Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
План работы по самообразованию
2023-2024
«Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребенка»
Разработала:
Грумеза Е.М.,
Москва
2023
Актуальность
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и общекультурной готовности ребёнка при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.
Одним из таких подходов и является использование туризма в работе с дошкольниками. Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, а его вера в собственные силы” - считал известный путешественник Карло Моури. К тому же, туризм не только совершенствует двигательную сферу ребёнка, но и формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольников.
Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков.
Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.
Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений.
Потенциал природной и социальной окружающей среды должен быть использован для обогащения жизненного опыта ребёнка, для воспитания гражданина своей Родины, большой и малой.
Цели:
Ø Целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
Ø Формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
Ø Освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Задачи:
- образовательные:
· способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
· содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
· развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
· содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
· воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
· формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
- физического воспитания и оздоровления:
· укрепить здоровье, приучить к закаливанию, обеспечить активный отдых;
· формировать основы двигательных навыков и умений, развивать двигательные способности (двигательную координацию, выносливость, ловкость).
- познавательные:
· развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края, к ближайшему социально-культурному окружению, истории своей семьи, дошкольного учреждения, знакомым улицам;
· формировать знания о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом;
· развивать умение выделять новые качества и свойства природных объектов, устанавливать черты сходства и различия между ними.
- туристские:
· дать первые сведения о туризме как форме познания природы и социума, сформировать начальные понятия о туризме и элементах ориентирования в ближайшем окружении;
· познакомить с видами туризма (горный, водный, лыжный, конный), с их основными особенностями;
· закрепить навыки ориентирования в пространстве, правила поведения в окружающей среде;
· уточнить имеющиеся экологические знания и представления;
· дать базовые знания о родном крае – улице, районе, интересных и памятных местах;
· способствовать освоению элементарных правил ориентирования на знакомой местности;
· ознакомить с правилами поведения в туристическом походе;
· научить приёмам составления плана, карты (на примере детского сада, своей улицы), вычерчивания маршрута движения;
- воспитательные:
· воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
· гуманное отношение к окружающему миру, ценностное, бережное отношение к миру природы и социальному окружению.
Планируемые результаты:
Физическое здоровье:
- ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОУ;
Психическое здоровье:
- ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
Социальное здоровье:
- ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;
- овладевает нормативным поведением в разных формах туристической деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
- применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;
- обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.
План работы по самообразованию
Теоретический этап
№ |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
1 |
Подбор и изучение учебной, справочной, научно-методической литературы. |
В течении года |
2 |
Изучение интернет материалов по теме. |
В течении года |
3 |
Разработка перечня необходимого оборудования для уголка «Юный турист». |
Сентябрь – декабрь |
4 |
Разработка перечня необходимого оборудования и материалов для уголка «Москва в миниатюре». |
Сентябрь - октябрь |
6 |
Разработка перечня необходимого оборудования и материалов для уголка «Россия – любимая наша страна!» |
Март - апрель |
7 |
Разработка перспективного плана на год по туризму. |
Сентябрь - май |
8 |
Разработка конспектов и проведение НОД по туризму. |
Сентябрь - май |
9 |
Подготовка консультаций для родителей. |
Октябрь – апрель |
10 |
Разработка методического и дидактического материалов. |
В течении года |
11 |
Разработка мультимедийных презентаций |
|
Содержание образовательной деятельности
БЛОК 1: Туристско-бытовые навыки юного туриста |
|
1. Кто такие туристы? Познакомить с понятиями «туризм», «туристы», история развития туризма, значение туризма для человека).
2. Правила поведения юных туристов (в лесу, на прогулках, на экскурсиях).
3. Туристские девизы и законы.
4. Туризм и его разновидности. Виды туризма (пеший, горный, водный, велосипедный, лыжный и т.д.)
5. Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста и уход за ним. Групповое снаряжение и уход за ним.
6. Костры. Назначение и виды. Техника безопасности при разведении костров.
