Дороги войны моих земляков.

  • Мероприятия
  • doc
  • 30.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Виртуальная экскурсия в школьный музей рассказывает об экспонатах школьного краеведческого музея. Экспозиция "Наши земляки на защите Отечества" очень интересна и увлекательна для современных школьников, так как позволяет не только увидеть, но и собственными руками прикоснуться к "немым" очевидцам далёких событий.
Иконка файла материала Виртуальная экскурсия Дороги войны моих земляков.doc
«Дороги войны моих земляков». Виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей Филиппова Т.А., учитель истории и обществознания,  руководитель школьного краеведческого музея Центральным   звеном   краеведческой   работы   МОУ   Акатьевской основной   общеобразовательной   школы   является   краеведческий   музей, который существует с 1998 г.  26 ноября 2003 г. – паспортизирован.  Процесс создания музея прошёл несколько   этапов.   В   1990­е   годы   в   начальной   школе   появился   уголок старинных вещей. Первоначально ребята приносили всё, что имело отношение к старине.  В   1996   г.   появилась   инициативная   группа   из   учителей   и   учеников, увлечённых   историей   родного   края.   Был     составлен   тематический   план   и определены   направления   работы.   Собранные   в   течение   нескольких   лет музейные экспонаты представлены в экспозициях: «Наши земляки на защите Отечества», «Из истории Акатьевской школы», «Комната народного быта».  По каждой из экспозиций и временных выставок проводятся экскурсии. В роли экскурсоводов выступают  дети разных возрастов, поэтому в музее имеется   контрольный   текст   экскурсии.   Важным   является   принцип дифференцированного   подхода   к   музейной   аудитории.   Для   младших школьников используется упрощённый вариант, а для старших, родителей и гостей школы – полный.  Среди нас всё меньше и меньше тех людей, которые прошли страшной дорогой   Великой   Отечественной   войны.   Чтобы   узнать   о   своих   земляках больше, отдать дань уважения ветеранам, рассказать о военных  экспонатах, я обратилась к материалам школьного музея. Цель создания виртуальной экскурсии:  Познакомить     с   экспозицией   «Наши   земляки   на   защите Отечества» школьного краеведческого музея широкую аудиторию зрителей и слушателей. Задачи:  Формирование   гражданских   и   патриотических   чувств,   любви   к Отечеству и малой Родине.  Развитие     учебно­исследовательской   и   экскурсионной деятельности. Ежегодно   активом   музея   составляется   план   работы   музея,   который реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Актив музея    делится на несколько   групп:   поисковиков,   оформителей   и   экскурсоводов.   Ребятазанимаются   поисково­исследовательской   работой,   проводят   экскурсии, помогают оформлять экспозиции и выставки. Также  поддерживают порядок и чистоту, участвуют в мероприятиях на базе музея, совершают походы по родному краю. Таким образом, юные краеведы учатся систематизировать материалы, делать   фотозарисовки   и   видеозаписи,   брать   интервью,   заниматься собирательской деятельностью. Свою виртуальную экскурсию я начинаю с экспозиции «Наши земляки на   защите   Отечества».   Данная   экспозиция   формировалась   постепенно. Поисково­исследовательская работа велась давно, но в какие­то моменты она то затухала, то возрождалась вновь. Ещё в 1970­1980­е годы учащиеся школы проводили   анкетирование   участников   Великой   Отечественной   войны, оказывали шефскую помощь   ветеранам (носили воду, складывали дрова в поленницу,   расчищали   дорожки   от   снега   и   т.   д.).     К   сожалению,   часть материала, собранного в то время, была утеряна при переезде школы в новое здание,   но   работа   по   восстановлению   истории   села   и   его   жителей продолжается. Юные   краеведы   с   1996   г.   возобновили   сбор   сведений   о   ветеранах Великой   Отечественной   войны,   об   участниках   Первой   мировой   войны, несколько учащихся участвовали в раскопках в местах боёв. Также   ребята работали   с   Книгой   Памяти   –   выписывали   сведения   о   жителях   Акатьева, соседних   сёл   Игнатьева,   Васильева,   Зиновьева,   Апраксина,   Б.   