Дубровский и Троекуров
Оценка 4.8

Дубровский и Троекуров

Оценка 4.8
docx
31.05.2021
Дубровский и Троекуров
дубровский и троекуров.docx

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: Троекуров и Дубровский: столкновение своенравных характеров

Цель урока:

Обучающая: выявить  первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.

Ознакомиться с понятиями: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.

Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:

·                    индивидуальная;

·                     парная.

Методы обучения:

·                    словесный;

·                    наглядно-иллюстративный;

·                    частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

·                    эвристическая беседа;

·                    аналитическая работа с текстом;

·                    лексическая работа.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Постановка целей урока

II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.

Метод: практический, частично-поисковый

Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.

Учитель:

·         Проверим домашнее задание.

·         Назовите главных героев романа.

·         Укажите их социальное положение.

·         Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

·         Какие у них были увлечения?

·         Как складывались отношения с соседями?

·         Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

·         Отметьте общее в судьбах героев.

Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»

 

Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и не­зависим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостя­ми, буйные увеселения, стра­дал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепе­тали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели,  у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Ш. Целеполагание

·         А кто такие друзья? Что такое дружба?

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)

·         Подберите антоним к слову дружба.

(Вражда, ссора)

Дружба                                  Ссора, вражда

·         Каково лексическое значение слова «ссора»?

(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)

·         Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?

(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).

·         Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова)

·        Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?

ü    В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?

ü    Кто виноват в ссоре?

ü    Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?

ü    Почему не состоялось примирение ?

·        Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».

IV. Первичное усвоение материала

Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.

Метод: эвристическая беседа, частичный анализ.

·        Как вы считаете, почему Кирила Петрович  Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?

(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).

·         Какие качества характера развились в нём?

(на доске табличка)                      Троекуров

Самолюбие,

 надменность,

 праздность,

высокомерие…

Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»

·         Определите лексическое значение слова:

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)

Надменность - самонадеянный, высокомерный.  (С. Ожегов, Н. Шведова)

·        Почему Дубровский остаётся «вне общего закона», выделяется среди гостей Троекурова?

(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Лексическая работа со словом «достоинство».

·         Какие качества характера остались у Дубровского?

(на доске табличка)                Дубровский

Гордость,

 чувство собственного достоинства,

 независимость…

·         Вы определили, что сближало Дубровского и Троекурова.

(Воспоминания о прошлом сближают героев).

·         Что разделяет героев романа?

(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).

·        Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?

(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

Форма работы: парная

Методы:

Динамическая пауза

Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах.

Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»  (I глава).

v    Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.

v    Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.

v    Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

 

Кто виноват в ссоре?

Троекуров

Дубровский

Парамошка

·                    «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

·                    «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

·                    «Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

·                    «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

·                    «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

·                    «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

·                    «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

·                    «...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»

·                    «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»

Проверка выполнения заданий учащимися

·         Как вы считаете, в чём вина Троекурова?

·         А Дубровского?

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?

(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

IV. Обобщение изученного материала

Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.

Метод: аналитическая беседа

·         Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

·         Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

·         Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужи­ном (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

·         Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Трое­куровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

·      Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

·         Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

·         Так кто же виноват в ссоре?

·         Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

VI. Подведение итогов урока

·         Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)

·         А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.

Но Троекуров  не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив».

·         Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

·        Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

·        В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

VII. Домашнее задание

Задание на каникулы: дочитать роман до конца.

 

VIII. Выставление оценок

IX. Рефлексия

Продолжите фразу:

·         Этот урок помог мне понять…

·         На этом уроке я убедился в том, что…

·         На уроке мне было …, потому что…


·        

Урок литературы в 6 классе Тема урока:

Урок литературы в 6 классе Тема урока:

Отношение соседей Рады были угождать, трепе­тали при его имени

Отношение соседей Рады были угождать, трепе­тали при его имени

Гордость, чувство собственного достоинства, независимость… ·

Гордость, чувство собственного достоинства, независимость… ·

IV . Обобщение изученного материала

IV . Обобщение изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021