7. Развлечение «Посвящение в юные туристы».
|
Дидактические игры: «Мы идём в поход» «Одень туриста в поход» «Что возьмем с собой в поход» «Да-нет» «Собери рюкзак в поход» «Выбери снаряжение для похода» «Подумай и отгадай» «Разложи костер» «Виды туризма. Угадай и расскажи» «Виды туризма и снаряжение» Упражнение на развитие дыхания «Затуши костер»
Сюжетно-ролевые игры: «Мы-туристы».
|
БЛОК 2: Здоровье юного туриста |
|
I. Я и моё здоровье. 1. Я – человек. Я расту. 2. Наши верные друзья. 3. Кто с закалкой дружит никогда не тужит. 4. Режим дня. 5. На зарядку становись. 6. Чистота – залог здоровья. 7. Правильное питание. 8. Где найти витамины? II. Скорая помощь юному туристу 1. Растения – верные друзья (их строение, внешний вид) 2. Целебные свойства зеленых растений. 3. Лекарство под ногами – подорожник. 4. Оказание первой медицинской помощи. 5. Что такое походная медицинская аптечка. III. Народная мудрость на здоровье нам дана. 1. История народной медицины. 2. Народные рецепты оказания первой помощи при различных болях и травмах. 3. Погода – враг и погода – друг туриста.
Занятие-практикум «Оказание первой помощи». |
Дидактические игры: Ø «Моё тело» Ø «Назови и покажи по порядку» Ø «Узнай и назови овощи» Ø «Полезные и вредные продукты» Ø «Если сделаю так» Ø «На прогулке» Ø «Если кто-то заболел» Ø «Скорая помощь» Ø ««Если поранился» Ø «Зеленая аптека» Ø «Что где растёт» Ø «Растения, которые лечат» |
БЛОК 3: Азбука топографии и ориентирования |
|
I. Азбука топографии. 1. Мой дом, какой он? 2. Мой домашний адрес. 3. Дорога от дома до детского сада (природные объекты (парки, скверы) на пути. Моделирование разных маршрутов до дома. 4. Как объяснить дорогу другому человеку? Как спросить самому? 5. Проезжая часть и пешеходные тротуары. Правила пешехода. 6. Пешеходные переходы. Светофор и его функции. Безопасность на дороге. II. Путешествуем по карте. 1. Знакомство с картой. Деление по назначению (дорожные, туристические, учебные). 2. Топографическая карта. 3. Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение. 4. Знакомство с туристскими знаками. III. Азбука ориентирования 1. Что такое горизонт? (познакомить с понятием «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные линии горизонта»). 2. Определение сторон горизонта по солнцу. 3. Определение сторон горизонта по небесным светилам. 4. Определение сторон горизонта по местным признакам. 5. Что такое компас? 6. Для чего предназначен компас? 7. Как работают с компасом? 8. Ориентирование на листе бумаги. 9. Ориентирование в групповой комнате.
|
Дидактические игры: Ø «Пора в поход». Ø «Разберись сам». Ø «Что ты заметил?» Ø «Что тебе встретилось в пути?»
Игры на ориентировку: Ø «Путешествие по группе» Ø «Отметь на карте свое местонахождение» Ø «Ориентировка по компасу»
Поисковые игры: Ø «Кто быстрее найдет клад» Ø «Проложи самый короткий маршрут»
|
БЛОК 4: Краеведение (этот блок был освещён в годовом проекте «Москва – наш край родной») |
|
1. История возникновения и развития родного края. 2. Москва – столица России. 3. Путешествие по Московскому Кремлю. 4. Театры и музеи Москвы. 5. Реки Москвы. 6. Работа с картой Москвы. 7. Район, в котором ты живешь. 8. Улицы Москвы. 9. Животный и растительный мир Москвы. 10. Москва – город герой. |
Настольная игра «Мемо-Москва».
