограде, Краснодоне, Бресте, Минске, Петрищеве, разъезде Дубосеково, Керчи,  Севастополе);   участвовали   в   раскопках     в  местах   боёв   в  Карелии, Новгородской   и   Смоленской   областях.   Под   привезёнными   экспонатами помещён рассказ участника поисковой экспедиции – Алексея Волкова.  «Данные экспонаты найдены 03.02.2002 г. на высоте Лысой недалеко от   д.Кирилловщина   Валдайского   района   Новгородской   области   при проведении поисковых работ.    В мае  2002 г. общественные  организации «Взвод» и «Отечество» (г.Коломна) произвели захоронения 61 солдата. Они погибли в 1942 г. при проведении крупномасштабного наступления советских войск. На высоте Лысой полегло много наших солдат. Не каждый из низ клал   в  медальон   записку   со   своим  именем  и   адресом  родственников.   В одном из медальонов обнаружили адрес семьи солдата. Каково же было удивление, когда оказалось, что дочь погибшего солдата живёт в 500 м от гибели   отца,   в   д.   Кирилловщина.   Дочь   ничего   не   знала   о   месте   гибели отца». Собранные в школьном музее воспоминания и сведения об участниках Великой   Отечественной   войны   используются   на   уроках   истории.   Ребята готовят   сообщения   о   земляках,   боях   и   операциях   Великой   Отечественной войны, пишут мини­сочинения «Моя семья и Великая Отечественная война». Такая   поисково­исследовательская   деятельность   заставляет   учащихся активизировать работу по сбору новой информации, закрепляет полученные на уроках знания. Уроки литературы и поэтические вечера в музее помогают лучше воспринимать произведения о войне, конкретнее представлять события прошлого и своих сверстников в годы тяжёлых испытаний. Музей помогает осуществлять связь времён.  Ежегодно   наша   школа   проводит   Вахту     Памяти.   Старшеклассники учатся маршировать, отдавать салют, менять караул у памятного знака. Во время митинга они стоят в почётном карауле у памятника в центре Акатьева. Такой чести удостаиваются только лучшие ученики. Учёт   и   хранение  фондов   музея   осуществляется   раздельно   по основному и научно­вспомогательному фондам с записью в инвентарной книге поступлений и книге научно­вспомогательного фонда (макеты, копии).  Экспонаты   в   музее   расположены   под   стеклом   на   столах, задрапированных тканью, на стендах, в файлах и папках, размещены на стене, в шкафах. Предметы, которые не экспонируются, хранятся в запасниках – папках и конвертах с надписями, коробках, предметы мастеров кузнечного дела –  в сундуке.  Всё, что собрано в музее не представляется  возможным выставить в открытой   экспозиции.   В   связи   с   этим   большое   место   в   экспозиционной деятельности занимает выставочная работа. Музей   помогает   использовать   разнообразные   формы   и   методы классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. На практике сложились следующие её виды: ­ урок­экскурсия в музее; ­ использование ксерокопий документов учащимися на уроке; ­ демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; ­ подготовка сообщений и докладов учащимися для уроков истории, литературы; занятия школьных кружков; ­ ­ проведение фольклорных  развлечений,  классных часов,  экскурсий, поэтических вечеров. Специфика   музея   в   том,   что   восприятие   школьников   строится   на конкретных   предметах,   документах,   фотографиях.   Учащиеся   проявляют интерес   к   тому,   что   видят   и   впервые,   и   к   тому,   что   становится подтверждением   известного   из   других   источников   информации.  Например, знания   о   Великой   Отечественной   войне   подтверждаются   рассказами   и фотографиями, личными документами и   предметами конкретных людей – наших   земляков.   А   фотографии   с   мест   раскопок   и   рассказы   поисковиков заставляют   ребят   задуматься   над   вопросом:   «А   могу   ли   я   сделать   что­то подобное? Хватит ли мне мужества?». Интерес   к   музейным   экспонатам   связан   у   ребят   с,   присущей   им, потребностью в наглядности. Удивление, любопытство, интерес – это то, что можно  увидеть   на  лицах  ребят.  Возможность   открытия   и  познания  нового побуждают прийти в музей и принести что­то своё, о чём потом с гордостью сказать: «Это мой дедушка на фотографии! А вот – документы моего!». В этом году мы вновь будем нести Вахту памяти у нашего памятника в Акатьеве.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.

Дороги войны моих земляков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018