Древнерусский город (на основе изучения исторических текстов. Методическая разработка урока по истории России
Оценка 5

Древнерусский город (на основе изучения исторических текстов. Методическая разработка урока по истории России

Оценка 5
docx
15.10.2022
Древнерусский город (на основе изучения исторических текстов. Методическая разработка урока по истории России
Методическая разработка ''Древнерусский город''.docx

ГБПОУ города Москвы

«Театральный художественно-технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по истории России

«Древнерусский город»

(На основе изучения исторических текстов)

 

 

 

                                            Выполнила: преподаватель истории,

                                                                                                         кандидат культурологии Авдеева Т. В.                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2022

 

Содержание

 

Пояснительная записка

Ход урока     

1.             Вводное слово и беседа

2.              Письменная работа и анализ её выполнения

3.             Работа с текстами

4.             Краткая письменная работа и беседа с учащимися

5.             Работа с текстом и таблицей

6.             Таблица “Функции древнерусского города”

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

История – это действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Источники изучения истории традиционно делятся на:

·                                        Материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций).

·                                        Нематериальные (обряды, песни, поговорки).

Основными принципами изучения истории являются:

·                                        Принцип дополнительности: ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов.

·                   Принцип объективности, требующий  рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости.

Таким образом, задача преподавателя состоит в том,  чтобы создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Используя исторические источники,  учащийся должен  стремиться раскрыть причинно-следственные связи в истории, показать логику развития событий, раскрыть глубину и сущность исторических процессов, абстрактных исторических понятий. Исходя из вышеизложенного, можно определить ряд вытекающих задач и целей при проведении урока “Древнерусский город”.

Образовательные цели и задачи урока:

·                 Продолжить знакомство с историей Древней Руси: опираясь на субъективный опыт и знания учащихся, ранее полученные на уроках отечественной и всеобщей истории, определить специфику древнерусского города.

·                 Сравнить процессы возникновения городов в Западной Европе и на Руси;

·                 Сопоставить различные толкования слова город;

·                 На основе работы с текстами и схемами, после знакомства с материалами археологических раскопок, дать определение понятия город.

·                 Составить представление о функциях древнерусских городов.

Развивающие цели и задачи урока:

·             Научить учащихся самостоятельно мыслить и размышлять.

·             Научить выявлять и ставить проблемные вопросы.

·             Приучить высказывать собственные суждения и выдвигать гипотезы. Ведь мы пытаемся соединить себя с прошлым, а каждое поколение осмысливает историю заново.

Воспитательные цели и задачи:

·             Цицерон называл историю “учительницей жизни”. Важно научить учащихся   извлекать уроки из прошлого, стремиться не повторять ошибок, но, опираясь на исторический опыт, находить наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем.

·             Привить учащимся интерес и любовь к собственной истории, ведь изучая и уважая прошлое, мы формируем будущее.

 

ХОД УРОКА

1. Вводное слово и беседа

          Мы заканчиваем изучение Киевской Руси. Некоторые иноземцы называли ее  Гардарика  (слово на доске). Вопрос к классу: «Что значит это слово?» — становится основой краткой беседы. Преподаватель подводит итоги.
          Итак, если для наших воинственных соседей, державших в страхе Европу, видевших многие европейские столицы, Русь была Страной городов, значит, города Восточно-Европейской равнины чем-то отличались от западных или арабских. Сегодня наша задача — выявить специфику древнерусского города (тема занятия и упомянутая задача пишутся на доске).

2. Письменная работа и анализ ее выполнения

          Учащимся предлагается пояснить, как они понимают слово город. На доске кратко записываются основные варианты определений. Например:

·                 город—центр торговли;

·                 город — столица государства;

·                 город — укрепленное поселение.

Преподаватель предлагает проанализировать записи, выделить наиболее точные определения, затем вновь делает краткие выводы.

Итак, мы убедились, что город — понятие сложное, многоплановое. Что же такое город вообще и что такое древнерусский город?

3. Работа с текстами

          Учащимся предлагается познакомиться с текстами 1-3, проанализировать их. Нужно дать вариант определения понятия город и найти материал о специфике древнерусских городов.

Текст 1

   «Археологическая типология древнерусских укрепленных поселений подробно разработана П. Раппопортом. Классифицирующими элементами в ней служат плановая схема оборонительных сооружений в ее взаимосвязи с защитными свойствами рельефа местности. По этим признакам все памятники распадаются на два основных типа: простые и сложные. К первому относятся поселения, имеющие одну укрепленную площадку, а ко второму — несколько. Целесообразно обобщить типологическую схему П.Раппопорта, распределив все памятники по четырем типам.

