Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык +1
1 кл
02.04.2017
(«Букварь», с. 68–69, Прописи № 3, с. 10–11)
Цели: познакомить со звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами «л», «м»; отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами; обогащать словарный запас учащихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные согласные буквы
«л», «м».
Оборудование: кубики, иллюстрации с изображением птиц, карточки с буквами.
Согласные звуки.doc22.doc
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’].
СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
(«Букварь», с. 68–69, Прописи № 3, с. 10–11)
Ц е л и: познакомить со звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами «л», «м»;
отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами; обогащать
словарный запас учащихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные
согласные
«л», «м».
буквы
О б о р у д о в а н и е : кубики, иллюстрации с изображением птиц, карточки с
буквами.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Знай, без чтенья нет ученья, –
Так в народе говорят.
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на урок к нам пришел гость – гном Изюминка. Он познакомит нас с
новыми звуками, буквами. Тогда мы сами сможем прочитать текст «Гном».
– Гном предлагает поиграть.
И г р а «Доскажи словечко».
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук.)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …
(Лису.)
Подготовлен самолет,
Он отправится в …
(Полет.) На скамейке у ворот
Лена горько слезы …
(Льет).
– Какой звук в начале каждого слова? ([л].)
– Какой звук есть во всех этих словах? ([л], [л’].)
(Дети называют звуки и указывают их расположение в словах.)
– Звуки [л], [л’] – обозначаются буквой «л».
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» – лесной шалаш.
В. Степанов
– Из скольких элементов состоит буква «Л»? (Из двух.)
– На что она похожа? (На шалаш, на букву «А» и т. п.)
А р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а .
1. Рано утром высунулся из окошкаротика широкийширокий язычок.
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы
язык не дрожал. Держать 10–15 секунд (учитель медленно считает до
десяти).
2. Язычок может быть узкимпреузким, как иголочка. Вот таким. Рот открыть,
язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в
таком положении 10–15 секунд (учитель медленно считает до десяти).
З. Язычок может быть широким, как лопаточка, и узким, как иголочка.
Широкий – узкий, широкий – узкий. Попеременно расслаблять (делать язык
широким, как в упражнении 1, и напрягать его (делать узким, как в упражнении
2).
4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо
влево. Тиктак, тиктак. Высунуть узкий язык, медленно двигать им из правого
угла рта в левый и обратно. (Повторить 15–20 раз.)
5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так: тиктак, тиктак.
Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю
губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (по часовой стрелке и
наоборот).
6. Утром язычок просыпался, умывался и садился завтракать. Он ел вкусные
пирожки. Много пирожков съел язычок, очень хорошо позавтракал. Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме трубочки. Удерживать в таком
положении 10–15 секунд.
7. Взял язычок кисточку, пошел красить верхний заборчик–зубы. Вот так.
Спереди: вправо – влево, вправо – влево. И сзади: вправо – влево, вправо –
влево. Рот открыт, языком облизать верхние зубы снаружи и изнутри.
8. Устал язычок, пошел качаться на качелях. Вверх качели, вниз качели. Вот
так: кач – кач, кач – кач. Рот широко открыт. Высунуть узкий язык, тянуться
языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
(Повторить 10–15 раз.)
9. Покачался язычок на качелях, а потом сел на лодочку, поднял парус. Вот
так. И поплыл. Рот широко открыт, высунуть узкий язык далеко вперед. Кончик
напряженного языка поднять вверх. Рот не закрывать. Удерживать язык в таком
положении в течение 10–15 секунд (учитель медленно считает вслух до
десяти).
– Назовите слова на букву «л». Что можете сказать об этих звуках?
(Согласный.)
– Докажите. (Мягкий и твердый, звонкий.)
Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 68).
– Назовите, что нарисовано на кубиках. Какие слова начинаются на «л»?
С о с т а в л е н и е с х е м с л о в .
– Назовите первый звук в слове «мак». ([м].)
– Расскажите об этом звуке. (Согласный, так как воздух встречает преграду
– губы; его нельзя петь; звонкий – если мы закроем уши ладошками и
произнесем этот звук, то в ушах услышим звон.)
– Отгадайте загадку:
Упадет – не плачет,
Ножек нет, а скачет.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут.
(Мяч.)
– Назовите первый звук в словеотгадке. ([м’].)
– Расскажите о нем.
ЗАПУТАЛИСЬ – Смотрите – буква!.. Вот те на!
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки? –
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза …
Коза – прикинула в уме,
Сказала:
– Это буква «ме»! –
Бык возразил:
– Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему!
А пес воскликнул:
– Полно вам,
Не спорьте, это буква «ам»!
