Урок литературы в 6 классе
Тема урока: Троекуров и Дубровский: столкновение своенравных характеров
Цель урока:
Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.
Ознакомиться с понятиями: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.
Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности:
· индивидуальная;
· парная.
Методы обучения:
· словесный;
· наглядно-иллюстративный;
· частично-поисковый.
Приёмы деятельности учителя:
· эвристическая беседа;
· аналитическая работа с текстом;
· лексическая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей урока
II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.
Метод: практический, частично-поисковый
Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.
Учитель:
· Проверим домашнее задание.
· Назовите главных героев романа.
· Укажите их социальное положение.
· Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
· Какие у них были увлечения?
· Как складывались отношения с соседями?
· Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
· Отметьте общее в судьбах героев.
Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»
|
Троекуров |
Дубровский |
Социальное положение |
Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях |
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим |
Качества характера |
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием |
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома |
Занятия |
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах |
Горячий охотник |
Отношение соседей |
Рады были угождать, трепетали при его имени |
Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать |
Отношение к крестьянам |
Относился строго и своенравно |
Доброе |
Общее в судьбах героев |
Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями |
Ш. Целеполагание
· А кто такие друзья? Что такое дружба?
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)
(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)
· Подберите антоним к слову дружба.
(Вражда, ссора)
Дружба Ссора, вражда
· Каково лексическое значение слова «ссора»?
(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)
· Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?
(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).
· Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова)
· Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
ü В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
ü Кто виноват в ссоре?
ü Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?
ü Почему не состоялось примирение ?
· Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».
IV. Первичное усвоение материала
Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.
Метод: эвристическая беседа, частичный анализ.
· Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?
(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).
· Какие качества характера развились в нём?
(на доске табличка) Троекуров
Самолюбие,
надменность,
праздность,
высокомерие…
Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»
· Определите лексическое значение слова:
Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)
Надменность - самонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)
· Почему Дубровский остаётся «вне общего закона», выделяется среди гостей Троекурова?
(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).
Лексическая работа со словом «достоинство».
· Какие качества характера остались у Дубровского?
(на доске табличка) Дубровский
Гордость,
чувство собственного достоинства,
независимость…
· Вы определили, что сближало Дубровского и Троекурова.
(Воспоминания о прошлом сближают героев).
· Что разделяет героев романа?
(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский всего лишь бедный дворянин.
Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).
· Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?
(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.
Форма работы: парная
Методы:
Динамическая пауза
Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах.
Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).
v Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.
v Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.
v Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.
Кто виноват в ссоре? |
||
Троекуров |
Дубровский |
Парамошка |
· «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним». · «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится». · «Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!» · «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского» |
· «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». · «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». · «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться». · «...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» |
· «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» |
Проверка выполнения заданий учащимися
· Как вы считаете, в чём вина Троекурова?
· А Дубровского?
Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?
(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).
IV. Обобщение изученного материала
Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.
Метод: аналитическая беседа
· Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)
· Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)
· Сожалеет ли он о случившемся?
(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).
· Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)
· Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)
· Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
· Так кто же виноват в ссоре?
· Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)
VI. Подведение итогов урока
· Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)
· А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?
(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.
Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив».
· Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?
(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)
· Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.
· В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?
(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).
VII. Домашнее задание
Задание на каникулы: дочитать роман до конца.
VIII. Выставление оценок
IX. Рефлексия
Продолжите фразу:
· Этот урок помог мне понять…
· На этом уроке я убедился в том, что…
· На уроке мне было …, потому что…
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.