|
|
Содержание |
|
I. Целевой раздел |
|
1.1. Пояснительная записка |
|
1.1.1. Введение |
|
1.1.2. Цели и задачи программы |
|
1.1.3. Принципы построения программы |
|
1.1.4. Планируемые результаты освоения программы |
|
II. Содержательный раздел |
|
2.1. Содержание программы |
|
2.2. Работа с воспитанниками |
|
2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников |
|
2.4. Взаимодействие с социумом |
|
III. Организационный раздел |
|
3.1. Формы, методы и технологии работы с детьми по профориентационной работе |
|
3.2. Учебно-тематическое планирование программы |
|
3.3. Адаптированный учебно-тематический план ДОУ на 2024-2025 учебный год |
|
IV. Приложения |
|
Приложение 1. Примерный перечень игровых материалов |
|
Приложение 2. Протокол опроса детей Л.В. Куцаковой |
|
Приложение 3. Анкета для родителей |
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. ВВЕДЕНИЕ
Как правило, вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать в старших классах школы. И, к сожалению, не каждый ребенок успевает сделать осознанный выбор.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя:
1.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
3. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
Новизна программы состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых и обеспечить комплексное решение задач социального – педагогического направления по ранней профориентации детей с помощью использования современных образовательных технологий, среди которых «Детский блогинг».
1.1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через игровую деятельность, путем разработки и реализации методических рекомендаций по организации профориентационной работы в дошкольном учреждении в соответствии с ФОП,
Задачи:
1. Организовать в образовательном пространстве предметно-игровую среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к ранней профессиональной ориентации детей.
2. Повысить методическую компетентность педагогических работников по вопросам ранней профориентации дошкольников.
3. Организовать и провести для педагогов конкурс методических разработок организации ранней профориентации детей дошкольного возраста «В мире профессий».
4. Организовать и провести детский конкурс книжек-малышек «Профессии моей семьи».
5. Организовать и провести семинар-практикум «Лучшие практики по ознакомлению с миром профессий».
6. Популяризировать: рабочие специальности, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда, профессионализма в любой сфере труда.
7. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
8. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых на уровне дошкольного образования.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на периоды: ранний возраст (1-3 лет, первая младшая группа детского сада (*с 2,5 лет)): младший дошкольный возраст (3- 4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4- 5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5- 8 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).
Педагогические задачи
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
ü наиболее полное знакомство с миром профессий, востребованных в сельском поселении (информационный характер);
ü совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;
ü формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).
Адресность Программы. С учетом территориального расположения образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 17», особенностей взаимодействия со всеми организациями и учреждениями города Усолье-Сибирское, дополнительная образовательная программа ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей дошкольного возраста, посещающих наше учреждение.
Дополнительная образовательная программа предназначена для детей, достигших возраста 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-8 лет на 1 сентября текущего учебного года.
1.1.3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой- либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
1.1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для ВОСПИТАННИКОВ |
||
Направление |
Показатели |
Установка ребенка |
Сфера интересов |
- Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей. - С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.). - С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс. - С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы. - Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
|
Мне это интересно
|
Сфера представлений |
Способен рассказать: - о профессии и месте работы родителей; - о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий; - о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат); - об общественной значимости труда; - о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека; - об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.
|
Я знаю
|
Сфера опыта и нравственных установок |
- Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности. - Гордится профессией своих родителей. - Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда). - Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений. Сформирован: опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.); - опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; - опыт конструирования, изготовления макетов, моделей - опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; - опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; - опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; - опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; - опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; - опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
|
- Я пробовал и привык трудиться и создавать - Мои родители меня поддержат
|
Для СОЦИУМА |
|
Для родителей и общества
|
- позитивный образ рабочих профессий; - родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности детей; - осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей; - осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора; - у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. |
Для дошкольного учреждения, совершенствования образовательного процесса
|
- создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации; - разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации; - организована игровая, предметно – пространственная среда профессиональной направленности. - разработаны электронные презентации «Мир профессий», виртуальные экскурсии по производствам, дидактические игры; - сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации.
Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Организация ранней профориентации целесообразна методом «Погружения» ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: работа с воспитанниками, сотрудничество с семьями воспитанников, взаимодействие с социумом.
2.2. РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
В процессе сотрудничества с педагогами у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а также за его пределами: экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями. Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно- ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Алгоритм ознакомления воспитанников с профессией
2.3. СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Учреждения с семьей.
