Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Оценка 4.8

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации
Детсад—1 кл
24.08.2017
Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современной образовательной организации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, влияющего на качество образования. Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется необходимостью управления качеством и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников Ханты-Мансийского автономного округа-ЮгрыСтатья Кондрашова НГ, Тарасова АП
Кондрашова - статья, Федоровский тарасова.doc
Наталья Георгиевна Кондрашова заместитель заведующего Анна Петровна Тарасова заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка»  п.г.т. Федоровский  Достижение качественного образования в условиях ФГОС  Аннотация.  Статья   посвящена   освещению   некоторых   сторон формирования   кадрового   потенциала   современного   ОО   в   соответствии   с требованиями ФГОС, влияющего на качество образования. Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники, развитие организации.  Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной   организации   в   условиях   реализации   Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)   определяется   необходимостью   управления   качеством   дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников Ханты­ Мансийского автономного округа­Югры [6, с.11].      Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.  Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС   ДО   понимается   исследователями   Т.И.   Алиевой,   Л.Г.   Богославец, А.А.Майер,   Л.А.   Парамоновой   как   соответствие   результатов   образования обучающихся   целевым   ориентирам   ФГОС   ДО,   успешное   развитие   самой дошкольной   образовательной   организации,   а   также   деятельность   каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду [2, с.53].      Рассматривая   качественное   предоставление   образовательных   услуг   в сфере   дошкольного   образования   в   контексте   ФГОС,   имеется   в   виду   оценка результатов,   которых   добиваются   воспитатели,   инструкторы   по   физической культуре,   музыкальные   руководители   и   другие   специалисты,   работающие   с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным   направлениям     социально­ коммуникативное,   познавательное,   речевое,   художественно­эстетическое, физическое развитие. (образовательным   областям): Однако,   в   последнее   время   в   психолого­педагогической   литературе   и периодической   печати   всё   чаще   при   этом   имеют   в   виду   и   качество   самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется [5, с.89].      1 Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что  данное понятие рассматривается   как   комплекс   свойств   образовательной   услуги, предоставляемой   детским   садом   общеразвивающего   вида   "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей)   воспитанников   по   развитию   личности   каждого   ребёнка   ­ дошкольника, посещающего детский сад [4, с.59].      Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о   необходимости   управления   качеством   дошкольного   образования   и формированием   кадрового   потенциала   ДОО   на   уровне   каждой   организации, каждого   детского   сада,  что   невозможно   без   достаточно   квалифицированного кадрового состава.  Управление   качеством   образования   в   МБДОУ   детский   сад общеразвивающего вида "Белочка" можно рассматривать как процесс: ­ проектирования; ­постановки   целей   и   определения   путей   достижения   данных   целей дошкольного образования; ­организации   образовательного   процесса   и   мотивации   его   субъектов   на качественный труд;  ­осуществления контроля отклонений от целей; ­отслеживания   изменений   в   развитии   дошкольников   (психолого­ педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);  ­регулирования и анализа результатов деятельности [5, с.34].      Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала  носить сложный характер.  Согласно   работ  А.Я.   Кибанова,  О.А.   Куревиной,   Л.Г.   Петерсон  и   др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом   и   радикальными   изменениями   в   сфере   образования   и     трудовых отношений,   переход   опытных   и   квалифицированных   кадров   в   коммерческие структуры,   обновление   кадрового   состава,   пополнение   его   специалистами, прошедшими   профессиональную   переподготовку,   не   имеющими   достаточного опыта   работы,   привело   к   невысокому   профессиональному   уровню   кадрового потенциала ряда детских садов [7, с. 19].  Кадровое   обеспечение  дошкольных   образовательных   организаций   в условиях   осуществления  современных  реформ  системы   образования  должно соответствовать   требованиям  ФГОС   ДО   и   Профессионального   стандарта педагога ДОО,  что актуализирует необходимость  планировать перспективы  и эффективно решать  ежедневные,  текущие и перспективные задачи, достигать стратегические   цели   формирования   кадрового   потенциала   и   развития организации [2, с.83].  2 Понятие   «кадровый   потенциал»,   согласно   работ  Л.