"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)
Оценка 4.7

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
15.04.2018
"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)
Разработка урока литературы для 9-го класса по теме "Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы". В ходе урока учащиеся работают в группах и исследуют информацию об особенностях эпохи Древней Руси и её культуре, рассматривается значение принятие на Руси христианства.
древнерусская литература.docx
Класс 9                                                                                                            Дата___________________ Урок №            Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое  искусство слова и ветвь мировой литературы.  Цели:   Образовательные: дать общую характеристику эпохи; показать историческую и культурную связь между  античностью и русским средневековьем, раскрыть значение введения христианства на Руси и самобытный  характер древнерусской культуры; помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие культурного наследия на духовную жизнь человека;  Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать,  сопоставлять, сравнивать, расширить кругозор учащихся; совершенствовать навыки конспектирования. Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию  эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны;  формировать интерес к литературе. Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков Ход урока I. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания. Вопросы к учащимся.  Дайте общую характеристику античной литературе.  Назовите представителей античной литературы Древней Греции и Древнего Рима.  Какая эпоха приходит на смену античности? II. Объявление темы и цели урока. Задача это урока ­ установить культурную и историческую связи между античностью   средневековьем, выяснит особенности русского средневековья. III. Работа над темой урока. 1. Сообщения учащихся. Общая характеристика эпохи. Литература Киевской Руси как  ветвь мирового литературного развития. а). Сообщение группы «историков». Образование государства у восточных славян явилось  итогом длительного процесса разложения  родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен,  которые объединились в большие союзы, однако , непрочные. Одно из таких объединений возглавил  князь Кий. Накануне образования Древнерусского государства существовали три крупных  объединения славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась  область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был  Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не  установлено. Древнерусское государство  возникло в 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев и  объединил эти две важнейшие группы русских земель, после чего ему удалось присоединить и  остальные русские земли, образовав  громадное по тем временам государство. Древнерусской литературой называется литература русского народа, охватывающая  период с  X по  начало  XVIII века. Это литература эпохи феодализма, но полностью её не охватывающая. Развитие её началось   уже в период значительных  достижений феодального строя.  Возникновение литературы на Руси обусловлено историческими причинами, прежде всего потребностями государства  господствующих классов и народов в целом. А также высоким культурным развитием Древней Руси ,  в т. ч.  наличием развитой письменности.  С самого начала литература имела классовый характер, потому что она выражала в основном  интересы и стремления  господствующих феодалов и церкви. Однако в ней в целом ряде случаев  отражались и народные  интересы, т. к. в создании древнерусского языка принимали участие и  выходцы из низов, защитники народных и общегосударственных интересов.   Общая характеристика эпохи русского средневековья. 1. 2. 3. 4. Образование государства (Киевская Русь). Феодальная раздробленность Киевской Руси, которая стала одной из причин её распада. Борьба с иноземными захватчиками, ослабившая государство. Объединение княжеств вокруг Москвы. Вывод. Главная проблема эпохи ­ набеги и междоусобицы кочевников, которые мешали укреплению  государства. 2).Сообщение группы « искусствоведов». Эти произведения искусства помогают понять отношение  человека с Богом в античности и в  средневековье. Идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию  «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый) ­ личность наделенная добродетелями.  Человек ­ микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и  окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления). Античный человек  прекрасен так же, как и боги.  В христианском средневековье господствующее положение надо всем, в том числе и человеком,  занимает Бог. Человек же, являясь его творением , ничтожным существом, рождённым в грехе,  должен быть покорным и перед Богом,  и перед церковью, и всю свою земную жизнь он должен  каяться и искупать вину своих предков. Бог же величественный и всемогущий. Человек средневековья   должен подавлять чувственные наслаждения и заботиться   о  душе.  Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были  монахи и аскеты, добровольно отказывающиеся от мирских благ. Вывод. Искусство отражает разность сознания двух эпох. Введение христианства призвано было  сделать то, что не удалось римскому императору Августу на указами, ни личным примером:  сформировать новые нравственные принципы человека, сформировать новое сознание. 3.Дополнение учителя. В своём историческом развитии  Древняя Русь миновала стадию античности с её рабовладельческим  строем. Пропущенный этап нужно было восполнить быстрым освоением   опыта других государств.  Роль исторического катализатора для Древней Руси выполнило христианство, введённое как  государственная религия  во времена правления Владимира Святославовича ( 988­989 г. г.).  Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми  древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это  становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве,  которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Народ тяжело принимал  христианскую веру, но после нашествия монголо­ татар на Русь   оно  было  принято широкими  народными  массами. 2.Лекция учителя. 1). Значение христианства на Руси для развития образования и искусства. Введение христианства  как государственной религии  дало Руси письменность. Наряду с этим, если  языком книг религиозного содержания на Западе была латынь, то на Руси таким языком стала азбука  славянского языка ­ кириллица, которую создали святые Кирилл и Мефодий. Кроме этого, огромный  толчок к развитию получила вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература. Чтобы письменность развивалась, нужны были образованные люди. Князь Владимир  после принятия  христианства  « посылал собирать детей и отдавал их в обучение книжное», а Ярослав предписал  попам учить людей, «ибо велика польза от учения книжного». При Андреевском монастыре в Киеве  существовала даже женская школа, где «младых девиц» обучали « писанию, ремеслам, пению,  швению…». В Древней Руси школы были двух видов: при монастырях и высшего типа, но широкое  распространение получило индивидуальное обучение. Христианизация постепенно входила во все  области общественной жизни. Она буквально наполняла ее. Церкви и соборы становились главными  ячейками общественной и образовательной жизни. При церквях и монастырях основывались и  действовали школы, переписывались и сохранялись книги, летописи. Духовенство влияло на всю  общественную жизнь: епископы принимали участие в советах князей, а князья уважали их за ум и  сообразительность; митрополиты часто руководили киевским вече и имели большее влияние на их  решение, чем слабосильные киевские князья второй половины XII ст. Они становились символом  бывшей единой Руси. Соответственно возрастанию роли и авторитету духовенства, возрастала и  количество епархий. На 1240 год их у нас было уже 16. Создавались библиотеки, которые способствовали распространению грамотности на Руси.  Софийская библиотека в Киеве не была  единственной. Библиотеки существовали ещё в Новгороде и в Полоцке. Остромирово Евангелие (1056­1057 г.)— хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века,  памятник русского извода старославянского языка, написанное дьяконом Григорием. Содержание  книги составляет евангелиевское  чтение по дням, начиная с Пасхи. До обнаружения в 2000 году  Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси, т.е. первым памятником  церковно­славянского языка русского извода. Тем самым «Остромирово Евангелие» — древнейший  точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нем, кроме особенностей  общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка. С принятием христианства на Русь проникла переводная литература. До принятия христианства в  Древней Руси не существовало литературы как письменной формы искусства ( искусство слова было  представлено фольклором), поэтому византийской литературе не на что было влиять. Благодаря такому перенесению Русь  в короткий срок получила литературу с разветвлённой системой жанров.  Переводились прежде всего церковно­ религиозные книги, в частности книги­ библии, прежде всего  Евенгелие и Псалтырь.  В Евангелии излагались основы христианства, Псалтырь содержит  религиозные песни и гимны. По этой книге обучались грамоте вплоть до середины XIX века. В Киевской Руси  благодаря  летописям, произведениям древнерусской литературы, народным  песням, памятникам изобразительного искусства  развивалась и музыка.                                   Значение принятие на Руси христианства: Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.  Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.  Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников  письменности.  Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд  христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть.  (пример Византия).  Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Вывод. Введение христианства делало государство частью мирового христианского общества,  способствовало укреплению единства внутри государства, привело к обогащению культуры:  распространению архитектуры, живописи и письменной литературы. Самобытность древнерусской литературы  проявлялось в том, что её произведения находились вне  жанровых традиций. Своеобразие её заключалось в особом пути  развития. Древнерусская литература  всегда охватывала  общественные проблемы своего времени. Она является  литературой одной темы­  смысл человеческой жизни, одного сюжета­ мировая история. 3.Запись основных положений лекции учителя в тетрадь. IV. Подведение итогов работы. В начале XII века ( видимо около 1117 г.) киевский князь Владимир Мономах пишет «Поучение», в  нём он  обращается   к сыновьям, но одновременно к тем русским князьям, которые пожелали бы  прислушаться к его советам.» Поучение» удивительно тем, что  он не относится ни к одной  системе  жанров, не имеет   аналогов в древнерусской литературе, и тем, что Мономах  обнаруживает в нём не  только государственный кругозор и богатый жизненный опыт, но также высокую литературную  образованность и безусловный писательский талант. И «Поучение» и сохранившееся письмо  Мономаха к Олегу Святославичу  не только литературные памятники, но  также и важные памятники  общественной мысли: один из авторитетных киевских князей  пытается убедить современников в  пагубности феодальных раздоров – ослабленная усобицами Русь  не сможет активно противостоять   внешним врагам. V.  Домашнее задание. 1. 2. Проработать материал конспекта. Повторить сведения о литературных жанрах. 3. Прочитать « Слово о полку Игореве».

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)

"Древнерусская литература. Литература Киевской Руси  как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы" (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018