«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс
Оценка 4.9

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
9 кл
09.06.2019
«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс
На примере художественных и музыкальных произведений показать, что помогло русскому солдату победить в Великой Отечественной войне, и какова цена этой победы. 1) Какой же ценой завоевана наша Победа? 2) А если вновь беда? Готовы ли вы защищать своих родителей, родных, родное село, родной город. Родину?
,урок по литературе.docx
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы образовательный комплекс градостроительства «Столица» «Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс Подготовила и провела  Преподаватель русского языка  и литературы Шибалкова Т.П. Москва 2019г. Цель урока: на примере художественных и музыкальных произведений  показать, что помогло русскому солдату победить в Великой Отечественной  войне, и какова цена этой победы. Оборудование: ноутбук, плакат с песней, карточки, тексты поэмы  А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и стихотворений М.Дудина,  М.Самойлова, С.Орлова. Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. Ход урока. Учитель:  Война… Произносишь это слово – и страшные картины встают в  нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и  ночей. Ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. А мы,   потомки победителей, знаем, помним, чтим? В истории человечества, к  сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для истории будет  поле Куликово, Бородино, Прохоровка. А для русского солдата – это все родная русская земля. Нужно вставать во  весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так  русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитника  отеческой земли… Продолжает звучать музыка Д.Д.Шостаковича. Учитель:  Это Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. В судьбу композитора,  как всего советского народа, ворвалась война. Премьера «Седьмой  симфонии» состоялась 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. В этот  вечер на город обрушился невиданный артиллерийский обстрел, но в зале  филармонии не было свободных мест, оркестранты пришли из окопов и  опустошенных блокадой жилищ исполнить эту музыку. Услышав «Седьмую  симфонию», Ольга Берггольц записала о Шостаковиче: «Этот человек сильнее Гитлера». А один их иностранных журналистов признался: «Никакой враг не  победит тот народ, который мог написать такую музыку». И сегодня на примере художественных и музыкальных произведений  попробуем понять, что помогло русскому солдату победить в этой страшной  войне и какова цена этой Победы.  Ведь фашисты были и лучше подготовлены, и экономика всей завоеванной Европы работала на германскую  армию, и фашистские генералы видели звезды Кремля, когда были близко под  Москвой… На этот вопрос ответим в конце урока, когда будем подводить  итоги. Звучит песня о Родине. Учитель: Проверим домашнее задание: 1) Из «Толкового словаря» С.Ожегова вы выписали значение слов Родина,  Отчизна. Раскройте их лексический смысл. РОДИНА – 1) отечество, родная сторона; 2) Место рождения,  происхождения кого­либо, чего­либо. 2) Подберем однокоренные слова к слову Родина: род, родители,  родиться, родня, родной, родственник, родинка, родник, природа. 3) А что лично для вас значит слово родина? Какое первое слово вам  приходит на ум, когда вы его произносите? Учитель: В 1941 году в наш родной дом ворвалась беда – встал русский  солдат защищать своих родителей, родню, родину. Каким он был на войне? В  этом «быту суровом»? Сейчас мы услышим строки «лучшей поэмы о войне, написанной на войне» (по словам К.Симонова) – «Василий Теркин» А.Т.