Колычёво, погибших или пропавших без вести в годы войны. Оказалось, что собранные в конце   1960­х   годов   сведения   о   погибших   односельчанах   отличаются   от данных   Книги   Памяти.   В   ходе   встреч     и   бесед   с   местными   жителями, работниками   сельского   совета   и   сельской   библиотеки   –   Рожковой   В.С.   и Дворовой В.А., выяснилось следующее. Они занимались сбором сведений о погибших земляках, опрашивая жителей сёл Акатьевского сельского совета, не учитывая тех, кто после войны сменил место жительства.  На   основе   Книги   Памяти   кружковцы   выписывали   адреса,   где захоронены наши односельчане, делали запрос в военкоматы с целью получить фотографии   мест   захоронений.   Переписка   с   военкоматами   помещена   в особую   папку.   Местная   жительница   Е.И.   Торбина   смогла   узнать,   где похоронен   её   брат,   ей   была   передана   копия   фотографии   памятника.   В результате   совместной     работы   актива   музея,   сельской   библиотеки, председателя совета ветеранов с. Акатьева были уточнены списки погибших односельчан   и   при   содействии   сельской   администрации   установлен   новый памятный знак. Материалы экспозиции представлены несколькими группами. К первой относятся 3 письма времён первой мировой войны; журнал «Нива» №45 за 1915 г. (номер полностью посвящён событиям на фронте); солдатская книжка 1915   г.   без   титульного   листа;   фотографии   А.М.   Шутова,   владельца   этихпредметов; немецкий крест 1913­1914 годов. Данные семейные реликвии были переданы Виталием Жеребцовым, внуком А.М. Шутова – в школьный музей. Следующая   группа:   письма   с   фронта   П.М.   Аникина   (12   шт.); фотографии   военных   лет   из   госпиталя   (2шт.)   М.Д.   Голованова;   из действующей армии (2 шт.) фотохроники ТАСС; Грамоты и Благодарности за участие   в   боях   П.В.   Акулова,   Б.П.   Моисеева,   И.Е.   Батайкина,   личные документы времён войны /Приложение 1/ Другая группа включает личные предметы бойцов: каска, привезённая с мест раскопок в 1987 г.; кисет, выполненный в годы войны девчушкой и оставленный ею на память; пилотка; московский патефон, обнаруженный во время сноса дома, фляжка. Одна из групп содержит рисунки детей, сочинения, сообщения о ходе военных   действий   Великой   Отечественной   войны,   записи   ответов   анкеты участников войны, сделанные учениками школы, переписанные тексты статей и заметок из газеты «Коломенский рабочий»     за 1939­1940 г.г. Последняя группа представлена фотографиями и экспонатами с мест раскопок в Новгородской области: гильзы от патронов, заржавевшая опасная бритва, фрагменты кобуры и пружина от пистолета, крышка от портсигара. Экспонаты музея собраны руками детей, учителей, некоторые переданы ветеранами войны в ходе долгой, кропотливой и целенаправленной работы. Обо всех экспонатах нет возможности подробно рассказать, поэтому остановимся на нескольких.              1 декабря 1999 г в школьный музей в постоянное пользование от семьи Жеребцовых из соседнего с. Васильева поступила солдатская книжка 1915 г., письма с фронтов первой мировой войны и фотография семьи владельца этих предметов – А.М. Шутова (деда В. Жеребцова). Солдатская книжка размером 93х130 мм без обложки. Начинается со страницы 10 апреля, всего листов – 33. на 32 странице имя и фамилия владельца книжки – «Александръ Шутовъ». Книжка отпечатана в Московской художественной печатне.  Листы   и   страницы   книжки   не   пронумерованы.   В   книжке   помещены тексты   молитв,   рисунки   на   мотивы   библейских   сюжетов,   православный календарь по месяцам, фотографии членов царской семьи, Приказ армии и флоту от 23 августа 1915 г., памятки о получении пенсий и пособий, протезов, образцы прошений о получении пенсий, отрывные листы для дополнительных записей.  Другие   не   менее   интересные   документы   –   письма   первой   мировой войны, иллюстрированные, с печатным текстом.  