Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации
Детсад—1 кл
24.08.2017
Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современной образовательной организации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, влияющего на качество образования. Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется необходимостью управления качеством и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников Ханты-Мансийского автономного округа-ЮгрыСтатья Кондрашова НГ, Тарасова АП
Кондрашова - статья, Федоровский тарасова.doc
Наталья Георгиевна Кондрашова
заместитель заведующего
Анна Петровна Тарасова
заведующий
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
п.г.т. Федоровский
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон
формирования кадрового потенциала современного ОО в соответствии с
требованиями ФГОС, влияющего на качество образования.
Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС,
дошкольная организация, работники, развитие организации.
Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной
образовательной организации в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС
ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного
образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию
наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников Ханты
Мансийского автономного округаЮгры [6, с.11].
Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации
напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.
Качество дошкольного образования в современных условиях реализации
ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец,
А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования
обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой
дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого
педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных
услуг, оказываемых в детском саду [2, с.53].
Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в
сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка
результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической
культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с
дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по
основным направлениям
социально
коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое,
физическое развитие.
(образовательным областям):
Однако, в последнее время в психологопедагогической литературе и
периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого
образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется [5, с.89].
1 Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной
дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано,
прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг
городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие
рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги,
предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка",
обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных
представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка
дошкольника, посещающего детский сад [4, с.59].
Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос
о необходимости управления качеством дошкольного образования и
формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации,
каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного
кадрового состава.
Управление качеством образования в МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида "Белочка" можно рассматривать как процесс:
проектирования;
постановки целей и определения путей достижения данных целей
дошкольного образования;
организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на
качественный труд;
осуществления контроля отклонений от целей;
отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого
педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);
регулирования и анализа результатов деятельности [5, с.34].
Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная
тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях
стала носить сложный характер.
Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др.,
возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим
опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых
отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие
структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами,
прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного
опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового
потенциала ряда детских садов [7, с. 19].
Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в
условиях осуществления современных реформ системы образования должно
соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта
педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и
эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать
стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития
организации [2, с.83].
2 Понятие «кадровый потенциал», согласно работ
Л.Г. Зайцева,
отражает ресурсный аспект социальноэкономического
М.И.Соколовой,
развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ
детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательноречевому развитию детей
можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной
организации и решающих определённые задачи образовательного процесса [5,
с.65].
Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле
скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при
определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной
образовательной организации.
А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи
под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей
работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения
жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации [2, с.
31; 5, с.19].
Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях
дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность
кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в
режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение
работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя
спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и
методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением
современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой
дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является
проблемой
актуальность которой связана со
значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского
сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной
организации.
общегосударственной,
К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава
детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в
профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной,
компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими
участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии
современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы
взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными
сложностями внедрения ФГОС.
Проанализировав систему управления дошкольной образовательной
организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ
детского сада общеразвивающего вида "Белочка", можно утверждать, что
3 кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и
сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:
личностные свойства;
общая работоспособность;
профессиональноквалификационные знания, умения, опыт;
творческие склонности, заинтересованность;
способность и ориентация личности руководящего, педагогического и
обслуживающего персонала детского сада.
Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового
потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательноречевому
развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда
каждого сотрудника, зависит не от какоголибо одного элемента, а от их
совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп
персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь,
влияет на качество образования в ДОО [6, с.94].
На повышение качества образовательного процесса направлены усилия
всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и
противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества
дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников,
педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов
педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих
школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника,
задействованного в образовательном процессе детского сада.
программа развития,
Результатами практических изысканий коллектива детского сада
общеразвивающего вида "Белочка" стали инновационные педагогические
проекты,
основная образовательная программа,
инновационные технологии организации образовательного процесса и новые
подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательноречевому развитию детей в условиях введения ФГОС
дошкольного образования.
Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что
кадровый потенциал детского сада "Белочка" имеет определенные
количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими
принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в
образовательной организации:
соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности
выполняемых трудовых функций и видов работ;
вещественными факторами образовательного процесса;
обусловленность структуры трудового потенциала материально
эффективное использование трудового потенциала;
4 создание условий для профессиональноквалификационного развития
персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков
работников [1, с.29].
Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового
потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии
персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его
изменения для целей управления формированием и развитием кадрового
потенциала, в том числе:
планирования,
анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности
использования трудовых ресурсов детского сада.
Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной
программы среди значимых выделяют психологопедагогическую службу,
материальнотехнические и финансовые условия, развивающую предметно
пространственную среду и кадровое обеспечение [6, с.15].
Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на
достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования,
обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка дошкольника в
получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии
уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень
сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего
вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательноречевому развитию детей пгт.Федоровский Сургутского района и
сделаны следующие выводы:
1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно
высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической
работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения
квалификации и профессионального развития каждого работника.
2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя
прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной
организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом
ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию;
среднестатистического увольнения и других причин.
3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе
прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей
работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками
по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в
целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки,
конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).
4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки
кадров с новым профессиональным мышлением с приглашением преподавателей
5 ВУЗов г.Сургут, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и
руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и
методической подготовленности коллектива ДОО.
5. Необходима активизация работы по информационноаналитическому
направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с
населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее
квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров,
заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач;
организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств
массовой информации:
«Фёдоровская ярмарка»,
телекомпании «Сибирь», ресурсов Интернет.
газеты «Вестник»,
7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики,
освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового
потенциала дошкольной образовательной организации в местной газете и на
телевидении, на официальном сайте «Кадры решают всё», «Новые назначения»,
«Спеши учиться».
8. Целесообразно организовать участие в ежегодных Ярмарках вакансий и
учебных мест,
организовать систему профессиональной подготовки,
переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное
обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в
системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным
направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в
кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной
образовательной организации.
9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и
аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно
работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся
в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.
Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала
для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том,
что правильно организованное руководство формированием и развитием
кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации
в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием
кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов
работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и
зарубежной науки и передового опыта.
Список литературы:
1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. М.:
Знание, 2012. 64 с.
2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации.
[Текст]/А.Л. Атасов. М.: Сфера, 2011. – 251 с.
6 [Текст]/
3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием.
С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова. М.: Флинта, 2015.150 с.
4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном
образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына. М.:ПРИОР, 2007. 405 с.
5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова.
М.: Дело, 2012.144 с.
6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред.
А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.
7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/
О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. М.: АПКиПРО, 2014. 136 с.
7
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.