Дидактические игры: Ø «Символы нашего города» Ø «Что я вижу?» Ø «Найди по описанию» Ø «Отгадай что спрятано» Ø «Собери Царь-пушку», Ø «Собери Царь-колокол». (разрезные картинки) Ø «Городские силуэты» Ø «Башни Кремля»
Сюжетно-ролевые игры: Ø «Строители Москвы» Ø «Экскурсия по Москве» Ø «Строим Спасскую башню». Ø «Поездка на Красную площадь» Ø «Путешествие по Московскому Кремлю» |
БЛОК 5: Азбука спортивно-оздоровительного туризма. |
|
I. Физическая подготовка юного туриста. 1. Общеразвивающие упражнения. 2. Подвижные игры. 3. Занятия тренировочного характера. 4. Спортивные игры с бегом и прыжками. II. Пешеходный туризм и его особенности. 1. Практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанции, развитию ловкости, выносливости. 2. Подготовка личного снаряжения. 3. Формулирование правил поведения в походе. III. Занимательная физкультура. 1. Занимательные игры интеллектуально-спортивного характера. 2. Преодоление естественных препятствий с использованием техники общеразвивающих упражнений (ползание, лазание, равновесие, прыжки). 3. «Видеополяна». Демонстрация мультфильмов, слайдов на спортивные темы. |
Дидактические игры на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения: «Собери рюкзак» «Какие мы туристы»
Подвижные игры с элементами туристской техники: «Мы туристы» «Переправа через болото» «Пробеги – не упади»
Игры-соревнования с элементами туристской техники: «Белки-стрелки» «Следопыты» «12 записок» «Зарница» «Полоса препятствий» «Путешествие по карте» «Мини-поход»
Игры по спортивному ориентированию: «Найди и запомни» «Самый наблюдательный»
Разгадывание кроссвордов, ребусов на спортивные темы, игры-пантомимы.
|
Работа с родителями
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Темы мероприятий, примечания.
|
1. |
Привлечение родителей к оформлению уголка «Москва в миниатюре».
|
Сентябрь
|
|
2. |
Привлечение родителей к оформлению уголка патриотического воспитания «Россия – любимая наша страна!» |
Март |
|
3. |
Организация детско-родительского проекта «Моя улица». |
Март - май |
|
3. |
Папки-передвижки для родителей
|
В течении года |
«Путешествие в лес» «Сбережем планету от мусора» «Красная книга» «Растим патриотов» «Осторожно, незнакомец» «Безопасная дорога»
«Как воспитать у ребенка привычку к здоровому образу жизни»
|
4. |
Памятки для родителей |
В течении года |
«Формирование здорового образа жизни у детей» «Режим ребенка» «Десять советов родителям» |
Заключительный этап
1. |
Обобщение итогов работы с детьми |
|
2. |
Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов |
май 2024 |
Список использованной литературы
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. №3. 1997. С. 32-40; №4. 1997. С. 5-13.
2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., 1994.
3. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Методические рекомендации. М., 1992.
4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2004.
5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 1999.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М., 2002.
7. Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учебно-методическое пособие. Тюмень, 2006.
8. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М., 2011.
9. Мир и человек. Географический атлас / ред. И.К. Жданова. М., 1988-1991.
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. М., 2010.
11. Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей // Актуальные задачи педагогики. Чита, 2012.
12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения», М., 2004.
13. Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок». М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 80 с.
14. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. М., 1996.
15. Юные туристы-краеведы. М., 2004.
16. Юные туристы-экологи. М., 2004.
Дидактическое обеспечение программы
Для занятий необходимы спортивное оборудование и инвентарь, соответствующие возрасту детей, магнитофон, компьютер, снаряжение для туриста (палатки, рюкзаки, компас, фонарь, географические карты, схемы и т. д.).
Дидактические и подвижные игры: «Одень туриста по сезону» «Собери рюкзак в поход» «Выбери снаряжение для похода» «Разложи костер» «Ориентировка по компасу» «К названному дереву - беги» «Хорошо – плохо» «Перевал»
Поисковые игры: «Кто быстрее найдет клад» «Проложи самый короткий маршрут»
Игры туристской тематики:
«Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий»
Упражнение на развитие дыхания «Затуши костер»
Игра: «Мы идем в поход»
Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
Материал: игровой макет «Уголок туриста»
Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть макет, рассказывает детям про вид отдыха – туризм, знакомит детей с видами туризма, рассказывает детям о правилах поведения на природе. Детям раздаются маленькие человечки, и начинается игра.
Игра «Назови и расскажи»
Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.
Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.
Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое. Как используется человеком.
Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.
Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.
Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.
Игра: Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».
Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.
Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара и т.д.
Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.