Тип первый. Поселения с планировкой оборонительных сооружений, полностью повторяющей особенности рельефа местности. Это поселения на мысах, останцах, холмах, островах. Они имеют укрепления по всему периметру занимаемой площади или только с наиболее угрожаемых сторон.

Тип второй. Поселения с планировкой оборонительных сооружений, лишь частично использующей защитные свойства рельефа местности. К ним относятся поселения на естественно укрепленных площадках, оборонительным линиям которых искусственно придана правильная геометрическая форма: круг, полукруг, прямоугольник со скругленными углами и т.д.

Тип третий. Поселения с оборонительными сооружениями правильной геометрической формы, вне зависимости от особенностей рельефа местности. Их общая особенность — отсутствие природных рубежей обороны.

Тип четвертый. Поселения со сложным планом оборонительных сооружений, построенных как с учетом защитных свойств рельефа местности, так и без него. Эти поселения имеют несколько укрепленных площадок. Они могут занимать весь мыс или часть его. Из учтенных в классификации 1128 памятников доля поселений первого типа (651) составляет 57,7 %. На три других типа приходится соответственно 12,85% (145), 16,6 (187) и 12,85% (145)».

 (Древняя Русь.  Город. Замок. Село. -  М.: Наука, 1985.  -  С.  39-40).

Текст 2

          «В современной исторической науке русский средневековый город рассматривается как торгово-ремесленное поселение с оформившейся или формирующейся городской (посадской) общиной. Однако на практике понятия древнерусский город X—XIII вв. и центр развитого ремесла и торговли превратились почти в синонимы, так как обнаружить сколько-нибудь явственные следы существования особых городских общин не позволяет состояние источников. По материалам раскопок и сведениям летописей утвердилось представление о типичной для древнерусских городов социально-топографической структуре: княжеско-дружинный детинец и примыкающий к нему торгово-ремесленный посад (окольный город). Сложная планировка поселения (детинец плюс укрепленный посад) рассматривается как его важный «городской признак».

(Там же, с. 44.)

Текст 3

   «Типичным следует считать сочетание в городе следующих элементов: крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей.

Древнерусский город как бы был коллективным замком крупнейших земельных магнатов данной округи во главе с самим князем. В этом первопричина господства города над сельской округой.

В этом определенное отличие русских раннефеодальных городов от городов западноевропейских и сходство с городами среднеазиатскими. Деревянные и земляные укрепления славянских городов, как и глинобитные среднеазиатские касры, в противоположность каменным европейским замкам не являлись надежным средством защиты и заставляли феодалов-землевладельцев для совместной обороны объединяться в городе. За его валами и стенами укрывались феодальные собственники земли, владения которых располагались порой на значительном удалении от города».

(Б.А.Рыбаков.)

После обсуждения итогов анализа текста, учащиеся записывают в тетрадях выводы:

·                   Город — это многофункциональное укрепленное поселение, сочетающее в себе такие компоненты, как крепость, дворы феодалов, ремесленный посад, церкви.

·                   Города на Руси строились с учетом оборонительных возможностей местности, были резиденциями князей, подчиняли себе окрестные села.

·                   Защитные сооружения возводились из дерева и земли, что сближало древнерусские города со среднеазиатскими.

 

4. Краткая письменная работа и беседа с учащимися

Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что им предстоит рассмотреть проблемы происхождения города и поговорить о его функциях. Учащимся предлагается письменно высказать свои предположения, отвечая на вопрос: «Где чаще всего возникают города?»

Возможные варианты ответов:

·             на пересечении дорог;

·             на переправах;

·              у монастырей;

·             близ месторождений природных ископаемых.

·             Если учащиеся не называют в числе мест возникновения средневековых городов остатки (руины) крупных античных поселений, то об этом напоминает преподаватель, подчеркивая, что на Руси подобных руин не было.

После систематизации вариантов, предложенных учащимися, учитель предлагает проанализировать планы нескольких древнерусских городов.

Обсуждаются  вопросы:

·                    какие специфические черты можно обнаружить, разглядывая эти планы;

·                   как эти планы иллюстрируют прочитанный ранее текст 1?

Далее в тетрадях делаются записи:

·                    города возникали, как правило, на берегу реки, у слияния рек;

·                   место было укреплено самой природой;

·                    центр города — укрепление; вокруг — ремесленный посад;

·                    древнерусские города не имели античной предыстории, они развивались на собственной основе, что определяло их специфику.

Возможно, дополнить эту запись еще одной — со слов учителя.

Древнерусские города возникали:

·                    из племенных или межплеменных центров;

·                   из укрепленного стана, погоста или центра волости;

·                    из порубежной крепости.

