Духовно-нравственное воспитание школьников
«Духовность –превыше всего»-МАС
За время работы на педагогическом поприще , вот уже 40 лет, я увидела несколько поколений и замечала с каждым, определенным сроком деградацию в направлении духовности и нравственности, можно сказать появилась некая «нравственная инвалидность». Хочу поделиться своей работой по формированию духовности.
Среди обучаемых мной, были разные категории учащихся(инвалиды, ОВЗ, малоимущие, многодетные, с одним единственным ребенком).Будучи классным руководителем, при первом же знакомстве старалась сделать эти встречи на доброжелательном, непринужденном, легким тоне, чтоб вызвать открытость ребенка. Далее продумывала вопросы анкеты, чтоб поближе с каждым познакомиться и ненавязчиво выяснить его проблемы, окунуться в его «МИР»
После изучения каждой анкеты выстраивала план работы по выявленным категориям, и соответствии их интересов строился воспитательный план работы с классом, учитывая в комплексе все направления гармоничного развития личности. Главный акцент я делала, всю свою педагогическую деятельность ,на духовно-нравственное воспитание, так как считаю –духовность первостепенна!
Работу направления духовно-нравственного воспитания планировала с рассказа о своей семье, о традициях, о численности семьи и значимости для него такого количества детей, акцент делала на наличие бабушек, дедушек их роль в семье-это дает характеристику реальную семье!
Жизнь класса совместно с родительским и ученическим активами становилась бурной, интересной .зажигательной.
С особым пристрастием готовились и проводили мероприятия ко Дню пожилых , с привлечением бабушек, дедушек, прабабущек, День инвалидности, День толерантности. Я не говорю о Днях солидарности против терроризма (Бислан, наша школа в декабре 2014г),о Днях Матери и чеченской женщины и других мероприятиях воспитательного характера.
Часто практикую уроки Доброты, где даю возможность раскрыться каждому ребенку, чтоб увидеть его внутренний мир, услышать его мнение. Как я раннее говорила, в классе есть инвалиды, ОВЗ и вполне здоровые дети, большей частью применяю интерактивные методы.
Часто использую положение Декларации независимости инвалида, созданной Норманом Кюнком. Уроки, встречи ,беседы направляю на понимание инвалидности, направляю на взаимное уважение и равенство между обучающимися с ОВЗ и их ровесниками, формирование толерантности. Приведу здесь пункты этой Декларации:
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
В зависимости от уровней звена останавливаюсь на вышеизложенных пунктах : почему он так говорит? А как ты считаешь? На чем может быть основано такое суждение?-тд. Такими приемами, я даю ровесникам пройтись через понимание инвалидами этого Мира .
Для проведения такой тонкой деликатной работы необходимо придерживаться следующего:
Уроки Доброты по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практико ориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы.
Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
*самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;
· обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
· формирование у обучающихся мнения и отношения;
· формирование жизненных навыков;
· выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах урока позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Основными формами организации УРОКА могут быть: мини-лекция , дискуссия ,дебаты Мозговой штурм (брейнсторм), деловая игра ,мастер класс,социально-психологический тренинг, методика «Займи позицию» , групповое обсуждение ,методика «Дерево решений»
Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.
Уроки доброты можно для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихся используются различные методы и формы подачи материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.