Игра «Назови правильно».
Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, их значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.
Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.
Содержание: На столе лежат карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Ребенку предлагают взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.
Игра «Что будет, если?»
Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Материал: Карточки «Правила поведения в природе».
Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т. д.
Игра: «Зеленая аптека».
Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.
Материал: Картинки с лекарственными растениями
Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.
Игра: «Разложи костер»
Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.
Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.
Содержание: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.
«Путешествие»
Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам.
Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу.
«Подумай и отгадай»
Цель: учить детей различать туристическое снаряжение (аптечка, предметы туризма, походный инвентарь) .
Ход: детям предлагают иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря. Из этого многообразия выбрать те, которые могут пригодиться в походе. Выигрывает тот, кто безошибочно справляется с заданием.
«Лесник»
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников.
Ход: выбирается лесник, а остальные дети его помощники. Они пришли помогать леснику, собирать семена для новых посадок. Лесник говорит: на моем участке растет много берез, тополей и кленов, давайте выберем семена. Лесник описывает дерево, не называя его, дети ищут семена и показывают леснику. Выигрывает тот, у кого больше семян и кто не ошибся в названиях семян (от какого они дерева).
«Что будет если… »
Цель: учить замечать последствие своих действий по отношению к природе.
Ход: воспитатель задает ситуацию, для обсуждения с детьми, в результате чего, дети приходят к выводу о бережном отношении к природе. Например, «Что будет, если сорвать все цветы? », «Что будет, если уничтожить всех бабочек? »
«Что растет в лесу? »
Цель: закреплять знания детей о растениях, произрастающих в лесу.
Ход: воспитатель выбирает несколько детей и просит их назвать, что растет в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы» - дети по очереди называют виды грибов. «Деревья» - названия деревьев. Побеждает тот кто больше знает об этих растениях леса.
«Что из чего сделано» («Чудесный мешочек»)
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Ход: дети на ощупь вынимают предмет и называют материал, из которого он изготовлен.
«Будь внимателен («Лото»)
Цель: развивать у детей внимание и познавательный интерес.
Ход: дети раздаются маленькие карточки, а у воспитателя карточки с крупным изображением. Например, «Весло – водный туризм», «Каска – горный туризм». «Велосипед – вело туризм».
Игра «Назови и расскажи»
Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.
Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.
Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое.
Игра: Игра - тренировка «Мы собираемся в поход».
Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.
Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.
Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.
Игра «Что растёт в краю родном»
Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности:
Яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин.
Игра «Угадай дерево по листу»
Каждая команда получает засушенные листья различных деревьев. Назвать, к какому дереву принадлежит лист. В помощь детям даются загадки о деревьях.
Тема: «Я и моё здоровье»
«Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры:
Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
«Назови и покажи по порядку»
Цель: Развивать представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.
Вариант 2. Ребёнок сам показывает и называет части тела.
Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.
Нога: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти.
Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.
Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, глаза, нос, щёки, рот, подбородок.
Рот: губы, зубы, язык.
«Мое тело»
Цель: углублять знания об основных частях тела и внутренних органах, их расположении и роли в жизнедеятельности организма человека. Развивать зрительный анализ, логическое мышление, память; умение действовать по образцу.
Оборудование: силуэт тела человека, внутренние органы человека из картона, карточки-подсказки с изображением внутренних органов человека и их расположением.
Ход игры:
Вариант 1. Ребёнок рассматривает карточки-подсказки и выкладывает внутренние органы на силуэт тела человека по данному образцу.
Вариант 2. Перед ребёнком ставится задача: найти правильное месторасположение того или иного органа в теле человека и объяснить: какую важную для жизнедеятельности организма функцию он выполняет.
«Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
«Чудесный мешочек»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
«Угадай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с
нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными
овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща,
фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как
что?», «Сладкий, как что?»
«Узнай и назови овощи»
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
«Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Ход игры: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Тема: «Врачи - наши помощники»
«Если кто-то заболел»
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал: телефон
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
«На прогулке»
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными
Материал: иллюстрации, 2 обруча
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
«Что где растёт»
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
«Определи растение по запаху»
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
«Если поранился»
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
«По грибы»
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
«Если сделаю так»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.