«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»
Оценка 5

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

Оценка 5
Мероприятия
doc
администрации
1 кл
11.02.2017
«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
детский сад -школа ОСНОВНОЙ доклад.doc
Городской семинар   старших воспитателей детских садов                                                                                                              27января  2017 год                                                                          Заместитель директора по УВР                                                                       Спирина    Надежда Евгеньевна СОВМЕСТНАЯ  РАБОТА  ШКОЛЫ № 7  И ДЕТСКОГО САДА ПО СОЗДАНИЮ      ЕДИНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА .  «Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка» «Быть готовым к школе – не значит уметь  читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть  готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер   Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный   характер,   ставящий   главной   целью   развитие личности   учащегося.   Система   образования   отказывается   от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений   и   навыков,   формулировки   стандарта   указывают   реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.    Детский   сад   играет   исключительно   важную   роль   в   общей системе   образования.    Это   то   звено,   которое   должно   обеспечить целостное   развитие   личности   ребенка,   его   социализацию, становление   элементарной   культуры   деятельности   и   поведения, формирование интеллекта и общей культуры.  С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об   образовании»   детский   сад   становится   первой   обязательной ступенью   образовательного   процесса.   Государство   теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.   С   1   января   2016   года   все   дошкольные   образовательные учреждения   России   перешли   на   новый   Федеральный государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования (ФГОС ДО). Подготовка   к   школе   зачастую   рассматривается   как   более раннее   изучение   программы   первого   класса   и   сводится   к формированию узко  предметных знаний и умений. В этом случае преемственность   между   дошкольным   и   младшим   школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества,   необходимые   для   осуществления   новой   учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако   многочисленные   исследования   психологов   и   педагогов показывают,   что   наличие   знаний   само   по   себе   не   определяет успешность   обучения,   гораздо   важнее,   чтобы   ребенок   умел самостоятельно их добывать и применять.  В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать   учение   мотивированным,   учить   ребенка   самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения,   помогать   ребенку   сформировать   у   себя   умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.             Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной   деятельностью,   —   любознательности,   инициативности, самостоятельности,   произвольности,   творческого   самовыражения ребенка.                 Между   тем,   надо   помнить,   что   преемственность   между дошкольным   и   школьным   уровнями   образования   не   должна пониматься   только   как   подготовка   детей   к   обучению.   Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются   важнейшие   черты   будущей   личности.   Следует формировать   социальные   умения   и   навыки   будущего   школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.  Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:  развитие любознательности;  развитие   способности   самостоятельно   решать   творческие задачи;  формирование   творческого   воображения,   направленного   на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;  развитие коммуникативности  (умение общаться со взрослыми и сверстниками).     дошкольного   детства      Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:   1)  на   дошкольной   ступени   образования  сокращается   самоценность   и   формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;      2)  школа как преемник дошкольной ступени образования  не строит   свою   работу   с   нуля,   а   подхватывает   достижения дошкольника     и   организует   педагогическую   практику,   развивая накопленный им потенциал.         Решение проблемы преемственности мы видим в создании  плана сотрудничества   начальной   школы   и   детского   сада,   которая   бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Цель:  реализовать   единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного   и   начального   школьного   образования,   придав педагогическому   процессу   целостный   последовательный   и перспективный характер.        Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных   связей   детского   сада   и   школы   является   четкое понимание   целей,   задач   и   содержания   осуществления преемственности.  Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:  •     воспитание нравственного человека;   •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;  •   сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.   