2.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
Как интересно рассказать детям о разных профессиях? Показать детям, как трудятся взрослые. Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Тесное взаимодействие с социальными партнерами поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.
Социальное партнёрство в МБДОУ «Детский сад №17» – это инструмент развития комплексного многостороннего взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, содружества социальных партнёров. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него, тем легче в будущем для него сделать свой решающий выбор.
Социальное партнерство с всевозможными организациями города Усолье-Сибирское обогащает систему работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Живая совместная деятельность детей и социальных партнёров гарантирует развитие ребенка.
Модель взаимодействия с социальными партнерами
![]() |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Для ознакомления детей с трудом взрослых использую традиционные методы обучения и воспитания:
ü совместный труд детей и взрослых, посильные трудовые поручения;
ü организация экскурсий (в т.ч. виртуальных), наблюдений; занятия, беседы;
ü сюжетно-ролевые игры;
ü чтение худ. литературы, стихов и пословиц о труде и различных профессиях;
ü демонстрация иллюстраций, просмотр презентаций;
ü дидактические и словесные игры.
Сегодня актуальным становится поиск таких путей и форм работы с семьёй, которые бы эффективно решали задачи дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт призывает родителей стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Такой подход способствует формированию детско-родительских отношений, позволяет выстроить общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло не только на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, но и способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Огромная роль в этом принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
«Встречи с интересными людьми» — это форма работы с семьей, которая позволяет воспитателю достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. Эти встречи обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес, коммуникативные навыки, повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, укрепляют позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению, а также решают задачи ранней профориентации дошкольников.
Темы проводимых встреч должны быть разнообразными. Содержание может быть вариативным – это позволит родителям принимать участие в выборе более подходящего по их мнению варианта.
Вместе с тем, благоприятные условия трудового воспитания создаются только в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул.
В начале учебного года на собрании необходимо предложить идею встреч с интересными людьми различных профессий. Родители с радостью откликнуться и предложат свое участие. Таким образом, воспитанники группы будут познакомлены с такими профессиями как врач, пожарный, сотрудник ДПС, офицер военной разведки, повар-кондитер, инженер-строитель.
В преддверии празднования Международного Дня Повара, можно запланировать встречу с поваром –кондитером. Профессия повара совсем нетрудная, так сначала могут подумать ребята. Ведь каждый день мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят кашу, борщ. Повар – кондитер расскажет ребятам о том, что профессия повара одна из древнейших профессий в мире, всегда и всюду люди пользуются результатами труда поваров. Затем можно показать детям книги с кулинарными рецептами, которые повар использует в работе, технологические карты изготовления выпечки, где точно указано, сколько какого продукта нужно взять, чтобы получился вкусный сладкий торт или пирожные. Но самым интересным и увлекательным для ребят станет мини-мастер класс по приготовлению, например, печенья.
Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с профессией пожарного, в группу можно пригласить пожарного, который в доступной и увлекательной форме расскажет о своей работе. Детям представится уникальная возможность померять спецодежду, рассмотреть, изучить средства защиты пожарных от огня. Эта встреча станет для детей познавательной и запоминающейся не только по теме проекта, но и вызовет большой интерес и уважение к профессии.
С целью обогащения у воспитанников представлений о труде взрослых, в группу можно пригласить инспектора ДПС, который расскажет детям о особенностях своей профессии, о форме полицейского, об профессиональном оборудовании и спецтехнике, используемой сотрудниками ДПС во время работы, о том какими внутренними качествами должен обладать человек, желающий работать в полиции. В игровой форме можно закрепить с воспитанниками основные знания о дорожной безопасности, правила поведения на дороге, дети научатся предвидеть опасность, быть бдительными на проезжей части.
Накануне Дня защитника Отечества можно планировать встречу на тему «Папа может все, что угодно», героем которой будет военнослужащий. Принимая такого гостя, дошкольники с большим интересом послушают рассказы о службе, изучат форму военного, примеряли на себя фуражку.
Следующая увлекательная встреча – с медицинским работником, который расскажет о медицинском оборудовании, которое используется в работе.
Осуществляя знакомство детей с инженерными профессиями, в группу можно пригласить инженера-строителя. В интерактивной форме познакомить детей с историей профессии инженера, которая начинается со строительства египетских пирамид, вместе с инженером-строителем можно, например, сконструировать по схемам «Наш город».