– Нет, «му»!
– Нет, «ме»!
– Нет, «ам»!
Ам! Ам!.. –
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву … («м»).
А. Шибаев
СТИХИ О БУКВЕ
Взявшись за руки,
Мы встали,
И на «М» похожи стали.
Буквы «Л» за руки взялись,
Буквой «М» они назвались.
Эта буковка начнет
«Мышку», «мячик», «мыло», «мед».
– Рассмотрите печатные и письменные буквы «л» и «м». Чем они похожи, чем
различаются?
– Чем похожи звуки [м], [л], [м’], [л’]? (Согласные, звонкие, мягкие,
твердые.) – Найдите звуковичковчеловечков, дополните их костюмы.
– Прочитайте слоги с буквой «л» (1, 2, 5й столбики).
Р а б о т а в П р о п и с и (с. 10).
О б р а з е ц написания буквы:
Начинаем писать чуть выше строки, закругляем, касаясь строки, ведем линию
вверх, наклоняем и пишем второй элемент: черту с закруглением внизу.
– Запишите первую строчку под счет.
– Допишите вторую строку, подчеркните лучшие буквы.
– Объясните, почему на 3 и 4й строках буква «л» соединяется с другими
буквами («л», «о») снизу? (Буква «л» пишется снизу.)
– Допишите строки.
– Прочитайте слова на 5 и 7й строках. В чем их отличие? (Слова
отличаются гласными «у», «и», «а».)
– Запишите слова, зеленым цветом подчеркните мягкие согласные, синим –
твердые.
З а п и с ь с л о в с объяснением вида соединения: локон – верхнее
соединение всех букв; колос – нижнее соединение букв «к», «о», «л»; верхнее с
буквой «о», «с».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх в «замок».
1 – полуприсед, круг прямыми руками вперед.
2 – и. п.
3 – то же назад.
4 – и. п.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 68).
– Прочитайте слоги с согласной буквой «м» (3, 4, 5й столбики).
П о в т о р н о е ч т е н и е всех столбиков:
1й столбик – с радостью, 2й столбик – с удивлением, 3й – пропойте, 4й – с
грустью, 5й – с вопросами.
Ч т е н и е с л о в (1–3й столбики.)
Буква «М» и буква «А»
Написали «МА». А хочешь «МАМА» написать,
То нужно «МА» два раза взять.
– В какую игру играют слова в каждом столбике? (В первом – меняется
одна буква.)
– Подчеркните в каждом слове буквы, которые изменили слова. Если можете,
продолжите игру. (Киса – кипа – Кира.)
Во втором столбике меняется гласная в середине слова.
– Подчеркните слово с мягкой согласной. (Мил.)
В третьем столбике все слова заканчиваются на на, кроме слова лимоны.
– Чем отличаются два последних слова от других? (Это имена.)
– Вот и наш гном Изюминка. Что он делает? (Гном качается в гамаке.)
– Теперь вы готовы прочитать текст о гноме.
Ч т е н и е т е к с т а про себя. Беседа.
– Каков гном?
– Что растет в саду у гнома?
Ч т е н и е в с л у х по одному предложению нечитающими детьми.
Р а б о т а с т е к с т о м на доске.
– Теперь вы можете вставить «убежавшие» буквы м и л.
П о в т о р н о е ч т е н и е текста с доски.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью,
локти вверх.
1 – подняться на носки, руки вперед.
2 – и. п.
3 – наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.
4 – и. п.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Р а б о т а в П р о п и с и (с. 11).
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас ничуть не скрою: Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Сравните письменные буквы «л» и «м». В чем сходство между буквами? А
различия?
П о к а з о б р а з ц а написания буквы:
Начинаем писать чуть выше нижней строки, закругляем, касаясь строки,
ведем линию вверх, наклоняем; пишем второй элемент – наклонная линия с
закруглением внизу, ведем линию вверх до уровня первой линии (элемента).
Без отрыва пишем третий элемент – наклонная линия с закруглением внизу
вправо. Заканчиваем написание буквы на середине рабочей строки.
Запись 1–2й строк самостоятельно. 3–я строка записывается под счет
учителя: – и–раз–и, и–раз–и–два–и.
– Прочитайте слог на 4й строке. (Ом.)
– Как начнем писать букву «о» – снизу или сверху? Почему? (Снизу, так как
нижнее соединение с буквой «м».)
– Обведите строчку.
– Прочитайте слоги на с. 5. Чем отличаются первые четыре слога от
остальных? (Нижнее соединение букв.)
– Запишите сначала слоги с верхним соединением, потом с нижним. (ма,
мо, ми, мы; ам, им, ым, ум.)
Ч т е н и е печатного текста предложений.