Твардовского. Сам автор ушел  на фронт на второй день войны, а первые главы этой поэмы – книги про бойца  – появились на страницах фронтовых газет в 1942 году, когда фашисты были  под Сталинградом. В мае 1945 года в дни Победы Твардовский писал: «Война  для множества людей, при сем того, что она была трудна и очень много  отняла, была значительным периодом их жизни. Подняла их духовно,  приобщила их к понятию вещей, которые раньше были недоступны. Эти люди  сейчас совсем иные. Солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это  главное», И в поэме мы прочтем: От Ивана до Фомы, Мертвые ль. Живые, Все мы вместе – это мы, Тот народ – Россия… …И Россию – мать­старуху Нам терять никак нельзя… Главный герой поэмы боец Василий Теркин – собирательный образ, не было  такого бойца на самом деле. И на войне этот «тертый человек, то серьезный,  то потешный – русский чудо­человек». Вопрос: Что же для этих бойцов на войне значила родина? Инсценировка отрывка из поэмы «Василий Теркин» (журнал «Литератур в школе», № 4, 2002г.). На доске плакат со словами песни «Мать любимого сына на войну  проводила» (для каждого ученика карточка с текстом песни). Задание:  1) Прочитаем слова песни и определим главную мысль.  (Главная мысль  этого музыкального произведения – ожидание матери не вернувшегося с войны сына. Для матери война продолжается до конца ее дней. Она  ждет сына, несмотря на то,  что война уже закончилась,  ее надежда  умрет вместе с ней.) 2) Какое настроении той части, где говорится о гибели сына? (Боль, тоска  матери.) 3) Есть ли в словах этой песни надежда матери? Какие это слова? А сейчас прослушаем стихотворение К.Симонова «Жди меня». Задание: анализ стихотворения. Учитель: «Жди меня» ­ письмо любимой женщине с фронта, и К.Симонов не  собирался печатать его, так как считал его интимным посланием. Но в одной  из командировок на фронт в качестве корреспондента в минуты отдыха на  привале бойцы перед боем попросили прочитать его что­нибудь для души. И  он прочел «Жди меня». Солдаты оживились и стали поспешно записывать на  клочках бумаги эти стихи. Вскоре Симонов прочел свое стихотворение во  фронтовой газете и был очень удивлен.Стихотворение стало самым  популярным и любимым у солдат. Нашлись критики, которые считали, что  любовь жены и подруги не может быть сильнее. («Пусть поверят сын и мать в  то, что нет меня»). Давайте подведем итоги. Мы услышали два произведения: стихотворение  К.Симонова «Жди меня» и песню «Мать любимого сына на войну проводила». Работа по вопросам:  Чья же любовь сильнее: матери или жены? (И любовь матери, и любовь  жены, невесты помогала солдату выжить и победить.) Учитель: Давайте еще раз обратимся к поэме А.Т.Твардовского «Василий  Теркин». Задание: выразительное чтение сцены «Гармонь». Исполнение песни  «Катюша». Учитель: Известно, что немцы очень любили «Катюшу», но страшно боялись  «катюш».  Как вы понимаете это выражение? (Фашисты любили петь «Катюшу», но страшно боялись смертоносного оружия, названного так нежно).  А для чего бойцам нужна была на войне песня? (Она помогала бойцам  вспоминать о родном доме, мать, любимую…)  Как вы думаете, могла ли война сломить такой народ, таких бойцов?  Почему? Учитель: также с первых дней войны вместе с народом на борьбу с  фашистами встали и советские писатели и поэты. Их оружием были и  винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной  корреспонденции. А самые страшные потери понесло в годы войны молодое  поколение. Из 100 воевавших молодых людей в живых осталось только 3. Сегодня мы поговорим о 3 поэтах военного времени, чья юность и  гражданское становление выпали на годы войны. В 1941 году самому  старшему из них Дудину было 25 лет, Самойлову – 21, Орлову – 20. Работа по карточкам.  Чтение стихотворений, анализ. Подведение итогов урока. Учитель: В начале урока мы задались вопросом: 1) Почему не смогли фашисты победить русский народ? 2) Что помогло в этой страшной войне выйти победителем? Ответы учащихся: 1) Высокое духовное начало – патриотизм. Он защищал свою Родину, свой  дом, своих родных. Народ был освободителем. 2) Любовь родных и близких помогла ему победить. Высокое чувство  долга перед Родиной. Учитель: На сегодняшнем уроке мы прослушали и песни, и стихи о Великой  Отечественной войне. Подводя итог нашего урока, ответьте на вопрос: 1) Какой же ценой завоевана наша Победа? 2) А если вновь беда? Готовы ли вы защищать своих родителей, родных,  родное село, родной город. Родину?

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс

«Россию нам терять никак нельзя» Открытый урок по литературе 9 класс
Скачать файл