«Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества».
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается создание условий для усвоения учащимися основных нравственных, культурных, а также национальных ценностей, которые имеют четкую иерархию и организацию.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных учреждениях работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа не обучающихся и неработающих подростков. Все это приводит к росту детской преступности.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Актуальность программы состоит в том, что:
В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. И это, безусловно, диктуется реальностью нашего времени. Дети - наше будущее, будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Государство, общество всё более осознают это и выявляют всё больше доброй воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Для того, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать – наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно неизменно в конечном итоге разлагается.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.
Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.
Целью деятельности нашей детской организации «Мы вместе» является создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств, нравственной устойчивости, социальной активности и самостоятельности молодого поколения.
Главная забота всех, кому небезразлично будущее России, - есть многостороннее очищение нашего Отечества "от всякия скверны", восстановление силы Святой Руси. Для этого надо, не теряя ни минуты, начинать работу по пробуждению в детских сердцах Веры, Надежды и Любви. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Отсюда вытекают следующие основные задачи.
1. Сохранить духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения;
2. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию наших предков;
3. Раскрыть духовные основы отечественной культуры;
4. Показать культур образующую роль Православия для России;
5. Помочь найти смысл своей жизни и определить своё место в мире;
6. Воспитать настоящего патриота и защитника Отечества;
7. Познакомить с христианским представлением о преображении человека и мира;
8. Формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание, любовь к Родине;
9. Познакомить подрастающее поколение с историей и красотой православных праздников, возрождая добрые традиции семейного воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.