Г.   Зайцева,  отражает   ресурсный   аспект   социально­экономического М.И.Соколовой, развития   отдельной   организации.   Поэтому   кадровый   потенциал   МБДОУ детского   сада   общеразвивающего   вида   "Белочка"   с   приоритетным осуществлением   деятельности   по   познавательно­речевому   развитию   детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса [5, с.65].  Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых   возможностей,   способностей,   которые   могут   проявиться   при определённых   условиях   на   определённом   этапе   развития   дошкольной образовательной организации. А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под   кадровым   потенциалом   понимают   меру   способностей   и   возможностей работников   материализовать   свои   знания   и   умения   с   целью   обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации [2, с. 31; 5, с.19]. Сегодня  нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного   образования   встречается  профессиональная   несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим   развития   и   постоянной,   ежедневной  деловой   активности,  неумение работников  перестраиваться,  овладевать   новыми   методами   работы,  расширяя спектр  используемых   образовательных   технологий,   изучая  научную   и методическую  литературу,   раскрывающей   систему   работы   с   применением современных  технологий, что  является  проблемой не только отдельно взятой дошкольной   организации,   но   и   всей   системы   образования,   то   есть   является проблемой   актуальность   которой   связана   со значительным   повышением роли кадрового   потенциала   сотрудников   детского сада   в развитии   каждой   муниципальной   дошкольной   образовательной организации.   общегосударственной, К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии,   самообразование   и   саморазвитие,   овладение   информационной, компьютерной   грамотностью,   умение   находить   взаимопонимание   с   другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного   ребёнка   дошкольного   возраста,   в   том   числе   и   с   ОВЗ,   основы взаимодействия   с   родителями   (законными   представителями)   воспитанников детского   сада.   Слабые   стороны   моей   деятельности   связаны   с   объективными сложностями внедрения ФГОС.    Проанализировав   систему   управления   дошкольной   образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ детского   сада   общеразвивающего   вида   "Белочка",   можно   утверждать,   что 3 кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как: ­ личностные свойства;  ­общая работоспособность;  ­профессионально­квалификационные знания, умения, опыт;  ­творческие склонности, заинтересованность; ­способность   и   ориентация   личности   руководящего,   педагогического   и обслуживающего персонала детского сада.  Соглашаясь   с   утверждением  А.Я.   Кибанова,   формирование  кадрового потенциала   МБДОУ   детского   сада   общеразвивающего   вида   "Белочка"   с приоритетным   осуществлением   деятельности   по   познавательно­речевому развитию   детей,   как   и   степень   соответствующей   ему   эффективности   труда каждого   сотрудника,   зависит   не   от   какого­либо   одного   элемента,   а   от   их совокупности,  сбалансированности   и  для   отдельного  работника,  и  для   групп персонала   дошкольной   образовательной   организации,   что,   в   свою   очередь, влияет на качество образования в ДОО [6, с.94]. На   повышение   качества   образовательного   процесса   направлены   усилия всего   педагогического   коллектива,   но   всё   же   существует   ряд   проблем   и противоречий,   требующих   решения:   необходимость   повышения   качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке  будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.   программа   развития, Результатами   практических   изысканий   коллектива   детского   сада общеразвивающего   вида   "Белочка"   стали   инновационные   педагогические проекты,   основная   образовательная   программа, инновационные   технологии   организации   образовательного   процесса   и   новые подходы   к   управлению   качеством   дошкольного   образования   в   детском   саду общеразвивающего   вида   с   приоритетным   осуществлением   деятельности   по познавательно­речевому   развитию   детей   в   условиях   введения   ФГОС дошкольного образования. Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый   потенциал   детского   сада   "Белочка"   имеет   определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:  ­соответствие   трудового   потенциала   характеру,   объёму   и   сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;    вещественными факторами образовательного процесса;                  ­обусловленность   структуры   трудового   потенциала   материально­ ­эффективное использование трудового потенциала;  4 ­создание   условий   для   профессионально­квалификационного   развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников [1, с.29]. Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала   дошкольной   образовательной   организации   и   тенденциях   его изменения   для   целей   управления   формированием   и   развитием   кадрового потенциала, в том числе: ­ планирования,  ­анализа   и   разработки   мероприятий   по   повышению   эффективности использования трудовых ресурсов детского сада. Требования   ФГОС   к   условиям   реализации   основной   образовательной программы   среди   значимых   выделяют   психолого­педагогическую   службу, материально­технические   и   финансовые   условия,   развивающую   предметно­ пространственную среду и кадровое обеспечение [6, с.15].   Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение   целей:   повысить   социальный   статус   дошкольного   образования, обеспечивая   равенство   возможностей   для   каждого   ребёнка   ­   дошкольника   в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня   и   качества   образования,   был   детально   проанализирован   уровень сформированности   кадрового   потенциала   муниципального   бюджетного дошкольного   образовательного   учреждения   детского   сада   общеразвивающего вида   «Белочка»   с   приоритетным   осуществлением   деятельности   по познавательно­речевому развитию детей пгт.Федоровский Сургутского района и сделаны следующие выводы: 1.   Профессиональная   подготовка   кадров   характеризуется   достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника. 2.  Необходимо   активизировать   работу  с  кадровым  резервом,  составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации,   анализируя   возрастную   структуру   работников   с   учётом ожидаемого   освобождения   должностей   в   связи   с   выходом   на   пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.          3.   Целесообразно   составление   плана   замещения   должностей   в   разрезе прогнозов   вакансий   с   учётом   срока   ожидаемого   освобождения   должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях   предварительного   отбора   в   кадровый   резерв   (опрос,   личные   листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы). 4.  Организация   постоянно  действующих   семинаров  в  целях   подготовки кадров с новым профессиональным мышлением с приглашением преподавателей 5 ВУЗов г.Сургут, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей   принесет   возможность   повышения   уровня   теоретической   и методической подготовленности коллектива ДОО.               5.   Необходима   активизация   работы   по   информационно­аналитическому направлению:   создание   творческих   групп   для   обеспечения   тесной   связи   с населением,   изучения   общественного   мнения,   обмена   опытом   наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация   «круглого   стола»,   «прямой   линии»   с   привлечением   средств массовой   информации:   «Фёдоровская   ярмарка», телекомпании «Сибирь», ресурсов Интернет.   газеты   «Вестник», 7.   Значимым   решением   может   стать   открытие   постоянной   рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала   дошкольной   образовательной   организации   в   местной   газете   и   на телевидении, на официальном сайте ­ «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться». 8. Целесообразно организовать участие в ежегодных Ярмарках вакансий и учебных   мест,   организовать   систему   профессиональной   подготовки, переподготовки,   повышения   квалификации,   в   том   числе   дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом   резерве   и   резерве   управленческих   кадров   дошкольной образовательной организации. 9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита   образовательной   организации,   создание   баз   данных   об   успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации. Таким  образом,  решение  вопросов  формирования  кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что   правильно   организованное   руководство   формированием   и   развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития  организации в условиях ФГОС.  При этом система управления формированием и развитием кадрового   потенциала   обеспечивает   непрерывное   совершенствование   методов работы   с   кадрами   на   основе   использования   достижений   отечественной   и зарубежной науки и передового опыта.  Список литературы: 1.  Алексеев,   В.В.  Кадровый   потенциал   отрасли.  [Текст]/  В.В.Алексеев.  ­  М.: Знание, 2012. ­ 64 с. 2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. ­ М.: Сфера, 2011. – 251 с.  6 [Текст]/ 3.   Багаутдинова,   С.Ф. Управление   дошкольным   образованием. С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.­ М.: Флинта, 2015.­150 с. 4.   Голицына,   Н.С.   Система   методической   работы   с   кадрами   в   дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.­ М.:ПРИОР, 2007. ­ 405 с. 5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. ­ М.: Дело, 2012.­144 с. 6.   Кибанов,   А.Я.   Управление   персоналом   организации.  [Текст]/  Под   ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с. 7.  Куревина,   O.A.   Концепция   образования:   современный  взгляд   [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. ­ М.: АПКиПРО, 2014. ­136 с. 7

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС

Достижение качественного образования в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2017