предполагает решение следующих приоритетных задач: Непрерывность   дошкольного   и   начального   образования На дошкольном уровне:   познавательной,  •     приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;   •   обеспечение   эмоционального   благополучия   каждого   ребенка, развитие его положительного самоощущения;  •   способности к творческому самовыражению;   •   формирование   различных   знаний   об   окружающем   мире, стимулирование   коммуникативной,   игровой активности детей в различных видах деятельности;          На ступени начальной школы:  ­ опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;   ­   направленность   процесса   обучения   на   формирование   умения учиться     как важнейшего достижения этого возрастного периода развития   ­сбалансированность   репродуктивной   (воспроизводящей   готовый образец)   и   исследовательской,   творческой   деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.                          Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:        ­ в создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное       поступательное   развитие   ребенка,   его   успешное обучение   и   воспитание   на   основе     связи   и   согласованности компонентов   образования   (целей,   задач,   содержания,   методов, средств и форм организации);               ­   в   создании   условий,   благоприятных   для   адаптации   к школьному   обучению,эмоциональному   благополучию,   развитию индивидуальности каждого ребенка;      ­ развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;      ­ формировании психологической  готовности к школе;      ­ в создании комплекса учебно­методической документации;   ­формировании   структуры   учебного   процесса   в   условиях непрерывного образования; ­ в создании новых творческих мастерских и проектов.          Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития   детей   на   основе   сближения   опыта   жизни   старших дошкольников и младших школьников. По­прежнему актуально звучит высказывание А.В.Запорожца: «Нельзя   ограничиться   задачей   передачи   ребенку   отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания   способностей,   которые   могут   дать   ребенку возможность в дальнейшем лучше  усваивать различные знания и умения и творчески их применять».        В дошкольный  период   у детей развиваются  образные формы познания   окружающего   мира   (восприятие,   наглядно­образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы   развиваются   не   вопреки,   а   благодаря   игре.   Формируя психологическую готовность к обучению в школе.      Учителю  в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень   этих   процессов,   достигнутых   в   дошкольном   возрасте,   и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.       Учителя значительное место на своих уроках отводят игровым методам   обучения,   проблемно­творческим   задачам,   создают обстановку   сотрудничества     и   взаимопонимания.   Они   доверяют детям   и опираются на их опыт. На таких уроках   можно видеть любопытные   глаза   учеников   и   их   чрезвычайно   высокую познавательную активность. Цель   дошкольной   ступени  –   развитие   общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.             Цель   начальной   школы   –  формирование   умения   учиться, создание   условий,   при   которых   обучение   становится   средством самовыражения.     Каждое звено должно выполнять  свои задачи, не  подменяя друг друга, и  заботиться,  прежде всего, о том,  чтобы наши дети были здоровы.             «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.   Пусть,   став   учеником,   ребенок   продолжает   делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно   и   не   ошеломляет   лавиной   впечатлений»   ­  так между В.А.Сухомлинский   представлял   преемственность дошкольным и школьным обучением.           Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь   старшего     дошкольного   и     младшего   школьного   возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».                    Под преемственностью между детским садом и начальной школой   подразумевается   система   связей,   обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания   с   целью   создания   единого   непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.           Только тогда, когда в детском саду работа будет направлена на   развитие   детей,   которое   бы   отвечало   требованиям, предъявляемым   к   этим   же   детям   на   следующей   ступени   (т.е.   в первом   классе),   а   учителя   начальных   классов   будут   опираться   и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который   ими   приобретен   на   предыдущей   ступени   их   жизни,   ­ только   при   этих   условиях   будет   достигнута   преемственность   в работе детского сада и школы.              Правильно   организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения  детей в школе.          Задача школы,  опираясь на общее между возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.              Механизм осуществления преемственности, его составные части  функционируют с помощью определенных форм и методов,  реализуемых в процессе специально организованной деятельности  администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по  созданию условий для эффективного и безболезненного перехода  детей в начальную школу.  Формы осуществления преемственности могут быть  разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи,  стилем, содержанием взаимоотношений образовательных  учреждений. Многочисленные   исследования   психологов   и   педагогов показывают,   что   наличие   знаний   само   по   себе   не   определяет успешность   обучения,   гораздо   важнее,   чтобы   ребенок   умел самостоятельно   их   добывать   и   применять.   