5. Работа с текстом и таблицей

          Преподаватель предлагает учащимся заполнить таблицу.
Работе может предшествовать анализ воспроизводимого ниже текста 4.
  В любом случае, преподаватель с самого начала подчеркивает близость терминов “назначение” и “функция”, говорит, что порой это почти одно и то же.

Текст 4

  Археологическое изучение большинства столиц древнерусских земель-княжений ведется систематически и давно. Хотя вскрытые раскопками площади колеблются от почти 2 гектаров в Киеве и Новгороде до полутора — нескольких тысяч квадратных метров в других городах, все они входят в число археологически наиболее исследованных памятников. Данные раскопок позволяют систематизировать особенности стольных городов по нескольким основным рубрикам и подрубрикам.

1.                 Экономика.

2.                 Ремесло (производственные комплексы, орудия труда, полуфабрикаты).

3.                  Торговля (привозные вещи, детали весов, монеты и денежные слитки).

4.                  Промыслы.

5.                 Административное управление (печати и пломбы).

6.                  Военное дело:
1) оружие;
2) доспехи;
3) снаряжение коня и всадника.

7.                  Монументальное зодчество:
1) каменные храмы;
2) каменные дворцовые и оборонительные сооружения.

8.                 Письменность:
1) памятники эпиграфики;
2) орудия письма;
3) книжные застежки и накладки.

9.                  Быт феодалов:
1) украшения из драгоценных металлов;
2) металлическая и стеклянная посуда, прочая дорогая утварь.

10.             Внутренняя топография:
1) усадебно-дворовая застройка;
2) дифференциация жилых построек по местоположению, размерам и устройству.

(Древняя Русь: Город. Замок. Село. -  М.: Наука, 1985 - С. 46).

После работы с текстом и заполнения таблицы (предложенные учащимся варианты корректируются по ходу дела), они перечисляют отличительные черты древнерусского города и выделяют ту информацию, которая для них оказалась новой.

6. Таблица «Функции древнерусского города»

Назначение  города 

Функции города

Центр торговли
Центр ремесла

Экономическая: ремесло, торговля.

Культурный центр

Культурная: монументальное зодчество,
развитие и распространение письменности,
становление быта.

Резиденция князя

Административная: связана с управлением.

Религиозный центр

Религиозная: строительство капищ,
а затем христианских храмов; подготовка жрецов,
священнослужителей.

Центр обороны

Военная: защита от врагов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Древняя Русь: Город. Замок. Село. -  М.: Наука, 1985.

2.                 История России. Ч. 1 / Под ред. Ганелина Р.Ш. – М.: Вентана-Граф, 2006.

3.                 Карамзин Н.М. История государства Российского. Том I. – М.: Изд-во “Книжный сад”, 1993.

4.                 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

5.                 Русская крепость / Художник и текст  Н. Андреев. – М., 1995.

6.                 Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. – М.: Владос, 1995.

7.                 Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. – М., 1997.

8.                 Сахаров А.Н., Боханов А.Н.  История России с древнейших времен до конца XVII в. Учебное пособие. Ч. 1. -  М.: Русское слово, 2010.

9.                 Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2008.

10.             Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

11.             Яковер Л.Б. История России: основной курс, методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


 

12.           

ГБПОУ города Москвы «Театральный художественно-технический колледж»

ГБПОУ города Москвы «Театральный художественно-технический колледж»

Содержание Пояснительная записка

Содержание Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА История – это действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА История – это действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества

Развивающие цели и задачи урока: ·

Развивающие цели и задачи урока: ·

Преподаватель предлагает проанализировать записи, выделить наиболее точные определения, затем вновь делает краткие выводы

Преподаватель предлагает проанализировать записи, выделить наиболее точные определения, затем вновь делает краткие выводы

На три других типа приходится соответственно 12,85% (145), 16,6 (187) и 12,85% (145)»

На три других типа приходится соответственно 12,85% (145), 16,6 (187) и 12,85% (145)»

Город — это многофункциональное укрепленное поселение, сочетающее в себе такие компоненты, как крепость, дворы феодалов, ремесленный посад, церкви

Город — это многофункциональное укрепленное поселение, сочетающее в себе такие компоненты, как крепость, дворы феодалов, ремесленный посад, церкви

Возможно, дополнить эту запись еще одной — со слов учителя

Возможно, дополнить эту запись еще одной — со слов учителя

Письменность: 1) памятники эпиграфики; 2) орудия письма; 3) книжные застежки и накладки

Письменность: 1) памятники эпиграфики; 2) орудия письма; 3) книжные застежки и накладки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2022