Первое письмо имеет рисунок синего цвета, изображающий скачущих всадников с оголёнными шашками, отпечатанный в типографии «Энергия», издание Маца, Одесса. Очень интересен типографский текст:                                         Милый конь мой мы съ тобой,                                         На врага помчимся, в бой                                           А въ Берлине ужъ потомъ,Накормлю тебя овсомъ!.. Далее   дописано   чернилами   бледно­фиолетового   цвета   на   первой странице   и   внутри   двойного   листа.   Письмо   датируется   1916   г.   2­го   … (название месяца выгорело). На последней странице видны отпечатки чернил. Второе письмо –  поздравительное с изображением солдата у шлагбаума на   фоне   памятника   и   скачущих   всадников.   Отпечатано   в   Москве   в типографии П.В. Бельцова. Поздравляю вас съ высокоторжественным праздникомъ Рождества Христова и наступающимъ Новымъ годомъ, душевно желаю Вамъ встретить и  проводить оный радостно и полном благополучии. Съ истинным уважениемъ имею честь быть  (Далее   дописано   карандашом   «А.М.   Шутовъ»,   на   обороте   написано письмо семье). Третье   письмо   называется   «Дорогим   родителямъ».   В   верхнем   левом углу многосюжетный рисунок, где мы видим царь­колокол и солдат во время привала у костра, в палатке и во время боя в окопе. Отпечатано в Москве в типографии   П.В.   Типографский   текст   тоже   пронизан патриотическими чувствами, почтением к родителям.   Бельцова. Въ письме прощаюсь я съ родными, прошу: не плачьте обо мне. Видно ужъ судьба моя такая, долженъ быть я на войне. Сражаться стану я съ врагами и буду храбрый я въ бою. За Царя и Русь святую не пожалею жизнь свою. Знаю, скоро насъ пошлютъ въ сраженье, у Васъ прошу благословенье. Не знаю, что случится въ томъ бою: можетъ быть не возвращуся я на родину   свою. Прошу я Васъ родные: не забывайте Вы меня, Ходите въ церковь чаще, молитесь за меня. Молитву Вашу Богъ услышитъ съ высока и сохранитъ меня отъ пули и штыка. Верьте: сокрушимъ враговъ мы батюшки Царя И тогда дойдётъ до Васъ родные всероссийское «Ура!» Кто счаствливъ будетъ, тотъ останется въ живыхъ И вернётся съ поля брани повидать родныхъ, Въ тотъ счастливый я денёкъ, коль остануся живой  Обойму свою супругу и скажу теперь я твой. Вамъ родители: глубокое почтение и ещё разъ прошу благословенья Послужить Отчизне и Царю. Горячо любящий Васъ сынъ (подпись карандашом «А.М. Шутовъ»).Я считаю, что эти документы являются уникальными, они используются на уроках истории в качестве наглядного пособия при изучении темы «Первая мировая война. 1914­1918 г.г.», во время тематических экскурсий и классных часов. А в 2005 г. стали лауреатами областного конкурса «История одного экспоната» в номинации «Семейная реликвия». А вот посмотрите, какие счастливые лица на фотографиях выпускников 1939   г.   разве,   кто   думал,   что   скоро   грянет   война?   Мне   очень   трудно представить юношей и девушек, ушедших на фронт добровольцами. Так и не вернулись с полей сражений, запечатлённые на фото выпускник школы   Сергей   Пашкеров,   учителя   Василий   Ефимович   Загинайко   и   Павел Ильич Пичугин. Мы подошли к витрине, где лежат и другие фотографии. На снимке А. Грибовского изображена группа немцев, взятых в плен на побережье Дона. На второй фотографии Е. Копыта, сделанной 24 августа 1942 г., действующая армия   в   районе   Дона,   где   разведчики   Н­ской   части   высадились   на   берег противника   и   пробираются   к   нему   в   тыл.   На   переднем   плане   пулемётчик Сагайдачный А.И., уничтоживший свыше 50 фашистов. А вот сочинение Евгения Бобковой, выпускницы нашей школы. «Слово   «война»   написано   буквами   из   алфавита.   Но   почему   его   так страшно произносить?.. Мою семью она не обошла стороной. Я никогда не смогу забыть рассказ мамы о военном детстве моей бабушки. Это было в далёком сорок первом. Август… удивительный летний месяц, но по стране уже идёт война... На большаке появились танки и послышались чужие голоса. Детство девочки закончилось, а было ей всего 11 лет…Немцы вошли в село. И всё   стало   по­другому.  Они   выгоняли   людей   из   домов,  грабили   и   убивали. Вскоре старший брат бабушки ушёл к партизанам. Бабушка стала связной: сообщала о действиях немцев, носила еду. Однажды над деревней пролетел советский самолёт и бабушкин папа, увидев его крикнул: ­ Сынки, бейте их, гадов! Немцы услышали его. Сильно избили, бросили в подвал, не давали ему не   есть,   ни   пить.   