Такие встречи с родителями (людьми разных профессий) будут вдохновлять детей, помогут им постичь этот многогранный мир будущих профессий.
После таких встреч дети долго будут оставаться под впечатлением от увиденного, услышанного, ребята начнут испытывать чувство гордости, радости, счастья, удовлетворения.
Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи –«Встреча с интересными людьми» - эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества.
Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходимо внедрение современных педагогических технологий, максимально направленных на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Ведущее место в сфере использования прогрессивных технологий в ДОУ занимают информационно-коммуникационные технологии, среди которых детский блогинг (видеоблогинг, который в последнее время пользуется огромной популярностью. Быть блогером сейчас очень модно. Дети-блогеры рассуждают на камеру, показывают места, где гуляют, учатся, занимаются спортом или просто проводят время.
Одной из причин, почему мы выбрала такой формат обучения- повышенный интерес и увлечение детей и взрослых различными гаджетами, компьютерными технологиями и социальными сетями. Многие дошкольники регулярно участвуют в записях видеороликов о семейных буднях, где делятся впечатлениями и знаниями.
На первый взгляд, работа с детьми в рамках проекта может показаться развлечением. Однако такой формат обучения позволяет педагогам решать разные задачи познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм, методов и технологий работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды важный инструмент профориентационной работы:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых; оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; материалы для сюжетно-ролевых игр.
3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по ранней профориентации детей включает в себя пять блоков:
№ блока |
Название блока |
Возрастная группа |
1 |
Путешествие в мир профессий-1
|
первая младшая группа |
2 |
Путешествие в мир профессий-2
|
вторая младшая группа |
3 |
Путешествие в мир профессий-3
|
средняя группа |
4 |
Путешествие в мир профессий-4
|
старшая группа |
5 |
Путешествие в мир профессий-5
|
подготовительная группа |
Содержание этих блоков направлено на: знание различных видов профессий; помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии. Подача материала каждого блока строится с учетом возрастных нормативов (основное, что может усвоить ребенок). |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для разновозрастной группы с 1до 3 лет, (с учетом адаптационного периода, подача материала преимущественно начинается с 2,5 лет) «Путешествие в мир профессий- 1» |
||
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях для положительного отношения к труду. Задачи: знакомить детей с профессиями (врач, шофёр/водитель, парикмахер), трудовыми процессами, предметами-помощниками. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь- декабрь |
АДАПТАЦИЯ |
|
Январь-февраль |
Врач |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Работа с тематическими картинками |
Март-апрель |
Шофёр/водитель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Работа с тематическими картинками |
Май |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Работа с тематическими картинками |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для второй младшей группы «Путешествие в мир профессий- 2» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитать положительного отношения к труду взрослых. Задачи: формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь |
Помощник воспитателя (няня) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Октябрь |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
Ноябрь |
Повар |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Декабрь |
Врач |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Нан фельдшер». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
Январь |
Продавец |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
Февраль |
Спасатель |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель». |
Март |
Полицейский |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Апрель |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Май |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для старшей группы «Путешествие в мир профессий- 3» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 4-5 лет и воспитать положительного отношения к труду взрослых. Задачи: сформировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; учить сравнивать профессии; учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь
|
Помощник воспитателя |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя» |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
|
Дворник |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом дворника». 2. Наблюдение за трудом дворника в детском саду 3. Уборка своего участка. |
|
Октябрь |
Актер/певец/танцор, музыкант |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями». 2. Тематическая презентация. |
Ноябрь
|
Повар, кондитер |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Врач (стоматолог, детский врач, окулист и т.д.) |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
|
Декабрь |
Почтальон |
1. Цикл тематические занятия «Что делает почтальон». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в почтовое отделение. 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Почта». |
Библиотекарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает библиотекарь». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Библиотека». |
|
Январь |
Полицейский
|
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Февраль
|
Спасатель, пожарный |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель, пожарный» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Ознакомительная экскурсия в пожарную часть. 5. Цикл тематических мультфильмов. 6. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель». |
Военный (армия) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом военного» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Армия». 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Март |
Ветеринар |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом ветеринара» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач для животных». |
Апрель |
Спортсмен |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спортсмен». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в спортшколу/фитнес клуб 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спорт». 5. Проведение спортивных соревнований. |
Май |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
|