– Прочитайте первое предложение. Какие слова написаны с большой буквы?
Почему?
– Под предложением составьте схему простым карандашом. (У папы Тани
топор.)
– Найдите в предложении предлог. Подчеркните красным карандашом пробел
между предлогом и словом.
– Запишите это предложение на новой строке.
(Аналогичная работа со всеми предложениями.)
– Проверьте написанное: прочитайте слова по слогам в первом предложении.
Сосчитайте, сколько слов написали. Какие слова написали с большой буквы?
Что поставили в конце предложения? Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мальчики – зайчики, девочки – белочки. Зайчики дружат со звуками [л],
[л’], белочки со звуками [м], [м’].
Условие игры: если в слове встретятся звуки [л], [л’] – подпрыгивают
мальчикизайчики, звуки [м], [м’] – девочкибелочки.
Учитель называет слова: палка, мак, мед, лампа, плита, мастер. Молодцы!
III. Закрепление изученного материала.
Р а б о т а в П р о п и с и .
Р а б о т а с о с л о в а р н ы м и с л о в а м и .
– Прочитайте первое слово в рамке. (Класс.)
– Что такое класс? (Комната для занятий; коллектив учениководногодок;
определенная ступень общеобразовательной школы.)
– В чем особенность написания слова? Запишите и запомните, как пишется
это слово.
– Прочитайте второе слово в рамке. (Лимон.)
Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла,
Но когда шепнешь:
«Лимон», –
Сразу станет кисло.
– Прочитайте третье слово в рамке. (Молоко.)
Любят дети молоко.
Любит слово буква «О».
Покатилось молоко,
Укатилось далеко,
Потому что у него,
Как колеса – буквы «О».
ПРО МОЛОКО
Пингвин, китенок, кошка тоже,
Теленок… чем они похожи?
Хоть кит с теленком незнаком,
Их кормят мамы молоком. А что такое молоко?
Сказать об этом нелегко:
И жир, и сахар, и белок
Нам обеспечит сил приток.
– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударные
гласные.
С п и с ы в а н и е печатных слов.
– Какие из этих слов можно заменить местоимением «он» («она», «они»)?
Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 69).
– Прочитайте название произведения. Кто автор? (Автор нам уже знаком.
Мы читали стихи «Ванечкапастух», «Первое сентября».)
– Рассмотрите иллюстрации.
– Прочитайте ключевые слова: в лесу, веселый гном, кормит белки, мишки,
зайчишки, мышки, кукушки, еноты, дятлы, сова, косули, олешки, кроты, бобрята,
зяблик, делится с детишками.
Ч т е н и е в с л у х . Беседа по ходу чтения.
1–2е предложения: Где живет гном? Что значит «тесовый»? (Тесать, то
есть очищать топором доски от неровностей.)
1й а б з а ц : С кем гном делит свой стол? Обратите внимание, как названы
звери? (Ласково, как в сказках.) Объясните слово «патлы». (Длинные волосы.)
2й а б з а ц : С кем еще дружен гном? Кому помогает?
3й а б з а ц : Чем делится гном с детишками?
4й а б з а ц : Кто зовет гнома? Почему?
– Каким вы представили себе гнома?
– Почему у гнома так много друзей?
– Что надо делать, чтобы иметь много друзей?
П о в т о р н о е ч т е н и е .
На д о с к е висят иллюстрации: снегирь, синица, поползень, клест, сорока. В
клюве каждая птица держит карточку с буквой, перевернутую обратной
стороной. Дети называют птиц.
– Что вы о них знаете? (Их называют зимующие.)
– А почему же они не улетают на юг? (Потому что они и зимой могут
найти у нас корм.) – Да, но и мы с вами должны их подкармливать. Поднимите руки, кто уже
сделал кормушки. А кто еще не сделал, нужно сделать побыстрее. Дело в том,
что зимой много птиц погибает от голода и мы должны позаботиться о них. Из
этих птиц одна выводит птенцов зимой. Кто знает, какая это птица? (Клест.)
– С какими новыми буквами мы познакомились на уроке?
– Что это за звуки? Дайте им характеристику. (Согласные, звонкие, парные
по твердости/мягкости.)
– Какие картинки поместим на кубики?
– Эти птицы за нами все время следили и вот что принесли в своих клювиках.
Учитель переворачивает карточки.
– Прочитайте, какое слово получилось. (Молодцы.)
IV. Итог урока.
– Птицы и гном Изюминка благодарят вас не только за то, что вы очень
хорошо работали на уроке, но и за то, что вы любите животных, заботитесь о них.
Я тоже хочу вас поблагодарить за работу.
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’]. СТРОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ «Л», «М»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.