Через   неделю   он   умер.   Всех   жителей   согнали   в   самый большой сарай, все ждали смерти… Все думали, что сарай вот­вот подожгут. Но,   немцы,   решив,   что   это   будет   слишком   лёгкая   смерть,   продолжали издеваться.   Началась   долгая   дорога   от   Брянщины   до   Германии.   Прошло несколько   лет.   Оставшиеся   в   живых,   вернулись   обратно.   От   их   деревни остались лишь обуглившиеся печные трубы. Мама бабушки не смогла этого вынести и умерла посреди пепелища. Бабушка осталась сиротой… я не хочу, чтобы где­то на земле звучало это слово – «война». Мой   взгляд   переходит   и   задерживается   на   письмах   с   фронта.   Я   с дрожью   в   сердце   держу   этот   треугольничек   и   пытаюсь   вчитаться   в неразборчивый почерк. Узнаю, что это и несколько других писем, адресовал своей семье Пётр Матвеевич Аникин.«Маня, письма ваши я получаю, за которые очень благодарю. Я хочу вам описать. Что жизнь наша минутная. Живём в землянках в лесу, но так всё ничего… Маня, описывай, как вы живёте и что у вас нового, и как яблони цветут или нет, и как трава на усадьбе…Так думаешь, когда же эта вся музыка кончится?.. Мы сейчас готовимся , как вы готовитесь к севу, а мы готовимся к своему делу… Маня, только прошу – не обижай детишек Галю, Колю, Тоню…» В письме от 01.06.1944г Петр Матвеевич пишет: «Придется нам с вами свидеться или нет, сказать очень трудно. Так война очень жестокая и будет последний, решающий бой и тогда как уничтожим немецкую сволочь, очистим свою родную землю от немецких бандитов и с победой вернемся домой. А пока, дорогие родные, работайте и помогайте нашему фронту, чтобы скорей разбить врага». Приходила   и   «похоронка»,   но   она   не   сохранилась   в   семье,   как   не осталось и фотографий Петра Матвеевича. Весной 1942 г. его дом сгорел, а фронтовые фотографии остались в семье его брата Николая. Интересна судьба ещё одного земляка – Петра Васильевича Акулова. Его внучка Майя передала в школьный музей Грамоты 1945 г. Оказывается такие Грамоты очень редки, чаще всего давали Благодарности Главнокомандующего сразу   же   после   боёв.   Грамоты   ефрейтора   Акулова   подписаны   самим маршалом Коневым. Они висели в его доме на почётном месте в самодельных деревянных   рамках   под   стеклом.   Во   время   Великой   Отечественной   войны ефрейтор Петр Васильевич был награжден орденом Красной звезды, медалями и двумя грамотами. Его дочь Лидия Петровна   рассказывала, что он часто вспоминал последние бои за Дрезден.  «Кругом стоны, крики, много убитых и раненых.   Вот   кто­то   кричит:   «Акулов,   помоги!»   ­     и   ещё   крики,   крики. Столько   людей   полегло,   а   я   дурак,     живой   остался».   До   войны   Пётр Васильевич был бакенщиком на Оке, а у нас красивые, живописные места. Как такие фашистам отдать?  Я   предполагаю,   что   военные   дороги   трудны   и   опасны,   но   и   на   них находилось   место   для   отдыха,   выпуска   стенгазеты.   Две   фронтовые фотографии Козлова Якова Тимофеевича этому подтверждение. В   нашей   школе   училась   правнучка   Ивана   Егоровича   Батайкина.   Его фотография,   воспоминания,   благодарность   за   участие   в   боях   являются гордостью музея. Особенно интересен рассказ о высадке немецкого десанта под   Можайском.   Иван   Егорович   не   дошёл   до   Берлина   75   км,   его   часть перебросили на   штурм Дрездена. За боевые заслуги он награждён орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, двумя медалями и Благодарностью за храбрость.  А вот перед вами фотографии Босых Тамары Сергеевны. Она была частым гостем на школьных мероприятиях. Тамара Сергеевна служила в медсанбате, ухаживала за ранеными, там и познакомилась со своим будущим мужем.В разные годы ребята нашей школы побывали на экскурсиях по памятным местам   Великой   Отечественной   войны   (Ленинграде   –   С.   Петербурге, Волгограде, Краснодоне, Бресте, Минске, Петрищеве, разъезде Дубосеково, Керчи,  Севастополе);   участвовали   в   раскопках     в  местах   боёв   в  Карелии, Новгородской   и   Смоленской   областях.   