Продавец/кассир |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для старшей группы «Путешествие в мир профессий- 4» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 5-6 лет и воспитать положительное отношение к труду взрослых. Задачи: расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года; знакомить с трудом людей творческих профессий. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь
|
Помощник воспитателя (няня) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя» |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
|
Дворник |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом дворника». 2. Наблюдение за трудом дворника в детском саду 3. Уборка своего участка. |
|
Прачка |
Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом прачки» |
|
Октябрь |
Актер, певец, танцор, музыкант |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями». 2. Тематическая презентация. |
Художник/писатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями» 2. Тематическая презентация. |
|
Ноябрь
|
Повар, кондитер |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Врач (стоматолог, детский врач, окулист и т.д.) |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
|
Декабрь |
Почтальон |
1. Цикл тематические занятия «Что делает почтальон». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в почтовое отделение. 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Почта». |
Библиотекарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает библиотекарь». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Библиотека». |
|
Январь |
Полицейский |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Февраль
|
Спасатель, пожарный |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель, пожарный» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Ознакомительная экскурсия в пожарную часть. 5. Цикл тематических мультфильмов. 6. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель». |
Военный (армия) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом военного» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Армия». 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Март |
Ветеринар |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом ветеринара» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач для животных». |
Апрель |
Спортсмен |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спортсмен». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в спортшколу/фитнес клуб. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спорт». 5. Проведение спортивных соревнований. |
Май |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
|
Продавец/кассир |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для старшей группы «Путешествие в мир профессий- 5» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 6-7 лет и воспитать положительного отношения к труду взрослых. Задачи: расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); расширять и систематизировать представления о современных профессиях; расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь
|
Помощник воспитателя |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя» |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
|
Учитель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом учителя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. 4. Ознакомительная экскурсия в школу. |
|
Дворник |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом дворника». 2. Наблюдение за трудом дворника в детском саду 3. Уборка своего участка. |
|
Прачка |
Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом прачки» |
|
Октябрь |
Журналист/блогер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом журналиста». 2. Тематическая презентация. 3. Экскурсия на телевиденье. 4. Ведение тематического блога. |
Актер/певец/танцор, музыкант |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями». 2. Тематическая презентация. |
|
Художник/писатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями» 2. Тематическая презентация. |
|
Ноябрь
|
Повар, кондитер |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Врач (стоматолог, детский врач, окулист и т.д.) |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
|
Декабрь |
Почтальон |
1. Цикл тематические занятия «Что делает почтальон». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в почтовое отделение. 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Почта». |
Библиотекарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает библиотекарь». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Библиотека». |
|
Юрист (адвокат, судья, прокурор) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с профессиями правовой сферы». 2. Тематическая презентация. 3. Практическая ситуация «Решение конфликтов в группе с назначением судьи и адвоката». |
|
Январь |
Полицейский
|
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Февраль
|
Спасатель, пожарный |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель, пожарный» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Ознакомительная экскурсия в пожарную часть. 5. Цикл тематических мультфильмов. 6. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель», «Пожарный» |
Военный (армия) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом военного» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Армия». 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Март |
Ветеринар |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом ветеринара» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач для животных». |
Инженер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом инженера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Апрель |
Спортсмен |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спортсмен». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в спортшколу/фитнес клуб. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спорт». 5. Проведение спортивных соревнований. |
Слесарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает слесарь». 2. Приглашенный в группу гость «Слесарь». |
|
Май |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
|
Продавец/кассир |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
3.3. АДАПТИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОУ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 2024-2025 учебном году из-за сокращения контингента воспитанников, произошло объединение возрастных групп, в этом учебном году в МБДОУ «Детский сад №17» функционирует 3 группы: разновозрастная группа с 1 до 3 лет; разновозрастная группа с 4 до 6 лет; подготовительная группа с 6 до 7(8) лет. Следствием вышеизложенной информации стало адаптирование учебно-тематического планирования под сложившиеся новые образовательные условия.
