Дошкольная педагогика и ее роль в развитии личности.
Когда мы говорим о педагогике, то сразу почему-то представляем себе строгую школьную учительницу в очках и с указкой в руках или седого университетского профессора, вещающего о премудростях воспитания. Но ведь педагогика — это не только школьное воспитание и университетское образование. Сегодня мы с вами поговорим о дошкольной педагогике.
Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, которая занимается изучением воспитания и образования детей дошкольного возраста. То есть, она и является той основой, фундаментом будущей личности. Именно поэтому к дошкольным педагогам требования очень и очень высоки.
А начала формироваться дошкольная педагогика как наука под влиянием известного ученого- просветителя, одного из «отцов» педагогики, Яна Амоса Коменского. Он первый обратил внимание на то, что детьми нужно, как у нас любят говорить, «заниматься» с самого рождения, что только комплексный подход в воспитании и образовании дает достойные плоды. Все свои измышления по этому поводу и основные положения дошкольной педагогики, ее функции и роли в формировании личности он изложил в книге «Материнская школа», которая не потеряла своей актуальности и в наши дни.
Задачи дошкольной педагогики весьма обширны. Во первых, это изучение и качественное улучшение воспитательно-образовательного процесса самых маленьких детей. Во-вторых, дошкольная педагогика занимается разработкой новых форм и методов воспитания, и образования, что предполагает исследовательскую деятельность, проведение психолого-педагогических исследований и экспериментов. Но основной задачей все-таки является непосредственная работа с ребенком, формирование его взглядов, убеждений, когнитивных способностей, способностей выражать собственное Я, заложение основ для дальнейшего образования и воспитания.
Ранее бытовало мнение, что ребенку надо давать развиваться самостоятельно, в том русле, в каком ему будет хорошо, «не мешать природе», а уже школьные педагоги все подкорректируют. Вот и росли дети бесконтрольно в большинстве своем. С развитием же человеческой мысли, в связи с тем, что к психологии и педагогике интерес возрос в разы, что сейчас мы можем говорить об этапах формирования личности, начиная с самого рождения, дошкольная педагогика стала неотъемлемой частью жизни любого человеческого общества. Она бурно развивалась в конце 19 — 20 веках. Особенное влияние на ее развитие оказали Ж.Ж.Руссо, который выдвинул новаторские на то время идеи естественного воспитания, трудового воспитания; Песталоцци, который провозглашал принцип саморазвития, Ф.В.Фребель, который стал теоретиком дошкольного воспитания и посвятил освещению этого вопроса значительную часть своих научных трудов. Именно Фребель в 1840 году открыл первое дошкольное учреждение, носившее имя Kindergarten (дословно с немецкого — детский сад), где основой воспитания считались моделирующие, ролевые и развивающие игры. Дошкольная педагогика развивалась не только благодаря западным светилам. Немалый вклад в ее развитие внесли и россияне. Скажем, Константин Дмитриевич Ушинский, которого называют «учителем учителей», разработал систему подготовки педагогов, которая в несколько дополненном виде используется по сей день. Ушинский ратовал за целостное и гармоничное развитие личности, за отказ от приоритетности развития одних качеств в ущерб другим, за воспитание нравственности.
Как видим, дошкольная педагогика прошла достаточно долгий путь и сегодня как раз идет процесс ее активного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.