Поэтому   важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем   социально­психологическое   сопровождение   личностного развития   ребенка   путем   реализации   единых     подходов   к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности.    Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом   для   последующей   ступени.   Для   развития   ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для   первоклассника   важным   качеством   является   формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы   условия   для   формирования   предпосылок   учебной деятельности.          Одной из важнейших задач,требующих комплексного решения, является   создание   единого   образовательного   процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.             Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23   и   48,из   которых   к   нам   поступает   наибольшее   количество первоклассников.           Ежегодно в сентябре между  школой №7 и ДОУ №23 и№48 заключается   договор   о   сотрудничестве,   целью   которого   является обеспечение   преемственности     между   дошкольным   и   начальным образованием   и   воспитанием   через   координацию   деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.   Согласно условиям договора был   составлен   и   утвержден   руководителями   учреждений совместный план работы, который предусматривает    деятельность по четырем направлениям  1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА 1.Организация   предметно­развивающей   среды   и   жизненного пространства   для   обеспечения   разнообразной   деятельности   детей дошкольного   учреждения   и   начальной   школы   с   учетом   их возрастных и индивидуальных интересов. 2.Внедрение   новых   форм   организации   нерегламентированной деятельности   детей   (   проведение   занятий   по   интересам   и способностям в секциях , клубах…), организация  работы кружков. 3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:   ­ старшая  и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;     ­   подготовительная   группа   знакомится   с   помещением   школы, экскурсии   в   школьные     музеи   ,   кабинеты     начальных   классов, спортивный зал, актовый зал, библиотеку;     ­   подготовительная   группа   участвует   в   празднике   последнего звонка. 4.Осуществление   единого   подхода   при   формировании   у   детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым,   аккуратным,   умении   занять   себя,   найти   дело   по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической и   интеллектуальной     перегрузки   и   способствующего   общему развитию и оздоровлению ребенка. 5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня,   подбор   и   размещение   игрового   материала,   содержание   игр, умение   детей   играть   самостоятельно.   Использовать   игры   в педагогическом процессе. 6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей  старшей и подготовительной  групп, 1­х классов, об уровне их физического развития. 7.Оказание   детскому   саду   шефской   помощи   (   ремонт   игрушек, пошив одежды для   кукол, инсценировка сказок учащихся, показ спектаклей школьного театра).   2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА  1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов  по подготовке детей к школе. 2.Внедрение     новых   форм   педагогической   учебы   (   совместные заседания     МО,   встречи   за   «круглым   столом»,   мастерские   для воспитателей   и   учителей     по   вопросам преемственности   образовательного   процесса   в   соответствии   с планами работы МО)   3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со старшей группы дошкольного учреждения,   учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4­го класса.    начальных   классов и   уроков   в   1­м   классе   воспитателями   4.   Педсовет   с   участием   учителей   1­го   класса   и   воспитателей детского сада.  5. Взаимопосещения: это а)Посещения   воспитанниками детского сада. б)Посещение   занятий   в   старшей   и   подготовительной   группах учителями начальной школы.    На занятиях в детском саду присутствуют  учителя , набирающие в следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках   в   первых   классах   –   бывшие   воспитатели   и   воспитанники подготовительных групп.      «Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов   к   обучению   в   школе,   итогам   усвоения   программного материала за учебный год, проблеме определения уровня готовности детей   к   обучению.   Педагоги   школы   и   детского   сада   имели возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. На совместных заседаниях МО шел полезный разговор о творческом развитии каждого ребенка: о   том,   как   поддержать   у   детей   интерес   к   познанию,   как   найти «ключик»   к   каждому   ребенку,   опираясь   на   его   предыдущий жизненный   опыт.   Каждая   такая   встреча   давала   возможность учителям   и воспитателям совершенствовать методы   обучения и улучшать качество своей работы. 3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ     1.  Тематические выставки («Скоро в школу», «Психологическая готовность к школе. Что это такое?»и т.д.) .      2. Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки          дошкольников  к обучению в школе.