Программа по ранней профориентации детей включает в себя ТРИ блоков:
№ блока |
Название блока |
Возрастная группа |
1 |
Путешествие в мир профессий-1 |
разновозрастная группа с 1 до 3 лет |
2 |
Путешествие в мир профессий-2 |
разновозрастная группа с 4 до 6 лет |
3 |
Путешествие в мир профессий-5 |
подготовительная группа с 6 до 7(8) лет |
Содержание этих блоков направлено на: знание различных видов профессий; помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии. Подача материала каждого блока строится с учетом возрастных нормативов (основное, что должен знать ребенок). |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для разновозрастной группы с 1до 3 лет, (с учетом адаптационного периода, подача материала преимущественно начинается с 2,5 лет) «Путешествие в мир профессий- 1» |
||
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях для положительного отношения к труду. Задачи: знакомить детей с профессиями (врач, шофёр/водитель, парикмахер), трудовыми процессами, предметами-помощниками. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь- декабрь |
АДАПТАЦИЯ |
|
Январь-февраль |
Врач |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Работа с тематическими картинками |
Март-апрель |
Шофёр/водитель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Работа с тематическими картинками |
Май |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Работа с тематическими картинками |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для старшей группы «Путешествие в мир профессий- 2» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 4-6 лет и воспитать положительное отношение к труду взрослых. Задачи: расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года; знакомить с трудом людей творческих профессий. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь
|
Помощник воспитателя (няня) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя» |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
|
Дворник |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом дворника». 2. Наблюдение за трудом дворника в детском саду 3. Уборка своего участка. |
|
Прачка |
Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом прачки» |
|
Октябрь |
Актер, певец, танцор, музыкант |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями». 2. Тематическая презентация. |
Художник/писатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями» 2. Тематическая презентация. |
|
Ноябрь
|
Повар, кондитер |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Врач (стоматолог, детский врач, окулист и т.д.) |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
|
Декабрь |
Почтальон |
1. Цикл тематические занятия «Что делает почтальон». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в почтовое отделение. 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Почта». |
Библиотекарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает библиотекарь». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Библиотека». |
|
Январь |
Полицейский |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Февраль
|
Спасатель, пожарный |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель, пожарный» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Ознакомительная экскурсия в пожарную часть. 5. Цикл тематических мультфильмов. 6. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель». |
Военный (армия) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом военного» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Армия». 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Март |
Ветеринар |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом ветеринара» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач для животных». |
Апрель |
Спортсмен |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спортсмен». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в спортшколу/фитнес клуб. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спорт». 5. Проведение спортивных соревнований. |
Май |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
|
Продавец/кассир |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ по ранней профориентации для старшей группы «Путешествие в мир профессий- 3» |
||
Цель: сформировать у детей конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 6-7 лет и воспитать положительного отношения к труду взрослых. Задачи: расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); расширять и систематизировать представления о современных профессиях; расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. |
||
Месяц |
Тема |
Образовательная деятельность |
Сентябрь
|
Помощник воспитателя |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом помощника воспитателя» |
Воспитатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом воспитателя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Воспитатель в детском саду». |
|
Учитель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом учителя». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. 4. Ознакомительная экскурсия в школу. |
|
Дворник |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом дворника». 2. Наблюдение за трудом дворника в детском саду 3. Уборка своего участка. |
|
Прачка |
Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом прачки» |
|
Октябрь |
Журналист/блогер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом журналиста». 2. Тематическая презентация. 3. Экскурсия на телевиденье. 4. Ведение тематического блога. |
Актер/певец/танцор, музыкант |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями». 2. Тематическая презентация. |
|
Художник/писатель |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с творческими профессиями» 2. Тематическая презентация. |
|
Ноябрь
|
Повар, кондитер |
1. Цикл тематические занятия «Что делает повар». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Повар». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Повар». |
Врач (стоматолог, детский врач, окулист и т.д.) |
1. Цикл тематические занятия «Что делает врач». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Наша медсестра», «Наш фельдшер». 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач». |
|
Декабрь |
Почтальон |
1. Цикл тематические занятия «Что делает почтальон». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в почтовое отделение. 4. Цикл тематических мультфильмов. 5. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Почта». |
Библиотекарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает библиотекарь». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Библиотека». |
|
Юрист (адвокат, судья, прокурор) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с профессиями правовой сферы». 2. Тематическая презентация. 3. Практическая ситуация «Решение конфликтов в группе с назначением судьи и адвоката». |
|
Январь |
Полицейский
|
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом полицейского» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Полиция». |
Февраль
|
Спасатель, пожарный |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спасатель, пожарный» (МЧС) 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Сотрудник МЧС». 4. Ознакомительная экскурсия в пожарную часть. 5. Цикл тематических мультфильмов. 6. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спасатель», «Пожарный» |
Военный (армия) |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом военного» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Армия». 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Март |
Ветеринар |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом ветеринара» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Врач для животных». |
Инженер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом инженера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме 5. Приглашенный в группу гость «Военный». |
|
Апрель |
Спортсмен |
1. Цикл тематические занятия «Что делает спортсмен». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Ознакомительная экскурсия в спортшколу/фитнес клуб. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Спорт». 5. Проведение спортивных соревнований. |
Слесарь |
1. Цикл тематические занятия «Что делает слесарь». 2. Приглашенный в группу гость «Слесарь». |
|
Май |
Шофёр, водитель, машинист |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом шофера, водителя, машиниста» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
Парикмахер |
1. Цикл тематические занятия «Знакомство с трудом парикмахера» 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Цикл тематических мультфильмов. 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Парикмахер». |
|
Продавец/кассир |
1. Цикл тематические занятия «Что делает продавец». 2. Чтение художественной литературы по теме. 3. Приглашенный в группу гость «Продавец». 4. Цикл сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме. |
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерный перечень игровых материалов (игрушек и ролевых атрибутов) для оснащения профориентационной, развивающей предметно – пространственной среды
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор (магнитный, лего).
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики). 43
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные: стол, стул, кровать, диванчик, кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды, набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объёмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчёска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины, спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолёт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.
Набор «Маленький мастер»
Конструктор «Юнион» цветной серии «Техник»
Конструктор «Юный инженер»
Ящик для инструментов
Конструктор «Юный гений»
Набор слесарный «Мастер»
Приложение 2
Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме
«Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)
Вопросы |
Ф.И. ребенка |
Результат (%) |
|||||||||
|
|||||||||||
1. Знания о трудовой деятельности взрослых: - Кто работает? |
|||||||||||
- на фабрике, заводе |
|||||||||||
- на стройке |
|||||||||||
- на транспорте |
|||||||||||
- на ферме |
|||||||||||
- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровительный комплекс и др.) |
|||||||||||
- в больнице |
|||||||||||
- в детском саду, школе |
|||||||||||
2. Знание основных трудовых процессов: - Что делает? |
|||||||||||
Водитель |
|||||||||||
Повар |
|||||||||||
Почтальон |
|||||||||||
Моряк |
|||||||||||
Продавец |
|||||||||||
Врач |
|||||||||||
Фермер |
|||||||||||
Учитель |
|
||||||||||
3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: - Чем пользуется (какими инструментами)? |
|||||||||||
Водитель |
|||||||||||
Повар |
|||||||||||
Почтальон |
|||||||||||
Моряк |
|||||||||||
Продавец |
|||||||||||
Врач |
|||||||||||
Фермер |
|||||||||||
Учитель |
|||||||||||
4. Знания о взаимодействии людей разных профессий: - Кто кому помогает?- Кто работает вместе? |
|||||||||||
5. Бережное отношение к труду взрослых: - Как мы должны относиться к чужому труду?-Что мы для этого делаем? –Как себя ведем? |
|||||||||||
|
|||||||||||
6. Знания о героических профессиях: - Что делают? |
|||||||||||
Космонавты |
|
||||||||||
Спасатели |
|
Данная диагностика проводится два раза в год – в начале и в конце ученого года.
Критерии:
0- ребёнок не может справиться с заданиями, помощь взрослого не принимает;
1- ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
2- ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
3- ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
4- ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17»
Анкета для родителей (законных представителей)
«Что знают дети о профессии своих родителей»
Уважаемые родители (законные представители), просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью помочь выяснить уровень осведомленности ребенка о вашей профессии. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте да/нет. Заранее благодарим за уделенное время.
1. Знает ли ребенок о Вашей профессиональной деятельности? _____________
2. Может ли назвать профессию, трудовые операции, связанные с ней? _______(да/нет)
3. Проявляет ли ребенок интерес к Вашей профессиональной деятельности?)___
4. Задает ли вопросы, связанные с Вашей профессией, если «да», то какие? ________________________________________________________________________________
5. Посещали ли Вы с ребенком место вашей работы? ___________
6. К каким профессиям он проявляет интерес? Играет ли ребенок в игры, связанные с профессиональной деятельность родителей? ________________________________________
7. Кем бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем? ________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.