Под   привезёнными   экспонатами помещён рассказ участника поисковой экспедиции – Алексея Волкова.  «Данные экспонаты найдены 03.02.2002 г. на высоте Лысой недалеко от   д.Кирилловщина   Валдайского   района   Новгородской   области   при проведении поисковых работ.    В мае  2002 г. общественные  организации «Взвод» и «Отечество» (г.Коломна) произвели захоронения 61 солдата. Они погибли в 1942 г. при проведении крупномасштабного наступления советских войск. На высоте Лысой полегло много наших солдат. Не каждый из низ клал   в  медальон   записку   со   своим  именем  и   адресом  родственников.   В одном из медальонов обнаружили адрес семьи солдата. Каково же было удивление, когда оказалось, что дочь погибшего солдата живёт в 500 м от гибели   отца,   в   д.   Кирилловщина.   Дочь   ничего   не   знала   о   месте   гибели отца». Собранные в школьном музее воспоминания и сведения об участниках Великой   Отечественной   войны   используются   на   уроках   истории.   Ребята готовят   сообщения   о   земляках,   боях   и   операциях   Великой   Отечественной войны, пишут мини­сочинения «Моя семья и Великая Отечественная война». Такая   поисково­исследовательская   деятельность   заставляет   учащихся активизировать работу по сбору новой информации, закрепляет полученные на уроках знания. Уроки литературы и поэтические вечера в музее помогают лучше воспринимать произведения о войне, конкретнее представлять события прошлого и своих сверстников в годы тяжёлых испытаний. Музей помогает осуществлять связь времён.  Ежегодно   наша   школа   проводит   Вахту     Памяти.   Старшеклассники учатся маршировать, отдавать салют, менять караул у памятного знака. Во время митинга они стоят в почётном карауле у памятника в центре Акатьева. Такой чести удостаиваются только лучшие ученики. Учёт   и   хранение  фондов   музея   осуществляется   раздельно   по основному и научно­вспомогательному фондам с записью в инвентарной книге поступлений и книге научно­вспомогательного фонда (макеты, копии).  Экспонаты   в   музее   расположены   под   стеклом   на   столах, задрапированных тканью, на стендах, в файлах и папках, размещены на стене, в шкафах. Предметы, которые не экспонируются, хранятся в запасниках – папках и конвертах с надписями, коробках, предметы мастеров кузнечного дела –  в сундуке.  Всё, что собрано в музее не представляется  возможным выставить в открытой   экспозиции.   В   связи   с   этим   большое   место   в   экспозиционной деятельности занимает выставочная работа.Музей   помогает   использовать   разнообразные   формы   и   методы классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. На практике сложились следующие её виды: ­ урок­экскурсия в музее; ­ использование ксерокопий документов учащимися на уроке; ­ демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; ­ подготовка сообщений и докладов учащимися для уроков истории, литературы; занятия школьных кружков; ­ ­ проведение фольклорных  развлечений,  классных часов,  экскурсий, поэтических вечеров. Специфика   музея   в   том,   что   восприятие   школьников   строится   на конкретных   предметах,   документах,   фотографиях.   Учащиеся   проявляют интерес   к   тому,   что   видят   и   впервые,   и   к   тому,   что   становится подтверждением   известного   из   других   источников   информации.  Например, знания   о   Великой   Отечественной   войне   подтверждаются   рассказами   и фотографиями, личными документами и   предметами конкретных людей – наших   земляков.   А   фотографии   с   мест   раскопок   и   рассказы   поисковиков заставляют   ребят   задуматься   над   вопросом:   «А   могу   ли   я   сделать   что­то подобное? Хватит ли мне мужества?». Интерес   к   музейным   экспонатам   связан   у   ребят   с,   присущей   им, потребностью в наглядности. Удивление, любопытство, интерес – это то, что можно  увидеть   на  лицах  ребят.  Возможность   открытия   и  познания  нового побуждают прийти в музей и принести что­то своё, о чём потом с гордостью сказать: «Это мой дедушка на фотографии! А вот – документы моего!». В этом году мы вновь будем нести Вахту памяти у нашего памятника в Акатьеве.