( Какой – ты , завтрашний первоклассник?)       3.Анкетирование   родителей   по   вопросам   подготовки   детей   к школе.    4.День открытых дверей в школе для родителей.         Это   направление   предусматривает   выход   учителей   будущих первых классов   на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей  к школе», «Психологическая готовность ребенка  к школе» и др; с информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив  его здоровью, о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их родителям.   Кроме этого,   родители   могут   получить   консультации   учителей   и психолога школы в течение учебного года. Очень полезной является совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями. Выявлять такие семьи надо тогда, когда ребенок еще находится в детском саду, ­ этим оказывается большая помощь школе. 4.РАБОТА ДЕТЬМИ 1.Экскурсии и целевые прогулки в школу: ­посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний, ­знакомство со зданием  школы, школьным двором, ­знакомство с кабинетами в школе 2.Совместное спортивное мероприятие (подготовительная группа и 1­й класс), по правилам дорожного движения. 3.Экскурсии в школьные музеи, библиотеку. 4.Совместно с детьми 1 класса : изготовление кормушек для птиц, прогулки в лес,  подкармливание птиц. 5.Участие   в   празднике   «Прощание   с   Азбукой»,   «Алло,   мы   ищем таланты»,   в   игре   «Помоги   Незнайке   по   противопожарной безопасности» 6.Неделя «Дружба с природой». 7.Организация занятий  с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со   школой   являются   экскурсии   воспитанников   подготовительных групп в школу, присутствие на уроках в первых классах, а также участие   в   совместных   мероприятиях:   спортивных   соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов, выставках поделок   На   протяжении   ряда   лет,   работая   по       преемственности «Детский сад – школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной   школой,   который   направлен   на   создание   условий плавного,   внутренне   бесконфликтного   перехода   выпускников   из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных   стандартов   дошкольного   образования   и федеральных   государственных   образовательных   стандартов начального общего образования. План   преемственности   разрабатывается   в   интересах   детей, педагогов   и   родителей   с   целью   обеспечения   качественной подготовки   дошкольников   к   дальнейшему   обучению   в   школе.   На данный   момент   этот   документ   является   ориентиром   для  конструктивного   взаимодействия   педагогов,   специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей. За период реализации Программы   между д/садом и   школой №7   сложилась   определенная   система   работы   по   осуществлению преемственности,   которая   включает   в   себя   широкий   спектр совместных   мероприятий   по   эффективной   предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь. Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по   обеспечению   преемственности,   сплотили   образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.                   Согласованная   и   дружная   работа   школы   и   детского   сада позволяет   оценить   адаптацию   выпускников   детского   сада, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на   данных   наблюдений   проведённых   за   ним   ещё  в   детском   саду. Думаю,   что   такое   сотрудничество   ради   детей   и   позволило     нам добиваться положительных результатов в работе.    У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и   вносить   коррективы   в   свою   деятельность   по   подготовке воспитанников   к   школе;   учителя   ближе   знакомятся   с   будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Результатом   осуществления   воспитательно­образовательного процесса   является   качественная   подготовка   детей   к   обучению   в школе, что способствует   успешной адаптации детей к школьному обучению.   Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.        Важность проблемы,   преемственности между Д/С и начальной школой, ни у кого не вызывает сомнений.  Действительно, от того, насколько   будут   взаимодействовать   два   звена     непрерывного образовательного   процесса   (дошкольное   и   начальное),   будет зависеть его успешность и результативность.                  Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому   совместная   работа   по   созданию   системы   предшкольного образования     обеспечивает   на   качественном   уровне преемственность   в   работе   детского   сада   и   начальной   школы,   а значит,   создаёт   единый   старт   детям   дошкольного   возраста   при поступлении в школу.                                                   Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника как единого целостного процесса   может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь   ясную   картину   основных   линий   развития   каждого ребенка,   а   взаимосвязь   содержания,   методов,   форм,   стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством   обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.        Ребёнок – это  чистый лист, который нам предстоит   заполнить.  И  от того, как мы будем это делать, зависит образ  будущей личности. Спасибо за внимание!

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»

«Школа и детский сад– единое пространство развития ребёнка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017